Дело № 2-93/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 апреля 2019 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего судьи Скрябиной О.Г., при секретаре Потаповой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной пенсии,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском. Просит:
1. Отменить решение по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ в городе Костроме Костромской области от <дата>№ в час отказа ФИО1 в зачёте в специальный стаж исключенных периодов и отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
2. Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Костроме Костромской области включить в специальный стаж ФИО1 периоды работы дающие право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связь тяжелыми условиями труда в периоды работы в должности «слесарь дефектоскопист», «дефектоскопист»:
Период службы в рядах С А:
- с <дата> по <дата> (2-0-11) к зачету пропорционально отработать периода (1-6-16) по Списку № 2 от 26.01.1991 г. № 10;
Период работы на Костромской ТЭЦ-2:
- в цехе тепловой автоматики и измерений в качестве электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля и автоматики тепловых процессов в котлотурбинном цехе
С <дата> по <дата> (1-6-16) по Списку № 2 от 22.08.1956 г. № 1173;
- в цехе централизованного ремонта (разночтение должностей)
С <дата> по <дата> (3-0-0) по Списку № 2 от 22.08.1956 г. № 1173, по Списку № 2 от 26.01.1991 г. № 10
- в цехе централизованного ремонта в лаборатории металлов в качестве слесаря - дефектоскописта:
С <дата> по <дата> (1-11-0) по Списку № 2 от 22.08.1956 г. № 1173, по Списку № 2 от 26.01.1991 г. № 10;
- в цехе централизованного ремонта в лаборатории металлов в качестве дефектоскописта:
С <дата> по <дата> (0-5-0) по Списку № 2 от 26.01.1991 г. № 10, по Списку № 2 от 22.08.1956 г. № 1173
3. Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Костроме Костромской области назначить и выплатить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с тяжелыми условиями труда, начиная с даты обращения в адрес ответчика, т.е. с <дата>.
4. Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ в г. Костроме Костромской области в пользу истца:
- расходы на оплату государственной пошлины в размере ... рублей.
- расходы на услуги представителя в размере ....
Свои требования истец мотивирует следующим.
ФИО1 <дата> года рождения, <дата> обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме и Костромской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости связи с тяжёлыми условиями труда в соответствии с п.п. 2 п.1 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». <дата> Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костроме и Костромской области на основании протокола заседания комиссии № от <дата> вынесла решение № об отказе ФИО1 в установлении пенсии, в связи с отсутствием специального стажа. К зачёту в специальный стаж не были приняты спорные периоды. <дата> истцу исполнилось 58 лет и с учётом общего стажа и специального стажа более 6 лет и 3-х месяцев согласно записям в трудовой книжке, истец полагает, что имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии с даты обращения в адрес Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда РФ по Костроме и Костромскому району Костромской области, т.е. с <дата> поскольку в соответствии с пп.2 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» период работы истца с тяжёлыми условиями труда более 6 лет, а его страховой стаж составляет более 25 лет.
В судебном заседании истец ФИО1 свои требования поддержал по основаниям, указанным в иске, просил требования удовлетворить в полном объеме. Пояснил, что полностью согласен с выводами судебной экспертизы.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании требования ФИО1 не признала. Выводы, сделанные судебным экспертом не оспаривала, поддержала доводы, изложенные в Протоколе заседания Комиссии по рассмотрению пенсионных прав граждан от <дата>№.
Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлены следующие обстоятельства.
ФИО1 <дата> года рождения, <дата> обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме и Костромской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости связи с тяжёлыми условиями труда в соответствии с п.п. 2 п.1 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». <дата> Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костроме и Костромской области на основании протокола заседания комиссии № от <дата> вынесла решение № об отказе ФИО1 в установлении пенсии, в связи с отсутствием специального стажа. К зачёту в специальный стаж не были приняты спорные периоды.
Не согласившись с указанным решением ответчика истец обратился в суд.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.30 Закона РФ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», досрочная страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
Согласно п.3 ст.35 Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ с 01.01.2015г. страховая пенсия назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с п.4 ст.30 Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Периоды работы (деятельности) могут исчисляться последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) независимо от того, выработан страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ полностью либо частично на дату отмены соответствующего законодательства.
В соответствии с вышеизложенным, при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работы за период до 01.01.1992г. применяются правила и нормы Закона СССР от 17 июля 1956г. «О государственных пенсиях», за периоды с 01.01.1992г. до 01.01.2002г. применяются правила и нормы Закона РФ от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», за периоды работы (деятельности) с 01.01.2002г. до 01.01.2015г. применяются правила и нормы Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:
- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992г.
Согласно Списку № 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10, правом на досрочную трудовую пенсию по старости пользуются:
- «слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании и ремонте котельного, турбинного (паротурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики, а также оборудования топливоподачи, при условии использования твердого топлива и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики» (раздел XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство», код позиции 2140000а-18455).
Согласно Списку №2, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173, правом на досрочную трудовую пенсию по старости пользовались:
- «слесари и электромонтеры дежурные, слесари и электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления» (Раздел XIV «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных целей»).
В соответствии с пунктом 3 пп. а) Постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при применении к периодам работы до 01.01.1992г. Списка № 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. № 1173, по выбору застрахованного лица может применяться положение п.109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», которое действовало при назначении пенсий в соответствии с Законом СССР от 14.07.1956г. «О государственных пенсиях»:
- к работе, указанной в Списке № 2, приравнивается:
- служба в составе Вооруженных Сил СССР, причем к работе, которая предшествовала службе либо следовала за нею, в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на досрочную пенсию.
Согласно «Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренной списками, не менее 80% рабочего времени.
Рассчитанный ответчиком страховой стаж ФИО1 составляет 36 лет 2 месяца 19 дней, истцом не оспаривается.
В стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда (Список № 2, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. № 10), включен период 1 год 7 месяцев 1 день и соответствует следующим периодам работы истца на Костромской ТЭЦ-2:
- в цехе централизованного ремонта в качестве слесаря по ремонту котельного оборудования с <дата> по <дата>
- в цехе тепловой автоматики и измерений в качестве электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля и автоматики тепловых процессов в котлотурбинном цехе с <дата> по <дата>.
Согласно приказу №-к от <дата> ФИО1, электрослесарь, 4р, ТАИ переведен с <дата> в ЦЦР слесарем 4р.
Однако, как указывает ответчик, в приказе № от <дата> о присвоении 5 квалификационного разряда слесаря-дефектоскописта ФИО1 значится в должности «слесаря-дефектоскописта», а не «слесаря», как указано в приказе №-к от <дата>.
Согласно личной карточке ф. Т-2 ФИО1 значится:
<дата>-ТАИ-эл. слесарь 3р пр. № от <дата>;
<дата> — ЦЦР — слесарь-дефектоскопист 4 р пр. № от 04<дата><дата>-присвоен 5 р слесаря-дефектоскописта пр. № от <дата><дата> — присвоен 6 р слесаря-дефектоскописта пр. № от <дата><дата>-лаборатория металлов инженер 170р пр. №<дата>
В лицевых счетах по заработной плате за 1983-1985гг ФИО1 значится работавшим в ЦЦР в качестве «слесаря 5р». Пятый разряда был присвоен ФИО1 как слесарю-дефектоскописту.
Таким образом, по мнению ответчика, за период с <дата> по <дата> по приказам и лицевым счетам имеется разночтение в наименовании должностей.
Согласно лицевым счетам по заработной плате ФИО1 за 1986-1987г значится в качестве слесаря-дефектоскописта 5, 6 разрядов. Рабочие дни отработаны в полном объеме, отвлечений от основной работы, совмещений по другим профессиям не обнаружено.
Представлены документы, контроль металла сварных соединений в капитальный ремонт котла № 1 за 1983-1988гг.
Заключениями, протоколами результатов замеров за вышеуказанные периоды подтверждено обслуживание ФИО1 оборудования, установленного в котлотурбинном цехе котел № 1, участок котельный и турбинный (имеется личная подпись ФИО1).
В соответствии с приказом от <дата>№ ФИО1 на основании проведенной тарификации рабочих, специалистов и служащих значится в качестве дефектоскописта 5 р, чтс 0-86 премия 30% с <дата>.
В соответствии с приказом от <дата>№-к ФИО1, дефектоскопист 5р, лаборатория металла ЦЦР переведен с <дата> на должность инженера ЦЦР, лаборатория металла, с окладом 170 рублей.
Согласно лицевым счетам за 1987г ФИО1 значится в качестве дефектоскописта 5р, чтс 0-86 (пр. №<дата>) с <дата> по <дата>.
В штатных расписаниях за 1981 г значится структурное подразделение «Лаборатория металлов», где предусмотрена должность «слесарь-дефектоскопист» 1шт.ед., чтс 0-80,7, 30% премия.
В штатных расписаниях за 1991 г значится структурное подразделение «Лаборатория контроля металлов», где предусмотрена должность «дефектоскопист» -1 шт.ед - 6 разряд, 2 шт.ед. - 4 разряд. Оклад 950 (770р) + вредность 4% + премия 30%.
В Общероссийском классификаторе ОК-016-94 от 2001 г имеются профессии «слесарь» и «дефектоскопист». Профессия «слесарь-дефектоскопист» отсутствует.
Наименование должностей «слесарь-дефектоскопист», «дефектоскопист» не предусмотрено Списком №2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, а также Списком №2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173.
Руководствуясь данными положениями ответчик отказал ФИО1 по включении в специальный стаж по Списку №2 1991 года периода с <дата> по <дата> (разночтение в наименовании должностей); с <дата> по <дата> в качестве слесаря – дефектоскописта; с <дата> по <дата> в качестве дефектоскописта не подлежат зачету в специальный стаж как по Списку № 2 от 26.01.1991 г № 10, так и по Списку № 2 от 22.08.1956г № 1173. Включить период службы в рядах СА ФИО1 с <дата> по <дата> в специальный стаж по Списку № 2 от 26.01.1991г № 10 не представляется возможным, так как это законодательно не предусмотрено.
С данными выводами ответчика суд не соглашается по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела экспертами Департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области была проведена государственная экспертиза условий труда истца в спорные периоды.
Эксперты пришли к следующим выводам.
1. По периоду работы ФИО1 с <дата> по <дата> в цехе тепловой автоматики на должности электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля и автоматики тепловых процессов в котло-турбинном цехе.
Согласно записи в трудовой книжке, приказу о приеме на работу от <дата>№-к, ФИО1 был принят на работу в Костромскую ТЭЦ-2 в на должность электрослесаря 3 разряда по ремонту приборов теплотехнического контроля и автоматики тепловых процессов в котло-турбинном цехе, <дата> ему был присвоен 4 разряд электрослесаря по ремонту приборов в т/технического контроля, <дата> ФИО1 был переведен в цех централизованного ремонта на должность слесаря-дефектоскописта 4 разряда (прим, эксперта: по приказу №-к от <дата> на должность слесаря 4 разряда).
В Журнале вводного инструктажа (гр. дело стр. 72) ФИО1 значится в должности эл. слесаря ТАИ.
Согласно лицевым счетам ФИО1 в исследуемый период начислялась заработная плата как электрослесарю.
Согласно Списку № 2 от 1956 года, правом на досрочную трудовую пенсию по старости пользуются:
- «слесари и электромонтеры дежурные, слесари и электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления» (раздел XIV «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных целей»).
В соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.10.1987 № 653/29-118 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, к профессиям рабочих, наименования которых изменены в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (выпуски ЕТКС № 1 - 72 утверждены Постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС в 1983 - 1986 гг.)» (вместе с разъяснением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29.10.1987 № 21/29-118 «О порядке применения утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, к профессиям рабочих, наименования которых изменены в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (выпуски ЕТКС № 1 - 72 утверждены Постановлениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС в 1983 - 1986 гг.)») по Списку № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, пенсии следует назначать: Раздел XIV. Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных целей: Электрослесарям по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций, занятым на ремонте и обслуживании только автоматики в цехах: котельных, котлотурбинных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления, как слесарям и электромонтерам дежурным, слесарям и электромонтерам по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления.
Таким образом, в соответствии с перечнем переименованных профессий ЕТКС профессия электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля и автоматики тепловых процессов 1-6 разряда была переименована в слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике 2-6 разрядов.
Согласно информации от работодателя (письмо от 30 октября 2018 года № 1602-14/000522-2018) ФИО1 в период с 1981 по 1988 гг. работал в цехе централизованного ремонта КТЭЦ-2 в должности слесаря, согласно должностной инструкции выполнял текущие, аварийные и капитальные ремонты на котлотурбинном оборудовании и была предоставлена должностная инструкция слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов,
В соответствии с штатным расписанием Костромской ТЭЦ-2 за 1981 год в цехе тепловой автоматики и измерений числился эл.слесарь по ремонту приборов т/т контроля и автоматики тепловых процессов, в штатном расписании за 1991 год наименование такой должности отсутствует.
Эксперты отмечают, что при анализе характеристик работ слесаря по контрольно-измерительным приборам и автоматике и слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов можно сделать вывод, что их должностные обязанности практически идентичны.
Согласно справке уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда от <дата>№ (далее - уточняющая справка от работодателя) ФИО1 работал в цехе тепловой автоматики и измерений в качестве электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля и автоматики тепловых процессов в котлотурбинном цехе и был занят на ремонте по обслуживанию котельного, турбинного оборудования полный рабочий день с <дата> по <дата>, что предусмотрено Списком № 2 от 1956 года и Списком № 2 от 1991 года.
Исходя из вышеперечисленного, можно эксперты приходят к выводу, что в период с <дата> по <дата> ФИО1 действительно выполнял слесарные работы по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в котельных цехах, что соответствует Списку № 2 от 1956 года и Списку № 2 от 1991 года.
2. По периоду работы ФИО1:
- в цехе централизованного ремонта в должности слесаря дефектоскописта 4-го разряда с <дата> по <дата>;
- в цехе централизованного ремонта в лаборатории металлов в качестве слесаря-дефектоскописта с <дата> по <дата>;
- в цехе централизованного ремонта в лаборатории металлов в качестве дефектоскописта с <дата> по <дата>.
Согласно записи в трудовой книжке, приказу от <дата>№-к ФИО1 был переведён в цех централизованного ремонта на должность слесаря- дефектоскописта 4 разряда (по приказу - переведен с должности электрослесаря 4 разряда отдела ТАИ в отдел ЦЦР на должность слесаря 4 разряда), <дата> присвоен 5 разряд слесаря-дефектоскописта, <дата> присвоен 6 разряд слесаря- дефектоскописта, <дата> назначен на должность инженера лаборатории металлов.
Согласно уточняющей справке от работодателя ФИО1 в период работ с <дата> по <дата> работал в производстве, на участке в цехе централизованного ремонта в качестве слесаря-дефектоскописта в особых условиях был занят на ремонте и обслуживании котельного, турбинного оборудования полный рабочий день, что предусмотрено Списком № 2 разделом XIV, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, Списком № 2 разделом XIII, подразделом 2140000а-18455, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 в соответствии со ст. 30, пункт 1, подп.2 Закона РФ № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».
Также, согласно акту проверки обоснованности выдачи и содержания справки, уточняющей особый характер и условия труда, дающие право на досрочную трудовую пенсию от 15.02.2017, отмечено, что заключениями, протоколами результатов замеров подтверждено обслуживание ФИО1 оборудования, установленного в котлотурбинном цехе котел № 1.
В лицевых счетах указаны тарифные ставки по заработной плате, согласно которым можно сделать вывод что, в период с 1983 по 1985 гг. должность слесарь была написана сокращенно, так как с 1986 года должность в лицевых счетах стала обозначаться «слесарь-дефектоскопист» 5 разряда с такой же тарифной ставкой (070,5), что и слесарь 5 разряда годом ранее, что может служить косвенным доказательством работы ФИО1 в качестве слесаря - дефектоскописта в период с <дата> по <дата>, как и в период с <дата> по <дата>.В соответствии с тарифными ставками, указанными в лицевых счетах за период работы ФИО1 с <дата> по <дата> ставка за работу слесарем- дефектоскопистом 6 разряда равна 080,7, когда ставка за 5 разряд дефектоскописта 0- 86. Таким образом, ставка дефектоскописта 5 разряда больше ставки слесаря - дефектоскописта 6 разряда, что может служить косвенным доказательством работы ФИО1 в период с <дата> по <дата> в должности дефектоскописта 5 разряда.
По Списку № 2 от 1991 года производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, пенсии следует назначать:
- «Слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики» (раздел XIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» код позиции 2140000а-18455).
Таким образом, согласно документам, предоставленным на экспертизу, ФИО1 работал в должности слесаря-дефектоскописта 4-6 разрядов в периоды с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> на обслуживании и ремонте котельного оборудования, что соответствует Списку № 2 от 1991 года.
В период с <дата> по <дата> ФИО1 работал в должности дефектоскописта 5 разряда, что не соответствует Списку № 2 от 1991 года.
Согласно Списку № 1 от 1991 года, правом на досрочную трудовую пенсию по старости пользуются:
- «работники, постоянно и непосредственно занятые на переносных установках радиоизотопной дефектоскопии (гамма-дефектоскопии) на просвечивании материалов и изделий в промышленности» (раздел XXII «Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами»).
В соответствии с приказом № от <дата> года ФИО1 в отсутствии ФИО3 в целях обеспечения безопасной работы с импульсным рентгеновским аппаратом МИРА-2Д был назначен ответственным за радиационную безопасность.
Однако согласно документам, предоставленным на экспертизу (гр. дело стр. 155-192), ФИО1 выполнял работы при помощи магнитопорошкового и ультразвукового дефектоскопов, других документов подтверждающих или опровергающих работу ФИО1 на переносных установках радиоизотопной дефектоскопии (гамма-дефектоскопии) на просвечивании материалов и изделий в промышленности на экспертизу не предоставлено, поэтому ответить на вопрос соответствует ли период работ с <дата> по <дата> ФИО1 в должности дефектоскописта Списку № 1 от 1991 года не предоставляется возможным.
Согласно п.5 Правила № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, засчитываются периоды, когда работа выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня.
В стаж на соответствующих видах работ включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Такие периоды как: простой (как по вине работодателя, так и по вине работника), прогулы, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включаются.
На основании ст. 26 КЗоТ РСФСР, администрация имела право, в случае производственной необходимости, перевести работника, сроком до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу (т.е. на ремонт и техническое обслуживание или другие работы) на том же предприятии, но в той же местности с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Такой перевод допускался для предотвращения простоя, замещения отсутствующего рабочего и др. Продолжительность перевода на другую работу для замещения отсутствующего работника не могла превышать одного месяца в течение календарного года.
Согласно пункту 9. «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» (утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516) «При переводе с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на другую работу, не дающую право на указанную пенсию, в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца в течение календарного года такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу».
За период работы ФИО1 с <дата> по <дата> в цехе тепловой автоматики на должности электрослесаря по ремонту приборов теплотехнического контроля и автоматики тепловых процессов в котло-турбинном цехе, согласно приказу №а от <дата> для оказания помощи в строительстве объектов сельскохозяйственного значения направлены рабочие ТЭЦ-2 сроком на один месяц, с сохранением среднемесячной заработной платы по месту основной работы: в т.ч. ФИО1 - электрослесарь ТАИ.
Других отвлечений за период работ с <дата> по <дата> не обнаружено.
Согласно акту проверки обоснованности выдачи и содержания справки, уточняющей особый характер и условия труда, дающие право на досрочную трудовую пенсию от <дата>, указано, что ФИО1 за период работ с <дата> по <дата> рабочие дни отработаны в полном объеме, отвлечений от основной работы, совмещений по другим профессиям не выявлено.
В соответствии с уточняющей справкой от работодателя ФИО1 в исследуемые периоды работ был занят полный рабочий день.
Ежемесячная оплата труда за фактически отработанные дни и отработанные дни в соответствии с лицевыми счетами на начисление зарплаты и удержания КТЭЦ- 2 ЦЦР за 1981-1988 гг. (таблица №), что судом принимается как косвенное подтверждение занятости в течение полного рабочего дня.
Кроме того, согласно Разъяснению Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08 января 1992 №1 «О порядке применения на территории РСФСР Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 и введенных в действие с 01 января 1992 года, право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками № 1 и № 2, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.
Таким образом, условие о занятости во вредных и (или) опасных условиях труда не менее 80 % рабочего времени действует с 01.01.1992 года.
Выводы экспертов стороны не оспаривают. Данные выводы согласуются с письменными доказательствами, представленными истцом в материалы дела (приказы, личные карточки, акты и т.п.).
Оснований сомневаться в выводах экспертов у суда не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования истца в части включения периодов его работы: с <дата> по <дата> (1-6-16), с <дата> по <дата> (2-0-0) и с <дата> по <дата> (1-11-0) подлежат включению в специальный стаж истца, дающий ему право назначения пенсии по старости досрочно.
Поскольку по окончании службы в армии ФИО1 снова поступил на работу с вредными условиями труда, поэтому ответчик не обоснованно не включил данный период в специальный стаж истца.
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" (далее - Закон СССР от 14 июля 1956 г.), Законом СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
С 1 января 2015 г. введен в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Статьей 30 названного федерального закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В силу части 8 статьи 13 поименованного федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
По смыслу приведенных законоположений, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", согласно пункту 3 которого при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 данного постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
В частности, в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 г. пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, было определено, что в общий стаж работы засчитывались кроме прочего обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подпункт "з"); служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (подпункт "к").
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, действовавшее до введения в действие Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды обучения в училищах, школах и прохождения службы могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавший в период с 1 марта 1991 г. до 1 января 2002 г., закрепляя право отдельных категорий работников на получение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, не предусматривал включение в специальный трудовой стаж на соответствующих видах работ время обучения и прохождения службы.
Решением Верховного Суда РФ от 09.06.2016 № А К П И 16-452 признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу абзац второй пункта 11 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет», которым предписано, что при назначении пенсии на льготных условиях периоды приравниваемой деятельности по ранее действовавшему законодательству (учеба, служба в армии, выборочная работа и т.п.) не включаются в специальный трудовой стаж после 1 января 1992 г., поскольку оно разъясняет положения утратившего силу закона и официально не отменено. При этом ВС РФ в своем решении указал на то, что данное нормативное положение противоречит приведенным выше нормам действующего законодательства, так как по своему содержанию исключает возможность исчисления после 1 января 1992 г. специального трудового стажа с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и (или) иной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж для назначения пенсии на льготных условиях.
При таких обстоятельствах, с учетом фактических обстоятельств, установленных по делу, период службы истца в армии с <дата> по <дата> (2-0-11) к зачету пропорционально отработанного периода (1-6-16) по Списку № 2 от 26.01.1991 г. № 10.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных п. 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Истец обратилась в Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Костроме Костромской области <дата>, что подтверждается письменным заявлением. На указанную дату истцу исполнилось 57 лет.
Специальный трудовой стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на <дата>, с учетом включенных судом периодов его работы составил 8 лет 6 месяцев 17 дней.
Таким образом, требования истца о назначении ему досрочной пенсии с <дата> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Истцом при подаче иска заявлено ходатайство о взыскании с ответчика судебных расходов по оплате государственной пошлины и расходов на представителя.
Порядок взыскания судебных расходов урегулирован главой 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей.
На основании статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно статье 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам и расходы на оплату услуг представителя.
В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Исковые требования ФИО1 удовлетворены судом частично.
Соответственно в силу норм ст. 98 ГПК РФ ответчик имеет право на возмещение всех понесенных по делу судебных расходов, в том числе, и расходов на представителя, понесенных при рассмотрении дела судом первой инстанции.
В подтверждение расходов по оплате государственной пошлины истцом представлен подлинник квитанции на сумму ... руб. (л.д.7 т.1).
В подтверждение расходов на оплату услуг представителя суду представлены следующие документы: подлинник Соглашения об оказании юридической помощи по гражданскому делу от <дата>№ между ФИО1 и ФИО4 (л.д.9 т.1), копия квитанции о перечислении ФИО1 суммы по Соглашению от <дата> в размере ... руб. (л.д.10 т.1).
При рассмотрении гражданского дела № интересы истца ФИО1 в судебных заседаниях представляла ФИО4, лично участвовала в судебных заседания, давала пояснения по возникающим вопросам, возражала против доводов второй стороны, ходатайствовала о приобщении к материалам дела документов, которые в последующем повлияли на решение суда.
Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела (далее - судебные издержки), представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Часть первая статьи 100 ГПК Российской Федерации предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 июля 2007 года № 382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Поскольку по смыслу ч.1 ст.100 ГПК РФ критериями присуждения расходов на оплату услуг представителя является соблюдение баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, то при определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя, как оценочной категории, суду необходимо принимать во внимание, в частности, сложность, характер рассматриваемого спора и категорию дела, количество судебных заседаний, в которых принимал участие представитель истца, объем фактически оказанных услуг, продолжительность рассмотрения дела, соразмерность цены иска и размера судебных расходов, объем удовлетворенных требований, доказательства, подтверждающие несение данных расходов, возражения другой стороны и доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов и т.п.
Как указал Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер (п.11). Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 1 статьи 100 ГПК РФ, статья 112 КАС РФ, часть 2 статьи 110 АПК РФ). При неполном (частичном) удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов (статьи 98, 100 ГПК РФ, статьи 111, 112 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) (п.12). Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле (п.13).
Руководствуясь приведенными выше нормами и разъяснениями Пленума ВС РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, объема выполненной представителем работы, сложности дела, наличия судебной практики по рассматриваемой категории споров, принципа разумности и справедливости, а так же в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных расходов с учетом частичного удовлетворения требований ФИО1, суд считает затребованную заявителем сумму расходов на оплату услуг представителя в размере ... рублей завышенной.
Определяя разумный размер подлежащих взысканию в пользу заявителя судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением настоящего гражданского дела, ходатайство о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя суд полагает подлежащим удовлетворению частично в размере ... рублей в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области о признании решения об отказе в назначении досрочной пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной пенсии удовлетворить частично.
Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области включить в специальный стаж ФИО1, дающий ему право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, периоды его работы с <дата> по <дата> (1-6-16); с <дата> по <дата> (2-0-0); с <дата> по <дата> (1-11-0), а также период с <дата> по <дата> пропорционально отработанному периоду (1-6-16), и назначить ФИО1 пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда, начиная с даты обращения, а именно с <дата>.
В удовлетворении остальной части требований ФИО1 отказать.
Взыскать с Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костроме Костромской области в пользу ФИО1 судебные расходы в размере ... рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца с момента изготовления полного текста решения суда.
Судья -
Полный текст решения изготовлен 05 мая 2019 года.