ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-301(2)/15Г от 02.07.2015 Саратовского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-301(2)\2015 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июля 2015 г. с. Воскресенское

Саратовский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Мидошиной Т.Е.,

При секретаре Корчагине П.А.

с участием помощника прокурора Воскресенского района Саратовской области Кирилиной Е.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Воскресенского района Саратовской области в защиту прав интересов Российской Федерации, Воскресенского муниципального района, неопределенного круга лиц к Собранию Воскресенского муниципального района Саратовской области о признании недействующим в части Устава Воскресенского муниципального района Саратовской области, принятого на референдуме 22 декабря 1996 г.

установил:

Прокурор Воскресенского района Саратовской области в защиту прав и интересов Российской Федерации, Воскресенского муниципального района и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Собранию Воскресенского муниципального района Саратовской области о признании недействующим в части Устава Воскресенского муниципального района Саратовской области, принятого на референдуме 22 декабря 1996 г., мотивируя свои требования тем, что на референдуме 22 декабря 1996 г. принят Устав Воскресенского муниципального района Саратовской области (далее - Устав). В последующем в Устав решениями Собрания Воскресенского муниципального района № 76 от 10 декабря 2005 г. (опубликовано в газете «Наша жизнь» № 101от 15.12.2005), №80 от 26.12.2011 г. (опубликовано в газете «Наша жизнь» № 27 от 10.04.2012), № 29 от 20.06.2013 г. (опубликовано в газете «Наша жизнь» № 58 от 15.08.2013), № 43 от 25.06.2014 г. внесены изменения и дополнения (26.06.2014 г. размещено на сайте администрации Воскресенского муниципального района).

Прокуратурой района в январе 2015 г. проведена сверка действующей редакции Устава с учетом изменений, внесенных Федеральными законами РФ от 27.05.2014 г. № 136-Ф3, от 23.06.2014 г. № 165-ФЗ, от 21.07.2014 г. № 234-Ф3, от 21.07.2014 г., № 256-ФЗ, от 04.10.2014 г. № 290-ФЗ, от 14.10.2014 г. № 307-ФЗ, от 22.12.2014 г. № 431-Ф3 и № 447-ФЗ, от 29.12.2014 г. № 456-ФЗ в Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». По результатам сверки установлено, что Устав подлежит изменению, в связи с этим прокуратурой района 23 января 2015 г. был принесен протест на отдельные положения Устава. Однако, до настоящего времени необходимые изменения в Устав Собранием Воскресенского муниципального района не внесены и Устав продолжает действовать в редакции, противоречащей требованиям федерального законодательства.

Поскольку названные положения Устава Воскресенского муниципального района Саратовской области, по мнению прокурора, противоречат требованиям федерального законодательства и при этом нарушаются права и законные интересы Российской Федерации, Воскресенского муниципального района, неопределенного круга лиц, Собранием Воскресенского муниципального района Саратовской области, просит суд: 1. Признать недействующим с 01 января 2015 г. п.1 ч.1 ст. 3 Устава Воскресенского муниципального района Саратовской области, принятого на референдуме 22 декабря 1996 г. (с изменениями и дополнениями от 10 декабря 2005 г. решение № 76; от 26 декабря 2011 г. решение № 80, от 20 июня 2013 г. решение № 29, от 25 июня 2014 г. решение № 43), в той части, в какой относит к вопросам местного значения муниципального района формирование бюджета.

2. Признать недействующим с 01 апреля 2015 г. п. 14 ч.1 ст. 3 Устава, принятого на референдуме 22 декабря 1996 г. (с изменениями и дополнениями от 10 декабря 2005 г. решение № 76; от 26 декабря 2011 г. решение № 80, от 20 июня 2013 г. решение № 29, от 25 июня 2014 г. решение № 43), в той части, в какой относит к вопросам местного значения резервирование и изъятие путем выкупа земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.

3. Признать недействующим с 15 ноября 2014 г. п. 32 ч.1 ст. 3 Устава Воскресенского муниципального района Саратовской области, принятого на референдуме 22 декабря 1996 г. (с изменениями и дополнениями от 10 декабря 2005 г. решение № 76; от 26 декабря 2011 г. решение № 80, от 20 июня 2013 г. решение № 29, от 25 июня 2014 г. решение № 43), в той части, в какой относит к вопросам местного значения муниципального района относит осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны.

4. Признать недействующим с 05 июля 2015 г. второе предложение ч.1 ст. 5 Устава Воскресенского муниципального района Саратовской области, принятого на референдуме 22 декабря 1996 г. (с изменениями и дополнениями от 10 декабря 2005 г. решение № 76; от 26 декабря 2011 г. решение № 80, от 20 июня 2013 г. решение № 29, от 25 июня 2014 г. решение № 43), в части слов «может проводиться».

В судебном заседании помощник прокурора Кирилина Е.В. заявленные требования поддержала, дав объяснения, аналогичные сведениям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил в суд заявление, о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, решение по делу оставил на усмотрение суда.

Заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии ст.ст. 2, 15 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Вопросы организации деятельности органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

На основании ч. 4 ст. 7 данного Федерального закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлению прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В силу ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что п. 1 ч. 1 ст. 3 Устава к вопросам местного значения муниципального района относит формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета (л.д. 7).

В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон), изложенному в редакции Федерального закона от 23.06.2014 г. №1 65-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относится составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что п. 1 ч. 1 ст. 3 Устава не соответствует п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона, поскольку к вопросам местного значения, во-первых, относит формирование бюджета, а не составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района; во-вторых, предусматривает контроль за исполнение бюджета, а не осуществление контроля за его исполнением; в-третьих, не наделяет полномочием по составлению и утверждению отчета об исполнении бюджета муниципального района.

Пунктом 14 ч.1 ст. 3 Устава, определено, что к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд (л.д. 8).

Однако, Федеральным законом № 499-ФЗ от 01.12.2014 г. «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в законную силу 01.04.2015 г., в пункте 15 ч. 1 ст. 15 Закона слова, «в том числе путем выкупа», исключены.

Согласно п. 32 ч. 1 ст. 3 Устава к вопросам местного значения муниципального района относится осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны. Однако, в силу вступившего с 15 ноября 2014 г. Федерального закона № 307-ФЗ от 14.10.2014 г., органы местного самоуправления лишены полномочий по осуществлению муниципального контроля на территории особой экономической зоны и соответственно пункт 32 ч.1 ст. 3 Устава является недействительным.

Действие оспариваемых положений Устава Воскресенского муниципального района в части определения перечня вопросов местного значения нарушают интересы Российской Федерации, Воскресенского муниципального района, поскольку нарушается конституционный принцип разграничения полномочий органами государственной власти и местного самоуправления. В результате этого органы местного самоуправления в нарушение федерального законодательства наделяются полномочиями по решению вопросов местного значения, не входящих в сферу их деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Устава районный референдум может проводиться на всей территории муниципального района. Однако Федеральным законом от 23.06.2014 г. № 165-ФЗ, вступившим в законную силу 05.07.2014 г., внесены изменения в ст. 22 Закона, с учетом которых референдум должен проводиться на всей территории муниципального образования, поскольку слово «может» исключено из указанной нормы Закона.

Действие оспариваемой нормы нормативного правового акта допускает возможность проведения референдума не на всей территории муниципального района, чем нарушаются интересы Российской Федерации и неопределенного лиц, поскольку Устав вступает в противоречие с федеральным законодательством и не обеспечивает соблюдение конституционного права граждан на участие в местном референдуме на всей территории муниципального район и тем самым на участие населения в осуществлении местного самоуправления.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно: Уставом Воскресенского муниципального района Саратовской области, протестом прокурора Воскресенского района Главе Воскресенского района Саратовской области на Устав (л.д. 7-27).

В ходе судебного разбирательства установлено, что Собранием Воскресенского муниципального района Саратовской области, надлежащих мер к устранению указанных нарушений закона не предпринято, а именно изменению названных положений Устава Воскресенского муниципального района Саратовской области, тем самым существенно нарушаются, права и законные интересы Российской Федерации, Воскресенского муниципального района, неопределенного круга лиц.

Каких-либо доказательств, опровергающих доводы истца, ответчик не представил.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Прокурора Воскресенского района Саратовской области в защиту прав интересов Российской Федерации, Воскресенского муниципального района, неопределенного круга лиц к Собранию Воскресенского муниципального района Саратовской области о признании недействующим в части Устава Воскресенского муниципального района Саратовской области, принятого на референдуме 22 декабря 1996 г. – удовлетворить.

Признать недействующим с 01 января 2015 г. п.1 ч.1 ст. 3 Устава Воскресенского муниципального района Саратовской области, принятого на референдуме 22 декабря 1996 г. (с изменениями и дополнениями от 10 декабря 2005 г. решение № 76; от 26 декабря 2011 г. решение № 80, от 20 июня 2013 г. решение № 29, от 25 июня 2014 г. решение № 43), в той части, в какой относит к вопросам местного значения муниципального района формирование бюджета.

Признать недействующим с 01 апреля 2015 г. п. 14 ч.1 ст. 3 Устава, принятого на референдуме 22 декабря 1996 г. (с изменениями и дополнениями от 10 декабря 2005 г. решение № 76; от 26 декабря 2011 г. решение № 80, от 20 июня 2013 г. решение № 29, от 25 июня 2014 г. решение № 43), в той части, в какой относит к вопросам местного значения резервирование и изъятие путем выкупа земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.

Признать недействующим с 15 ноября 2014 г. п. 32 ч.1 ст. 3 Устава Воскресенского муниципального района Саратовской области, принятого на референдуме 22 декабря 1996 г. (с изменениями и дополнениями от 10 декабря 2005 г. решение № 76; от 26 декабря 2011 г. решение № 80, от 20 июня 2013 г. решение № 29, от 25 июня 2014 г. решение № 43), в той части, в какой относит к вопросам местного значения муниципального района относит осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны.

Признать недействующим с 05 июля 2015 г. второе предложение ч.1 ст. 5 Устава Воскресенского муниципального района Саратовской области, принятого на референдуме 22 декабря 1996 г. (с изменениями и дополнениями от 10 декабря 2005 г. решение № 76; от 26 декабря 2011 г. решение № 80, от 20 июня 2013 г. решение № 29, от 25 июня 2014 г. решение № 43), в части слов «может проводиться».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через суд, принявший решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.Е.Мидошина