РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «22» марта 2013 года с.Кунашак Кунашакский районный суд Челябинской области, в составе: председательствующего судьи Кариповой Ю.Ш. при секретаре Шакировой Р.Р. с участием прокурора Фауканурова Д.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кунашакского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (несовершеннолетних) к МКОУ <данные изъяты> СОШ», администрации Кунашакского муниципального района о понуждении к исполнению закона У С Т А Н О В И Л: Прокурор Кунашакского района обратился в суд с иском защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (несовершеннолетних) к МКОУ <данные изъяты> СОШ», администрации Кунашакского муниципального района о понуждении к исполнению закона, просит обязать ответчиков устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований и норм законодательства о противодействии терроризму, а именно: нарушение требований п.п.3.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - привести наружное электрическое освещение на территории МКОУ <данные изъяты> СОШ», находящийся в <адрес> - в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу указав в исковом заявлении, что в ходе проведенной прокуратурой района проверкой исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности условий обучения и воспитания в МКОУ <данные изъяты> СОШ», установлены нарушения, которые нарушают права обучающихся воспитанников на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса, а также допускает возможность совершения террористического акта на территории образовательного учреждения и снижает эффективность мер по предупреждению терроризма. В судебном заседании прокурор Фаукануров Д.Н. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в иске. Представитель МКОУ <данные изъяты> СОШ» ФИО5 в судебное заседание не явилась, в заявлении ходатайствует о рассмотрении дела в её отсутствие. В ходе предварительного судебного заседания указывала о своем согласии с иском прокурора, подтвердив, что наружное электроосвещение не соответствует требованиям закона, имеется лишь один фонарь перед школой. На устранение данных нарушение выделяются деньги по программе около 80 000 рублей, которые достаточны для освещения. Денежные средства предположительно поступят в мае 2013 года. Представитель администрации Кунашакского муниципального района в суд не явился, был извещен надлежаще. Представитель Управления образования Администрации Кунашакского района ФИО6 ( по доверенности) в суд не явился, в ходатайстве просит дело рассмотреть в его отсутствие. В ходе предварительного судебного заседания пояснял, что имеющиеся нарушения в детских учреждениях, в т.ч. МКОУ <данные изъяты> СОШ» будут устранены в ближайшее время, в рамках программы «Комплексная безопасности образовательных учреждений в 2012-2014 гг» на <данные изъяты> СОШ» на восстановление освещения будет выделена сумма в 80 000 рублей. Суд, выслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья. В силу ст. 15 Закона Челябинской области от 17.12.2001 № 54-30 «Об охране и защите прав детей в Челябинской области» деятельность организаций, предприятий и учреждений различных форм собственности, общественных и иных организаций, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должна соответствовать основным требованиям, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области в части определения порядка, условий и качества предоставляемых услуг и (или) товаров в целях охраны здоровья детей, и должна быть направлена на обеспечение безопасности жизни и здоровья детей. Согласно ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам, местного муниципального района относятся организация предоставления дошкольного образования, участие в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31, ст. 51 Закона РФ "Об образовании", к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлена обязанность юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. В соответствии с указанным Законом на территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Требованиями п. 3.9 СанПиН - 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" установлено, что территория общеобразовательных учреждений должна иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк. Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в ст. ст. 2, 3, 5 предусмотрено создание мер по противодействию терроризму, которые необходимо осуществлять путем антитеррористической защищенности учреждений, зданий и людей, находящихся в нем, организация надлежащей охраны жизни и здоровья людей от преступных и иных посягательств. Состав мероприятий, направленных для создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, установлен указанием Министерства образования и науки РФ от 04.06.2008 № 03-1423. Из материалов дела и пояснений представителя МКОУ <данные изъяты> СОШ» следует, что в МКОУ <данные изъяты> СОШ» <адрес> отсутствуют наружное освещение территории школьного учреждения. Из протокола измерений параметров физических факторов среды № ДД.ММ.ГГГГ-53 Г-К от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в результате измерений искусственной освещенности территории <данные изъяты> СОШ, расположенного в <адрес>, в четырех контрольных точках установлено фактическое значение от - 004 до 001 лк. В выводах протокола измерения указано – исследованных параметры освещенности здания и на спортивной площадки не соответствуют санитарным нормам и требованиям. Таким образом установлено, что территория школы не освещается, уровень искусственной освещенности на земле составляет менее 10 лк. Указанные нарушения требований законодательства нарушают права обучающихся воспитанников на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса, а также допускает возможность совершения террористического акта на территории образовательного и снижает эффективность мер по предупреждению терроризма. Согласно Уставу МКОУ <данные изъяты> СОШ» <адрес> учредителем средней общеобразовательной школы является администрация Кунашакского муниципального района, полномочия учредителя осуществляет Управление образования администрации Кунашакского муниципального района. В судебном заседании установлено, что здание МКОУ <данные изъяты> СОШ», расположенное в <адрес>, находится в муниципальной собственности, включено в реестр муниципального имущества согласно выписке из Реестра предприятий, учреждений, имущества, относящихся к муниципальной собственности Кунашакского района. В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершать определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено. Решая вопрос о сроке, в течение которого необходимо возложить обязанность устранить допущенное нарушение, суд исходит из пояснений сторон – представителя МКОУ <данные изъяты> СОШ» и представителя Управления образования, указавших о наличии денежных средств, которые будет выделены в ближайшее время, в связи с чем срок указанный прокурором в 3 месяца со дня вступления решения в законную силу, полагают достаточным для устранения нарушений. В связи с тем, что указанные выше нарушения требований санитарно-эпидемиологических норм и правил допущены в первую очередь самим МКОУ «<данные изъяты> СОШ», обладающим в силу своего Устава хозяйственной самостоятельностью и обособленным имуществом, то обязанность по устранению нарушений возлагается на указанное юридическое лицо. Ответственность же его учредителя - Администрации Кунашакского муниципального района и собственника имущества – Управления имущественных и земельных отношений администрации Кунашакского муниципального района носит субсидиарный характер, т.е. наступает только в том случае, если основной должник не может самостоятельно исполнить свои обязанности. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194,197, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение <данные изъяты> средняя общеобразовательная школа», а в случае недостаточности средств, администрацию Кунашакского муниципального района и Управление имущественных и земельных отношений устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований в МКОУ <данные изъяты> СОШ» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, а именно: -выполнить наружное электрическое освещение на территории МКОУ <данные изъяты> СОШ», в соответствии с требованиями законодательства. Решение может быть обжаловано в течении одного месяца со дня его оглашения в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кунашакский районный суд. Председательствующий Ю.Ш.Карипова |