ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3005/18 от 21.11.2018 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

Гражданское дело № 2-3005/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 ноября 2018 года город Омск

Первомайский районный суд города Омска


под председательством судьи Базыловой А.В.,

при секретаре Осипенко Е.В.

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика ФГБОУ ВО Омский ГАУ ФИО2, действующей на основании доверенности от 11 января 2018 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина» о признании права на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, о возложении обязанности поставить на полное государственное обеспечение,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению ВО Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина о признании права на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, указав в обоснование на то, что он родился ДД.ММ.ГГГГ. Его <данные изъяты>ФИО3<данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты>ФИО4 решением Кировского районного суда города Омска был лишен родительских прав (впоследствии <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ). Над ним была установлена опека по приказу начальника - управления образования Администрации города Омска № 652-о от 09 июня 2006 года, то есть он перешел в категорию <данные изъяты>. 29 июля 2018 года он приказом ФГБОУ ВО Омский ГАУ «О зачислении на места в пределах особой квоты» был зачислен на 1-ый курс очной формы обучения землеустроительного факультета для обучения с ДД.ММ.ГГГГ по направлению подготовки ДД.ММ.ГГГГ. После зачисления ФИО1 обратился в Комиссию по постановке на полное государственное обеспечение обучающихся в ФГБОУ ВО Омский ГАУ детей-сирот и лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Комиссией было вынесено решение об отказе ему в постановке на полное государственное обеспечение, что следует из ответа от ДД.ММ.ГГГГ, так как на момент постановки на полное государственное обеспечение он достиг 23-летнего возраста. Просит признать за ним право на полное государственное обеспечение, возложить обязанность на ФГБОУ ВО Омский ГАУ поставить на полное государственное обеспечение.

В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. В дополнение пояснил, что документы для предоставления полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке в Комиссию он предоставил в августе 2018 года в момент прохождения отработки в аграрном университете. Решением комиссии ему было отказано в предоставлении полного государственного обеспечения. До поступления в университет он обучался в колледже, где был поставлен на полное государственное обеспечение и ему были предоставлены дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Представитель ответчика ФГБОУ ВО Омский ГАУ ФИО2 в судебном заседании заявленные требования не признала, представив отзыв на заявленные требования. Пояснила, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2015 года № 1147 и Правилами приема на обучение в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина» на 2018/2019 учебный год 29 июля 2018 года приказом /ст-5 был зачислен с 1 сентября 2018 года на 1 курс для обучения по очной форме по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры на места в пределах особой квоты. На момент начала обучения (зачисления) 1 сентября 2018 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достиг возраста 23 лет. 03 сентября 2018 года, являясь студентом 1 курса землеустроительного факультета очной формы обучения по специальности Землеустройство и кадастры обратился с заявлением о постановке его на полное государственное обеспечение. 21 сентября 2018 года комиссией по постановке на полное государственное обеспечение были рассмотрены документы ФИО1 и было принято решение отказать ему в постановке на полное государственное обеспечение в связи с достижением им на момент зачисления на обучение (1 сентября 2018 года) возраста 23 лет. На 23 августа 2018 года, то есть на момент достижения возраста 23 лет, ФИО1 не являлся студентом университета, то есть данное право не может быть сохранено за истцом после достижения им 23 лет, так как оно не возникло до указанного возраста.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к следующему.

Согласно свидетельству о рождении серии I-КН , выданному Кировским отделом ЗАГС города Омска 21 июня 2002 года, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о рождении 05 сентября 1995 года. В графе <данные изъяты>» указан ФИО4, в графе <данные изъяты> - ФИО3 (л.д. 8).

ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).

ФИО4, лишенный в отношении ФИО1 родительских прав решением Кировского районного суда города Омска, <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

Приказом Управления образования Администрации города Омска от ДД.ММ.ГГГГ-О «Об установлении опеки над несовершеннолетним ФИО1.» ФИО5 назначена опекуном несовершеннолетнего ФИО1 (л.д. 11-12).

В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Таким образом, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории <данные изъяты>, исходя из положения вышеуказанного Федерального закона.

В соответствии с частью 3 ст. 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональны образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.

В случае достижения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимися по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, до завершения обучения по таким образовательным программам.

При этом под полным государственным обеспечением и дополнительными гарантиями по социальной поддержке при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения понимается предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам.

Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определил круг лиц, относящихся к данной категории, включив в него лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, и установил для них меры социальной поддержки (преамбула и абзац четвертый статьи 1), в частности предусмотрел дополнительные гарантии права на образование, в том числе: право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; зачисление на полное государственное обеспечение до завершения обучения по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов (пункты 2 и 3 статьи 6).

Таким образом, как указал в своем определении от 29 мая 2018 года № 1331-О Конституционный Суд РФ, урегулировав отношения, возникающие в связи с предоставлением социальной поддержки в период обучения, в том числе лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, федеральный законодатель предоставил тем самым - в целях обеспечения реализации ими права на получение образования - дополнительные правовые гарантии социальной защиты, что согласуется с положениями статьи 43 Конституции Российской Федерации, согласно которым гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (часть 2), а родители или лица, их заменяющие (включая соответствующие государственные органы), обязаны обеспечить получение детьми лишь основного общего образования (часть 4).

Согласно сведениям, представленным в комиссию по постановке на полное государственное обеспечение ФГБОУ ВО «Омский ГАУ», 19 января 2017 года ФИО1 приказом -к был зачислен для обучения в Омский государственный колледж управления и профессиональных технологий для очного обучения по специальности «Компьютерные системы и комплексы» (л.д. 58).

В период обучения в Омском государственном колледже управления и профессиональных технологий с 19 января 2017 года по 30 июня 2018 года был поставлен на полное государственное обеспечение и получал денежные средства (л.д. 57).

Приказом ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» от 29 июля 2018 года № 259/ст-5 «О зачислении на места в пределах особой квоты» в соответствии с Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2015 года № 1147 и Правилами приема на обучение в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина» на 2018/2019 учебный год был зачислен с 1 сентября 2018 года на 1 курс для обучения по очной форме по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры на места в пределах особой квоты (л.д. 30-32).

На момент начала обучения (зачисления) 1 сентября 2018 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достиг возраста 23 лет.

03 сентября 2018 года, являясь студентом 1 курса землеустроительного факультета очной формы обучения по специальности Землеустройство и кадастры, ФИО1 обратился с заявлением о постановке его на полное государственное обеспечение (л.д. 56).

21 сентября 2018 года комиссией по постановке на полное государственное обеспечение, созданной приказом № 746/ОД от 10 сентября 2018 года на основании Порядка постановки на полное государственное обеспечение обучающихся в ФГБОУ ВО Омский ГАУ детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, введенными в действие Приказом от 13 декабря 2017 года № 1183/ОД, были рассмотрены документы ФИО1 (л.д. 33-35).

Комиссией было принято решение отказать ему в постановке на полное государственное обеспечение в связи с достижением им на момент зачисления на обучение (1 сентября 2018 года) возраста 23 лет.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся, в том числе студенты (курсанты) – лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры.

В силу ст. 53 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты, указанной в распорядительном акте о приеме лица на обучение.

Таким образом, статус студента лицо приобретает не с момента издания приказа о зачислении в высшее учебное заведение, а с даты зачисления на обучение, то есть с 01 сентября 2018 года

ФИО1, получивший в 2017 году диплом о среднем профессиональном образовании, с 1 сентября 2018 года был зачислен в число студентов ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» на очную форму обучения на бюджетной основе, соответственно статус студента он приобрел с 01 сентября 2018 года, то есть после достижения возраста 23 лет.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Комиссией по постановке на полное государственное обеспечение ФГБОУ ВО «Омский ГАУ» было принято правомерное решение об отказе ФИО1 в постановке на полное государственное обеспечение в связи с достижением им на момент зачисления на обучение (1 сентября 2018 года) возраста 23 лет, в связи с чем суд считает требования не подлежащими удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд –

решил:

В удовлетворении иска ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина» о признании права на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, о возложении обязанности поставить на полное государственное обеспечение отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Первомайский районный суд города Омска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение не вступило в законную силу.

Решение изготовлено в окончательной форме 26 ноября 2018 года.