Дело №2-300/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Туапсе 18 мая 2017 года
Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Кит В.О.,
при секретаре судебного заседания Арустамян Н.Г.,
с участием представителя истца (ответчика по встречному исковому заявлению) Министерства природных ресурсов Краснодарского края ФИО1, действующего на основании доверенности,
представителя ответчика (истца по встречному исковому заявлению) ФИО2 – ФИО3, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявления рассмотрев материалы гражданского дела по исковому заявлению Министерства природных ресурсов Краснодарского края к ФИО2 об обязании заключить договор водопользования, взыскании стоимости предмета аукциона, по встречному исковому заявлению ФИО2 к Министерству природных ресурсов о признании недействительным открытого аукциона №,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов Краснодарского края обратилось в суд исковым заявлением к ФИО2 о взыскании стоимости предмета аукциона в размере 6 755 000,50 рублей. Обязании ФИО2 заключить с министерством природных ресурсов Краснодарского края договора водопользования участком акватории <адрес> (в границах муниципального образования Темрюкский район) общей площадью 0,001 км2 в границах географических координат: № в. д.. в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Требования мотивированы тем, что 6 апреля 2016 года министерством природных ресурсов Краснодарского края на официальном сайте www.torgi.gov.ru было размещено извещение о проведении торгов по открытому аукциону № на право заключения договора водопользования участком акватории <адрес> (в границах муниципального образования <адрес>) общей площадью 0,001 км2 в границах географических координат: т. №., дата проведения аукциона была назначена на 6 июня 2016 года. 21 апреля 2016 года от ФИО2 поступила заявка на участие в открытом аукционе №. С 5 мая 2016 года по 6 мая 2016 года на заседании аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе №, в соответствии с действующим водным законодательством, было принято решение признать участниками аукциона и допустить к участию в открытом аукционе 5 заявителей, включая и ФИО2. 6 июня 2016 года был начат открытый аукцион №, в 12.00 часов объявлен перерыв, продолжение открытого аукциона было назначено на 19 июля 2016 года, на 11.00 часов. Ввиду того, что открытый аукцион не был окончен 19 июля 2016 года, объявлен перерыв и его продолжение было назначено на 20 сентября 2016 года. Последнее предложение о цене предмета аукциона 19 июля 2016 года сделал ФИО2 и оно составило 6 755 001 рублей 00 копеек. 20 сентября 2016 года для участия в продолжение аукциона никто из заявителей не зарегистрировался, в связи с чем аукционной комиссией победителем аукциона признан ФИО2 В силу п. 9 Правил подготовки и заключения договора основанием для заключения договора водопользования являются: а)протокол аукциона, оформленный в соответствии с Правилами проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. N 230;б)документ, подтверждающий оплату победителем аукциона предмета аукциона в течение 10 рабочих дней, следующих за датой завершения аукциона, путем перечисления денежных средств в размере окончательной цены предмета аукциона на счет, указанный организатором аукциона, с учетом внесенного задатка. Согласно п. 10 Правил подготовки и заключения договора организатор аукциона в течение 3 рабочих дней с даты подписания протокола аукциона передает победителю аукциона 1 экземпляр этого протокола и договор водопользования для его подписания. Победитель аукциона в течение 10 рабочих дней с даты подписания протокола аукциона представляет организатору аукциона подписанный им договор водопользования, а также документ, предусмотренный подпунктом "б" пункта 9 настоящих Правил. Непредставление победителем аукциона в указанный срок подписанного договора водопользования расценивается как уклонение от заключения договора водопользования и влечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 14 настоящих Правил. Согласно п. 14 Правил подготовки и заключения договора в случае уклонения одной из сторон от заключения договора водопользования другая сторона вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора. В соответствии с п. 48 Правил проведения аукциона организатор аукциона и победитель аукциона в день проведения аукциона подписывают протокол аукциона, который имеет силу договора. 20 сентября 2016 года в соответствии с пунктом 10 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года №, министерство направило победителю аукциона ФИО2 заказным письмом № уведомление №.1 с приложением двух экземпляров договора водопользования и протокола проведения аукциона, в котором было указано, что он является победителем открытого аукциона № и ему необходимо подписать протокол проведения аукциона и договоры водопользования, после чего возвратить договоры водопользования в министерство, а также необходимо перечислить 6 755 000 рублей 50 копеек в бюджет Российской Федерации. Согласно почтового уведомления ФИО2 24 октября 2016 года лично получил уведомление №.1, два экземпляра договора водопользования, а также протокол проведения аукциона, однако в установленные законом сроки не представил в министерство подписанные им договоры водопользования, а также документ, предусмотренный подпунктом «б» пункта 9 Правил, что расценивается как уклонение от заключения договора водопользования и влечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 14 Правил. В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право было нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
ФИО2 обратился в суд с встречным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края с требованиями о признании открытого аукциона № недействительным.
Требования мотивированы тем, что 06.04.2017 года министерство опубликовало извещение о проведении торгов в форме открытого аукциона № по извещению № на сайте размещения формации о торгах: www.torgi.gov.ru на право заключения договора водопользования участка акватории <адрес> (в границах муниципального образования Темрюкский район): участок акватории площадью 0,001 км2 в границах географических координат: точка 1№ совместное водопользование; водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов. В соответствии с протоколом № от 06.05.2016 рассмотрения заявок на участие в «открытом аукционе N 32 участниками оспариваемого аукциона признаны 6 заявителей, в том числе, истец. Согласно протоколу открытого аукциона от 20.09.2016г № прикладываемое к иску Министерства природных ресурсов, последнее предложение о цене предмета аукциона сделано истцом и составило 6 755 001 рублей. Информация о результатах аукциона размещена на официальном сайте www.torgi.gov.ru, что подтверждается извещением о проведении торгов. Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица (пункт 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации). Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (пункт 2 статьи 449 названного Кодекса). Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. Если лицо полагает, что сделка, заключенная на торгах, недействительна, оно вправе оспорить указанную сделку. Согласно статье 12 Водного кодекса по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 данного Кодекса, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским Кодексом, если иное не установлено данным Кодексом и не противоречит существу договора водопользования. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре. Статья 13 Водного кодекса регулирует вопросы, касающиеся содержания договора водопользования. В силу пункта 1 части 1 указанной статьи в договоре водопользования должны быть указаны сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование. Согласно части 3 этой же статьи к договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка. Порядок организации и проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рыбохозяйственного и иного значения определен в Правилах проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона". В соответствии с пунктом 6 Правил N 230, подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляются с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта и его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, а также с учетом схем комплексного использования и охраны водных объектов и территориального планирования, если использование акватории водного объекта возможно для цели, указанной в заявлении о предоставлении акватории водного объекта в пользование. В силу пункта 7 Правил N 230 подготовленный договор водопользования включается в документацию об аукционе. Согласно пункту 8 Правил N 230, договор водопользования заключается по форме примерного договора водопользования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования". Содержание договора водопользования должно соответствовать требованиям Водного кодекса Российской Федерации. Форма примерного договора водопользования, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165, предусматривает отображение гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте в графической форме в материалах (с пояснительной запиской к ним), прилагаемых к договору (пункт 4). В соответствии с пунктом 4 раздела I "Предмет договора" проектов договоров водопользования, включенных в состав аукционной документации, "водный объект, представляемый в пользование, зоны с особыми условиями их использования (водоохранные зоны), расположенные в непосредственной близости от места водопользования, отображается в графической форме в материалах (с пояснительной запиской к ним), прилагаемых к договору и являющихся его неотъемлемой частью". Таким образом, материалы в графической форме вместе с пояснительной запиской к ним, являются неотъемлемой частью договора водопользования, и должны быть представлены в составе документации об аукционе. Между тем, в аукционной документации в приложении к проекту договора водопользования представлена картографическая схема расположения водных объектов без пояснительной записки. Более того, место нахождения акватории реализуемого на торгах участка акватории <адрес>, определенно установить невозможно, поскольку по графическим материалам, имеющимся в материалах дела, точки координат не указаны. В графических материалах из конкурсной документации схематически не отражен участок водной акватории. Данное обстоятельство является безусловным основанием для признания аукциона № недействительным. Согласно пункту 19.пп. в) Формы примерного договора утвержденной Постановлением жительства РФ от 12.03.2008 №, водопользователь обязан: в) вести регулярное наблюдение за состоянием водного объекта и его водоохраной зоной по согласованной с уполномоченным органом программе прилагаемой к настоящему Договору и являющейся неотъемлемой частью.
пункте 19 пп. г) проекта договора водопользования по лоту № водопользователь обязан: вести регулярное наблюдение за состоянием водного объекта и его водоохраной зоной по грамме, согласованной в установленном порядке, и являющейся неотъемлемой частью договора водопользования, и передавать результаты наблюдений в Кубанское бассейновое водное управление и Уполномоченный орган. Фактически в аукционной документации отсутствует Программа ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной. Таким образом организатор торгов ушил пункт 27 Постановления Правительства РФ от 12.03.2008 №165, что, учитывая отсутствие в графических материалах водоохранных зон и пояснительной записки, так же является существенным нарушением законодательства в части отсутствии предмета договора водопользования и основанием для признания торгов недействительными. Фактически в нарушение пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007г. № договор водопользования не является подготовленным, в нем в противоречие с вышеуказанными законодательными актами отсутствуют 2 обязательных приложения. Кроме того, пунктом 51 Правил N 230 установлено, что нарушение процедуры организации и проведения аукциона, предусмотренной данными Правилами, является основанием для признания судом результатов аукциона и договора водопользования, заключенного по результатам такого аукциона, недействительными (пункт 2 статьи 449 Гражданского кодекса). Аукцион проводится в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, «Правилами проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования», утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230 и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства водных ресурсов.
В части, прямо не урегулированной законодательством Российской Федерации, проведение аукциона регулируется настоящей документацией об аукционе. В приложении № 9 к аукционной документации указано, что 1. Участники аукциона или их представители непосредственно перед началом аукциона должны зарегистрироваться для участия в аукционе, представив аукционной комиссии удостоверяющие документы. Лица, допущенные к участию, но не зарегистрировавшиеся для участи в аукционе, теряют право на участие в аукционе. Истец зарегистрировался в аукционе, проводимом 06.06.2016г, в связи с тем, что аукцион завершен не был, истец зарегистрировался для участия в аукционе 19.07.2016г (протокол 32-2 (2). Аукцион так же не был закончен, продолжение аукциона было назначено на 20.09.16г. Согласно протоколу 32-2 (3) для участия в аукционе участники не регистрировались. Таким образом, истец потерял право на участие в аукционе, и, соответственно не мог стать победителем аукциона. Также же нарушено правило, согласно которому, аукцион проводится аукционной комиссией в отсутствии участников аукциона или их уполномоченных представителей. Истец не присутствовал на аукционе. Согласно постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230, порядку проведения аукциона, аукцион считается оконченным, если после троекратного явления цены предмета аукциона ни один участник аукциона не поднял карточку. В этом случае председатель комиссии объявляет об окончании проведения аукциона, последнее и предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, номер карточки и наименование победителя аукциона и участника аукциона, сделавшего предпоследнее предложение о цене предмета аукциона. Из протокола 32-2 (2) очевидно, что аукцион не был окончен, соответственно, истец не мог стать победителем не оконченного аукциона председатель комиссии вправе приостановить проведение аукциона, в случае если продолжительность аукциона составляет более получаса, и продолжить на следующем заседании аукционной комиссии. О дате и времени следующего заседания аукционной комиссии участники аукциона будут проинформированы дополнительно. Ответчик не информировал истца о дате следующего заседания аукционной комиссии, соответственно истец не знал о ее проведении, тем более о результате торгов. Кроме того на официальном сайте www.torgi.gov.ru. опубликовано, что победителем торгов является ФЕН. Статус торгов — не состоявшиеся. Так же опубликован протокол отказа от заключения договора водопользования, согласно которому именно ФЕН является победителем торгов. Отказавшимся от подписания договора. Бездействие истца, выразившееся в не подписании договора водопользования, при наличии информации о победителе торгов — ФЕН и информации о том, что торги признаны несостоявшимися - не может быть признано незаконным и квалифицировано как уклонение от заключения договора водопользования, а также не может влечь для победителя аукциона последствия, предусмотренные пунктом 14 Правил.
В судебном заседании представитель истца (ответчика по встречному исковому заявлению) Министерства природных ресурсов Краснодарского края ФИО1, действующий на основании доверенности требования искового заявления поддержал, в удовлетворении встречного искового заявления ФИО2 просил отказать, поддержал доводы изложенные в отзыве на встречное исковое заявление, также пояснил, что 06.04.2016 года Министерством на официальном сайте www.torgi.gov.ru было размещено извещение о проведении торгов по извещение о проведении торгов по открытому аукциону № на право заключения договора водопользования участком акватории <адрес> (в границах муниципального образования <адрес>) общей площадью 0,001 км2 в границах географических координат указанных в исковом заявлении. Дата проведения аукциона была назначена на 6 июня 2016 года. 21 апреля 2016 года от ФИО2 поступила заявка на участие в открытом аукционе №. С ДД.ММ.ГГГГ по 6 мая 2016 года на заседании аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе №, в соответствии с действующим водным законодательством, было принято решение признать участниками аукциона и допустить к участию в открытом аукционе 5 заявителей, включая и ФИО2. 6 июня 2016 года был начат открытый аукцион №, в 12.00 часов объявлен перерыв, продолжение открытого аукциона было назначено на 19 июля 2016 года, на 11.00 часов. Открытый аукцион не был окончен 19 июля 2016 года, объявлен перерыв и его продолжение было назначено на 20 сентября 2016 года. Последнее предложение о цене предмета аукциона 19 июля 2016 года сделал ФИО2 и оно составило 6 755 001 рублей 00 копеек. 20 сентября 2016 года для участия в продолжение аукциона никто из заявителей не зарегистрировался, в связи с чем аукционной комиссией победителем аукциона признан ФИО2 В его адрес заказным письмом с уведомлением был направлен проект договора, он был получен им 24.10.2016 года. В Министерство природных ресурсов подписанный указанный договор так и не поступил, ФИО2 отказался от заключения данного договора, при этом соответствующие документы, подтверждающие получение указанного договора имеются в материалах дела, считаем что поскольку ФИО2 победил в аукционе, ознакомился заранее с аукционной документацией, выиграл аукцион, он обязан был заключить договор, указанная позиция Министерства согласуется с практикой рассмотрения аналогичных дел. В связи, с чем Министерство просит взыскать стоимость предмета аукциона в размере 6 755 000,50 рублей, обязать ФИО2 заключить с министерством природных ресурсов <адрес> договор водопользования участком акватории <адрес> (в границах муниципального образования <адрес>) в границах географических координат указанных в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика (истца по встречному исковому заявлению) ФИО2 – ФИО3, действующая на основании доверенности пояснила, что считают позиция Министерства необоснованная, ответчик не является лицом, которое уклоняется от заключения договора, а также имеются многочисленные нарушения, по которым они считают торги недействительными, тот договор, который предлагается обязать заключить и заплатить за него стоимость аукциона является недействительным. Так в своих исковых требованиях Министерство указывает порядок проведения торгов, но при этом не указывает, что сам порядок был нарушен, нарушения состоит в следующем: согласно приложению № к аукционной документации участники или представитель непосредственно перед началом аукциона должны зарегистрироваться для участия в аукционе (п.9), в своем отзыве Министерство указывает на то, что данный пункт они не правильно интерпретируют, однако участнику присваивается номер дающий право на участие в аукционе, если он явился, ему предоставляется право на участие в аукционе, если участник не явился значит, у него этого права не возникло, значит, ответчик который не явился на аукцион у него не появилось право на участие в аукционе, без участия ответчика проводится аукцион, чем нарушается напрямую постановление № которое говорит о том, что аукцион проводится в присутствии всех участников, а участник не явился. Каким образом объявляется победитель: председатель (лицо, которое ведет аукцион) три раза объявляет цену аукциона, и лицо, которое три раза подняло карточку тот и является выигравшим. Данный аукцион никак не проходил, как такового аукциона не было, пришла комиссия, посмотрела, что никто не явился, и каким-то образом назначила ответчика победителем, никого не было, никто не участвовал. Считают, что аукцион не проводился. В своем отзыве Министерство указывает, что их доводы о том, что организаторы должны были каким-либо образом уведомить о продлении аукциона, эти доводы не подлежат рассмотрению, поскольку прямого указания о том каким образом (письменно, устно или т.д.) должна быть доведена до участников аукциона информация, считают данные доводы не соответствующими, это вольное толкование закона со стороны Министерства, участника должны были информировать письменно, в данном случае участника не информировали. Таким образом, на официальном сайте опубликовано, что победителем торгов является ФЕН, статус торгов указан – не состоявшиеся, никаких изменений на официальном сайте не указаны. В своем отзыве Министерство указывает, что они не являются держателями сайта, эта ошибка, которая не имеет никакого значения, однако согласно Закона, информационное обеспечение конкурсов или аукционов производится с 1 января 2011 года информация о проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции). В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации 10.09.2012 No 909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно телекоммуникационной сети «интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты правительства российской федерации» таким сайтом является сайт torgi.gov.ru. В соответствии с ч. 1 ст 17 Закона - при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том, числе: 1) координация организаторами торгов, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; 3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов. В соответствии со ст. 17 ч. 4. Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов недействительными. В данном случае, на единственном информационном ресурсе определен иной победитель ФИО4, статус торгов определен как несостоявшиеся, в связи с тем, что победитель торгов не подписал протокол, что является, в силу ч.1,4 ст 17 Закона о защите конкуренции основанием для признания торгов недействительными. Ссылку на ошибки на сайте считают не состоятельной. Министерство указывают на судебную практику, в которой обязывают заключить договор, однако в тех случаях, торги были признаны состоявшимися, однако лицо, победившее не подписало протокол и ушло. Считают, что требования по своевременному направлению протокола ответчику не соблюдены, так как основанием для подписания договора является протокол, протокол был направлен по истечению трехдневного срока, это является нарушением, в случае если имеются нарушения то нельзя признать ответчика уклоняющимся, он получил эти документы только через два месяца, а на сайте указано, что ФИО4, который являлся участником торгов их, выиграл, никакого уклонения нет, ответчик незнал, что торги состоялись и о том, что он выиграл торги. В отзыве Министерство ссылается на то, что ответчику направлены все материалы вместе с протоколом, документы направлены за пределом предусмотренного законом срока, также документы были направлены без сопроводительного письма. Претензионный порядок Министерством не был соблюден, не приложен оформленный на ответчика договор, подписанный Министерством, это является нарушением. Согласно п. 1 ст.441 ГК РФ торги могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица, Чамашурджян является заинтересованным лицом. Согласно ст. 12 Водного кодекса по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 данного Кодекса, обязуется предоставить другой стороне водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. К договору пользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом, если иное не установлено данным Кодексом и не противоречит существу договора водопользования. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре. Статья 13 Водного кодекса регулирует вопросы, касающиеся содержания договора водопользования. В силу пункта 1 части 1 указанной статьи в договоре водопользования должны быть указаны сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование. Согласно части 3 этой же статьи к договору водопользования прилагаются материалы в графической форме (в том числе схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, а также зон с особыми условиями их использования) и пояснительная записка. Все эти приложения являются обязательными. Игнорируя данные положения Закона, Министерство при проведении торгов не прикладывает к своей документации данные документы, не считая необходимым, нет пояснительной записки нет схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, не смотря на то, что такая необходимость является обязательной в приложении № к договору. Согласно пункту 8 Правил N 230, по постановлению Правительства РФ от 12.03.2008 N 165 "О подготовке и заключении договора пользования" данный договор он не соответствует необходимым требованиям для его заключения и подписания, он ничтожен, он не законный, считают, что требования о понуждении подписания ничтожного договора не законы. В материалах аукциона имеется заключение кадастрового инженера, согласно которому инженером взяты точки указанные в аукционной документации и на основании собственных расчетов производит расчет размера участка для водопользования один из участников аукциона оплатил кадастровому инженеру услуги, данным инженером было дано заключение о том, что размер этого участка составляет в два раза больше того размера который указывает Министерство в данном случае ФАС указывает, что они не проверяют данные на основании сведений карты Google, однако карта не определяет размер участка, кадастровый инженер уполномочен на составление таких заключений, один из участников аукциона обжаловал по данным основаниям торги, ему было отказано, и указано, что возможности проверить доводы, указанные в жалобе. Считают, что имеются достаточные основания для признания торгов недействительными. Отзыв, предоставленный ФАС считают не имеющим значения для рассмотрения данного дела, публичные интересы нарушены. Чамашурджян обратился в ФАС по Краснодарскому краю ему отказано по основаниям того что срок на обращение пропущен.
Представитель третьего лица Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, суду направил отзыв на встречное исковое заявление ФИО2, согласно которого Краснодарским УФАС России изучено исковое заявление ФИО2 по делу № о признании недействительным открытого аукциона №, в связи с чем, сообщают следующее в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступала жалоба РРМ на действия Организатора торгов - Министерства природных ресурсов Краснодарского края, выразившиеся в нарушениях при проведении открытого аукциона на право заключения договора водопользования участком акватории <адрес> (в границах муниципального образования <адрес>): участок акватории площадью 0,001 км2, Лот № (извещение № опубликовано на сайте (www.torgi.gov.ru ). На заседании по делу № установлено следующее. 06 апреля 2016 организатором торгов на сайте www.torgi.ru опубликовано извещение № (лот №) на право заключения договора водопользования участком акватории <адрес> (в границах муниципального образования МО <адрес>): участок акватории площадью 0,001 км в границах географических координат: № совместное водопользование; водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов; использование акватории, в том числе для рекреационных целей. Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ рассмотрения заявок на участие в аукционе определено, что поступило 11 заявок на участие в аукционе, при этом заявка Заявителя не рассматривалась, ввиду того, что не был заключен договор о задатке - документ, подтверждающий внесение задатка платежное поручение или квитанция с отметкой банка и указанием номера и даты договора о задатке (п.1 приложение № к документации аукциона). Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона». Основанием для организации и проведения аукциона № явилось поступившее в министерство 26 января 2016 года за № заявление и материалы ЯАА о предоставлении в пользование участка <адрес> в пользование на основании договора водопользования, в том числе в рекреационных целях. В соответствии с пунктом 7 Правил организатор аукциона принимает решение о проведении аукциона, в котором указываются предмет аукциона, дата, время и место проведения аукциона, начальная цена предмета аукциона, размер задатка и размер "шага аукциона".
В соответствии с пунктом 8 Правил организатор аукциона: а)определяет порядок, место, дату и время начала и окончания приема заявок на участие в аукционе; б)организует подготовку и публикацию извещения и документации, извещений о признании аукциона несостоявшимся, завершении аукциона или его отмене; в)дает разъяснения по подлежащим представлению документам до окончания установленного срока приема заявок. Согласно пункту 4 Извещения о проведении аукциона № площадь заявленного к водопользованию участка водного объекта составляет 0,001 кв. км. Такая площадь обоснована заявителем ЯАА и представлена в материалах к заявке (обоснование площади участка используемой акватории <адрес> в границах муниципального образования <адрес>, а также в Пояснительной записке к графическим материалам). Расчет площади участка водопользования 0,001 кв. км, необходимого для использования в заявленных целях, с размерами 80 м (длина) и 17 м (ширина), приводится заявителем в пояснительной записке к графическому материалу. Комиссией по делу № установлено, что при подготовке документации об аукционе Организатором торгов произведена проверка указанной площади по графическим материалам сети Интернет в рамках заявленных координат участка водопользования. При проверке указанной площади по графическим материалам сети Интернет в рамках заявленных координат участка водопользования установлено соответствие площади заявленной акватории 0,001 кв. км размерам участка 80 м (длина) и 17 м (ширина), указанным заявителем в расчете площади участка акватории водного объекта, необходимого для использования в заявленных целях. Извещение о проведении открытого аукциона № является Приложением № к документации об аукционе. В извещении содержатся сведения о наименовании организатора аукциона, предмете аукциона, месте, дате, времени проведения аукциона, сведения о водном объекте, цели использования водного объекта, месте приема, дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе и прилагаемым к ним документам. Касательно размеров рисунка, представленного в Приложении № к договору водопользования, комиссией по делу № установлено, что размеры аукционной документации, размещаемой на официальном сайте www.torg.i.gov.ru не должны превышать 1000 КБ, в связи с чем размещаются схемы небольших размеров для определения местонахождения объявленного предмета аукциона. При нанесении координат на схемах сети Интернет можно рассматривать заявленные участки в любых масштабах. Методики проверки заявляемой к использованию площади акватории водных объектов при организации и проведении аукционов по приобретению права на заключение договора водопользования регламентом не предусмотрены, не предусмотрены также и конкретные графические материалы, по которым можно проверить достоверность размещения участков акватории водных объектов в определенных географических координатах и их площади. Специалистами министерства используются доступные графические материалы сети Интернет, точность которых имеет определенные погрешности. Комиссией по делу №-Т/2016 установлено, что указанные в извещении и документации аукциона географические координаты участка водопользования не оспариваются Заявителем. При этом представлена Заявителем копия заключения кадастрового инженера Ф.Е.С. от 29.04.2016, в котором указанные Организатором торгов географические координаты участка водопользования переведены в координаты МСК-23 Краснодарский край ГОСТ 51794-2008 с помощью программы MAGNET Fiel. Расчет площади участка водопользования произведен кадастровым инженером с учетом переведенных координат и не дает твердых оснований для оспаривания площади участка водопользования, указанной Организатором торгов. В соответствии с изложенным, размер заявленной и установленной в документации об аукционе № площади участка <адрес> не является препятствием для подачи заявок и проведения аукциона. Согласно пункту 16 Правил организатор аукциона не позднее 15 дней до окончания срока подачи заявок вправе отказаться от проведения аукциона. Однако обращений по вопросам каких-либо несоответствий в аукционной документации и необходимости отказа от аукциона в министерство не поступало. Согласно пункту 6 Приложения № к документации об аукционе при необходимости осмотр предоставляемого объекта может осуществляться по требованию членов аукционной комиссии или заявителя. Организацию осмотра предоставляемого в пользование водного объекта по требованию комиссии осуществляет организатор аукциона. Заявитель осматривает водный объект самостоятельно. Согласно пункту 17 Правил документация разрабатывается и утверждается организатором аукциона и кроме сведений, указанных в извещении, должна содержать следующую информацию: г) порядок проведения осмотров предоставляемого в пользование водного объекта заинтересованными лицами и заявителями. Согласно пункту 24 Правил организатор аукциона по собственной инициативе или в соответствии с запросом заявителя вправе внести изменения в документацию не позднее 30 дней до окончания срока подачи заявок. Изменения размещаются организатором аукциона на официальном сайте и направляются заказными письмами (с уведомлением о вручении) всем лицам, которым была предоставлена документация, в течение 2 рабочих дней с даты принятия решения о внесении изменений в документацию. Обращений по вопросам изменения документации в министерство не поступало. Не было также обращений по вопросам площади участка водного объекта и вопросам необходимости осмотра выставленного на торги участка водного объекта. Нарушений не установлено. Согласно пункту 7 Приложения № к документации об аукционе вскрытие конвертов с заявками осуществляется на заседании аукционной комиссии и оформляется протоколом рассмотрения заявок. Любое лицо, присутствующее при вскрытии конвертов с заявками, вправе осуществлять аудио- и видеозапись процедуры вскрытия. В данном случае не запрещено любому присутствующему осуществлять аудио- и видеозапись процедуры вскрытия. При этом в соответствии с пунктом 7 Приложения № к аукционной документации вскрытие конвертов с заявками осуществляется на заседании комиссии по адресу: <адрес> (каб. 105). Комиссией по делу №-Т/2016 установлено, что согласно пункту 1 Приложения № документации прием заявок прекращается непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками. При том, что согласно извещению прием заявок заканчивается в 10-00 часов 05.05.2016 года. Организатором аукциона указано время проведения этой процедуры, желающие участники закупки, смогут присутствовать в указанной процедуре. В соответствии с пунктом 28 Правил прием заявок прекращается непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками. Нарушений не установлено. Согласно пункту 10 Извещения о проведении аукциона (Приложение № к аукционной документации) договор о задатке заключается в письменной форме по месту нахождения организатора аукциона до подачи заявки. Согласно пунктам 15 Правил в извещении должны быть указаны: ж) банковские реквизиты счета для перечисления необходимых средств; з) размер средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, и условия их внесения. В соответствии с пунктом 17 Правил документация разрабатывается и утверждается организатором аукциона и кроме сведений, указанных в извещении, должна содержать следующую информацию: е) срок и порядок внесения задатка, банковские реквизиты счета для перечисления необходимых средств. Нарушений не установлено. Согласно пункту 8 Извещения о проведении аукциона (Приложение № к аукционной документации) местом подачи заявок на участие в аукционе является - 350020 <адрес>. При этом в пункте 5 Извещения указаны контактные телефоны и указание на отдел водопользования министерства. Нарушений не установлено. Согласно пункту 3 Извещения о проведении аукциона (Приложение № к аукционной документации) местом проведения аукциона: <адрес> (зал заседаний) Дата -ДД.ММ.ГГГГ. Время проведения аукциона с 11-00 до 12-00. В аукционной документации указано конкретное место, в котором планируется провести процедуру аукциона, указано «зал заседаний». Нарушений не установлено. Согласно пункту 13 Правил предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более 20 лет. В соответствии с пунктом 30 Проекта договора водопользования, представленного в приложении № к документации срок действия договора установлен с даты государственной регистрации в государственном водном реестре до 01 января 2036 г. и не превышает предельный срок заключения договора. Также установлено, что на объявленный аукцион № 32 подано 11 (одиннадцать) заявок, 5 (пять) из них допущены к участию в аукционе, проведение которого назначено на 6 июня 2016 г. В тоже время Заявитель указывал на признаки нарушения Главы 2.1 Недобросовестная конкуренция (статьи 14.1- 14.8) Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции». Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Кроме того, рассмотрение обращений на действия хозяйствующих субъектов с целью установления признаков нарушения статей 14.1-14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции», осуществляется антимонопольным органом в порядке, установленном главой 9 Закона о защите конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339. В связи, с чем просили принять решение в соответствии с действующим законодательством
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, 6 апреля 2016 года министерством природных ресурсов Краснодарского края на официальном сайте www.torgi.gov.ru было размещено извещение о проведении торгов по открытому аукциону № на право заключения договора водопользования участком акватории <адрес> (в границах муниципального образования <адрес>) общей площадью 0,001 км2 в границах географических координат: №.д., дата проведения аукциона была назначена на 6 июня 2016 года.
21 апреля 2016 года от ФИО2 поступила заявка на участие в открытом аукционе №.
С 5 мая 2016 года по 6 мая 2016 года на заседании аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе №, в соответствии с действующим водным законодательством, было принято решение признать участниками аукциона и допустить к участию в открытом аукционе 5 заявителей, включая и ФИО2
6 июня 2016 года был начат открытый аукцион №, в 12.00 часов объявлен перерыв, продолжение открытого аукциона было назначено на 19 июля 2016 года, на 11.00 часов. Ввиду того, что открытый аукцион не был окончен 19 июля 2016 года, объявлен перерыв и его продолжение было назначено на 20 сентября 2016 года.
Последнее предложение о цене предмета аукциона 19 июля 2016 года сделал ФИО2 и оно составило 6 755 001 рублей 00 копеек. 20 сентября 2016 года для участия в продолжение аукциона никто из заявителей не зарегистрировался, в связи с чем аукционной комиссией победителем аукциона признан ФИО2
В соответствии с п.43, 44, 46 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона на "шаг аукциона".
"Шаг аукциона" устанавливается в размере 5 процентов начальной цены предмета аукциона. Если после троекратного объявления последнего предложения о цене предмета аукциона ни один из участников аукциона не предложил более высокую цену предмета аукциона, организатор аукциона вправе снизить "шаг аукциона", но не более чем в 10 раз.
Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену предмета аукциона.
Договор водопользования заключается по форме примерного договора водопользования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. N 165 "О подготовке и заключении договора водопользования".
В силу п. 9 Правил подготовки и заключения договора основанием для заключения договора водопользования являются:
а) протокол аукциона, оформленный в соответствии с Правилами проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. N 230;
б) документ, подтверждающий оплату победителем аукциона предмета аукциона в течение 10 рабочих дней, следующих за датой завершения аукциона, путем перечисления денежных средств в размере окончательной цены предмета аукциона на счет, указанный организатором аукциона, с учетом внесенного задатка.
Согласно п. 10 Правил подготовки и заключения договора водопользования, победитель аукциона в течение 10 рабочих дней с даты подписания протокола аукциона представляет организатору аукциона подписанный им договор водопользования, а также документ, документ, подтверждающий оплату победителем аукциона предмета аукциона.
Победитель аукциона в течение 10 рабочих дней с даты подписания протокола аукциона представляет организатору аукциона подписанный им договор водопользования, а также документ, предусмотренный подпунктом "б" пункта 9 настоящих Правил.
Непредставление победителем аукциона в указанный срок подписанного договора водопользования расценивается как уклонение от заключения договора водопользования и влечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 14 настоящих Правил.
Согласно п. 14 Правил подготовки и заключения договора в случае уклонения одной из сторон от заключения договора водопользования другая сторона вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора.
В соответствии с п. 48, 49 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, организатор аукциона и победитель аукциона в день проведения аукциона подписывают протокол аукциона, который имеет силу договора.
20 сентября 2016 года в соответствии с пунктом 10 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 года №, министерство направило победителю аукциона ФИО2 заказным письмом № уведомление №.1 с приложением двух экземпляров договора водопользования и протокола проведения аукциона, в котором было указано, что он является победителем открытого аукциона № и ему необходимо подписать протокол проведения аукциона и договоры водопользования, после чего возвратить договоры водопользования в министерство, а также необходимо перечислить 6 755 000 рублей 50 копеек в бюджет Российской Федерации.
Согласно почтового уведомления ФИО2 24 октября 2016 года лично получил уведомление №.1, два экземпляра договора водопользования, а также протокол проведения аукциона, однако в установленные законом сроки не представил в министерство подписанные им договоры водопользования, а также документ, предусмотренный подпунктом «б» пункта 9 Правил, что расценивается как уклонение от заключения договора водопользования и влечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 14 Правил.
В соответствии со ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно положениям, предусмотренным ст.447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.
Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.
Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с ч.5 ст.448 ГК РФ лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
Согласно ч.2 ст.5 Федерального закона «О введении в действие Водного кодекса РФ» договоры водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование заключаются или принимаются в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
В силу ч.1, 3 ст.16 ВК РФ договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007г. N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" с Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, Правилами проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, предусмотрено, что договор водопользования заключается в соответствии с условиями, предусмотренными в извещении о проведении аукциона и в документации об аукционе.
При заключении договора водопользования по результатам аукциона не допускается вносить изменения в условия договора на основании соглашения, заключенного между сторонами этого договора или в одностороннем порядке.
В силу положений ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
По смыслу данной нормы закона следует, что основанием для признания в судебном порядке недействительными результатов торгов могут выступать нарушения процедуры (правил) проведения торгов, установленных законом, а также нарушение императивных требований закона при проведении торгов.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Таким образом, упущенная выгода представляет собой прибыль, которую лицо, требующее возмещения убытков, получило бы, если бы право не было нарушено.
В то же время плата за пользование водными объектами не является средством извлечения прибыли и носит компенсационный характер за пользование федеральным имуществом.
Исходя из предмета, основания иска и подлежащих применению норм материального права, в предмет доказывания по данному иску входят факты нарушения установленных правил проведения аукциона, повлекших нарушение прав и законных интересов истца.
Пунктом 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что в силу п. 1 ст. 449 ГК РФ публичные торги, проведенные в порядке, установленном для исполнения судебных актов, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в случае нарушения правил, установленных законом. Споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. Если лицо полагает, что сделка, заключенная на торгах, недействительна, оно вправе оспорить указанную сделку.
Как установлено судом, по результатам проведенного 6 июня 2016 года был начат открытый аукцион №, в 12.00 часов объявлен перерыв, продолжение открытого аукциона было назначено на 19 июля 2016 года, на 11.00 часов. Ввиду того, что открытый аукцион не был окончен ДД.ММ.ГГГГ, объявлен перерыв и его продолжение было назначено на 20 сентября 2016 года. Последнее предложение о цене предмета аукциона 19 июля 2016 года сделал ФИО2 и оно составило 6 755 001 рублей 00 копеек. 20 сентября 2016 года для участия в продолжение аукциона никто из заявителей не зарегистрировался, в связи с чем аукционной комиссией победителем аукциона признан ФИО2
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2 уклоняется от подписания договора водопользования, поскольку считает данный договор недействительным, мотивировав тем, что процедура проведения торгов нарушена, договор водопользования не подготовлен, предмет водопользования договором не определен.
При этом отказ в заключении договора ответчиком (истцом по встречному исковому заявлению) ФИО2 не оспаривается.
Однако данные доводы ответчика суд находит несостоятельными.
Анализ представленных документов об аукционе указывает на то, что при подготовке и проведении торгов нарушений процедуры проведения торгов, установленных законом, а также нарушений императивных требований закона не допущено.
Так в обоснование встречного искового заявления ФИО2 изложены доводы, согласно которых в соответствии с пунктом 4 раздела I "Предмет договора" проектов договоров водопользования, включенных в состав аукционной документации, "водный объект, представляемый в пользование, зоны с особыми условиями их использования (водоохранные зоны), расположенные в непосредственной близости от места водопользования, отображается в графической форме в материалах (с пояснительной запиской к ним), прилагаемых к договору и являющихся его неотъемлемой частью". Таким образом, материалы в графической форме вместе с пояснительной запиской к ним, являются неотъемлемой частью договора водопользования, и должны быть представлены в составе документации об аукционе. Между тем, в аукционной документации в приложении к проекту договора водопользования представлена картографическая схема расположения водных объектов без пояснительной записки. Более того, место нахождения акватории реализуемого на торгах участка акватории <адрес>, определенно установить невозможно, поскольку по графическим материалам, имеющимся в материалах дела, точки координат не указаны. В графических материалах из конкурсной документации схематически не отражен участок водной акватории. Фактически в нарушение пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007г. № договор водопользования не является подготовленным, в нем в противоречие с вышеуказанными законодательными актами отсутствуют 2 обязательных приложения.
Данные доводы суд не принимает, поскольку аналогичные доводы были предметом рассмотрения жалобы РРМ на действия Организатора торгов - Министерства природных ресурсов <адрес>, выразившиеся в нарушениях при проведении открытого аукциона на право заключения договора водопользования участком акватории <адрес> (в границах муниципального образования Темрюкский район): участок акватории площадью 0,001 км2, Лот № (извещение № опубликовано на сайте (www.torgi.gov.ru), рассмотренной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, по результатам рассмотрения жалобы было вынесено решение № от 25.05.2016 года о признании жалобы РРМ необоснованной.
Данным решением установлено, что основанием для организации и проведения аукциона № явилось поступившее в министерство ДД.ММ.ГГГГ за № заявление и материалы ЯАА о предоставлении в пользование участка <адрес> в пользование на основании договора водопользования, в том числе в рекреационных целях.
В соответствии с пунктом 7 Правил организатор аукциона принимает решение о проведении аукциона, в котором указываются предмет аукциона, дата, время и место проведения аукциона, начальная цена предмета аукциона, размер задатка и размер "шага аукциона".
В соответствии с пунктом 8 Правил организатор аукциона:
а) определяет порядок, место, дату и время начала и окончания приема заявок на участие в аукционе (далее - заявка);
б) организует подготовку и публикацию извещения и документации, извещений о признании аукциона несостоявшимся, завершении аукциона или его отмене;
в) дает разъяснения по подлежащим представлению документам до окончания установленного срока приема заявок.
Согласно пункту 4 Извещения о проведении аукциона № площадь заявленного к водопользованию участка водного объекта составляет 0,001 кв. км. Такая площадь обоснована заявителем ЯАА и представлена в материалах к заявке (обоснование площади участка используемой акватории <адрес> в границах муниципального образования <адрес>, а также в Пояснительной записке к графическим материалам).
Расчет площади участка водопользования 0,001 кв. км, необходимого для использования в заявленных целях, с размерами 80 м (длина) и 17 м (ширина), приводится заявителем в пояснительной записке к графическому материалу.
Комиссией по делу № установлено, что при подготовке документации об аукционе Организатором торгов произведена проверка указанной площади по графическим материалам сети Интернет в рамках заявленных координат участка водопользования. При проверке указанной площади по графическим материалам сети Интернет в рамках заявленных координат участка водопользования установлено соответствие площади заявленной акватории 0,001 кв. км размерам участка 80 м (длина) и 17 м (ширина), указанным заявителем в расчете площади участка акватории водного объекта, необходимого для использования в заявленных целях.
Методики проверки заявляемой к использованию площади акватории водных объектов при организации и проведении аукционов по приобретению права на заключение договора водопользования регламентом не предусмотрены, не предусмотрены также и конкретные графические материалы, по которым можно проверить достоверность размещения участков акватории водных объектов в определенных географических координатах и их площади. Специалистами министерства используются доступные графические материалы сети Интернет, точность которых имеет определенные погрешности.
Согласно пункту 6 Приложения № к документации об аукционе при необходимости осмотр предоставляемого объекта может осуществляться по требованию членов аукционной комиссии или заявителя. Организацию осмотра предоставляемого в пользование водного объекта по требованию комиссии осуществляет организатор аукциона. Заявитель осматривает водный объект самостоятельно.
Согласно пункту 17 Правил документация разрабатывается и утверждается организатором аукциона и кроме сведений, указанных в извещении, должна содержать следующую информацию:
г) порядок проведения осмотров предоставляемого в пользование водного объекта заинтересованными лицами и заявителями (далее - заявитель).
Согласно пункту 24 Правил организатор аукциона по собственной инициативе или в соответствии с запросом заявителя вправе внести изменения в документацию не позднее 30 дней до окончания срока подачи заявок.
Изменения размещаются организатором аукциона на официальном сайте и направляются заказными письмами (с уведомлением о вручении) всем лицам, которым была предоставлена документация, в течение 2 рабочих дней с даты принятия решения о внесении изменений в документацию.
Обращений по вопросам изменения документации в министерство не поступало. Не было также обращений по вопросам площади участка водного объекта и вопросам необходимости осмотра выставленного на торги участка водного объекта. Нарушений не установлено.
Пунктом 31 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования установлено, что представление заявки на участие в аукционе подтверждает согласие заявителя выполнять обязательства в соответствии с договором водопользования, извещением, документацией, проектом договора водопользования.
При подаче заявки ФИО2 письменно подтвердил факт изучения им документации об аукционе и применимое к данному аукциону законодательство и согласился с условиями пользования водным объектом, а также в случае признания его победителем заключить договор водопользования.
Доводы истца по встречному исковому заявлению ФИО2 об отсутствии в приложении к договору водопользования пояснительной записки и графических материалов не состоятельны, поскольку в соответствии со статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договор - это соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Пунктом 31 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования установлено, что представление заявки на участие в аукционе подтверждает согласие заявителя выполнять обязательства в соответствии с договором водопользования, извещением, документацией, проектом договора водопользования. При подаче заявки ФИО2 письменно подтвердил факт изучения им документации об аукционе и применимое к данному аукциону законодательство и согласился с условиями пользования водным объектом, а также в случае признания его победителем заключить договор водопользования. Учитывая то, что каких-либо конкретных требований к оформлению графических материалов и пояснительной записке ни Водным кодексом, ни Постановлением № не установлено, в Приложении № к проекту договора водопользования министерством в полном объеме отражены как графические материалы, так и пояснительная записка к ним. В частности, в графических материалах отражена часть акватории водного объекта (река Казачий Ерик) в виде рисунка, отражены точки координат (4 шт.), даны пояснения для каждой точки координат (северная широта, восточная долгота).
Также в обоснование доводов встречного искового заявления ФИО2 указывает, что в приложении № 9 к аукционной документации сказано, что участники аукциона или представители непосредственно перед началом аукциона должны зарегистрироваться для участия в аукционе, представив аукционной комиссии удостоверяющие документы. Лица, допущенные к участию, но не зарегистрировавшиеся для участи в аукционе, теряют право на участие в аукционе. Ответчик зарегистрировался в аукционе, проводимом 06.06.2016 г. В связи с тем, что аукцион завершен не был, истец зарегистрировался для участия в аукционе. 07.2016 г. Аукцион так же не был закончен, продолжение аукциона было назначено на 20.09.16 г. Согласно протоколу 32-2 (3) для участия в аукционе участники не зарегистрировались. Таким образом, ответчик потерял право на участие в аукционе, и, ответственно не мог стать победителем аукциона.
Данные доводы опровергаются материалами дела, и не обоснованы, так как указания в п. 1 приложения о том, что лица, допущенные к участию, но не зарегистрировавшиеся для участи в аукционе, теряют право на участие в аукционе отсутствуют.
Кроме того согласно протокола проведения (продолжения) открытого аукциона № от 19.07.2016 года к участию допущены пять участников, в том числе и ФИО2, для участия зарегистрировались три участника, в том числе и ФИО2 19.07.2016 года аукцион начат с суммы 3 600 000 руб., которая 06.06.2016 года была названа последней ФЕН 19.07.2016 года аукцион не закончен и последнее предложение о цене предмета аукциона сделано участником № ФИО2 и составило 6 755 001 руб. членами комиссии объявлено, что продолжение аукциона назначается на 20 сентября 2016 года с 11 часов 00 минут до 11 часов 30 минут по адресу: <адрес>. 20.09.2016 года аукцион начнется с суммы 6 755 001 руб. ФИО2 присутствовал при проведении аукциона – 19.07.2016 года он был надлежаще извещен о дате и месте проведения (продолжения) аукциона на 20.09.2016 года, в связи с этим доводы представителя ФИО2 о том, что ответчик не информировал истца о дате следующего заседания аукционной комиссии судом и ФИО2 утратил право на участие в аукционе признаются не состоятельными.
Более того протоколы проведения (продолжения) открытого аукциона № в том числе и от 19.07.2016 года были опубликованы на официальном сайте www.torgi.gov.ru.
В соответствии с пп. г п. 2 приложения № победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наиболее высокую цену предмета аукциона и номер которого был назван последним, поскольку аукцион был продолжен - 20.09.2016 года и последняя цена была названа ФИО2 – 19.07.2016 года в размере 6 755 001 руб. в связи с этим победителем был признан ФИО2
Доводы о том, что на сайте www.torgi.gov.ru размещена информация, что победителем торгов является ФЕН, статус торгов — не состоявшиеся, а так же опубликован протокол отказа от заключения договора водопользования, согласно которому именно ФЕН является победителем торгов, отказавшимся от подписания договора не состоятельны, поскольку согласно протокола о проведении аукциона № от 06.06.2016 года аукцион 06.06.2016 года не закончен, последнее предложение о цене предмета аукциона сделано участником №ФЕН и составило 3 600 000 руб., указано, что 19.07.2016 года аукцион начнется с этой суммы. Итоговым документов определяющим победителя торгов является протокол № (3), который был опубликован на сайте www.torgi.gov.ru после окончания аукциона.
Доводы встречного искового заявления в части сроков исполнения требования пункта 10 Правил подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, а также пунктов 48-49 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования распространяются лишь в том случае, когда протокол аукциона подписан победителем в день проведения аукциона. ФИО2 протокол аукциона, который согласно пункта 48 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования (в редакции от 28 сентября 2015 года) имел силу договора, в день его проведения не подписал. Учитывая неурегулированность законодателем таких случаев, министерством было направлено решение в адрес ФИО2 для подписания и протокол аукциона и договора водопользования, а также направлено сообщение об информировании победителя торгов, данные документы зарегестрированны в Министерстве – 20.09.2016 года, то есть в день проведения аукциона, в связи, с чем доводы представителя истца по встречному исковому заявлению о нарушении сроков направления договора и отсутствии досудебного порядка урегулирования спора не состоятельны.
Организация и проведение торгов были произведены в рамках действующего законодательства, существенного нарушения правил их проведения судом не установлено.
Таким образом, нарушения законных прав ФИО2 при проведении торгов не установлено, следовательно, оснований для признания этих торгов недействительными не имеется.
Оценив представленные доказательства по предмет относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства, а также достаточности и взаимосвязи доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные Министерством природных ресурсов Краснодарского края исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку аукцион на право заключения договора водопользования состоялся, был проведен соответствии с положениями Водного кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ №230 от 14.04.2007г. Победителем торгов признан ФИО2 предложивший наиболее высокую цену предмета аукциона в размере 6755 001 руб.
При таких обстоятельствах, в силу приведенных выше норм действующего законодательства, заключение договора водопользования является обязательным. Поскольку, как установлено в ходе судебного разбирательства, ФИО2. уклоняется от заключения договора, требование истца о понуждении ответчика заключить договор суд находит обоснованными. Так как цена предмета аукциона ответчиком не уплачена, в этой связи с ФИО2 в пользу Министерства природных ресурсов Краснодарского края подлежит взысканию оплата предмета аукциона, то есть в размере 6 755 001 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Министерства природных ресурсов Краснодарского края к ФИО2 об обязании заключить договор водопользования, взыскании стоимости предмета аукциона - удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу министерства природных ресурсов Краснодарского края стоимость предмета аукциона в размере 6 755 000,50 рублей.
Обязать ФИО2 заключить с министерством природных ресурсов <адрес> договора водопользования участком акватории <адрес> (в границах муниципального образования <адрес>) общей площадью 0,001 км2 в границах географических координат:
т№
№
№
№ в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении встречного искового заявления ФИО2 к Министерству природных ресурсов о признании недействительным открытого аукциона № - отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Туапсинский городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий: _____ подпись___
Копия верна:
Судья
Туапсинского городского суда В.О. Кит