Дело № 2-3008/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2016 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска
в составе: судьи Рыбалко В. И.,
при секретаре Сидоновой Л. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО13 к Департаменту Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по г. Ульяновску о признании решений незаконными, назначении ежемесячной денежной выплаты, назначении перерасчете ежемесячных пособий на детей,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 ФИО14 обратилась в суд с иском к Департаменту Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по г. Ульяновску о признании решений незаконными, назначении ежемесячной денежной выплаты, назначении перерасчете ежемесячных пособий на детей.
Исковые требования мотивированы следующим. Истица ФИО1 ФИО15 является многодетной матерью и получателем ежемесячной денежной выплаты (далее – ЕДВ) при рождении после 31.12.2012 третьего и последующих детей до достижении ребенком возраста 3-х лет.
15.03.2016 истица обратилась в Департамент Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по г. Ульяновску (далее – Департамент) с заявлением о выплате ЕДВ на ребенка ФИО2 ФИО16ДД.ММ.ГГГГ года рождения. К указанному заявлению был приложен предусмотренный законом пакет документов. Однако решением № 58 от 05.04.2016 в выплате ЕДВ истице было отказано. Отказ был мотивирован тем, что истицей не были предоставлены документы о получении ею алиментов на несовершеннолетних детей.
07.04.2016 истица обратилась в Департамент с заявлением о выплате пособия на ее несовершеннолетних детей ФИО2 ФИО17 года рождения, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 ФИО18 года рождения. Также истица просила провести перерасчет оплаты детского пособия на ФИО1 ФИО19 ей была установлена инвалидность. К указанному заявлению был приложен предусмотренный законом пакет документов. Однако решениями №№ 81, 82, 83 от 12.04.2016 истице было отказано в назначении и перерасчете пособия. Отказ также был мотивирован тем, что истицей не были предоставлены документы о получении ею алиментов на несовершеннолетних детей.
В тоже время истица не желает обращаться в суд за получением алиментов.
Истица считает незаконными вышеуказанные решения Департамента об отказе в назначении ей ЕДВ, а также в назначении и перерасчете пособия не детей, поскольку ею были представлены все необходимые документы.
ФИО1 ФИО20. просит суд признать незаконными решений: № 58 от 05.04.2016 об отказе в назначении ЕДВ на несовершеннолетнюю ФИО2 ФИО22 года рождения, №№ 81, 82, 83 от 12.04.2016 об отказе в назначении ежемесячного пособия на детей - ФИО2 ФИО21 года рождения, ФИО1 ФИО23 года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; о возложении на Департамент Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по г. Ульяновску обязанности назначить ЕДВ на ФИО2 ФИО24 года рождения, возложении обязанности назначить ежемесячное пособие на детей - ФИО2 ФИО28 года рождения, ФИО1 ФИО26 года рождения, ФИО1 ФИО27 рождения, возложении обязанности произвести перерасчет ежемесячного пособия на ФИО1 ФИО25 года рождения.
В судебном заседании истица поддержала исковые требования, пояснила, что она является матерью четырех несовершеннолетних дочерей. Отцом старших девочек - ФИО1 ФИО29, ФИО1 ФИО31 является ФИО1 ФИО32, брак истицы с которым расторгнут.
ФИО1 ФИО30. проживает в другом городе, имеет временную регистрацию и не официальную работу. ФИО1 ФИО35 в добровольном порядке уплачивает алименты на содержание дочерей, пересылая их через его мать, которая проживает в г. Ульяновске. Истица не обращалась в суд с иском о взыскании с ФИО1 ФИО33 алиментов на содержание детей, соглашение о размере алиментов также не заключалась. Ранее истице назначались ЕДВ и пособие на детей на основании ее письменного заявления, в котором она указывала размер получаемых ею от ФИО1 ФИО34. алиментов.
Однако в настоящее время Департамент требует от нее документальное подтверждение размера получаемых алиментов. Тем самым, Департамент вынуждает истицу обратиться в суд с иском о взыскании алиментов, чего истица делать не желает, чтобы не портить отношения с бывшим мужем.
Пособие на детей выплачивалось истице до марта 2016 года.
03.12.2015 ФИО1 ФИО36 установлена инвалидность. Как ребенок-инвалид она должна получать пособие в повышенном размере. В связи с этим истицей заявлено требование о перерасчете выплаченного пособия.
Представитель ответчика Департамента Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по г. Ульяновску в судебном заседании иск не признал, указал, что истице обоснованно отказано в назначении ЕДВ и пособия на детей, так как в соответствии с законодательством Ульяновской области обязательным условием назначения ЕДВ и пособия на детей является представление документов о доходах семьи, для установления, что среднедушевой доход членов семьи ниже величины среднедушевого денежного дохода населения Ульяновской области, сложившегося за год, предшествующий году обращения за назначением ЕДВ, и ниже величины прожиточного минимума, установленного в расчете на душу населения в Ульяновской области - для назначения пособия на детей.
В составе доходов семьи учитываются алименты, получаемые членами семьи.
Между тем, истицей не представлены документы, подтверждающие размер алиментов, выплачиваемых на содержание несовершеннолетних детей, либо документы, подтверждающие неполучение алиментов.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 ФИО37 является многодетной матерью четырех несовершеннолетних детей: ФИО1 ФИО38 года рождения, ФИО1 ФИО41 года рождения, ФИО2 ФИО39 года рождения, ФИО2 ФИО40 года рождения.
Согласно справке серии МСЭ-2013 № 0037572 ФИО1 ФИО42 года рождения, 03.12.2015 впервые установлена категория – ребенок-инвалид на срок до 01.01.2017.
Отцом старших девочек - ФИО1 ФИО43, ФИО1 ФИО44 является ФИО1 ФИО45, брак истицы с которым расторгнут.
15.03.2016 истица обратилась в Департамент с заявлением о выплате ЕДВ на ребенка ФИО2 ФИО46 года рождения. Решением № 58 от 05.04.2016 в выплате ЕДВ истице было отказано. Отказ был мотивирован тем, что истицей не были предоставлены документы о получении ею алиментов на несовершеннолетних детей.
07.04.2016 истица обратилась в Департамент с заявлением о выплате пособия на ее несовершеннолетних детей ФИО2 ФИО48 года рождения, ФИО1 ФИО47 года рождения, ФИО1 ФИО49. Также истица просила провести перерасчет оплаты детского пособия на ФИО1 ФИО50 поскольку с 03.12.2015 ей была установлена инвалидность.
Однако решениями №№ 81, 82, 83 от 12.04.2016 истице было отказано в назначении и перерасчете пособия на детей. Отказ также был мотивирован тем, что истицей не были предоставлены документы о получении ею алиментов на несовершеннолетних детей.
Из пояснений истицы следует, что ФИО1 ФИО52 в добровольном порядке уплачивает ей алименты на содержание детей. Истица не обращалась в суд с иском о взыскании алиментов, нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов между истицей и ФИО1 ФИО51 также не заключалось.
Таким образом, у истицы отсутствует документальное подтверждение размера получаемых алиментов.
Между тем, предоставление ежемесячной денежной выплаты при рождении после третьего и последующего детей на ребенка до достижения им возраста трех лет регламентируется Законом Ульяновской области № 113-ЗО от 31.08.2012 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка до достижения им возраста трех лет» (ред. от 03.06.2015) и Порядком назначения и осуществления ЕДВ, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области № 47-П от 12.02.2013.
Согласно ст. 1 Закона Ульяновской области № 113-ЗО от 31.08.2012 семьями, нуждающимися в поддержке, признаются семьи, размер среднедушевого дохода членов которых ниже величины среднедушевого денежного дохода населения Ульяновской области, сложившейся за год, предшествующий году обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты. Указанная величина ежегодно утверждается Правительством Ульяновской области в устанавливаемые им сроки и порядке на основе соответствующих данных федерального органа исполнительной власти по статистике.
В соответствии с п.п. 6 п. 7 Порядка назначения и осуществления ЕДВ, для предоставления ЕДВ необходимо предоставить документы о доходах семьи за 3 последних месяца, предшествовавших месяцу обращения.
Предоставление ежемесячного пособия на ребенка до достижения возраста 16 (18) лет регламентируется Законом Ульяновской области № 152-ЗО от 01.11.2006 «О пособиях на детей в Ульяновской области» и Порядком назначения и выплаты пособий на детей в Ульяновской области, утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2011 № 665-П.
В соответствии со ст. 4. Закона Ульяновской области № 152-ЗО от 01.11.2006 право на получение ежемесячного пособия имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного (усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации, - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленного в расчете на душу населения в Ульяновской области.
В соответствии с п.п. «д» п. 2.1 ч. 2 Порядка для назначения пособия необходимо предоставить документы о доходах семьи за три последних месяца, предшествовавших месяцу обращения.
В соответствии со ст. 6 Закона Ульяновской области № 152-ЗО от 01.11.2006 ежемесячное пособие на ребенка выплачивается в размере 200 руб. Ежемесячное пособие на ребенка-инвалида выплачивается в размере 300 руб.
Согласно п. 2.7 Порядка в случае, если наступают обстоятельства, в соответствии с которыми получатель пособия в размере, предусмотренном частью 1 статьи 6 Закона, получает право на обращение за пособием на ребенка одинокой матери или пособием на ребенка-инвалида … (далее - пособие в повышенном размере), пособие в повышенном размере назначается с месяца, следующего за месяцем обращения за пособием в повышенном размере с документами, предусмотренными пунктом 2.1 настоящего раздела.
Учет доходов и расчет среднедушевого дохода, дающего право на получение ЕДВ, производится в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2003 №44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания государственной социальной помощи» и Перечнем видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 № 512.
В соответствии п.п. «ж» п. 1 Перечня, при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются алименты, получаемые членами семьи.
В соответствии ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с главой 16 настоящего Кодекса.
В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.
Статьей 81 Семейного кодекса РФ определено, что при отсутствии соглашения об уплате алиментов алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей. Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.
В силу ст. 103 Семейного кодекса РФ размер алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов, определяется сторонами в этом соглашении.
Размер алиментов, устанавливаемый по соглашению об уплате алиментов на несовершеннолетних детей, не может быть ниже размера алиментов, которые они могли бы получить при взыскании алиментов в судебном порядке (статья 81 настоящего Кодекса).
Истица представила в Департамент заявление на назначение выплат с неполным пакетом документов, в котором отсутствовали документы, содержание сведения о размере алиментов, выплачиваемых на содержание несовершеннолетних детей истицы, либо документ, подтверждающий неполучение алиментов на их содержание.
Довод истицы о том, что ранее ею неоднократно предоставлялись ответчику заявления с указанием размера получаемых алиментов и, при этом вопросов к ней не возникало, а ЕДВ и пособие на детей ей предоставлялись, не является основанием для удовлетворения ее требований. При вышеуказанных обстоятельствах, тот факт, что ранее меры социальной поддержки получались истицей без представления документов, подтверждающих размер получаемых ею алиментов, о незаконности принятого ответчиком решения не свидетельствует.
Определение того, какие именно документы (соглашение об уплате алиментов, судебное решение или иные документы, подтверждающие фактическое добровольное исполнение алиментных обязательств плательщиком алиментов) в каждом конкретном случае подтверждают размер доходов, получаемых на содержание несовершеннолетних детей, обусловлено тем, какая форма реализации алиментных обязательств по отношению к таким детям выбрана их родителями (статья 80 Семейного кодекса РФ) - добровольная (соглашение родителей об уплате алиментов, фактическое добровольное исполнение алиментных обязательств) или принудительная (на основании решения суда). При этом, как было указано выше, законом на истицу возложена обязанность представить сведения о размере доходов своих и всех членов семьи.
В связи с изложенным суд считает обоснованными решения Департамента Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по г. Ульяновску № 58 от 05.04.2016 об отказе в назначении ЕДВ на несовершеннолетнюю ФИО2 ФИО54 года рождения, №№ 81, 82, 83 от 12.04.2016 об отказе в назначении ежемесячного пособия на детей - ФИО2 ФИО55 года рождения, ФИО1 ФИО57 года рождения, ФИО1 ФИО56 рождения.
Исковые требования ФИО1 ФИО53 о признании указанных решений незаконными и о возложении на Департамент (ответчика) обязанности назначить ежемесячную денежную выплату на ФИО2 ФИО58 года рождения, о возложении обязанности назначить ежемесячное пособие на детей - ФИО2 ФИО59 года рождения, ФИО1 ФИО62 рождения, ФИО1 ФИО60 года рождения, возложении обязанности произвести перерасчет ежемесячного пособия на ФИО1 ФИО61 года рождения суд считает не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56,194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО63 к Департаменту Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по г. Ульяновску о признании незаконными решений: № 58 от 05 апреля 2016 года об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на несовершеннолетнюю ФИО2 ФИО64, №№ 81, 82, 83 от 12 апреля 2016 года об отказе в назначении ежемесячного пособия на детей - ФИО2 ФИО66 года рождения, ФИО1 ФИО65 рождения, ФИО1 ФИО67 рождения; о возложении на Департамент Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по г. Ульяновску обязанности назначить ежемесячную денежную выплату на ФИО2 ФИО68 рождения, возложении обязанности назначить ежемесячное пособие на детей - ФИО2 ФИО69 рождения, ФИО1 ФИО72 рождения, ФИО1 ФИО70 рождения, возложении обязанности произвести перерасчет ежемесячного пособия на ФИО1 ФИО71 рождения – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Судья В. И. Рыбалко