копия
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2014 года Центральный районный суд г.о.Тольятти Самарской области в составе
судьи Сметаниной О.Н.,
при секретаре Васильевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к мэрии г.о.Тольятти о признании отказа в социальной выплате незаконным, обязании предоставить социальную выплату
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с иском мэрии г.о.Тольятти о признании отказа в социальной выплате незаконным, обязании предоставить социальную выплату. В обоснование требований указал, что распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ семья истца из 4 человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2010 году, о чем истец был уведомлен извещением, в котором также было указано на дополнительное сообщение о сроках написания заявления на получение социальной выплаты. В феврале 2010 года из Департамента по управлению муниципальным имуществом мэрии г.о.Тольятти поступило письмо, в котором было указано на окончание срока действия указанной программы и невозможность участия семьи истца в ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы в связи с превышением 35-летнего возраста. На основании изложенного просит признать отказ Департамента по управлению муниципальным имуществом мэрии г.о.Тольятти в предоставлении истцу социальной выплаты в рамках ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы незаконным, обязать ответчика выплатить социальную выплату в размере 989 280 рублей, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Представители истца в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали.
Представитель ответчика мэрии г.о.Тольятти в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку срок действия федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы истек. Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015г.г. Участие в новой подпрограмме является добровольным и носит заявительный характер. Новая подпрограмма продлением подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г. не является, истец с соответствующим заявлением не обращался. Кроме того, он не обращался с заявлением о предоставлении ему социальной выплаты, и в выплате ему не было отказано.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, суд считает, что заявление ФИО1 не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.3 и 10 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». Приложением № 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В соответствии с п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы участницей подпрограммы может быть молодая семья, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 Правил.
Согласно п.6 Правил участницей данной программы может быть молодая семья, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным ст.51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Аналогичные требования к молодой семье, претендующей по получение социальной выплаты, предъявляются пунктами 6 и 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно п. 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение № 3 к новой подпрограмме), для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства заявление и необходимые документы.
С 08.02.2011 года вступила в силу федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050, которая включает подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Согласно Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и «Порядку формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников областной целевой программы «Молодой семье - доступное жилье» на 2009 - 2015 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году», утвержденного приказом министерства строительства Самарской области от 09.08.2013г. № 184-п (далее-Порядок), мэрия городского округа Тольятти:
-формирует список молодых семей - участников подпрограммы и представляет их в министерство строительства Самарской области (п.20 Правил, п.2 Порядка),
-доводит до сведения молодых семей решение органа исполнительной власти Самарской области по вопросу включения их в указанные списки (п.24 Правил),
-производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат, в соответствии со списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным органом исполнительной власти Самарской области (п.26 Правил).
Материалами дела установлено, что распоряжением заместителя мэра городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ. № № семья ФИО1 (четыре человека) с ДД.ММ.ГГГГ. была признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в список молодых семей в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 г.г., изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2010году.
Согласно ответу заместителя руководителя департамента по управлению муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ семья истца не может быть признана участницей новой подпрограммы на том основании, что эта программа является новой и для регистрации необходимо было вновь предоставить весь пакет документов, кроме того возраст ФИО1 превысил 35 лет, необходимых для регистрации в программе.
Истец в обоснование своих требований указывает на то, что лица, участвовавшие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслам и целями подпрограммы, принципу преемственности, становятся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
С данными доводами истца суд не может согласиться, поскольку подпрограммой не предусмотрен упрощенный порядок признания участниками подпрограммы для участия в подпрограмме молодым семьям - участникам ранее действовавшей программы необходимо обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства с соответствующим заявлением. Срок действия ФЦП «Жилище» на 2002-2010 года истек, о чем истцу было известно, поскольку в поданном им заявлении о включении в состав участников данной подпрограммы ДД.ММ.ГГГГ указано на срок действия данной программы 2002-2010 годы, а также в средствах массовой информации и других информационных источниках давались комментарии по сроку действия данной программы, новая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы также публиковалась в СМИ. Новая подпрограмма не является продлением ранее действующей, в связи с чем, молодые семьи, в том числе признанные участниками ранее действующей подпрограммы, должны были предоставить необходимый пакет документов и заявление на участие в соответствии с условиями, установленными федеральным законодательством.
Суд считает несостоятельными доводы истца о том, что ему не было известно о необходимости повторной подачи документов и отсутствия уведомления со стороны органов местного самоуправления об исключении его семьи из числа программы, поскольку обязанность по направлению таких уведомлений органами местного самоуправления законодательством не предусмотрена.
Таким образом, суд полагает, что со стороны мэрии г.о.Тольятти не было нарушений прав истца на получение социальной выплаты, поскольку ФИО1 с заявлением о признании нуждающимися в рамках новой подпрограммы в мэрию г.о.Тольятти не обращался, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ., участие в новой подпрограмме является добровольным и носит заявительный характер. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось 35 лет, в связи с чем его семья перестала соответствовать условию участия в подпрограмме по возрасту.
Из заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. в мэрию г.о.Тольятти видно, что он просит сообщить ему сроки написания заявления на получения социальной выплаты.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Департамента по управлению муниципальным имуществом истцу были разъяснены положения ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, разъяснено право на обращение за консультацией в отдел по учету и распределению жилой площади Автозаводского района департамента по управлению муниципальным имуществом мэрии г.о.Тольятти по вопросу возможности получения социальной выплаты.
Таким образом, истцу не было отказано в социальной выплате, его права действиями мэрии г.о.Тольятти нарушены не были, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Кроме того, действующим законодательством разграничены полномочия органов исполнительной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, обязанность по предоставлению социальной выплаты в полномочия мэрии г.о.Тольятти не входят. Так как основное требование удовлетворению не подлежит, требования о компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей суд также считает не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к мэрии г.о.Тольятти о признании отказа незаконным, обязании предоставить социальную выплату - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о.Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательно форме изготовлено 30 мая 2014 года.
Судья (подпись) Сметанина О.Н.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья: