Дело №2-300/2019
24RS0035-01-2018-004751-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2019 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего Минкиной М.Т.
при секретаре Алюшиной Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Товариществу собственников недвижимости «Родники» об устранении нарушений лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к Товариществу собственников недвижимости «Родники» (ТСН «Родники») об устранении нарушений лесного законодательства, мотивируя тем, что по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ ТСН «Родники» является арендатором лесного участка из состава земель лесного фонда, общей площадью <данные изъяты> га по адресу: <адрес> с номером в государственном лесном реестре №, предоставленного для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Исходя из вида использования лесного участка, арендуемой площади, протяженность линейного объекта (для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, <данные изъяты> га, <данные изъяты> км - указано в договоре) арендатор должен укомплектовать ПСПИ согласно приложению №2 части 5 графа 8 приказа Минприроды России от 28.03.2014 №161«Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов». Однако ответчик указанные требования не выполняет, ПСПИ до настоящего времени не укомплектован необходимыми средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Отсутствие у арендатора средств и оборудования, необходимых для тушения лесных пожаров влечет неготовность арендатора к тушению пожара, и при возникновении лесного пожара может привести не только к уничтожению огнем значительной площади лесного фонда, но и повлечь переход лесных пожаров на населенные пункты. Таким образом, в результате бездействия арендатора нарушаются Правила пожарной безопасности лесах. Просит обязать Товарищество собственников недвижимости «Родники» в течение <данные изъяты> месяца со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря следующим оборудованием и инвентарем в рамках договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ бензопилы- <данные изъяты> шт., ранцевые лесные опрыскиватели- <данные изъяты> шт., топоры- <данные изъяты> шт., лопаты-<данные изъяты> шт., емкость для доставки воды объемом <данные изъяты> шт., дежурная спецодежда (защитные каски, защитные очки, средства защиты органов дыхания и зрения, плащи из огнеупорной ткани, энцефалитные костюмы, сапоги кирзовые (ботинки), брезентовые рукавицы)- по числу лиц участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров, аптечка первой помощи- по <данные изъяты>, участвующих в мероприятиях по тушению и недопущению распространения лесных пожаров, бидоны или канистры для питьевой воды- <данные изъяты> шт.; приостановить деятельность ТСН «Родники» на территории лесного участка, арендуемого по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, до выполнения мероприятия по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего законодательства; запретить ТСН «Родники» передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ иным лицам до выполнения мероприятия по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря (л.д.3-7).
В судебное заседание представитель истца, представитель ответчика, представитель третьего лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом (л.д.35-40). Представитель истца, представитель третьего лица заявили ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.7,41), суд полагает, с учетом положений ст.167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч.4 ст.51 Лесного кодекса РФ).
В соответствии со ст.53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включает в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст.53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры. Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду либо используемых на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка или землепользователями, а в границах сервитута, публичного сервитута - обладателями сервитута, публичного сервитута. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов. Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Аналогичное положение об осуществлении лицами, использующими леса на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, мер пожарной безопасности, содержится в п.5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417.
Пункт 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, устанавливает, что мерами пожарной безопасности в лесах, в числе других, является предупреждение лесных пожаров, то есть противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются: органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований; органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ; Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 83 Лесного кодекса РФ, а также в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п.4 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417).
Нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов утверждены, в соответствии с ч. 7 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, приказом Минприроды России от 28.03.2014 N 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов» (зарегистрирован в Минюсте России 05.08.2014 N 33456, начало действия документа 05.10.2014 года).
Ранее нормы при использовании лесов для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты были утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 N 549 "Об утверждении Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.04.2009 N 13763).
В соответствии со ст. ст. 83, 97 Лесного кодекса РФ, ст. 6, ст. 16.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п. 3 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476, Уставом Красноярского края от 05.06.2008 N 5-1777, Законом Красноярского края от 10.07.2008 N 6-1930 "О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края", Законом Красноярского края от 18.06.2009 N 8-3427 "О полномочиях органов государственной власти края в сфере природопользования и охраны окружающей среды", Постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 N 12-п "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края", Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный пожарный надзор в лесах и обладает правом на обращение в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
Из материалов дела следует, что между Агентством лесной отрасли Красноярского края в лице руководителя Агентства лесной отрасли и ДНТ «Родники» заключен договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-20). По настоящему договору арендодатель в соответствии со ст.21,45,71 Лесного кодекса РФ обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, сроком на <данные изъяты> лет, находящийся в государственной собственности, определенный п.2 настоящего договора (п.1.1 договора). Лесной участок из состава земель лесного фонда, общей площадью <данные изъяты> га защитных лесов по адресу: <адрес> с номером в государственном лесном реестре № предоставляемый в аренду для выполнения работ в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (строительство и эксплуатация <данные изъяты>) (п.1.2 договора). Схема расположения лесного участка и его характеристика проводятся в приложении №1, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора (п.1.3 договора). Арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению №3 (п.1.4 договора). К обязанностям арендатора, в т.ч. договором отнесено осуществление мер противопожарного обустройства лесов на основании проекта освоения лесов, в случае обнаружения лесного пожара на лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принимать все возможные меры по не допущению распространения лесного пожара, обеспечивать наличие средств предупреждения и тушения лесных пожаров в нормативных, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пп. «е» п.3.13 договора); осуществлять меры противопожарного обустройства лесов на арендуемом участке, обеспечивать наличие средств предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с нормативами, определенными уполномоченным органом исполнительной власти и проектом освоения лесов (пп. «м» п.3.13 договора).
Согласно проекту освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ДНТ «Родники» (л.д.31-33), территория арендуемого лесного участка подлежит охране от пожаров, от загрязнений и иного негативного воздействия. Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов обязаны, в том числе соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения природных ресурсов и экологии РФ, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
Исходя из вида использования лесного участка, арендуемой площади, протяженность линейного объекта (для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, <данные изъяты> га, <данные изъяты> км- указана в договоре) арендатор должен укомплектовать ПСПИ согласно приложению №2 части 5 графа 8 приказа Минприроды России от 28.03.2014 №161.
Согласно сведениям о наличии противопожарного инвентаря и техники, составленным ДД.ММ.ГГГГ сотрудником КГБУ «Усинское лесничество» на используемых лесных участках указанные требования не выполнены, ПСПИ не укомплектовано в полном объеме, а именно отсутствуют: бензопилы- <данные изъяты> шт., ранцевые лесные опрыскиватели- <данные изъяты> шт., топоры- <данные изъяты> шт., лопаты- <данные изъяты> шт., емкость для поставки воды объемом <данные изъяты> шт., дежурная спецодежда (защитные каски, защитные очки, средства защиты органов дыхания и зрения, плащи из огнеупорной ткани, энцефалитные костюмы, сапоги кирзовые (ботинки), брезентовые рукавицы)- по числу лиц участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров, аптечка первой помощи- по <данные изъяты>, участвующих в мероприятиях по тушению и недопущению распространения лесных пожаров, бидоны или канистры для питьевой воды- <данные изъяты> шт. (л.д.9-10).
Оценивая имеющиеся в деле доказательства, суд принимает во внимание, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт отсутствия у ответчика средств и оборудования, необходимых для тушения пожаров.
Вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ стороной ответчика не представлено суду доказательств соблюдения ответчиком в полном объеме требований лесного законодательства в части выполнения мероприятий по противопожарному обустройству.
Согласно п.13 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.
При таких обстоятельствах, исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края о возложении обязанности на ответчика в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства, подлежат удовлетворению.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.24,25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (п. 2 ст. 1065 ГК РФ, ст. 34, 56, 80 Закона об охране окружающей среды). Суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер.
В связи с изложенным, приостановление деятельности ответчика по договору аренды лесного участка должно обеспечить не наступление вредных последствий, связанных с деятельностью, осуществляемой с нарушением законодательства.
Таким образом, приостановление деятельности с не устраненными нарушениями сроком до выполнения ответчиком, вышеуказанных требований к комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, является обоснованным.
Требование о запрете передачи прав и обязанностей по договору иным лицам до выполнения мероприятия по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря суд также находит правомерным, поскольку они направлены на обеспечение исполнения законодательства в сфере пожарной безопасности на используемых лесных участках.
По правилам ст.ст.103, 98 ГПК РФ, ст.333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Обязать Товарищество собственников недвижимости «Родники» в течение <данные изъяты> месяца со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря следующим оборудованием и инвентарем в рамках договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№: бензопилы- <данные изъяты> шт., ранцевые лесные опрыскиватели- <данные изъяты> шт., топоры- <данные изъяты> шт., лопаты-<данные изъяты> шт., емкость для доставки воды объемом <данные изъяты> шт., дежурная спецодежда (защитные каски, защитные очки, средства защиты органов дыхания и зрения, плащи из огнеупорной ткани, энцефалитные костюмы, сапоги кирзовые (ботинки), брезентовые рукавицы)- по числу лиц участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров, аптечка первой помощи- по <данные изъяты>, участвующих в мероприятиях по тушению и недопущению распространения лесных пожаров, бидоны или канистры для питьевой воды- <данные изъяты> шт.
Приостановить деятельность ТСН «Родники» на территории лесного участка, арендуемого по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, до выполнения мероприятия по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего законодательства.
Запретить ТСН «Родники» передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ иным лицам до выполнения мероприятия по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря.
Взыскать с ТСН «Родники» в доход местного бюджета судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ