ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3007/18 от 02.08.2018 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-3007/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Хабаровск 02 августа 2018 г.

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Шевцовой О.В.,

при секретаре судебного заседания Егай Н.Р.,

с участием представителя истца старшего помощника прокурора Центрального районного суда г. Хабаровска Демидовой А.В.,

представителей ответчиков: МИН ЖКЖ по Хабаровскому краю: ФИО1, ФИО2; АО «ХЭС» - ФИО3; МИЗИП Хабаровского каря - ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнебуреинского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерству инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, акционерному обществу «Хабаровские энергетические системы», о возложении обязанности обеспечить замену на котельной неработоспособных паровых котлов на работоспособные,

установил:

прокурор Верхнебуреинского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, акционерному обществу «Хабаровские энергетические системы» о возложении обязанности обеспечить замену на котельной неработоспособного парового котла КЕ 10-14С заводской , регистрационный №, неработоспособного парового котла КЕ 10-14С заводской , регистрационный на работоспособные. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Верхнебуреинского района проведена проверка соблюдения законодательства о промышленной безопасности на объекте теплоснабжения - котельной <адрес>. В ходе проверки установлено, что на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объектов системы теплоснабжения, расположенных на территории городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, находящихся в собственности Хабаровского края, заключенного между министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, в соответствии с распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 13.04.2017 №507-р «О заключении концессионного соглашения в отношении объектов системы теплоснабжения, расположенных на территории городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, находящихся в государственной собственности Хабаровского края, с единственным заявителем на участие в открытом конкурсе и акционерное общество «Хабаровские энергетические системы», котельная и оборудование, относящееся к котельной , передано во владение и пользование на срок 15 лет с даты подписания настоящего соглашения: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Из Приложения к Федеральному закону №116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля. На котельной используются паровые котлы, работающие с температурой нагрева воды выше 115 градусов Цельсия. Таким образом, котельная относится к категории опасных производственных объектов. Согласно заключению экспертизы промышленной безопасности технического устройства - котел паровой КЕ 10-14С, заводской , регистрационный , составленного ДД.ММ.ГГГГ, паровой кртел КЕ 10-14С, заводской находится в неработоспособном состоянии и не соответствует требованиям промышленной безопасности, подлежит списанию. Согласно заключению экспертизы промышленной безопасности технического устройства - котел паровой КЕ 10-14С, заводской , регистрационный №, составленного ДД.ММ.ГГГГ, паровой котел КЕ 10-14С, заводской находится в неработоспособном состоянии и не соответствует требованиям промышленной безопасности, подлежит переводу в водогрейный режим или списанию. Таким образом, при эксплуатации паровых котлов на Котельной допущены нарушения Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». По итогам анализа и оценки систем теплоснабжения поселений, городских округов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны разделить системы теплоснабжения на высоконадежные, надежные, малонадежные и ненадежные и определить систему мер по повышению надежности для малонадежных и ненадежных систем теплоснабжения с включением необходимых средств в инвестиционные программы и тарифы теплоснабжающих и теплосетевых организаций или с выделением средств из бюджетов субъектов Российской Федерации. Таким образом, действующим федеральным законодательством на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения возложены обязанность определить систему мер по повышению надежности для малонадежных и ненадежных систем теплоснабжения с включением необходимых средств в инвестиционные программы и тарифы теплоснабжающих и теплосетевых организаций или с выделением средств из бюджетов субъектов Российской Федерации. В условиях сложившейся ситуации с учетом заключения экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ обеспечение надежного теплоснабжения населения городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» не возможно, что является нарушением требований законодательства о промышленной безопасности, о теплоснабжении. Собственником котельной является министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, что подтверждается концессионным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обязано содержать котельную в надлежащем состоянии, в соответствии с техническими нормами и правилами. Однако, в нарушение требований действующего законодательства министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края не принято мер, направленных на обеспечение надежности теплоснабжения котельной , что может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации в ходе отопительного периода и как следствие повлечет нарушение прав жителей городского поселения, в том числе несовершеннолетних, пенсионеров, маломобильной группы населения, на безопасное и бесперебойное обеспечение теплоснабжением.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края.

Прокурор в судебном заседании уточнил исковые требования, просил возложить на акционерное общество «Хабаровские энергетические системы», министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края обязанности обеспечить замену на котельной неработоспособного парового котла КЕ 10-14С заводской , регистрационный , неработоспособного парового котла КЕ 10-14С заводской , регистрационный , на работоспособные. Заявление об уточнении исковых требований представлено в письменном виде, содержит основания, по которым уточнены требования, с указанием на собственника котельной - министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края.

Представители ответчика министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, исковые требования не признали, просили в их удовлетворении к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края отказать по изложенным в письменных возражениях основаниях, пояснив, что указанное министерство не является надлежащим ответчиком по делу.

Представитель ответчика министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, считает, что данный ответчик не может являться надлежащим ответчиком, поскольку Распоряжением Парвительства Хабаровского края от 03.03.2018 №136-рп утвержден План мероприятий по созданию, рек4онструкции, модернизации объектов коммунальной инфраструктуры на территориях муниципальных образований Хабаровского края и привлечения частных инвестиций в отрасль жилищно-коммунального хозяйства, согласно которому министерство жилищно-коммунального хозяйства выступает главным администратором доходов и главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение мероприятий по модернизации систем коммунальной инфраструктуры за счет средств бюджетов субъектов РФ по объектам капитального строительства муниципальной собственности, включенным в перечень краевых адресных инвестиционных проектов, в рамках государственной программы Хабаровского края «Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края». В список объектов капитального строительства входит реконструкция системы теплоснабжения пос. Чегдомын, Верхнебуреинский муниципальный район Хабаровского края. Таким образом, надлежащим ответчиком в данном случае является министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края

Представитель ответчика акционерного общества «Хабаровские энергетические системы» не возражал против удовлетворения исковых требований в части возложения на ответчиков обязанности обеспечить замену на котельной <адрес>, неработающего парового котла КЕ 10-14С заводской , регистрационный номер на работоспособный. Котел КЕ 10-14С заводской , регистрационный заменен на работоспособный. Считает, что акционерное общество «Хабаровские энергетические системы» и министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края являются по делу надлежащими ответчиками, поскольку министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края является собственником спорного объекта, акционерное общество «Хабаровские энергетические системы» по договору обязано проводить заявленные в иске работы.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», который направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Согласно указанному Федеральному закону под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 2) являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

Согласно Приложению №1 настоящего Федерального закона к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых в частности используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.

Статьей 9 указанного Федерального закона установлена обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; а также организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.

Федеральный закон от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 5 указанного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относятся определение системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов в соответствии с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 №808 утверждены Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, в соответствии с пунктами 121, 124 которых определение системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе анализа и оценки схем теплоснабжения поселений, городских округов; статистики причин аварий и инцидентов в системах теплоснабжения; статистики жалоб потребителей на нарушение качества теплоснабжения.

По итогам анализа и оценки систем теплоснабжения поселений, городских округов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны разделить системы теплоснабжения на высоконадежные, надежные, малонадежные и ненадежные и определить систему мер по повышению надежности для малонадежных и ненадежных систем теплоснабжения с включением необходимых средств в инвестиционные программы и тарифы теплоснабжающих и теплосетевых организаций или с выделением средств из бюджетов субъектов Российской Федерации.

При рассмотрении дела установлено, что прокуратурой Верхнебуреинского района Хабаровского края проведена проверка соблюдения законодательства о промышленной безопасности на объекте теплоснабжения - котельной <адрес>, в ходе которой установлено, что на котельной используются паровые котлы, работающие с температурой нагрева воды выше 115 градусов Цельсия, в связи с чем котельная относится к категории опасных производственных объектов.

Согласно заключению экспертизы промышленной безопасности технического устройства - котел паровой КЕ 10-14С, заводской , регистрационный , составленного ДД.ММ.ГГГГ, паровой кртел КЕ 10-14С, заводской находится в неработоспособном состоянии и не соответствует требованиям промышленной безопасности, подлежит списанию.

Согласно заключению экспертизы промышленной безопасности технического устройства - котел паровой КЕ 10-14С, заводской , регистрационный , составленного ДД.ММ.ГГГГ, паровой котел КЕ 10-14С, заводской находится в неработоспособном состоянии и не соответствует требованиям промышленной безопасности, подлежит переводу в водогрейный режим или списанию.

Таким образом, при эксплуатации паровых котлов на котельной допущены нарушения Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В условиях сложившейся ситуации с учетом заключения экспертиз обеспечение надежного теплоснабжения населения городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» невозможно.

В соответствии с п. 1 ст. 125, п.п. 1, 3, 4 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Постановлением Правительства Хабаровского края от 13.03.2015 №37-пр утверждено Положение о министерстве инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, согласно которому (п. 1.1) Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края является специально уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края в сфере управления и распоряжения краевой государственной собственностью, обеспечивающим координацию деятельности отраслевых органов исполнительной власти края по вопросам управления краевой государственной собственностью.

Министерство осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с органами исполнительной власти края, федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (п. 1.4).

Согласно п. 2.7 Положения основными задачами Министерства являются управление, распоряжение, учет и контроль за использованием и сохранностью краевой государственной собственности, включая земельные участки.

Согласно п. 3.6.6 Положения Министерство в соответствии с возложенными на него основными задачами в сфере управления, распоряжения, учета и контроля за использованием и сохранностью государственной собственности края осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества казны края, в том числе имущества казны края сельскохозяйственного назначения.

Согласно п. 4.2.4 Положения в целях выполнения возложенных задач Министерство обязано осуществлять постоянный контроль за соблюдением пользователями краевого государственного имущества, в том числе имущества казны края сельскохозяйственного назначения, условий заключенных с ними гражданско-правовых договоров и в необходимых случаях принимать меры для их расторжения, изменения в установленном законодательством порядке.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства края, в соответствии с Положением о министерстве, утвержденным Постановлением Правительства края от 06.05.2006 № 69-пр, а также распоряжением Правительства края от 29.12.2016 №1053 «О заключении концессионного соглашения в отношении объектов системы теплоснабжения, расположенных на территории городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын» Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, находящихся в государственной собственности Хабаровского края», исполняет отдельные полномочия концедента (Хабаровского края) в части проведения конкурса и заключения концессионного соглашения.

Спорный объект - котельная является одним из объектов концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края и акционерному обществу «Хабаровские энергетические системы». Котлы, установленные на котельной , согласно концессионному соглашению являются не объектом соглашения, а входят в состав иного имущества, составляющего единое целое с объектом соглашения.

Согласно п. 3.5 концесионного соглашения выявленное в течение одного года со дня подписания сторонами акта приема-передачи объекта соглашения концессионеру несоответствие показателей объекта соглашения, объектов недвижимого и движимого имущества, входящих в состав объекта соглашения, техническому состоянию и технико-экономическим показателям, установленным в решении концедента о заключении настоящего соглашения, является основанием для предъявления концессионером концеденту требования о безвозмездном устранении выявленных недостатков, либо для изменения условий настоящего соглашения, либо для его расторжения в судебном порядке.

Спорные котлы переданы акционерному обществу «Хабаровские энергетические системы» как концессионеру в составе иного имущества.

В соответствии с ч. 16 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество отражаются на балансе концессионера, обособляются от его имущества. В отношении такого имущества концессионером ведется самостоятельный учет, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производится начисление амортизации такого имущества.

Таким образом, спорное имущество находится в пользовании и на балансе концессионера акционерного общества «Хабаровские энергетические системы».

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что собственником спорного имущества является Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, что не оспорено его представителем, спорное имущество находится в пользовании и на балансе концессионера акционерного общества «Хабаровские энергетические системы», суд устанавливает надлежащих ответчиков по делу: Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, которое в силу ст. 210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества; акционерное общество «Хабаровские энергетические системы», обязанное производить работы по замене спорного имущества.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд не соглашается с доводами представителя ответчика Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, что указанное Министерство не является надлежащим ответчиком по делу, что ответчиком по делу является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края. Даные доводы несостоятельны и подлежат отклонению.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края надлежащим ответчиком по делу не является.

Как следует из представленных ответчиками документов, на момент рассмотрения дела замена одного из спорных котлов – котел КЕ 10-14С заводской , регистрационный произведена, в связи с чем замене подлежит только котел КЕ 10-14С заводской , регистрационный номер

Доказательств опровергающих указанные обстоятельства суду истцом не представлено.

Заявленные исковые требования истца в части возложения обязанности на Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, акционерное общество «Хабаровские энергетические системы» произвести замену на котельной <адрес>, неработающего парового котла КЕ 10-14С заводской , регистрационный номер на работоспособный и допущенный в эксплуатацию, суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, акционерное общество «Хабаровские энергетические системы» в течение двух месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу произвести замену на котельной <адрес>, неработающего парового котла КЕ 10-14С заводской , регистрационный номер на работоспособный и допущенный в эксплуатацию.

В удовлетворении остальной части исковых требований к Министерству инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края, акционерному обществу «Хабаровские энергетические системы» отказать.

В удовлетворении исковых требований к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края отказать полностью.

Взыскать с акционерного общества «Хабаровские энергетические системы» в доход муниципального образования Городской округ «Город Хабаровск» государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.

Мотивированное решение составлено 07.08.2018.

Судья О.В. Шевцова