ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3007/16 от 07.10.2016 Ленинскогого районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область)

Дело № 2-3007/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 07 октября 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 17 октября 2016 года.

Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе: председательствующего Борисовой Д.В.,

при секретаре Важениной П.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магнитогорске, администрации г. Магнитогорска о возложении обязанности по выплате пенсии по инвалидности, по выплате ежемесячной денежной компенсации за период с 15 сентября 2014 года по 15 сентября 2015 года,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г. Магнитогорска обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к ГУ УПФР в г. Магнитогорске, к администрации г. Магнитогорска о возложении обязанности по выплате недополученной пенсии по инвалидности, по выплате недополученной ежемесячной денежной компенсации за период с 15 сентября 2014 года по 15 сентября 2015 года.

В обоснование заявленных требований указал, что в сентябре 2014 года в связи с событиями на <адрес> ФИО1 с супругой ФИО2 прибыли для проживания в г. Магнитогорск, были зарегистрированы в общежитии на <адрес> с 15 сентября 2014 г. Впоследствии администрацией г. Магнитогорска им была предоставлена квартира по <адрес> ФИО1 является получателем пенсии по государственному пенсионному обеспечению с 16.09.2015. Отсутствие постоянного места проживания явилось одной из причин отказа ФИО1 в выплате ему пенсии с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства в соответствии с Соглашением стран СНГ от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения. Факт постоянного проживания ФИО1 на территории г. Магнитогорска с 15.09.2014 установлен решением суда. УПФ РФ в г. Магнитогорске отказало в выплате пенсии за период с 15.09.2014 по 15.09.2015 поскольку решение суда об установлении факта постоянного проживания не предусмотрено п. 57 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии и пенсии по государственному обеспечению, утв. Приказом Минтруда и соцзащиты от 28.11.2014 № 958н. Отказ считает незаконным, так как были основания для назначения и выплаты пенсии по инвалидности с 15.09.2014 на новом месте жительства. Вторым основанием не назначения пенсии с 15.09.2014 явилась выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом вследствие военной травмы впервые с 16.09.2015, хотя у ФИО1 была справка об инвалидности серии от установлении 2 группы инвалидности с 01.01.1992 по причине увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, выданного на основании акта ВТЭК от 23.01.1992 в <адрес> Управление социальной защиты населения Администрации г. Магнитогорска отказало ФИО1 в назначении ежемесячной денежной компенсации с 15.09.2014 по 15.09.2015 на том основании, что пенсия по инвалидности назначена ему с 16.09.2016 и справка об инвалидности оформлена впервые 16.09.2015. А справку об инвалидности с 01.01.1992 не приняли во внимание. Отказ считает незаконным, так как были основания в назначении ежемесячной денежной компенсации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 142.

В судебном заседании прокурор Перминова О.М. заявленный иск поддержала.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен (л.д.131).

Представитель истца - его супруга ФИО2, действующая по доверенности, заявленный иск поддержала.

Представитель ответчика ФИО3, действующая по доверенности, иск не признала, в возражения на иск указала, что с 15.09.2014 и до получения паспорта гражданина РФ - 28 августа 2015 года, истец являлся гражданином <данные изъяты> который переселился на территорию РФ по государственной программе содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Вид на жительство истцу не предоставлялся. 18 сентября 2014 года истцу было предоставлено временное убежище на территории РФ сроком на 1 год. После получения паспорта гражданина РФ и установления инвалидности ему 16 сентября 2016 года была назначена пенсия по инвалидности. У истца не было вида на жительства, статуса беженца или вынужденного переселенца, поэтому за период с 15.09.2014 г. по 15.09.2015 г. пенсия по инвалидности не может быть назначена и выплачена. Правовых оснований для удовлетворения иска не имеется.

Представитель ответчика - администрации г. Магнитогорска в судебное заседание не явился, извещен (л.д. 128), представил возражения на иск, где указал, что отказ Управления социальной защиты населения г. Магнитогорска о назначении ФИО1 с 15 сентября 2014 года ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащим, является законным. Исковые требования не признали, поскольку справка об инвалидности с указанием причины инвалидности (военная травма) была первично получена заявителем в Российской Федерации 16 сентября 2015 года. Согласно действующего законодательства вынесенные после распада СССР заключения органов МСЭ государств ближнего зарубежья не могут приниматься во внимание при назначении ежемесячной денежной компенсации, установленной Федеральным законом от 07.11.2011 № 306-ФЗ. Справка об инвалидности, выданная ФИО1 на <адрес> 23.01.1992 при назначении компенсации не учитывалась (л.д. 74-75).

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии с Соглашением стран СНГ от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" закреплены основные принципы пенсионного обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсию на территории одного из государств - участников СНГ и реализуют это право на территории другого государства - участника Соглашения. Одним из них является принцип сохранения приобретенного права на пенсию за лицами, находящимися вне территории государства, по законодательству которого она назначена.

Украина является одной из сторон межгосударственного Соглашения стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 г.

В соответствии со ст. 1 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 г. пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно ст. 7 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Письмом Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР" разъяснен порядок пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения 1992 г.

Согласно абз. 6 п. 1 Письма Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 г. N 1-369-18 при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 г., пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.

В настоящее время Письмо как нормативный правовой акт Российской Федерации подлежит применению в системе действующего законодательства, с учетом положений ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в силу которой иностранный гражданин признается переселившимся из государства - участника Соглашения со дня приобретения им права на постоянное проживание в Российской Федерации, то есть со дня получения вида на жительство.

Таким образом, одним из обязательных условий для назначения пенсии лицам без гражданства, является постоянное проживание на территории Российской Федерации, подтвержденное соответствующими доказательствами: видом на жительство или паспортом гражданина РФ.

Как следует из материалов дела, ФИО1 до августа 2014 с супругой проживал в <адрес>.

ФИО1 с 1976 года является инвалидом 2 группы в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы. При повторном освидетельствовании органами МСЭ <адрес> установлена вторая группа инвалидности с 01.01.1992 бессрочно, что подтверждается справкой сер. , выданной Министерством социального обеспечения <адрес> на основании акта освидетельствования во ВТЭК от 23.01.1992 (л.д. 9); истец имеет удостоверение инвалида Отечественной войны, выданное 03.09.1991 (л.д.20).

На территории <адрес> был получателем пенсии по инвалидности (л.д. 22)

В связи с ведением боевых действий на территории <адрес>, истец был вынужден переехать на территорию Российской Федерации.

Решением УФМС России по Челябинской области от 18 сентября 2014 года ФИО1 предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации сроком на 1 год (л.д.79).

Как следует из сообщения отдела УФМС России по г. Магнитогорску Челябинской области от 26 августа 2016 года, гражданин <адрес> ФИО1 был поставлен на миграционный учет на территории Челябинской области в период с 01.09.2014 по 18.05.2015 по <адрес>; в период с 18.05.2015 по 08.08.2015 в <адрес>.

Согласно разрешению на временное проживание от 10.03.2015 ФИО1 был зарегистрирован по месту жительства по <адрес> (л.д.46)

С 01 сентября 2015 года по 25 декабря 2015 года ФИО1 был зарегистрирован по месту пребывания в г. Магнитогорске <адрес> (общежитие), что подтверждается свидетельством о регистрации (л.д. 50).

Паспорт гражданина Российской Федерации ФИО1 получил 28 августа 2015 года.

16 сентября 2015 г. ФИО1 впервые установлена инвалидность 2 группы бессрочно в связи с военной травмой, о чем на основании акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы 16.09.2015 выдана справка серии (л.д.10).

Министерством социальных отношений Челябинской области 24.09.2015 инвалиду второй группы ФИО1 выдано удостоверение о праве на льготы, установленные для инвалидов Отечественной войны.

18 сентября 2015 г. ФИО1 обращался в УПФ России в г. Магнитогорске с заявлением о назначении ему государственной пенсии по инвалидности (л.д. 36-38), в чем ему было отказано по причине отсутствия постоянной регистрации по месту жительства в г. Магнитогорске, так как право на получение пенсии по нормам Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 наступает при наличии факта постоянного места жительства на территории Российской Федерации. Таким документом является паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства (л.д.12-14).

Также 05 октября 2015 г. ФИО1 обращался в УПФ РФ в г. Магнитогорске с заявлением о начислении и выплате пенсии за весь период проживания в России с 26.08.2914 по 18.09.2015 (л.д.83).

06 ноября 2015 г. заявителю дан ответ, из которого следует, что право на получение пенсии наступает при наличии факта постоянного места жительства на территории государства - участника Соглашения стран СНГ. Таким документом является паспорт гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства. В представленном паспорте гражданина РФ не было отметки о наличии постоянной регистрации по месту жительства в г. Магнитогорске.

Решением о назначении пенсии от 17 декабря 2015 года ФИО1 с 16.09.2015 назначена пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с п. 2 ст. 8 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» бессрочно в размере 13711, 13 руб. (л.д. 51).

С 13 апреля 2016 года истец имеет постоянную регистрацию по месту жительства в г. Магнитогорске по <адрес> (л.д. 8).

Из ответа Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Челябинской области гражданину <данные изъяты> ФИО1 статус беженца, вынужденного переселенца Управлением по вопросу миграции по Челябинской области не предоставлялся; по вопросу оформления вида на жительство в УВМ ГУ МВД России по Челябинской области он не обращался (л.д. 132).

22 июня 2016 года истец обращался в УПФ РФ в г. Магнитогорске с заявлением о выплате ему пенсии по инвалидности с 15.09.2014 по 17.09.2015 как беженцу с <данные изъяты> за все время, которое ушло на оформление документов до получения им паспорта гражданина Российской Федерации, ссылаясь на решение суда, которым установлен факт его постоянного проживания на территории г. Магнитогорска с 15.09.2014 (л.д. 88).

В удовлетворении заявления было отказано, поскольку пенсия по инвалидности назначена с 16.09.2015 по получении необходимых для этого документов, а решение суда об установлении факта постоянного проживания в г. Магнитогорске с 15.09.2014 не предусмотрено п. 57 Перечня от 28.11.2014 (л.д.89-92).

Также истец обращался в администрацию г. Магнитогорска по вопросу назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации за период с 15.09.2014 до 16.09.2015 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 142, в чем ему было отказано в связи с отсутствием законных оснований (л.д. 11).

Проверив обоснованность отказов УПФР в г. Магнитогорске и Администрации г. Магнитогорска в удовлетворении заявлений о денежных выплатах ФИО1 за период с 15.09.2014 по 15.09.2015 суд приходит к выводу, что выплата пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной компенсации за период со дня регистрации гражданина <данные изъяты> ФИО1 в Российской Федерации по месту пребывания <адрес> до назначения пенсии по законам Российской Федерации не может быть произведена в связи с отсутствием правовых оснований.

Согласно вышеуказанных норм права, в том числе Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", основанием для получения пенсии гражданином, переселившимся из государства - участника Соглашения от 13.03.1992 г. является приобретение им права на постоянное проживание в Российской Федерации, то есть со дня получения вида на жительство или паспорта гражданина Российской Федерации, а не с даты предоставления временного убежища или получения разрешения на временное проживание, наличие которого не свидетельствует о праве на постоянное проживание на территории Российской Федерации.

Таким образом, право на получение пенсии наравне с гражданами Российской Федерации возникает исключительно после получения вида на жительство или паспорта гражданина Российской Федерации.

Однако доказательств того, что до приобретения гражданства Российской Федерации ФИО1 получал вид на жительство, в материалы дела не представлено.

Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 г. N 1-369-18 как нормативно правовой акт подлежит применению с учетом положений ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на пенсию на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

Согласно п. п. 7, 11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство. Вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Таким образом, одним из обязательных условий для назначения пенсии лицам без гражданства, является постоянное проживание на территории Российской Федерации, подтвержденное в установленном законом порядке.

Истцу не может быть назначена и выплачена пенсия по инвалидности за период с 15.09.2014 по 15.09.2015, поскольку отсутствуют основания для назначения пенсии за указанный период: вид на жительство ФИО1 не получал, а паспорт гражданина Российской Федерации получил только 28 августа 2015 года. Справку об инвалидности по причине военной травмы истец получил по результатам освидетельствования на территории Российской Федерации только 16 сентября 2016 года. Ранее выданная ему <данные изъяты> справка об инвалидности не могла принята во внимание в силу действующего на территории РФ законодательства.

Также нет оснований для возложения на администрацию г. Магнитогорска обязанности выплатить денежную компенсацию в возмещение вреда за тот же период, поскольку для подтверждения связи инвалидности с военной травмой предоставляется справка бюро медико-социальной экспертизы. Справка об инвалидности с указанием причины инвалидности была первично получена ФИО1 на территории РФ 16 сентября 2016 года, С этой даты истцу назначена ежемесячная компенсация.

Ранее выданная на территории <данные изъяты> справка об инвалидности не могла быть принять во внимание, так как вынесенные после распада СССР заключения органов МСЭ государств ближнего зарубежья не могут приниматься во внимание при назначении ежемесячной денежной компенсации, установленной Федеральным законом от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Справка об инвалидности с 01.01.1992 была выдана государством ближнего зарубежья <данные изъяты> после 01.12.1991, то есть после распада СССР.

По этой причине несостоятельны доводы представителя истца о том, что у ее супруга имеется удостоверение инвалида Отечественной войны, которое выдано 03.09.1991 года на <данные изъяты> бессрочное и действительно на всей территории Союза ССР, поскольку удостоверения "Инвалида Отечественной войны», выданные в <данные изъяты> после распада СССР, действия на территории Российской Федерации не имеют.

Представленное истцом решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска от 13.05.2016 об установлении факта постоянного проживания ФИО1 в г. Магнитогорске с 15.09.2014 по день вынесения решения суда, не влечет правовых последствий для выплаты пенсии, поскольку решение суда об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации не предусмотрено п. 57 Перечня документов от 28.11.2014 № 958.

Для назначения и выплаты пенсии по инвалидности были нужны другие документы: заявление о назначении пенсии, паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства и документ, подтверждающий, что гражданин является инвалидом вследствие военной травмы (справка, выданная инвалиду по результатам освидетельствования в ФГУ МСЭ), которая была получена только 16.09.2015.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: