ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3003/2015 от 17.03.2016 Артемовского городского суда (Приморский край)

Дело № 2-65/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 марта 2016 год г. Артем

Артемовский городской суд в составе:

председательствующего судьи Юдановой С.В.,

при секретаре Лобачевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1к ФГБУ Учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов, администрации Артемовского городского округа, Министерству энергетики РФ, Министерству финансов РФ о взыскании денежной суммы, судебных расходов

Установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском, указав, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрела в собственность земельный участок и расположенный на нем жилой дом, площадью 31,6 кв.м., по адресу: <адрес>. ФИО1 и пятеро членов ее семьи зарегистрировали свое место жительства в указанном выше доме. На основании Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 года N 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков" за счет средств бюджета семье ФИО1 предоставлена социальная выплата в размере 4 498 200 рублей для приобретения жилого помещения, как подлежащей переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. Социальная выплата предоставлена на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 и администрацией Артемовского городского округа. По условиям п. 1.2.2 договора ФИО1 была обязана безвозмездно передать администрации в месячный срок после приобретения нового жилья занимаемое ею жилое помещение по адресу: <адрес> оформить документы на передачу. В соответствии с передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ истец со всеми членами семьи освободила жилье и передала безвозмездно администрации Артемовского городского округа спорный жилой дом под снос. ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт сноса жилого дома по адресу: <адрес>. Согласно справке Отделения ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом снят с технического учета ДД.ММ.ГГГГ Определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ признан недействительным договор от ДД.ММ.ГГГГ на предоставление указанной выше социальной выплаты, заключенный между администрацией АГО и ФИО1 В доход федерального бюджета с ФИО1 взыскано 4 498 200 рублей. В определении указано, что ФИО1 с членами семьи неправомерно включены в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, права ФИО1 на сносимый дом могут быть защищены в ином порядке. Согласно отчету № , выполненному ООО «ДВ Недвижимость», величина рыночной стоимости права собственности на объект оценки: жилой дом по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 622 000 рублей. Согласно п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года N 428, социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а так же в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов. Администрация Артемовского городского округа формирует и представляет пакет документов для включения в списки граждан на приобретения жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ непригодными для проживания, ФГБУ Учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов утверждает указанные списки. Исходя из указанного следует, что истице вред причинен совместными действиями ответчиков. Просила взыскать с ФГБУ Учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов и администрации Артемовского городского округа солидарно денежную сумму в размере 622 000 рублей, расходы на оценку в размере 10 000 рублей, расходы на оплату госудасртвеной пошлины в размере 9 420 рублей.

В последующем по ходатайству истца по делу в качестве соответчиков привлечены Министерство энергетики РФ и Министерство финансов РФ.

В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности исковые требования поддержала, дополнительно указала, что в списках граждан, подлежащих переселению, составленных на день принятия решения о ликвидации шахты «Дальневосточная» (ДД.ММ.ГГГГ год) ФИО1 и члены ее семьи не значились. В течение 2012 года администрацией Артемовского городского округа, в связи с численными изменениями в составе некоторых семей, составлены и утверждены дополнительные списки граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате горных работ на ликвидируемой шахте непригодным для проживания по критериям безопасности. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в дополнительный список граждан по ликвидируемой шахте «Дальневосточная», утвержденный главой округа Артемовского городского округа и согласованный председателем наблюдательного совета Артемовского городского округа — , включена ФИО1 и члены ее семьи, с указанием даты регистрации по адресу: <адрес> — 2002 год. Данный список направлялся на согласование в Министерство энергетики РФ. Согласно объяснениям начальника отдела по управлению средствами господдержки ликвидируемых шахт администрации Артемовского городского округа , при составлении дополнительного списка граждан, направленного в Министерство энергетики на согласование, допущена опечатка в дате регистрации истца в спорном доме вместо 2012 год указано 2002 год. ДД.ММ.ГГГГ дополнительный список граждан согласован заместителем Министра энергетики РФ. Таким образом, администрация Артемовского городского округа допустила бюджетное нарушение, которое выразилось в том, что социальная выплата предоставлена гражданам, не состоящим в специальных списках на момент принятия решения о ликвидации шахты. Заключенный между администрацией Артемовского городского округа и ФИО1 договор на предоставление социальных выплат в размере 4 498 200 рублей определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ признан недействительным и с ФИО1 в доход федерального бюджета взыскана денежная сумма в размере 4 498 200 рублей. ФИО1 передала администрации города жилой дом, который в настоящее время снесен. Поскольку возврат жилого дома невозможен в натуре, ответчики обязаны возвратить стоимость дома в деньгах, тем самым возместить причиненный ущерб истцу.

Представитель администрации Артемовского городского округа по доверенности с исковыми требованиями не согласилась, указала, что жилой дом по адресу: <адрес> филиала ОАО ВНИМИ от ДД.ММ.ГГГГ рекомендовался к первоначальному сносу за счет средств господдержки, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате проведения горных работ на шахте «Дальневосточная». Просила суд учесть, что администрация города только формирует и предоставляет пакет документов для включения в списки граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого, а рассматриваются и утверждаются списки ФГБУ Учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов. Таким образом, администрация города какой-либо ущерб истцу не причиняла. Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании рыночной стоимости жилого дома не на дату его передачи по акту, а на иную дату.

Представитель Министерства финансов РФ по доверенности с иском не согласилась, указала, что определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ признан недействительным заключенный между администрацией Артемовского городского округа и ФИО1 договор на предоставление социальных выплат в размере 4 498 200 рублей. В соответствии с действующим законодательством, лица, не являющиеся сторонами и участниками в договорных отношениях не могут нести ответственность за неисполнение договорных обязательств. Именно администрацией Артемовского городского округа в связи с численными изменениями в составе некоторых семей были составлены и утверждены дополнительные списки граждан, в которые включена ФИО1 Данный список был направлен для согласования в Министерство энергетики РФ. В связи с допущенной опечаткой в дате регистрации ФИО1 и членов ее семьи, социальная выплата была предоставлена в нарушение требований действующего законодательства. Действующее законодательство предусматривает исчерпывающий перечень обстоятельств при которых ущерб подлежит возмещению за счет казны РФ. Таких обстоятельство по делу не установлено.

Представитель ФГБУ Учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов в судебное заседание не явился, направил отзыв на иск, в котором указал, что учреждение не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку уставом не предусмотрены функции по распределению средств федерального бюджета и формированию списков граждан на переселение.

Представитель Министерства энергетики РФ в суд не явился, направил отзыв на иск, в котором указал, что причинителем вреда имуществу ФИО1 является ДОАО «ШУ Дальневосточное». ФИО1 приобрела дом в ветхом состоянии, следовательно ущерб ей причинен не был.

Третье лицо в суд не явился, направил пояснения, в которых указал, что ФИО1 предоставила все необходимые документы для включения в дополнительный список граждан, подлежащих переселению. Дополнительные списки граждан, в том числе с семьей истца, были утверждены протоколом от 17 июля 2012 года Министерства энергетики РФ.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрела в собственность земельный участок и жилой дом, по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и администрацией Артемовского городского округа заключен договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет межбюджетных трансфертов федерального бюджета, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого аварийного жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с указанным договором ФИО1 на состав семьи 6 человек произведена социальная выплата в размере 4 498 200 рублей.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией Артемовского городского округа и ФИО1 признан недействительным, с ФИО1 в доход федерального бюджета взыскана сумма в размере 4 498 200 рублей.

Разрешая спор, судебная коллегия исходила из того, что ФИО1 и члены ее семьи неправомерно включены в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированных шахтах, поскольку на момент принятия решения о ликвидации шахты "Дальневосточная" в 1997 году ФИО1 прав на дом не имела, постоянно в нем не проживала, приобрела дом в ветхом состоянии.

В соответствии с п. 8 Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.7.2005 года N 428 социальные выплаты на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилого фонда, предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

В соответствии с п. 11 указанных Правил, социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

По акту приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 во исполнение п. 1.2. 1 договора от ДД.ММ.ГГГГ, а также п. 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.7.2005 года N 428 передала администрации Артемовского городского округа жилой дом по адресу: <адрес>.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес> снесен.

В силу п. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Учитывая, что договор на предоставлении социальных выплат от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией Артемовского городского округа и ФИО2 признан судом недействительным, а переданный администрации города жилой дом не может быть возвращен в связи со сносом, суд приходит к выводу о том, что администрация города, как сторона по сделке, обязана возместить его стоимость. Суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по делу является администрация Артемовского городского округа.

Разрешая вопрос о стоимости жилого дома, суд полагает необходимым руководствоваться отчетом об оценке ООО «ДВ Недвижимость» , согласно которому рыночная стоимость жилого дома на момент его передачи администрации города составляла 473 000 рублей. При этом, суд учитывает, что данное заключение выполнено компетентным лицом. Оснований не доверять выводам оценщика у суда не имеется. Доказательств, подтверждающий иную стоимость жилого дома на момент его передачи по акту от ДД.ММ.ГГГГ, представителем администрации Артемовского городского округа в материалы дела не представлено.

На основании ст. 98 ГПК РФ с администрации Артемовского городского округа в пользу ФИО1 подлежат взысканию расходы на оценку спорного имущества в размере 5 000 рублей, а также расходы на оплату государственной пошлины пропорционально удовлетворенным исковым требованиями в размере 7 930 рублей.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

Решил:

Исковые требования ФИО1к администрации Артемовского городского округа о взыскании денежной суммы, судебных расходов удовлетворить в части.

Взыскать с администрации Артемовского городского округа в пользу ФИО1денежную сумму в размере 473 000 рублей, расходы на оценку в размере 5 000 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 7 930 рублей, всего 485 930 рублей.

Исковые требования ФИО1к ФГБУ Учреждение по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов, Министерству энергетики РФ, Министерству финансов РФ о взыскании денежной суммы, судебных расходов оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Артемовский городской суд Приморского края.

Мотивированное решение будет изготовлено 22 марта 2016 года.

Судья С.В. Юданова