Дело № 2- 3009/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27.08.2014 года г. Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Кондрашкиной Ю.А., при секретаре Дурновой М.С., с участием истцов ФИО1, ФИО2, представителей истцов ФИО3, представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО4 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании постановления незаконным и обязании предоставить в аренду земельный участок,
установил:
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 27.01.2014г. №166 истцам отказано в предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 2964 кв.м. с кадастровым номером № из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, в <адрес>, занимаемого гаражным кооперативом боксового типа, канализационным коллектором в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
В предоставлении права аренды земельного участка отказано в связи с тем, что не представлен документ, подтверждающий доли в праве собственности на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, или соглашение о сложившемся порядке пользования земельным участком.
Указанное Постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» является незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителей по следующим основаниям:
Администрация не приняла во внимание, что в соответствии со ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Отказано в предоставлении в аренду земельного участка несмотря на то, что документы предоставлены в строгом соответствии с п.5 ст.36 ЗК РФ и требованиями Приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
Заявители являются собственниками гаражных боксов, право собственности которых возникло на основании решений Волжского районного суда г.Саратова и надлежащим образом зарегистрировано в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области.
Указанное обстоятельство подтверждается предоставленными в распоряжение администрации решениями Волжского районного суда и свидетельствами о государственной регистрации права, находящимися в учетном деле заявителей.
Право Заявителей - собственников гаражей на приобретение земельного участка, на котором расположены гаражные боксы в аренду, основано на законе.
На основании ст.271 ГК РФ, собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
В соответствии со ст. 35 ЗК РФ, при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Право аренды испрашиваемого земельного участка производно от принадлежащего Заявителям права собственности на гаражные боксы.
Согласно ч.1 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с нормами действующего законодательства согласно ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации в аренду могут предоставляться земельные участки, а не доли в праве на них. В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды (предмет договора). При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте (предмет договора), считается несогласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Таким образом, доля в праве аренды на земельный участок не может являться предметом договора аренды (объектом подлежащем передаче в аренду).
Как следует из п.З ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если здание (помещение в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью
лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
В силу п.5 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане и юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастрового паспорта (п.5 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.19 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 №11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства», при рассмотрении споров, связанных с приобретением таких земельных участков упомянутыми лицами, необходимо исходить из того, что договор аренды с множественностью лиц на стороне арендатора может быть заключен при условии участия в нем как нескольких владельцев помещений в здании (здания), так и одного из них.
Заключение договора аренды с одним лицом на стороне арендатора производится с учетом потенциальной возможности вступления в него иных лиц на стороне арендатора в соответствии с положениями п.З ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Понуждение к заключению договора аренды земельного участка в отношении отдельных владельцев помещений (отдельных владельцев здания) не допускается.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
При обращении в Комитет по управлению имуществом г.Саратова с заявлением о приобретении права аренды земельного участка общей площадью 2964 кв.м. с кадастровым номером №, Истцами предоставлен полный перечень документов установленный Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Указанные в оспариваемом Постановлении документы, подтверждающие доли в праве собственности на объекты недвижимости, или соглашение о сложившемся порядке пользовании испрашиваемом земельным участком не являются обязательными для предоставления и не указаны в исчерпывающем перечне Приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N475.
Истцами предоставлены документы с учетом требований п.5 ст.36 ЗК РФ, Приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475, а решение об отказе администрации МО «Город Саратов» изложенное в постановлении от 27.01.2014г. № 166, является незаконным.
В распоряжение Ответчика предоставлен технический паспорт на весь двух этажный гаражный комплекс - нежилое здание литер ГГ1, содержащий необходимую и достаточную информацию для расчета арендной платы за испрашиваемый земельный участок с учетом площади находящихся в собственности Истцов гаражей и доли в праве общей долевой собственности на общее имущество.
На основании п.п. 3-5 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009г. №64, «право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр).
При рассмотрении споров о размере доли следует учитывать, что исходя из существа указанных отношений соответствующие доли в праве общей собственности на общее имущество определяются пропорционально площади находящихся в собственности помещений. Судом может быть определен иной размер доли в праве общей собственности на общее имущество, если объем помещения, приходящийся на единицу площади, существенно отличается от аналогичного показателя в иных помещениях в здании.
Изменение размера доли собственника помещения в праве общей собственности на общее имущество здания по соглашению всех либо отдельных собственников помещений не допускается.
При переходе права собственности на помещение к новому собственнику одновременно переходит и доля в праве общей собственности на общее имущество здания независимо от того, имеется ли в договоре об отчуждении помещения указание на это.»
Таким образом, у Ответчика имеется необходимая информация и правовые основания для заключения с Истцами договора аренды указанного земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора.
Согласно ст. 10 ГК РФ, не допускается действие граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Нарушение прав и законных интересов Истцов оспариваемым постановлением муниципального органа самоуправления выражается в следующем:
Созданы препятствия в осуществлении прав на законное владение и пользование Истцами земельным участком по адресу: <адрес> (на пересечении с <адрес>), б/н.
Истцам отказано в заключении договора аренды земельного участка на указанный в заявлении срок, что является препятствием для исполнения ими законных обязанностей связанных со своевременной арендной платой за пользование земельным участком, установленных действующим законодательством.
О нарушении своих прав Истцы узнали в связи с получением 23.04.2014г. Постановления администрации МО «Город Саратов» от 27.01.2014г. №166 в Комитете по управлению имуществом г.Саратова.
В связи с тем, что имеет место спор о праве аренды земельного участка общей площадью 2964 кв.м. с кадастровым номером №, настоящее заявление подается в соответствии с п.3 ст.247 ГПК РФ в исковом порядке.
Признать незаконным Постановление администрации МО «Город Саратов» от 27.01.2014г. № 166 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 2964 кв.м. с кадастровым номером № из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, в <адрес>, занимаемого гаражным кооперативом боксового типа, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Заявителей и препятствие к осуществлению ими прав и свобод, путем рассмотрения их заявлений №13984, №13980, №13967, №13963, №13965, №13966 о предоставлении земельного участка, на котором расположены здания, строения, сооружения от 03.12.2013г. и предоставить в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора - ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО5, ФИО7, Родченко А. земельный участок общей площадью 2964 кв.м. с кадастровым номером № из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, занимаемого гаражным кооперативом боксового типа, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка на срок 49 лет.
Истцы ФИО1, ФИО2 поддержали заявленные исковые требования, просили иск удовлетворить.
Представитель истцов ФИО3 поддержал заявленные исковые требования, просил иск удовлетворить.
Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО4, просила отказать в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Истцы, не явившиеся в судебное заседание о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Иные лица участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В силу требований ст. 36 ЗК РФграждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
1.1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
1.2. Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
2. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
3. В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.
Казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения - правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.
4. В случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется лицу, во владении которого находится большая площадь помещений в здании, в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.
5. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
6. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
7. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Согласно ст. 29 Земельного Кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
В судебном заседании установлено, что истцы являются собственниками гаражных боксов расположенных по адресу <адрес>, права собственности истцов зарегистрировано в установленном законом порядке.
Истцы обратился с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в <адрес>, занимаемым нежилым помещением общей площадью 2 964 кв.м. с кадастровым номером № из земель населенных пунктов, расположенного по адресу <адрес>.
Постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 27.01.2014 г. № 166 истцам было отказано в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, по тем основаниям, что не представлен документ, подтверждающий доли в праве собственности на объект недвижимости, расположенные на земельном участке, или соглашение о сложившемся порядке пользования земельным участком.
Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу, что указанное постановление нельзя признать законным и обоснованным.
В судебном заседании установлено, что на испрашиваемом истцами земельном участке в его границах находится объект недвижимости гаражный бокс, в котором расположены гаражи, принадлежащие истцам на праве собственности.
В судебном заседании установлено, что гаражные боксы расположены на неделимом земельном участке, доли совладельцев в праве собственности в гаражном боксе не определены.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума ВС РФ № 2 от 10.02.2009 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий, бездействий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц" суду надлежит выяснить: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие), которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 6 ЗК РФ земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Следовательно, для определения делимости земельного участка необходимо и достаточно, чтобы: после раздела образовались самостоятельные земельные участки; разрешенное использование образовавшихся земельных участков осуществлялось без перевода их в состав земель иной категории.
Для различных видов деятельности максимальные и минимальные размеры земельных участков устанавливаются законами субъектов РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 33 ЗК РФ). Предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной или проектной документацией. При этом, согласно ст. 13 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 года N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (в ред. Закона Краснодарского края от 19.07.2011 года N 2317-КЗ), если иное не предусмотрено законодательством РФ, при совершении сделок с земельным участками, а также в иных случаях, при которых происходит раздел (за исключением случая объединения с соседним земельным участком), не допускается образование земельных участков, площадь которых менее 600 кв. м, при ширине участка не менее 12 метров - для земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
Земельное законодательство устанавливает два подхода к оформлению прав на земельные участки, занятые зданиями, строениями или сооружениями, в зависимости от того, является ли земельный участок делимым или неделимым.
Согласно ст. 36 ЗК РФ в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание и согласия сторон договора аренды на вступление в указанный договор иных правообладателей помещений в этом здании.
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при приобретении таких земельных участков упомянутыми лицами необходимо исходить из того, что договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора может быть заключен при условии участия в нем как нескольких владельцев помещений, так и одного из них. Заключение договора аренды с один лицом на стороне арендатора производится с учетом потенциальной возможности вступления в него иных лиц на стороне арендатора в соответствии с положениями п. 3 ст. 36 ЗК РФ.
Согласно ч. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В целях реализации указанной нормы Приказом Министерства Экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 года N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, согласно которого к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы: 1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; 2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц); 3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей); 4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке); 5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 6) кадастровый паспорт, а до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" - выписка из государственного земельного кадастра (кадастровый план земельного участка (разделы В.1 и В.2, а также В.З и В.4 - при наличии соответствующих сведений в государственном земельном кадастре); 7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 27.12.2014 г. по иску администрации муниципального образования «Город Саратов» к ФИО9, ФИО10, ФИО50, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО1, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16,ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО56 ФИО27 Николаю Н., ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО1, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО5, ФИО68, ФИО51 о признании самовольными постройками нежилых помещений и обязании снести нежилые помещения, установлено, что в соответствии с постановлением администрации г. Саратова от 20 февраля 1997 года № 48-76 производственно-коммерческой фирме «ВЭСА» (товарищество с ограниченной ответственностью) (далее по тексту ПКФ ТОО «ВЭСА») был предоставлен земельный участок в долгосрочную аренду сроком на 10 лет для проектирования и строительства двухэтажных гаражей в <адрес> площадью 0,2964 га по <адрес>.
На основании договора замены стороны в обязательстве от 10.12.1999 г. право аренды вышеуказанного земельного участка перешло от первоначального арендатора ПКФ ТОО «ВЭСА» к новому арендатору ГСК « Вектор и К».
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25.12.2006г. по делу № А-57-14026/06-11 признана состоявшейся сделка по переходу права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка №156 от 11.03.1997г., заключенного на основании Постановления Администрации г. Саратова № 48-76 от 20.02.1997г. « О предоставлении производственно-коммерческой фирме « ВЕСА » (товариществу с ограниченной ответственностью) в долгосрочную аренду сроком на десять лет земельного участка для проектирования и строительства двухэтажных гаражей в <адрес>» от Производственно- коммерческой фирмы « ВЭСА » (товарищество с ограниченной ответственностью) и Гаражно - строительному кооперативу « Вектор и К».
1.11.2000г. ТОО ПКФ « ВЭСА » ликвидирована, 04.09.2013г. ликвидирован ГСК « Вектор и К ».
Согласно техническому паспорту на нежилые здания (гаражи) расположенные по адресу: <адрес> на пересечении с <адрес>, б/н является завершенным строительством объектом.
Как следует из договора аренды земельного и кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, б/н, комплекс гаражных боксов расположен на землях населенных пунктов с разрешенным видом использования: проектирование и строительство двухэтажных гаражей.
Таким образом, гаражные боксы возведенные ГСК « Вектор и К», за счет средств членов кооператива и на отведенном для строительства гаражей земельном участке, в период действия договора аренды земельного участка не могут являться самовольными строениями по смыслу ст. 222 ГК РФ.
Согласно заключения 28/Т53-2 по обследованию 2-х этажных гаражей по <адрес> пересечение с <адрес> из которого следует, что в декабре 2013 года проведено обследование технического состояния несущих и ограждающих конструкций сооружения, 2-х этажных гаражей по адресу: <адрес>, пересечение с <адрес>.
Обследованием установлено, что сооружение двухэтажное, с заглублением пола первого этажа ниже уровня земли и частичным заглублением пола второго этажа ниже уровня земли.
На обоих этажах расположены боксы для временного хранения личных автомобилей граждан ГПСК "Меридиан". Возраст постройки 15 лет. Несущий остов сооружения выполнен по жёсткой конструктивной схеме. Диски перекрытий выполнены из сборных железобетонных многопустотных плит с заливкой швов между ними цементно-песчаным раствором и опираются на продольные несущие стены. Наружные стены толщиной 400мм сложены из крупных бетонных блоков на цементно-песчаном растворе. Внутренние стены толщиной 250мм сложены из силикатного кирпича на цементно-песчаном растворе. Перегородки между боксами и контрфорсы также сложены из силикатного кирпича. Фундамент выполнен в виде сплошной плиты из монолитного железобетона под всем пятном сооружения. Опасных трещин в стенах, разрушений в узлах соединения элементов и других признаков неравномерной осадки фундамента не обнаружено. Категорию состояния несущих и ограждающих конструкций сооружения можно охарактеризовать как "исправное состояние". По земельному участку, отведённому под строительство гаражей, проходит подземный ливневой коллектор глубокого, 8-9 м, заложения.
Ответчиком по делу не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих, что коллектор проходит под гаражами всех ответчиков, имеющаяся в материалах дела копия никем не заверена, из указанной копии невозможно определить, где и какой гараж и какого ответчика расположен.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением суда, и не подлежат установлению вновь.
Истцам на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенный в комплексе гаражных боксов, который расположен на земельном участке, в связи с чем, требования истца о признании постановления незаконным суд находит подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд признав, заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Учитывая положения п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, суд принимая решение об удовлетворении заявления, не вправе выходить за пределы рассмотренных требований, то есть при оспаривании бездействия суду следует признать бездействие органа незаконным и обязать его рассмотреть заявление, в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
В связи с чем суд считает возможным возложить на комитет по управлению имуществом г. Саратова обязанность по рассмотрению заявления истцов о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в <адрес>, занимаемым нежилым помещением общей площадью 2 964 кв.м. с кадастровым номером № из земель населенных пунктов, расположенного по адресу <адрес> в течении четырнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
признать незаконным Постановление администрации МО «Город Саратов» от 27.01.2014 г. № 166 об отказе в предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 2964 кв.м. с кадастровым номером № из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, в <адрес>, занимаемого гаражным кооперативом боксового типа, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
Обязать Комитет по управлению имуществом г. Саратов в течение четырнадцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть заявления ФИО1, ФИО2, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 о заключении договора аренды земельного участка общей площадью 2964 кв.м. с кадастровым номером № из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, занимаемого гаражным кооперативом боксового типа, в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка на срок 49 лет.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца, с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья