ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3009/2023 от 18.09.2023 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

дело

УИД - 26RS0003-01-2023-003209-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 сентября 2023 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд города Ставрополя Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Шандер Н. В.,

при секретаре судебного заседания Санееве О. С.,

с участием : истца ФИО1 и ее представителя ФИО2, представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда города Ставрополя гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, об обязании включить периоды работы в страховой стаж и об обязании назначить страховую пенсию по старости,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, об обязании включить периоды работы в страховой стаж и об обязании назначить страховую пенсию по старости, обосновав свои требования следующим.

Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия страхового стажа не менее 12 лет и величины ИПК не менее 21.

В частности, истцу не учтены периоды работы в <адрес> после ДД.ММ.ГГГГ: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности библиотекаря в <адрес>ном отделе образования; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы в Ушановской средней школе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей вожатой в Предгорненской средней школе <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы в Винненской средней школе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях заместителя директора по воспитательной работе и учителя русского языка и литературы в Винненской средней школе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы КГУ «Средняя школа »; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы в КГУ «Центр дополнительного образования по городу Усть-Каменогорску Управления образования ВКО».

Указанные периоды не были включены в страховой стаж в связи с тем, что не поступили ответы из Республики Казахстан на формуляр запроса «О стаже». Данный формуляр был направлен в рамках Соглашения государств – членов Евразийского экономического союза от ДД.ММ.ГГГГ, которое вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ.

Оспаривая указанное решение пенсионного органа истец ссылается на то, что в соответствии с действующим пенсионным законодательством, а также вышеназванным Соглашением к документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств – участников Соглашения, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями, справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства.

Истцом вместе с заявлением о назначении пенсии были представлены трудовая книжка, отражающая периоды работы в <адрес> и Казахской ССР, справки с места работы, архивные справки, справки о заработной плате и другие документы, которые были проигнорированы пенсионным органом при подсчете трудового стажа.

Истец считает, что с учетом указанных документов, подтверждающих стаж работы на территории Республики Казахстан, у нее будет достаточный стаж для назначения страховой пенсии по старости, а также достаточная величина ИПК.

Указала также, что пенсионным органом в целях подтверждения стажа ее работы с ДД.ММ.ГГГГ был направлен формуляр «Запрос» в адрес АО «Единый пенсионный накопительный фонд Республики Казахстан», который не является органом, уполномоченным на подтверждение периодов работы, а является в силу п. 3 ст. 1 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в <адрес>» юридическим лицом, осуществляющим деятельность по привлечению пенсионных взносов и пенсионным выплатам. Организацией же, наделенной полномочиями по предоставлению сведений о стаже работника являются Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан и некоммерческое акционерное общество государственной корпорации «Правительство для граждан», куда ответчиком запросы не направлялись.

На основании изложенного истец просит суд: признать незаконным решение пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ; обязать пенсионный орган включить в страховой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика назначитьей страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, а также при расчете индивидуального пенсионного коэффициента учесть архивную справку от ДД.ММ.ГГГГ, выданную КГУ «Государственный архив <адрес>» Управления цифровизации и архивов <адрес>; архивные справки , от ДД.ММ.ГГГГ, выданные ГКУ «Государственный архив <адрес>» Управления цифровизации и архивов <адрес>; справку-подтверждение от ДД.ММ.ГГГГ и справки о заработной плате №, 383, 384, 385 от ДД.ММ.ГГГГ, выданные КГУ «Винненская средняя школа» отдела образования по <адрес>; архивную справку от ДД.ММ.ГГГГ, справку о переименовании от ДД.ММ.ГГГГ, справки о заработной плате , , от ДД.ММ.ГГГГ, выданные КГУ «Средняя школа » отдела образования по городу Усть-Каменогорску Управления образования <адрес>.

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель по доверенности ФИО2 заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, просили суд их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> ФИО3 заявленные исковые требования не признала, просила суд в их удовлетворении отказать, в том числе, по доводам представленных суду письменных возражений, из содержания которых следует, что спорные периоды работы истца не включены в подсчет продолжительности трудового стажа, поскольку периоды протекали на территории Республики Казахстан, и трудовая деятельность истца не подтверждена компетентными органами. При этом полученный пенсионным органом ответ на запрос не содержит необходимой информации.

Заслушав объяснения истца и его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы данного гражданского дела, оценив представленные доказательства в совокупности с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов гражданского дела и не оспаривается сторонами, ФИО1 зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ, СНИЛС <***>.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ставропольскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Оспариваемым решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого страхового стажа не менее 12 лет и необходимой величины ИПК не ниже 21. При этом пенсионным органом не зачеты период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с необходимостью дополнительного подтверждения.

В этой связи продолжительность страхового стажа ФИО1 исчислена в размере 7 лет 6 месяцев 6 дней, величина ИПК – в размере 9,009.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, национальности и других обстоятельств. В связи с этим любые нормативные акты, прямо или косвенно устанавливающие произвольное ограничение прав и свобод одной категории граждан по отношению к другой, не соответствуют Конституции Российской Федерации. Нормативные акты не должны применяться в части, не соответствующей Конституции Российской Федерации.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного Федерального закона, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Как следует из письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.

Так, ДД.ММ.ГГГГ государствами - участниками Содружества Независимых Государств подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).

Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991«О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ, Союз Советских Социалистических Республик прекратил свое существование ДД.ММ.ГГГГ, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада ДД.ММ.ГГГГ, а после распада этих государств - до ДД.ММ.ГГГГ.

В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (Приложение к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГр «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего ССР») для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом переходных положений, предусмотренных статьей 35 указанного Федерального закона, страховая пенсия по старости на общих условиях назначается женщинам ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигшим возраста 56 лет 6 месяцев, при наличии у них страхового стажа не менее 12 лет, величины ИПК в размере не менее 21.

Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

При назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Разделом II названных Правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.

Согласно пункту 11 названных Правил от 2 октября 2014 года № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае. если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Из приведенных нормативных положений следует, что при рассмотрении дела, связанного с реализацией права гражданина на трудовую пенсию, истец должен представить документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), оформленные компетентными учреждениями (органами), работодателем; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года.

В подтверждение периодов своей работы истцом представлена трудовая книжка серии ET-I , заведенная ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой, помимо прочих периодов, ею осуществлялась следующая трудовая деятельность: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности библиотекаря в <адрес>ном отделе образования; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы в Ушановской средней школе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей вожатой в Предгорненской средней школе <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы в Винненской средней школе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях заместителя директора по воспитательной работе и учителя русского языка и литературы в Винненской средней школе; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы КГУ «Средняя школа »; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы в КГУ «Центр дополнительного образования по городу Усть-Каменогорску Управления образования ВКО».

Кроме того, в подтверждение указанных периодов работы истцом представлены:

- архивная справка КГУ «Государственный архив <адрес>» Управления цифровизации и архивов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о начислении ФИО1 заработной платы в 1992 году;

- архивная справка Государственного архива <адрес> Управления цифровизации и архивов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ФИО1 приказом от ДД.ММ.ГГГГ переведена вожатой в ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ; приказом от ДД.ММ.ГГГГ – переведена в ФИО5 учителем русского языка и литературы с ДД.ММ.ГГГГ; приказом от ДД.ММ.ГГГГ назначена заместителем директора по воспитательной работе с ДД.ММ.ГГГГ;

- архивная справка Государственного архива <адрес> Управления цифровизации и архивов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о начислении заработной платы за 1992 – 1996 годы;

- справка-подтверждение КГУ «Винненская средняя школа» от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФИО1 действительно была переведена в указанное образовательное учреждение учителем русского языка и литературы с ДД.ММ.ГГГГ и уволена ДД.ММ.ГГГГ;

- архивная справка КГУ «Средняя школа » отдела образования по городу Усть-Каменогорску <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФИО1 действительно работала в должности учителя русского языка и литературы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- справка-подтверждение «Школы-центра дополнительного образования » отдела образования по городу Усть-Каменогорску <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФИО1 была принята на должность учителя русского языка и литературы с ДД.ММ.ГГГГ и освобождена от замещаемой должности ДД.ММ.ГГГГ;

- справки №, 383, 384, 385 от ДД.ММ.ГГГГ КГУ «Винненская средняя школа» о начислении заработной платы за 1997-2000 годы;

- справки №, 03-02/162/1, 03-02/126/2, 03-02/126/3, 03-02/126/4, 03-02/126/5, 03-02/126/6, 03-02/126/7, 03-02/126/8, 03-02/126/9, 03-02/126/10, 03-02/126/11, 03-02/126/12, 03-02/126/13, 03-02/126/14, 03-02/126/15, 03-02/126/16 от ДД.ММ.ГГГГ КГУ «Средняя школа » о начислении заработной платы за 2000-2016 годы;

- справки №, 103, 104, 105, 106, 107 от ДД.ММ.ГГГГ «Школы-центра дополнительного образования » отдела образования по городу Усть-Каменогорску <адрес> о начислении заработной платы за 2016-2021 годы.

Сведения, отраженные в вышеприведенных справках, в полной мере согласуются с содержанием записей в трудовой книжке истца серии ET-I .

В связи с вступлением в силу с ДД.ММ.ГГГГ Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от ДД.ММ.ГГГГ взаимодействие между уполномоченными органами, компетентными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм названного Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, путем обмена соответствующими формулярами, согласно приложениям к названному Порядку взаимодействия.

Как следует из материалов выплатного дела, а равно подтверждается позицией ответчика, изложенной в письменных возражениях, ответчиком был направлен формуляр «Запрос» документов о стаже и заработной плате в отношении ФИО1 в АО «Единый накопительный пенсионный фонд» Республики Казахстан за спорные периоды работы, однако полученный ответ не содержит необходимой информации.

Вместе с тем, суд не может согласиться с позицией ответчика, поскольку обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, предполагающую установление такого правопорядка, который гарантировал бы каждому государственную защиту его прав и свобод.

В сфере пенсионного обеспечения лиц обязанность государства означает необходимость такого правового регулирования, которое бы исключало возможность блокирования реализации приобретенных прав и позволяло на основе доступных процедур своевременно и в полном объеме получить полагающуюся пенсию.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В рассматриваемом случае конституционное право истца на социальное обеспечение по возрасту не может быть поставлено в зависимость от соблюдения или не соблюдения компетентным органом государства-участника Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения – Республики Казахстан, на территории которого истец в спорные периоды осуществляла трудовую деятельность, требований по оформлению и заполнению соответствующих формуляров, предоставляемых на запросы в органы Пенсионного фонда Российской Федерации. Равно как и само по себе невыполнение работодателем обязанности по надлежащему оформлению документов, подтверждающих периоды работы и размер заработной платы работников, не может быть поставлено в вину работнику и являться основанием для невключения периодов фактически отработанного времени в страховой стаж. Соответственно, реализация права работника на страховую пенсию не может быть поставлена в зависимость от добросовестности действий работодателя и иных компетентных органов.

Ответчиком в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств тому, что представленные истцом в подтверждение спорных периодов документы несостоятельны, содержат неподтвержденную информацию либо иным способом не свидетельствуют об осуществлении ответчиком трудовой деятельности в спорные периоды.

Более того, в силу положений части 5 статьи 10 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 документы, необходимые для определения права на пенсию, назначения и выплаты пенсии, выданные в соответствии с законодательством одного государства-члена, признаются другим государством-членом без проведения установленных законодательством этого другого государства-члена процедур признания таких документов.

В материалах дела представлены достаточные допустимые письменные доказательства, подтверждающие работу истца в оспариваемые периоды, а также сведения об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Республики Казахстан за оспариваемые периоды работы.

В этой связи суд приходит к выводу о необходимости включения спорных периодов работы истца в стаж для назначения страховой пенсии.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.

В данном случае, такое обращение истца за назначением пенсии имело место быть 27.12.2021. Соответственно, с учетом возникновения у ФИО1 права на пенсию в указанную дату, а также принимая во внимание, что при включении спорных периодов работы истца в ее страховой стаж таковой составит 36 лет 9 месяцев 24 дня, а ИПК – 53, 985, то страховая пенсия по старости истцу подлежит назначению с 27.12.2021.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требованияФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, об обязании включить периоды работы в страховой стаж и об обязании назначить страховую пенсию по старости – удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в страховой стаж ФИО1 периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ОГРН <***>, ИНН <***>) включитьМакарец Людмиле Петровне (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации серии , выдан ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес>, код подразделения , зарегистрирована по адресу: <адрес>, Шпаковский муниципальный округ, <адрес>) в страховой стаж периоды работы:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности библиотекаря в <адрес>ном отделе образования;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы в Ушановской средней школе;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей вожатой в Предгорненской средней школе <адрес>;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы в Винненской средней школе;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по воспитательной работе и учителя русского языка и литературы в Винненской средней школе;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы КГУ «Средняя школа »;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы в Коммунальном государственном учреждении «Школа-центр дополнительного образования » отдела образования по <адрес> управления образования <адрес>.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> назначитьМакарец Людмиле Петровне страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> при расчете индивидуального пенсионного коэффициента ФИО1 учесть :

- архивную справку от ДД.ММ.ГГГГ, выданную КГУ «Государственный архив <адрес>» Управления цифровизации и архивов <адрес>;

- архивные справки , от ДД.ММ.ГГГГ, выданные ГКУ «Государственный архив <адрес>» Управления цифровизации и архивов <адрес>;

- справку-подтверждение от ДД.ММ.ГГГГ и справки о заработной плате №, 383, 384, 385 от ДД.ММ.ГГГГ, выданные КГУ «Винненская средняя школа» отдела образования по <адрес>;

- архивную справку от ДД.ММ.ГГГГ, справку о переименовании от ДД.ММ.ГГГГ, справки о заработной плате , , от ДД.ММ.ГГГГ, выданные КГУ «Средняя школа » отдела образования по городу Усть-Каменогорску Управления образования <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Октябрьский районный суд города Ставрополя.

Мотивированное решение суда составлено 25 сентября 2023 года.

Судья Н. В. Шандер