ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-300/2016 от 07.09.2016 Воротынского районного суда (Нижегородская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 сентября 2016 года р.п. Воротынец

Воротынский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Лаптевой Е.Г.,

с участием истца ФИО1, его представителя ФИО3,

представителя ответчика Администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области ФИО4

при секретаре Демидовой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-300/2016 по иску ФИО1 к Администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области о понуждении заключить договор с победителем торгов,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в Воротынский районный суд Нижегородской области с иском к Администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области о понуждении заключить договор с победителем торгов. В обоснование исковых требований, указал, что ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru была размещена информация о продаже государственного и муниципального имущества без объявления цены по лоту , а именно:

- здание школы, общей площадью 103,5 кв.м., инвентарный номер: , литер: А, этажность 1, год ввода в эксплуатацию 1964;

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания здания школы, общей площадью 1825 кв.м., кадастровый номер , место нахождения: <адрес>.

По результатам подведения итогов по продаже имущества Воротынского муниципального района Нижегородской области без объявления цены от ДД.ММ.ГГГГ он был признан победителем вышеуказанной продажи по лоту с ценой предложения в размере 15 589 рублей. Кроме того, признание его покупателем имущества по лоту указано было и в Извещении о проведении торгов , размещенном в сети «Интернет». В его адрес было направлено уведомление о признании его покупателем с приложением к нему договора купли-продажи имущества. Данный договор купли-продажи им был подписан и направлен Продавцу ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени договор купли-продажи имущества по лоту Администрация Воротынского муниципального района Нижегородской области с ним не заключила. Просит обязать Администрацию Воротынского муниципального района Нижегородской области в лице отдела имущественных, земельных отношений и труда заключить с ним договор купли-продажи на условиях, указанных в извещении о проведении торгов , взыскать с ответчика судебные расходы на услуги представителя, по оплате государственной пошлины.

В судебном заседании истец ФИО5, представитель истца ФИО3 исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области ФИО4 пояснил, что исковые требования истца не признает по следующим основаниям: изначально указанные истцом объекты недвижимости посредством публичного предложения признавались несостоявшимися по причине отсутствия соответствующих заявок. ДД.ММ.ГГГГ отделом имущественных, земельных отношений и труда Администрации Воротынского районного суда Нижегородской области была размещена информация о продаже здания школы и земельного участка для ее обслуживания, находящиеся в <адрес> без определения цены. Согласно отчетам об оценке и от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость здания школы в <адрес> составила 190 000 рублей, рыночная стоимость земельного участка 30 000 рублей. В соответствии с протоколом итогов продажи имущества от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 был признан победителем по лоту , как претендент, предложивший максимальную цену - 15 589 рублей, которая несоразмерно низкая. Действующее законодательство, регулирующее отношения, возникающие при приватизации государственного или муниципального имущества путем продажи без объявления цены, не предусматривает обязанность заключения договора купли-продажи в случае неприятия собственником имущества условий о цене приобретения имущества и право претендента на обращение в суд с иском о понуждении продавца к заключению договора. В целях эффективного использования муниципального имущества, считает нецелесообразным заключать договор купли-продажи недвижимого имущества по несоразмерно низкой цене. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ договор купли-продажи на школу и земельный участок между Отделом имущественных, земельных отношений и труда Администрации Воротынского района Нижегородской области и ФИО1 не заключен. Доводы истца о том, что для муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение муниципального контракта является обязательным, считает несостоятельными, также несостоятельными являются ссылки на ст. 527, 528 ГК РФ, так как нормы данных статей распространяют свое действие на законодательство о закупках, а не о приватизации. Судебные расходы считает чрезмерно завышенными.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

2. В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.).

(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

3. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

4. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

5. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)

6. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются также к торгам, проводимым в целях заключения договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг или приобретение имущественных прав, если иное не установлено законом или не вытекает из существа отношений.

К организованным торгам правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, не применяются, если иное не установлено законом.

Статьей 24 Федерального закона № 178-ФЗ от 21.12.2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества» установлен порядок продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 178-ФЗ от 21.12.2001 года « О приватизации государственного и муниципального имущества» продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. При продаже государственного или имущественного имущества без объявления цены его начальная цена не определяется. Данное требование носит императивный характер.

Претенденты направляют свои предложения о цене государственного или муниципального имущества в адрес, указанный в информационном сообщении.

Предложения о приобретении государственного или муниципального имущества подаются претендентами в запечатанном конверте и регистрируются в журнале приема предложений с присвоением каждому обращению номера и указанием времени подачи документов (число, месяц, часы и минуты). Помимо предложения о цене государственного или муниципального имущества претендент должен представить документы, указанные в ст. 16 настоящего Федерального закона (п.п. 2,3 ст. 24 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 187-ФЗ).

В силу п. 4 ст. 24 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ в случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену. В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене государственного или муниципального имущества покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.

В соответствии с п. 5 вышеуказанного Федерального закона подведение итогов продажи государственного или муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2002 № 549.

Пунктом 10 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены установлено, что по результатам рассмотрения представленных документов продавец принимает по каждой зарегистрированной заявке отдельное решение о рассмотрении предложений о цене приобретения имущества. Указанное решение оформляется протоколом об итогах продажи имущества в порядке, установленном настоящим Положением.

Для определения покупателя имущества продавец вскрывает конверты с предложениями о цене приобретения имущества. В силу п. 12 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены покупателем имущества признается:

а) при принятии к рассмотрению одного предложения о цене приобретения имущества - претендент, подавший это предложение;

б) при принятии к рассмотрению нескольких предложений о цене приобретения имущества - претендент, предложивший наибольшую цену за продаваемое имущество;

в) при принятии к рассмотрению нескольких одинаковых предложений о цене приобретения имущества - претендент, заявка которого была зарегистрирована ранее других.

Протокол об итогах продажи имущества должен содержать:

а) сведения об имуществе;

б) общее количество зарегистрированных заявок;

в) сведения об отказах в рассмотрении предложений о цене приобретения имущества с указанием подавших их претендентов и причин отказов;

г) сведения о рассмотренных предложениях о цене приобретения имущества с указанием подавших их претендентов;

д) сведения о покупателе имущества;

е) цену приобретения имущества, предложенную покупателем;

ж) иные необходимые сведения.

Постановлением администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ постановлено приватизировать имущество Воротынского муниципального района:

- здание школы (школьное) общей площадью 103,5 кв.м., инвентарный номер: , литер А, этажность 1, адрес: <адрес>. Способ приватизации- продажа муниципального имущества без объявления цены. Согласно п. 1 пп.1.3 Постановления об условиях приватизации муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ нормативная цена имущества - не определена. Форма подачи предложений о цене муниципального имущества - закрытая форма подачи предложений о цене.

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания здания школы, общей площадью 1825 кв.м., адрес объекта: <адрес>, кадастровый номер . Способ приватизации - продажа муниципального имущества без объявления цены. Согласно п. 2. пп. 2.3 вышеуказанного Постановления начальная цена имущества - не определена.

Информация о продаже муниципального имущества без объявления цены по лоту была размещена ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru

Как следует из п. 2 Информационного сообщения о продаже имущества Воротынского муниципального района без объявления цены от ДД.ММ.ГГГГ зданию школы общей площадью 103,5 кв.м., инвентарный номер: , литер: А, этажность 1, адрес: <адрес> земельному участку категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания здания школы, общей площадью 1825 кв.м., адрес объекта: <адрес>, кадастровый номер присвоен лот . Согласно п. 3 способ приватизации муниципального имущества по лоту - продажа муниципального имущества без объявления цены. Согласно п. 4 форма подачи предложений о цене муниципального имущества- закрытая форма подачи предложений о цене (в запечатанных конвертах). Претенденты направляют свои предложения о цене муниципального имущества в адрес и сроки, указанные в данном информационном сообщении.

В силу п. 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2002 № 549, если в указанный в информационном сообщении срок для приема заявок ни одна заявка не была зарегистрирована либо по результатам рассмотрения зарегистрированных заявок ни одно предложение о цене приобретения имущества не было принято к рассмотрению, продажа имущества признается несостоявшейся, что фиксируется в протоколе об итогах продажи имущества.

Как видно из материалов дела, до окончания установленного срока подачи заявок на участие в продаже без объявления цены на участие в продаже здания школы и земельного участка по лоту Администрацией Воротынского муниципального района Нижегородской области зарегистрировано 2 заявки от ФИО2 и ФИО1, в регистрации 3-х заявок отказано с указанием причин отказа.

Согласно информации об итогах продажи имущества Воротынского муниципального района без объявления цены от ДД.ММ.ГГГГ, цена сделки приватизации по лоту определена в размере 15 589 рублей 00 копеек. Победителем торгов по лоту признан ФИО1.

Согласно Протокола об итогах продажи имущества Воротынского муниципального района без объявления цены от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения представленных документов претендента ФИО1 по лоту , заявка которого зарегистрирована за , продавец принимает решение о рассмотрении поданного претендентом предложения о цене приобретения имущества с указанием цены предложения по лоту в сумме 15 589 рублей 00 копеек. В соответствии с п. 6 пп. 6.1, п. 7 пп. 7.1 данного Протокола, покупателем имущества Воротынского муниципального района по лоту признается ФИО1, адрес места жительства: <адрес>. Цена приобретения имущества Воротынского муниципального района по лоту составляет 15 589 (Пятнадцать тысяч пятьсот восемьдесят девять) рублей 00 копеек.

Таким образом, заявка истца ФИО1 с ценой предложения в размере 15 589 рублей 00 копеек была принята и зарегистрирована. По результатам рассмотрения заявки и цены предложения было принято решение о рассмотрении поданного претендентом предложения о цене приобретения имущества, оформленное Протоколом об итогах продажи имущества Воротынского муниципального района без объявления цены от ДД.ММ.ГГГГ

ФИО1 об итогах продажи уведомлен надлежащим образом, в его адрес Администрацией Воротынского муниципального района Нижегородской области направлено информационное письмо от ДД.ММ.ГГГГ о признании претендента покупателем имущества по лоту , а также направлен в целях заключения договора купли-продажи муниципального имущества по лоту проект договора купли-продажи с указанием срока предоставления в адрес Администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области данного договора.

Доводы ответчика Администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области о том, что с ФИО1 не может быть заключен договор купли-продажи муниципального имущества по лоту из-за несоразмерно низкой цены предложения, являются несостоятельными, поскольку в силу п. 12 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены при принятии к рассмотрению нескольких предложений о цене приобретения имущества, покупателем муниципального имущества признается претендент, предложивший наибольшую цену за продаваемое имущество. Довод ответчика о том, что действующее законодательство, регулирующее отношения, возникающие при приватизации государственного или муниципального имущества путем продажи без объявления цены, не предусматривает обязательность заключения договора купли-продажи также является несостоятельным, поскольку в данном случае собственником имущества (Администрацией Воротынского муниципального района Нижегородской области) приняты условия о цене приобретения муниципального имущества, о чем свидетельствует Протокол об итогах продажи имущества Воротынского муниципального района без объявления цены от ДД.ММ.ГГГГ

Истцом также заявлены требования о взыскании судебных расходов: расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В силу ст. 100 ч.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 г. № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. При определении разумности, суд учитывает объем заявленных требований, цену иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела.

Представитель истца ФИО3 готовила претензию в Администрацию Воротынского муниципального района Нижегородской области, исковое заявление в суд, принимала участие в одном судебном заседании 07.09.2016 г.

Учитывая данные обстоятельства, а также то, что требования истца удовлетворены в полном объеме, суд полагает, что расходы на оплату услуг представителя подлежат частичному удовлетворению в размере 7 000 рублей.

В соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 333.19 НК РФ истцом при подаче иска была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, которую он также просит взыскать с ответчика.

Согласно ст. 333.36 ч 1 п. 19 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов и ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины. Следовательно, судебные расходы по оплате государственной пошлины необходимо оставить за истцом.

На основании изложенного и руководствуясь 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО1 - удовлетворить.

Обязать Администрацию Воротынского муниципального района Нижегородской области заключить с ФИО1 договор купли-продажи на условиях, указанных в извещении о проведении торгов .

Взыскать с Администрации Воротынского муниципального района Нижегородской области в пользу ФИО1 расходы на оплату услуг представителя в размере 7 000 рублей.

Судебные расходы по оплате государственной пошлины оставить за истцом.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Воротынский районный суд Нижегородской области в течение одного месяца со дня его вынесения.

СУДЬЯ: Е.Г. Лаптева

Решение в окончательной форме изготовлено 09 сентября 2016 года

СУДЬЯ: Е.Г. Лаптева