Дело № 2-3003/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2014 года
Ленинский районный суд города Смоленска
Под председательством судьи Куделиной И.А.
При секретаре Козловой И.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий Главы Администрации г.Смоленска,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Главы Администрации г.Смоленска, указав следующее.
Заявитель является организатором публичного мероприятия, проведение которого было запланировано на ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> Предполагаемое количество участников: <данные изъяты> человек.
ДД.ММ.ГГГГ уведомление о проведении указанного мероприятия было подано в Администрацию г.Смоленска.
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ Глава Администрации г.Смоленска А. предложил заявителю устранить несоответствие указанных в уведомлении целей и форм проведения публичного мероприятия, указав, что публичное мероприятие с заявленной целью <данные изъяты> имеет признаки <данные изъяты>
Исходящим от ДД.ММ.ГГГГ организатор сообщил, что указанная в уведомлении цель публичного мероприятия соответствует закону. Одновременно организатор уточнил цель и форму публичного мероприятия: популяризация здорового образа жизни, привлечение внимание общественности к духовным и нравственным ценностям, ознакомление с вероучением вайшнавизма, одного из основных направлений традиционного индуизма; форма мероприятия – митинг с элементами богослужения <данные изъяты>
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ Глава Администрации г.Смоленска А. сообщил, что организатором нарушен порядок организации публичного мероприятия; проведение заявленного публичного мероприятия в открытом для свободного посещения месте может нарушить права и свободы малолетних, миссионерская деятельность среди которых осуществляется только с их согласия и с письменного согласия родителей.
Действия Главы Администрации г.Смоленска носят незаконный характер, поскольку нарушают положения ст.31 Конституции РФ и п1. ч.3 ст.5 ФЗ РФ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Просит суд признать действия Администрации г.Смоленска в части направления ФИО1 предложения об устранении несоответствия требованиям закона целей публичного мероприятия и в части сообщения о несоответствии цели публичного мероприятия части 4 статьи 3 Закона Смоленской области от 10.06.2003 № 25-з незаконными; обязать Администрацию г.Смоленска устранить препятствия к осуществлению прав и свобод заявителя.
В судебном заседании ФИО1, его представитель ФИО2 поддержали заявленные требования.
Представитель заявителя пояснил суду, что порядок проведения публичных религиозных мероприятий регулируется нормами ФЗ РФ № 54-ФЗ. Каких-либо запретов на проведение публичных религиозных мероприятий в присутствии малолетних федеральное законодательство не содержит. При этом регулирование и защита права каждого на мирные собрания, распространение религиозных убеждений, свободу мысли и слова находится в исключительном ведении Российской Федерации. Следовательно, региональный закон не может устанавливать дополнительные ограничения к порядку проведения публичных мероприятий.
Своими действиями Администрация г.Смоленска со ссылкой на нормы регионального закона пытается ввести ограничения к установленному федеральным законом порядку проведения публичного религиозного мероприятия, запретив его публичное проведение во всех местах возможного появления малолетних детей. Организатор не ставил своей целью осуществления какой-либо деятельности среди малолетних, в том числе – и миссионерской. Целью мероприятия вообще не является пропаганда какого-либо вероучения либо вовлечение в него.
Форма публичного мероприятия сформулирована согласно норме ФЗ РФ № 54-ФЗ. Однако цель религиозного мероприятия всегда отличается от тех целей, которые перечислены в указанном законе. Участники публичного мероприятия поют тексты религиозного содержания, что может быть истолковано как богослужение.
Представители Администрации г.Смоленска ФИО3, ФИО4, ФИО5 не согласились с доводами заявления.
Пояснили суду, что заявленная ФИО1 цель проведения публичного мероприятия – ознакомление с основами вайшнавского учения имеет признаки миссионерской деятельности. При этом заявлена форма публичного мероприятия – митинг с элементами публичного богослужения (совместное воспевание святых имен Кришны). То есть цель публичного мероприятия не соответствовала его форме. Заявитель уточнил цель проведения публичного мероприятия, однако она также носила признаки миссионерской деятельности. При этом миссионерская деятельность не может проводиться путем публичных мероприятий.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу положений ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как разъяснено в п.1 постановления Пленума ВС РФ № 2 от 10.02.2009 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
Согласно п.3 названного постановления к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц. Заявление гражданина, находящегося в служебной зависимости от лиц, решение, действие (бездействие) которых им оспаривается, рассматривается судом по правилам главы 25 ГПК РФ лишь в случае, когда это прямо предусмотрено законом (например, частью 3 статьи 254 ГПК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Как разъяснено в п.25 названного постановления при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на имя Главы Администрации г.Смоленска подано уведомление о проведении публичного мероприятия.
Цель мероприятия: популяризация здорового образа жизни, привлечение внимание общественности к духовным идеалам, нравственным ценностям и ознакомление с основами вайшнавского учения.
Форма мероприятия: митинг с харинамой <данные изъяты> с использованием звукоусиливающей аппаратуры и распространением аудиозаписей, видеозаписей, литературы о вреде интоксикаций и древнеиндийской ведической культуре.
Место проведения мероприятия: <адрес>.
Время проведения: ДД.ММ.ГГГГ
Предполагаемое количество участников: <данные изъяты> человек.
Исходящим от ДД.ММ.ГГГГ за подписью Главы Администрации г.Смоленска заявителю предложено устранить несоответствие указанных в уведомлении целей и форм проведения публичного мероприятия требованиям Федерального закона, поскольку указанная цель имеет признаки миссионерской деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ заявителем подано заявление, в котором изменены цель и форма публичного мероприятия: популяризация здорового образа жизни, привлечение внимание общественности к духовным и нравственным ценностям, ознакомление с вероучением вайшнавизма, одного из основных направлений традиционного индуизма; форма мероприятия – митинг с элементами богослужения (совместным воспеванием имен Кришны).
Исходящим от ДД.ММ.ГГГГ за подписью Главы Администрации г.Смоленска заявителю сообщалось о нарушении им установленного Федеральным законом порядка организации публичного мероприятия. Помимо этого, заявитель предупрежден об административной ответственности в случае проведения мероприятия.
В силу ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела.
Оценивая правомерность действия Главы Администрации г.Смоленска, суд учитывает следующее.
Статьей 31 Конституции РФ гражданам РФ гарантировано право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В силу ст.3 ФЗ РФ от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» проведение публичного мероприятия основывается на принципах законности.
Согласно ч.1 ст.7 названного Закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (ч.2 ст.7).
В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: цель публичного мероприятия; форма публичного мероприятия; место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; дата, время начала и окончания публичного мероприятия; предполагаемое количество участников публичного мероприятия; формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (ч.3 ст.7).
Согласно ч.3 ст.2 Закона Смоленской области от 29.03.2005 № 20-з «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Смоленской области» орган местного самоуправления, уполномоченный рассматривать уведомление, определяется в порядке, установленном уставом соответствующего муниципального образования Смоленской области.
В силу п.2 ст.3 названного Закона уведомление подается организатором публичного мероприятия в орган местного самоуправления муниципального образования город Смоленск в случае, если местом проведения публичного мероприятия с предполагаемым количеством участников до 1000 человек является территория муниципального образования город Смоленск.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.12 ФЗ РФ от 19.06.2004 № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
В случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке (ч.2 ст.12).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (ч.3 ст.12).
Согласно ст.2 ФЗ РФ от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Под митингом понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
В поданном заявителем уведомлении были указаны следующие цели мероприятия: популяризация здорового образа жизни, привлечение внимание общественности к духовным и нравственным ценностям, ознакомление с вероучением вайшнавизма, одного из основных направлений традиционного индуизма; форма мероприятия – митинг с элементами богослужения (совместным воспеванием имен Кришны).
Согласно ст.28 Конституции РФ, ст.3 ФЗ РФ от 27.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
В силу ч.5 ст.16 названного закона в случаях, не предусмотренных в ч.1-4 настоящей статьи, публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.
Данная норма признана не противоречащей Конституции РФ в той мере, в какой им вводится в качестве общего правила уведомительный порядок проведения молитвенных и религиозных собраний как разновидности публичных религиозных мероприятий в иных, помимо указанных в пунктах 1 - 4 статьи 16 данного Федерального закона (Постановление Конституционного Суда РФ от 05.12.2012 N 30-П).
Следовательно, хотя публичное богослужение, другие религиозные обряды и церемонии и не являются публичными мероприятиями применительно к нормам ФЗ РФ от 19.06.2004 № 54-ФЗ, правила их проведения религиозными группами регулируется нормами данного Закона.
Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.2 ст.3 ФЗ РФ от 27.09.1997 № 125-ФЗ).
В названном выше Постановлении Конституционного Суда РФ отмечено следующее.
Конституция Российской Федерации в статьях 14, 28 провозглашает Российскую Федерацию светским государством, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны между собой, и - исходя из того, что религиозная свобода является одной из важнейших форм духовно-нравственного самоопределения личности и внутренним делом каждого, - гарантирует в качестве одного из основных личных (гражданских) прав свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Право на свободу совести и религии признается также международно-правовыми актами, являющимися составной частью правовой системы Российской Федерации, - Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (статья 9) и Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 18), согласно которым это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.
Соответственно, данное право не может ограничиваться исключительно пространством личной (частной) жизни, - получая свою реализацию во внешней сфере, в том числе в массовых коллективных формах, оно объективно приобретает и весьма существенное общественное значение, что обязывает Российскую Федерацию как правовое и социальное государство (часть 1 статьи 1, часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации) обеспечивать, нейтрально и беспристрастно, исповедание различных религий, верований и убеждений в целях достижения гражданского мира и согласия, поддержания общественного порядка и религиозной терпимости в обществе, не допуская произвольного и неоправданного вмешательства в деятельность религиозных организаций и в то же время - учитывая светский характер российского государства - клерикализации государственных и общественных институтов.
Таким образом, принимая во внимание сочетание в религиозной свободе индивидуальных (личных) и коллективных, а также частных и публичных начал, нормативный порядок реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированного каждому статьей 28 Конституции Российской Федерации, - исходя из предписаний Конституции Российской Федерации, согласно которым права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность публичной власти и обеспечиваются правосудием, а их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 статьи 17, статья 18 Конституции Российской Федерации), - требует соотнесения с порядком реализации иных конституционных прав, в том числе в социально-политической сфере, и обязывает как законодателя, так и правоприменителя, включая суд, обеспечивать разумный баланс интересов верующих и религиозных объединений, с одной стороны, и светских политических и государственных институтов - с другой, не посягая при этом на само существо данного права и не создавая препятствий для его реализации.
Свобода совести и вероисповедания, реализуемая в форме объединения последователей того или иного вероучения для проведения совместных молитв, религиозных обрядов и других мероприятий, неразрывно связана с другими правами и свободами, закрепленными Конституцией Российской Федерации, в частности ее статьями 27, 29, 30 и 31, прежде всего с правом на объединение, а также с правом на свободу собраний, которое, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 мая 2012 года N 12-П, является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом и правовом государстве, на котором лежит обязанность обеспечивать защиту, в том числе судебную, прав и свобод человека и гражданина (статьи 1 и 64, часть 1 статьи 45, статья 46 Конституции Российской Федерации).
Вместе с тем право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, закрепленное статьей 31 Конституции Российской Федерации, не является абсолютным и в силу ее части 3 статьи 55 может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 мая 2012 года N 12-П).
Что касается публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в иных, помимо указанных в пунктах 1 - 4 статьи 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", местах (в том числе на открытом воздухе или в нежилых помещениях), то в соответствии с пунктом 5 той же статьи они осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, демонстраций и шествий, который в настоящее время определяется Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей (Постановления от 30 октября 2003 года N 15-П, от 22 марта 2005 года N 4-П, от 14 июля 2005 года N 9-П, от 16 июня 2009 года N 9-П и др.).
Вводя процедуру предварительного уведомления органов публичной власти о проведении таких публичных мероприятий, как митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, федеральный законодатель имел целью реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на свободу собраний в условиях, обеспечивающих соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности, достижение баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и иных лиц - с другой, и исходил из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан (как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них не участвующих), а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
Что касается молитвенных и религиозных собраний (и даже некоторых богослужений и обрядов) как разновидности публичных религиозных мероприятий, затрагивающих специфическую сферу общественной активности, то формально в системе действующего правового регулирования они подпадают под нормативное определение собрания, т.е., согласно статье 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", совместного присутствия граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов. При этом по своим содержательным характеристикам они отличаются от аналогичных по некоторым внешним признакам публичных светских мероприятий, чем и предопределено предписание части 2 статьи 1 названного Федерального закона, в силу которого проведение религиозных обрядов и церемоний регулируется Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях", который не устанавливает юридически значимых различий между видами публичных религиозных мероприятий - публичными богослужениями, церемониями, обрядами, ритуалами, молитвенными и религиозными собраниями (определение которых не только с юридической, но и с религиоведческой точки зрения представляется достаточно сложным).
Отсутствие в действующем правовом регулировании соответствующих дефиниций - притом что и формальная классификация публичных религиозных мероприятий не является достаточно четкой - не может, однако, рассматриваться как его дефект и препятствие для правильного разрешения споров, возникающих в связи с проведением публичных религиозных мероприятий, - оно обусловлено многоконфессиональностью российского общества и разнообразием вероисповеданий, что требует от законодателя, обязанного обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, максимальной сдержанности и деликатности.
Изложенное соответствует положениям ст.21 Международного пакта о гражданских и политических правах от 06.12.1966, устанавливающей, что пользование правом на мирные собрания не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Усмотрев в заявленной ФИО1 цели публичного мероприятия признаки миссионерской деятельности и предупредив его об административной ответственности, Администрация г.Смоленска по мнению суда превысила полномочия, делегированные п.2 ч.1 ст.12 ФЗ РФ от 19.06.2004 № 54-ФЗ, поскольку такое письменное мотивированное предупреждение может иметь место лишь в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации.
Конституцией РФ на территории РФ миссионерская деятельность не запрещена.
Напротив, в силу ст.14 Конституции РФ Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В силу положений Закона Смоленской области от 10.06.2003 № 25-з «О миссионерской деятельности на территории Смоленской области» миссионерская деятельность - информационная и организационная деятельность миссионеров, прямо или косвенно направленная на распространение своего вероучения и религиозной практики среди лиц иной веры и (или) неверующих на территории Смоленской области.
Миссионерскую деятельность на территории Смоленской области имеют право осуществлять миссионеры, представляющие религиозные объединения и имеющие документ, удостоверяющий их принадлежность к соответствующему религиозному объединению.
Миссионерская деятельность осуществляется: в культовых зданиях, сооружениях и на относящихся к ним территориях, принадлежащих религиозным организациям; в жилых помещениях только с согласия граждан, в них проживающих; в иных местах, отвечающих требованиям проведения массовых мероприятий, - в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.
Миссионерская деятельность среди малолетних осуществляется только по их желанию и при наличии письменного согласия обоих родителей или лиц, их заменяющих.
Нарушение требований областного законодательства, регулирующего порядок осуществления миссионерской деятельности на территории Смоленской области, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.28 Закона Смоленской области от 25.06.2003 № 28-з «Об административных правонарушениях на территории Смоленской области».
Вместе с тем, ФИО1 миссионерская деятельность не заявлялась целью проведения публичного мероприятия. Как отмечено ранее, по форме публичное мероприятие отвечает признакам богослужения.
В ответе Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ не указано каким положениям Конституции РФ, УК РФ и КОАП РФ не соответствуют заявленные ФИО1 цель и форма публичного мероприятия.
Анализируя исследованные доказательства в совокупности, а также применимое к возникшим правоотношениям законодательство, суд приходит убеждению, что у Главы Администрации г.Смоленска отсутствовали предусмотренные законом основания для предложения заявителю как организатору публичного мероприятия изменить указанные в уведомлении цель и форму проведения публичного мероприятия и для предупреждения его об административной ответственности в случае его проведения.
Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При установленных судом фактических обстоятельствах требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.258, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия Главы Администрации г.Смоленска, выразившиеся в предложении организатору публичного мероприятия ФИО1 устранить несоответствия требованиям закона целей публичного мероприятия, планируемого к проведению ДД.ММ.ГГГГ на <адрес>, и в сообщении о неустранении указанного несоответствия.
На основании ч.3 ст.258 ГПК РФ обязать Главу Администрации г.Смоленска уведомить суд об исполнении решения, вступившего в законную силу, не позднее чем в течение месяца со дня его получения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Судья И.А.Куделина
Мотивированное решении изготовлено 17 июля 2014.