***
Мотивированное решение составлено 04.03.2022 Дело № 2-300/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
02 марта 2022 года город Полярный
Полярный районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Козловой Ю.А.,
при секретаре Шиховцовой М.С.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Кольского района Мурманской области Афанаскиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кольского района Мурманской области в защиту интересов неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №3 «Умка» о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность образовательной организации,
установил:
прокурор Кольского района Мурманской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №3 «Умка» (далее – МАДОУ ДС №3 «Умка») о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность образовательной организации.
В обоснование иска указал, что в результате проверки соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования выявлены нарушения, выразившиеся в не оборудовании МАДОУ ДС №3 «Умка» объекта III категории опасности, расположенного по адресу: <...>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также в не обеспечении оснащения объекта (территории) системой наружного освещения.
С учетом уточненных исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор Кольского района Мурманской области просит обязать МАДОУ ДС №3 «Умка» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить антитеррористическую защищенность объекта IV категории опасности, расположенного по адресу: <...>, а именно:
оборудовать систему оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
обеспечить оснащение объекта (территории) системой наружного освещения.
Представитель истца прокурора Кольского района Мурманской области – старший помощник прокурора Кольского района Мурманской области Афанаскина Е.В. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.
Ответчик МАДОУ ДС №3 «Умка», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просил, представил возражения по существу заявленных требований, в которых указал, что обязанности по обеспечению антитеррористической защищенности образовательной организации будут исполнены в срок до 01 июня 2022 года.
Третье лицо администрация муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, о причинах неявки суд не уведомило, об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просило, представило отзыв по существу заявленных требований, в котором, не оспаривая обязанность МАДОУ ДС №3 «Умка» по обеспечению антитеррористической защищенности образовательной организации, полагало, что вопрос о сроке осуществления указанных мероприятий должен быть рассмотрен с учетом возможности планирования соответствующих расходов на 2023-2024 года.
Третье лицо Управление образования администрации муниципального образования ЗАТО Александровск Мурманской области, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, о причинах неявки суд не уведомило, об отложении судебного заседания либо о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просило, отзыв по существу заявленных требований не представило.
В соответствии с положениями частей 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, поскольку их неявка не является препятствием к разбирательству дела.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно требованиям пункта 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся помимо прочего материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (часть 3 статьи 28 названного Федерального закона).
На основании пункта 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 названного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.
Основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации определены в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года.
Подпунктом «д» пункта 11 названной Концепции к основной задаче противодействия терроризму отнесено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
На основании пунктов 1, 7 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается помимо прочего на принципах обеспечения и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритета мер предупреждения терроризма.
Противодействие терроризму представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 названного Федерального закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В силу части 3 приведенной правовой нормы федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Во исполнение вышеуказанных положений постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Пунктом 24 указанных Требований предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия, в том числе по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также оснащения объектов (территорий) системой наружного освещения.
Согласно пункту 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу пункта 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В судебном заседании установлено, что МАДОУ ДС №3 «Умка» зарегистрировано в качестве юридического лица 22 февраля 2002 года и осуществляет свою деятельность по адресу: <...>.
Согласно пункту 1.1 Устава МАДОУ ДС №3 «Умка», утвержденного приказом Управления образования администрации ЗАТО Александровск от 07 ноября 2019 года №983, Учреждение является унитарной некоммерческой организацией.
На основании пункта 1.19 Устава Учреждение самостоятельно в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Уставом.
В соответствии с пунктом 2.3 Устава предметом деятельности Учреждения является образовательная деятельность, обучение и воспитание в интересах человека, семьи, общества и государства, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности.
Основной целью деятельности Учреждения является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, осуществление присмотра и ухода за детьми в возрасте от двух месяцев (при наличии необходимых условий) до прекращения образовательных отношений (пункт 2.2 Устава).
Пунктом 3.23 Устава предусмотрена обязанность учреждения осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими их жизнь и здоровье.
Согласно акту обследования и категорирования объекта территории образовательной организации, утвержденному заведующей МАДОУ ДС №3 «Умка» 08 ноября 2019 года, объекту учреждения, осуществляющему свою деятельность по адресу: <...>, присвоена IV категории опасности, а также указано на необходимость исполнения требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года №1006.
Материалами дела подтверждено, что 30 октября 2021 года прокуратурой Кольского района Мурманской области проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в не оборудовании МАДОУ ДС №3 «Умка» объекта IV категории опасности, расположенного по адресу: <...>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а также в не обеспечении оснащения объекта (территории) системой наружного освещения.
20 мая 2021 года прокурором Кольского района Мурманской области внесено представление МАДОУ ДС №3 «Умка» об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму.
Анализируя приведенные правовые нормы в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, принимая во внимание, что МАДОУ ДС №3 «Умка» допущены нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором Кольского района Мурманской области требований.
Учитывая, что МАДОУ ДС №3 «Умка» является учреждением, осуществляющим обучение и воспитание несовершеннолетних детей, то есть одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, осуществление деятельности указанного учреждения при отсутствии системы оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации, а также наружного освещения объекта и его территории в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, в том числе обучающихся и работников образовательного организации.
В нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком в материалы дела не представлено доказательств исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд находит заявленные прокурором Кольского района Мурманской области сроки для устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов образования достаточными для их реального исполнения.
Объективных доказательств, свидетельствующих о невозможности в указанный срок устранить выявленные нарушения законодательства, направленного на обеспечение безопасности несовершеннолетних обучающихся и работников образовательных организациях, в материалы дела не представлено.
Согласно сведениям Управления образования администрации ЗАТО Александровск Мурманской области исполнение МАДОУ ДС №3 «Умка» требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования планируется до июня 2022 года.
При этом отсутствие финансирования не может служить основанием для неисполнения обязательных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) образования.
Кроме того, приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск прокурора Кольского района Мурманской области в защиту интересов неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №3 «Умка» о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность образовательной организации - удовлетворить.
Обязать муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Умка» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить антитеррористическую защищенность объекта IV категории опасности, расположенного по адресу: <...>, а именно:
оборудовать систему оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;
обеспечить оснащение объекта (территории) системой наружного освещения.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Мурманский областной суд через Полярный районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.А. Козлова