ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-300/19 от 11.02.2019 Минусинского городского суда (Красноярский край)

Дело №2-300/2019

24RS0035-01-2018-004751-10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 февраля 2019 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего Минкиной М.Т.

при секретаре Алюшиной Т.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Российской Федерации в лице Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Товариществу собственников недвижимости «Родники» об устранении нарушений лесного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Товариществу собственников недвижимости «Родники» (ТСН «Родники») об устранении нарушений лесного законодательства, мотивируя тем, что по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ ТСН «Родники» является арендатором лесного участка из состава земель лесного фонда, общей площадью <данные изъяты> га по адресу: <адрес> с номером в государственном лесном реестре , предоставленного для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Исходя из вида использования лесного участка, арендуемой площади, протяженность линейного объекта (для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, <данные изъяты> га, <данные изъяты> км - указано в договоре) арендатор должен укомплектовать ПСПИ согласно приложению №2 части 5 графа 8 приказа Минприроды России от 28.03.2014 №161«Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов». Однако ответчик указанные требования не выполняет, ПСПИ до настоящего времени не укомплектован необходимыми средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Отсутствие у арендатора средств и оборудования, необходимых для тушения лесных пожаров влечет неготовность арендатора к тушению пожара, и при возникновении лесного пожара может привести не только к уничтожению огнем значительной площади лесного фонда, но и повлечь переход лесных пожаров на населенные пункты. Таким образом, в результате бездействия арендатора нарушаются Правила пожарной безопасности лесах. Просит обязать Товарищество собственников недвижимости «Родники» в течение <данные изъяты> месяца со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря следующим оборудованием и инвентарем в рамках договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ бензопилы- <данные изъяты> шт., ранцевые лесные опрыскиватели- <данные изъяты> шт., топоры- <данные изъяты> шт., лопаты-<данные изъяты> шт., емкость для доставки воды объемом <данные изъяты> шт., дежурная спецодежда (защитные каски, защитные очки, средства защиты органов дыхания и зрения, плащи из огнеупорной ткани, энцефалитные костюмы, сапоги кирзовые (ботинки), брезентовые рукавицы)- по числу лиц участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров, аптечка первой помощи- по <данные изъяты>, участвующих в мероприятиях по тушению и недопущению распространения лесных пожаров, бидоны или канистры для питьевой воды- <данные изъяты> шт.; приостановить деятельность ТСН «Родники» на территории лесного участка, арендуемого по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, до выполнения мероприятия по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего законодательства; запретить ТСН «Родники» передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ иным лицам до выполнения мероприятия по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря (л.д.3-7).

В судебное заседание представитель истца, представитель ответчика, представитель третьего лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом (л.д.35-40). Представитель истца, представитель третьего лица заявили ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.7,41), суд полагает, с учетом положений ст.167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах (ч.4 ст.51 Лесного кодекса РФ).

В соответствии со ст.53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включает в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст.53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры. Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду либо используемых на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка или землепользователями, а в границах сервитута, публичного сервитута - обладателями сервитута, публичного сервитута. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов. Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Аналогичное положение об осуществлении лицами, использующими леса на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, мер пожарной безопасности, содержится в п.5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417.

Пункт 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, устанавливает, что мерами пожарной безопасности в лесах, в числе других, является предупреждение лесных пожаров, то есть противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются: органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований; органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ; Федеральным агентством лесного хозяйства - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых не передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 83 Лесного кодекса РФ, а также в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п.4 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417).

Нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов утверждены, в соответствии с ч. 7 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, приказом Минприроды России от 28.03.2014 N 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов» (зарегистрирован в Минюсте России 05.08.2014 N 33456, начало действия документа 05.10.2014 года).

Ранее нормы при использовании лесов для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты были утверждены Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.12.2008 N 549 "Об утверждении Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.04.2009 N 13763).

В соответствии со ст. ст. 83, 97 Лесного кодекса РФ, ст. 6, ст. 16.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п. 3 Положения о Федеральном государственном пожарном надзоре в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 N 476, Уставом Красноярского края от 05.06.2008 N 5-1777, Законом Красноярского края от 10.07.2008 N 6-1930 "О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края", Законом Красноярского края от 18.06.2009 N 8-3427 "О полномочиях органов государственной власти края в сфере природопользования и охраны окружающей среды", Постановлением Правительства Красноярского края от 31.07.2008 N 12-п "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края", Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, который осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный пожарный надзор в лесах и обладает правом на обращение в суд с требованием об ограничении, приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

Из материалов дела следует, что между Агентством лесной отрасли Красноярского края в лице руководителя Агентства лесной отрасли и ДНТ «Родники» заключен договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11-20). По настоящему договору арендодатель в соответствии со ст.21,45,71 Лесного кодекса РФ обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, сроком на <данные изъяты> лет, находящийся в государственной собственности, определенный п.2 настоящего договора (п.1.1 договора). Лесной участок из состава земель лесного фонда, общей площадью <данные изъяты> га защитных лесов по адресу: <адрес> с номером в государственном лесном реестре предоставляемый в аренду для выполнения работ в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (строительство и эксплуатация <данные изъяты>) (п.1.2 договора). Схема расположения лесного участка и его характеристика проводятся в приложении №1, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора (п.1.3 договора). Арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению №3 (п.1.4 договора). К обязанностям арендатора, в т.ч. договором отнесено осуществление мер противопожарного обустройства лесов на основании проекта освоения лесов, в случае обнаружения лесного пожара на лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принимать все возможные меры по не допущению распространения лесного пожара, обеспечивать наличие средств предупреждения и тушения лесных пожаров в нормативных, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пп. «е» п.3.13 договора); осуществлять меры противопожарного обустройства лесов на арендуемом участке, обеспечивать наличие средств предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с нормативами, определенными уполномоченным органом исполнительной власти и проектом освоения лесов (пп. «м» п.3.13 договора).

Согласно проекту освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ДНТ «Родники» (л.д.31-33), территория арендуемого лесного участка подлежит охране от пожаров, от загрязнений и иного негативного воздействия. Юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов обязаны, в том числе соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения природных ресурсов и экологии РФ, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Исходя из вида использования лесного участка, арендуемой площади, протяженность линейного объекта (для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, <данные изъяты> га, <данные изъяты> км- указана в договоре) арендатор должен укомплектовать ПСПИ согласно приложению №2 части 5 графа 8 приказа Минприроды России от 28.03.2014 №161.

Согласно сведениям о наличии противопожарного инвентаря и техники, составленным ДД.ММ.ГГГГ сотрудником КГБУ «Усинское лесничество» на используемых лесных участках указанные требования не выполнены, ПСПИ не укомплектовано в полном объеме, а именно отсутствуют: бензопилы- <данные изъяты> шт., ранцевые лесные опрыскиватели- <данные изъяты> шт., топоры- <данные изъяты> шт., лопаты- <данные изъяты> шт., емкость для поставки воды объемом <данные изъяты> шт., дежурная спецодежда (защитные каски, защитные очки, средства защиты органов дыхания и зрения, плащи из огнеупорной ткани, энцефалитные костюмы, сапоги кирзовые (ботинки), брезентовые рукавицы)- по числу лиц участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров, аптечка первой помощи- по <данные изъяты>, участвующих в мероприятиях по тушению и недопущению распространения лесных пожаров, бидоны или канистры для питьевой воды- <данные изъяты> шт. (л.д.9-10).

Оценивая имеющиеся в деле доказательства, суд принимает во внимание, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт отсутствия у ответчика средств и оборудования, необходимых для тушения пожаров.

Вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ стороной ответчика не представлено суду доказательств соблюдения ответчиком в полном объеме требований лесного законодательства в части выполнения мероприятий по противопожарному обустройству.

Согласно п.13 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

При таких обстоятельствах, исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края о возложении обязанности на ответчика в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря в соответствии с требованиями действующего законодательства, подлежат удовлетворению.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.24,25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (п. 2 ст. 1065 ГК РФ, ст. 34, 56, 80 Закона об охране окружающей среды). Суды вправе принять решение об ограничении или приостановлении деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранных требований, в случаях, когда допущенные нарушения имеют устранимый характер.

В связи с изложенным, приостановление деятельности ответчика по договору аренды лесного участка должно обеспечить не наступление вредных последствий, связанных с деятельностью, осуществляемой с нарушением законодательства.

Таким образом, приостановление деятельности с не устраненными нарушениями сроком до выполнения ответчиком, вышеуказанных требований к комплектации пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, является обоснованным.

Требование о запрете передачи прав и обязанностей по договору иным лицам до выполнения мероприятия по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря суд также находит правомерным, поскольку они направлены на обеспечение исполнения законодательства в сфере пожарной безопасности на используемых лесных участках.

По правилам ст.ст.103, 98 ГПК РФ, ст.333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Обязать Товарищество собственников недвижимости «Родники» в течение <данные изъяты> месяца со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря следующим оборудованием и инвентарем в рамках договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ: бензопилы- <данные изъяты> шт., ранцевые лесные опрыскиватели- <данные изъяты> шт., топоры- <данные изъяты> шт., лопаты-<данные изъяты> шт., емкость для доставки воды объемом <данные изъяты> шт., дежурная спецодежда (защитные каски, защитные очки, средства защиты органов дыхания и зрения, плащи из огнеупорной ткани, энцефалитные костюмы, сапоги кирзовые (ботинки), брезентовые рукавицы)- по числу лиц участвующих в мероприятиях по недопущению распространения лесных пожаров, аптечка первой помощи- по <данные изъяты>, участвующих в мероприятиях по тушению и недопущению распространения лесных пожаров, бидоны или канистры для питьевой воды- <данные изъяты> шт.

Приостановить деятельность ТСН «Родники» на территории лесного участка, арендуемого по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, до выполнения мероприятия по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего законодательства.

Запретить ТСН «Родники» передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ иным лицам до выполнения мероприятия по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря.

Взыскать с ТСН «Родники» в доход местного бюджета судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ