Дело №2-300/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 апреля 2022 года
Дубненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лозовых О.В.
при секретаре Карповой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации городского округа Дубна Московской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Дубна Московской области обратилась в суд с заявлением, в котором просила о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, а именно на: внутриквартальную дорогу, протяженностью 448 метров с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>; внутриквартальную дорогу, протяженностью 1081 метров с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>; внутриквартальную дорогу, протяженностью 397 метров с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>; внутриквартальную дорогу, протяженностью 1252 метров с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>.
В обоснование своего требования заявитель ссылался на те обстоятельства, что на территории городского округа Дубна имеются сооружения дорожного транспорта – автомобильные дороги общего пользования, на которые в установленном законом порядке не оформлено право собственности. Такие дороги были построены до 2000 года и являются дорогами общего пользования местного значения, находятся в границах городского округа Дубна Московской области, не включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 928 (ред. от 21.01.2021) "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения", а также в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждённого Постановлением Правительства Московской области от 05.08.2008 № 653/26 (ред. от 30.09.2021) «О перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Московской области». Право собственности на них в ЕГРН не зарегистрировано и сведения в ЕГРАД не содержатся. Так как указанные автомобильные дороги не входят в реестр муниципального имущества в связи с отсутствием зарегистрированного права собственности за муниципальным образованием, то в настоящее время проведение ремонтных работ на данных объектах не представляется возможным, поскольку будет квалифицироваться как нецелевое расходование бюджетных средств. Ссылаясь на положения п. 3 ст. 225 ГК РФ, Администрация г.о. Дубна просит признать право муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, а именно на внутриквартальные дороги, протяженностью 448 метров с кадастровым номером №, протяженностью 1081 метров с кадастровым номером №, протяженностью 397 метров с кадастровым номером № и протяженностью 1252 метров с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>.
Представитель заявителя – Администрации г.о. Дубна Московской области - в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя заявителя, уточненные требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица – представитель Министерства имущественных отношений Московской области – в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил, об отложении слушания дела не просил.
Представитель заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области – в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил, об отложении слушания дела не просил.
Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области – в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил, об отложении слушания дела не просил.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленное требование КУИ города Дубны подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь суд рассматривает в порядке особого производства.
В силу ч. 2 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.
Суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя на эту вещь (ч. 2 ст. 293 ГПК РФ).
Частью 3 ст. 218 ГК РФ устанавливается, что в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в порядке, утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
В силу пункта 5 указанного Порядка недвижимые вещи, находящиеся на территориях муниципального образования, принимаются на учет на основании соответствующего заявления органа местного самоуправления.
Алгоритм действий уполномоченного органа по принятию на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества определен в пункте 4 вышеназванного Порядка.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Закон №257-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе:
- осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения
- утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
- утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В соответствии со ст.3 Закона 257-ФЗ дорожная деятельность определена как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ч.3 ст.15 Закона 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст. 34 Закона 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Как следует из положений пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Закона 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.
Автомобильные дороги, являющиеся предметом настоящего спора, относятся к дорогам местного значения, и поскольку ими пользуется неопределенный круг лиц, то они являются дорогами общего пользования.
Согласно ст. 6 Закона № 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Сведения обо всех автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения содержатся в Едином государственном реестре автомобильных дорог (ст. 10 Закона 257-ФЗ).
В соответствии со ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится ли имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В силу п.1 ст. 3 Закона №257-ФЗ автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенная для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» проведено разграничение государственной собственности Российской Федерации и определен перечень объектов, которые относятся исключительно к муниципальной собственности.
Согласно п.2 указанного Постановления закреплено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к Постановлению № 3020-1, в частности, объекты инженерной инфраструктуры (за исключением входящих в состав имущества предприятия), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Судом установлено и подтверждается выписками из ЕГРН, что органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, Межмуниципальным отделом по г. Дубна и Талдомскому району Управления Росреестра по Московской области были приняты на учет следующие бесхозяйные объекты недвижимого имущества:
– внутриквартальная дорога, протяженностью 448 метров с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес> (дата постановки на учет – 16.02.2021 г.);
– внутриквартальная дорога, протяженностью 1081 метров с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес> (дата постановки на учет - 11.02.2021 г.);
– внутриквартальная дорога, протяженностью 397 метров с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес> (дата постановки на учет – 17.02.2021 г.);
– внутриквартальная дорога, протяженностью 1252 метров с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес> (дата постановки на учет - 19.02.2021 г.).
В течение установленного законом срока – одного года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет – правопритязаний на указанные объекты недвижимого имущества никем не заявлялось, право собственности не зарегистрировано, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости, собственники неизвестны, спор о праве отсутствует.
Таким образом, внутриквартальные дороги с кадастровыми номерами №, №, № и №, расположенные по адресу: <адрес>, являются бесхозяйной недвижимой вещью и приняты на учет в установленном законом порядке.
Следовательно, требования заявителя о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подлежат удовлетворению, поскольку бесхозяйные недвижимые вещи, а именно, внутриквартальные дороги с кадастровыми номерами №, №, № и №, постановлены на учет более одного года и не приняты во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником.
С учетом изложенного, суд считает надлежащим признать право муниципальной собственности за городским округом Дубна Московской области на бесхозяйное недвижимое имущество, а именно на внутриквартальные дороги, расположенные по адресу: <адрес>: протяженностью 448 метров с кадастровым номером №, протяженностью 1081 метров с кадастровым номером №, протяженностью 397 метров с кадастровым номером №, протяженностью 1252 метров с кадастровым номером №.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, ч. 2 ст. 293 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования Администрации городского округа Дубна Московской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь – удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности за городским округом Дубна Московской области на бесхозяйное недвижимое имущество, а именно на внутриквартальные дороги, расположенные по адресу: <адрес>: протяженностью 448 метров с кадастровым номером №, протяженностью 1081 метров с кадастровым номером №, протяженностью 397 метров с кадастровым номером №, протяженностью 1252 метров с кадастровым номером №.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: подпись
Решение суда в окончательной форме изготовлено 14 апреля 2022 года.
Судья: подпись