Ленинский районный суд города Ульяновска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинский районный суд города Ульяновска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
2-3004/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 мая 2011 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд
В составе председательствующего судьи Першиной С.В.
при секретаре Алтусовой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1 об оспаривании отказа мэрии города Ульяновска в выдаче разрешения на реконструкцию помещения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа мэрии города Ульяновска в выдаче разрешения на реконструкцию помещения, указав следующее.
Он является собственником квартиры, расположенной по адресу: на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Постановлением мэра г. Ульяновска № от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира переведена в нежилое помещение.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в мэрию г. Ульяновска с письменно оформленным заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию помещения. На свое обращение получил отказ, датированный ДД.ММ.ГГГГ, который был мотивирован непредоставлением документов, перечисленных в ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а именно: материалов, содержащихся в проектной документации: пояснительной записки; схемы планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с градостроительным планом земельного участка; схемы, отображающей архитектурные решения; сводного плана сетей инженерно- технического обеспечения; проекта организации строительства объекта капитального строительства; согласия всех правообладателей объекта капитального строительства.
Считает данный отказ незаконным, грубо нарушающим его права.
Поскольку до настоящего времени спорное помещение, планируемое к реконструкции, является квартирой, расположенной в многоквартирном жилом доме, документы должны оформлять по нормам Жилищного кодекса РФ, а не Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества с многоквартирном доме.
Согласно ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование принимаются большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1-3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
Поскольку вместе с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию было представлено решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № по , согласно которому более 70% собственников дало согласие на реконструкцию спорного помещения под магазин товаров первой необходимости с отдельным входом, отказ мэрии г. Ульяновска по мотиву непредставления согласия всех правообладателей объекта капитального строительства является незаконным.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 на удовлетворении заявленных требований настаивал, дополнив суду, что положения п. 6 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ о том, что реконструкция объекта капитального строительства возможна только при наличии согласия всех правообладателей данного объекта следует понимать таким образом, что должно быть представлено согласие собственников объекта, планируемого к реконструкции, т.е. отдельной квартиры, а не многоквартирного жилого дома, в котором данная квартира расположена.
Представитель мэрии г. Ульяновска ФИО3 просила отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований, пояснив суду следующее.
ДД.ММ.ГГГГ № в мэрию г.Ульяновска поступило заявление ФИО1 о выдаче разрешения на реконструкцию квартиры № в жилом доме № по под магазин товаров первой необходимости.
На данное заявление мэрией города Ульяновска ДД.ММ.ГГГГ№ заявителю был направлен отказ на выдачу разрешения на реконструкцию в связи с отсутствием документов, предусмотренных ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ.
В ст. 1 Градостроительного кодекса РФ дано определение реконструкции, согласно которому - реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.
Порядок выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) установлен ст.51 Градостроительного кодекса РФ.
Перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство (реконструкцию) установлен ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ.
Для получения разрешения на строительство (реконструкцию) заявителем не был представлен полный пакет документов, определённый п.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных положениями данной статьи.
В связи с этим, отказ мэрии города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ № основан на нормах законодательства о градостроительной деятельности, в силу чего является законным.
Ссылка заявителя на нормы жилищного законодательства при рассмотрении данного спора не может быть применима по следующим основаниям.
Нормами жилищного законодательства определено понятие переустройство и перепланировка, которые применимы к жилым помещениям (п.1 ст.4 Жилищного кодекса РФ). В связи с тем, что магазин товаров первой необходимости не может являться жилым помещением и нормы Жилищного кодекса РФ не регламентируют порядок выдачи разрешения на реконструкцию, ссылка заявителя на нормы жилищного законодательства является несостоятельной.
Выслушав мнение участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: . Квартира расположена на первом этаже 5-этажного многоквартирного жилого дома.
Постановлением мэра г. Ульяновска № от ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира переведена в нежилое помещение, с проведением работ по проекту в установленном порядке, для последующего использования под магазин товаров первой необходимости.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в мэрию г. Ульяновска с письменно оформленным заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию помещения. На свое обращение получил отказ, датированный ДД.ММ.ГГГГ, который был мотивирован непредоставлением документов, перечисленных в ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, а именно: материалов, содержащихся в проектной документации: пояснительной записки; схемы планировочной организации земельного участка, выполненной в соответствии с градостроительным планом земельного участка; схемы, отображающей архитектурные решения; сводного плана сетей инженерно- технического обеспечения; проекта организации строительства объекта капитального строительства; согласия всех правообладателей объекта капитального строительства.
В соответствии со ст. 288 ГК РФ перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Согласно части 1 статьи 22 Жилищного кодекса РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований данного Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления- часть 1 статьи 23 ЖК РФ.
Из части 2 статьи 36 ЖК РФ следует, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных данным кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
К распоряжению имуществом также относятся действия по изменению объекта.
В соответствии с ч.3 ст. 36 Жилищного кодекса РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В силу части 2 статьи 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. «в» части 2 раздела 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие конструкции).
Как видно из представленного заявителем в материалы дела Рабочего проекта, на 1 этаже многоквартирного дома предусмотрено устройство отдельного входа путем разрушения части внешней стены многоквартирного дома, что связано с изменением несущих конструкций дома; демонтаж несущих перегородок.
Производство таких работ должно производиться в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности- с получением разрешения на реконструкцию и соблюдением прочих требований.
Обязательное получение разрешения на реконструкцию перед производством работ вытекает из положений п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которым строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с ч. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия- в порядке, устанавливаемом судом.
В силу п. 6 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объекта капитального строительства возможна при наличии согласия всех правообладателей данного объекта.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размеры земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу положений статьи 16 ФЗ № 189- ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (ч.5 ст. 16 ФЗ № 189- ФЗ).
Из представленных в материалы дела документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ земельный участок под многоквартирным жилым домом № по поставлен на кадастровый учет; участку присвоен кадастровый номер №.
Таким образом, земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом № по сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
Поскольку в силу прямого указания закона, сформированный и поставленный на кадастровый учет до 2005г. земельный участок под многоквартирным жилым домом № по на праве общей долевой собственности принадлежит собственникам помещений в названном многоквартирном доме, согласие указанных лиц на реконструкцию объекта капитального строительства, предусматривающего размещение на 1-от этаже дома магазина товаров первой необходимости с устройством отдельного наружного входа, должно быть получено в обязательном порядке.
Доводы заявителя о том, что к спорным правоотношениям должны быть применены нормы жилищного законодательства, а не нормы Градостроительного кодекса РФ, суд находит несостоятельными.
Нормы жилищного законодательства предусматривают порядок перевода жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое; реконструкция помещения производится в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, в том числе в соответствии со ст. 51.
Доказательств, подтверждающих согласие всех собственников помещений многоквартирного дома № по на реконструкцию спорного помещения, суду не представлено.
В силу вышеизложенного, отказ мэрии г. Ульяновска в выдаче заявителю разрешения на реконструкцию нежилого помещения по мотиву непредоставления согласия всех правообладателей объекта капитального строительства является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО1 об оспаривании отказа мэрии города Ульяновска в выдаче разрешения на реконструкцию помещения, расположенного по адресу: оставить без удовлетворения.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Ленинский районный суд г. Ульяновска.
СУДЬЯ: С.В. ПЕРШИНА