Дело № 2-301(2019) копия:
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 марта 2019 года г. Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Безматерных О.В., при секретаре Зуевой О.В., с участием представителя истца пом. прокурора Леушиной Е.М., истцов С.К, С.А, представителя ответчика на основании доверенности ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Пермского района в интересах С.К, С.А, С.Л, С.С. к Администрации Пермского муниципального района о возложении обязанности включить семью в состав участников подпрограммы «Оказание поддержки в обеспечении жильем молодых семей» с момента рассмотрения обращения,
установил:
Прокурор Пермского района Пермского края, действующий в защиту интересов С.К, С.А, С.Л, С.С. обратился в суд с иском к Администрации Пермского муниципального района о возложении обязанности включить семью в состав участников подпрограммы «Оказание поддержки в обеспечении жильем молодых семей» с момента рассмотрения обращения. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Пермского района рассмотрено обращение С.К о несогласии с отказом в признании участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». В ходе проверки установлено, что администрацией Кондратовского сельского поселения семье С.К 02.02.2018г. выдано уведомление № о признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, по результатам рассмотрения заявления С.К решением от 21.03.2018г. молодой семье С.К в составе 4-х человек было отказано в признании участником подпрограммы со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ, о чем заявитель уведомлен письмом от 26.03.2018г. В частности, основанием для отказа С.К во включении её семьи в состав участников вышеназванной подпрограммы явилось совершение членами семьи заявителя действий, приведших к ухудшению жилищных условий, в результате которых право состоять на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, возникает в силу ст. 53 ЖК РФ по истечении 5 лет со дня их совершения. Однако, даже при наличии вышеизложенных обстоятельств, семья С.К являлась нуждающейся в предоставлении жилого помещения, в связи с чем отказ является неправомерным. Проверкой установлено, что молодая семья С на момент обращения с заявлением о признании участниками подпрограммы состояла из 4-х человек, включая заявителя С.К, её мужа С.А и двоих несовершеннолетних детей С.Л., 2015г. рождения, С.С., 2017г. рождения. На момент принятия решения об отказе С.К в признании участником подпрограммы фактически жилых помещений в пользовании на праве собственности либо по договору найма у членов её семьи не имелось. Исходя из позиции Администрации Пермского муниципального района, при определении нуждаемости молодой семьи С.К в предоставлении жилого помещения подлежали учету принадлежащая отцу мужа заявителя - С.З. - ? доля жилого помещения по адресу: <адрес> площадью 63, 1 кв.м. в силу ст. 256 ГК РФ как совместно нажитое супругами в период брака имущество, а также жилое помещение по адресу: <адрес> площадью 34, 5 кв.м., отчуждение которого привело к ухудшению жилищных условий молодой семьи. Между тем, жилое помещение по адресу: <адрес>, представляет из себя 3-х комнатную квартиру общей площадью 63, 1 кв.м., принадлежит на праве собственности матери мужа заявителя С.А. В данном жилом помещении зарегистрированы С.К, С.А и их несовершеннолетние дети С.Л., ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, С.С., 02.10.2017г. рождения, а также брат мужа С.К – С.Д и отец её мужа С.З. Данное жилое помещение не могло быть принято во внимание при определении уровня обеспеченности молодой семьи С общей площадью жилого помещения, поскольку членам молодой семьи на праве собственности, либо на условиях социального найма данное жилое помещение не принадлежало, членами семьи собственника данного жилого помещения они также не являются в связи с созданием своей семьи, тогда как определение уровня обеспеченности жилым помещением членов молодой семьи осуществляется в зависимости от того, являются ли они членами одной семьи с зарегистрированными в квартире лицами. Кроме того, собственник жилого помещения по указанному адресу – С.А. в данном жилом помещении не зарегистрирована и фактически не проживает. Таким образом, члены молодой семьи С не являются членами семьи собственника жилого помещения по адресу: <адрес>, также в силу того, что отсутствует факт совместного проживания семьи С с собственником данного жилого помещения С.А. При определении нуждаемости молодой семьи С.К в предоставлении жилого помещения подлежало учету только жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 34, 3 кв.м. По состоянию на 08.10.2013г. в собственности С.А находилось 1/5 доли в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 34, 3 кв.м., т.е. 6, 86 кв.м. Данная доля в жилом помещении подлежала учету при определении нуждаемости молодой семьи С.К в предоставлении жилого помещения. Согласно решению Совета депутатов Кондратовского с/п от 26.04.2007г. № «О норме предоставления и учетной норме площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения на территории Кондратовского с/п составляет 10 кв.м. общей площади жилья. С учетом решения Совета депутатов об учетной норме при вышеуказанных обстоятельствах у членов молодой семьи С.К имелась нуждаемость в улучшении жилищных условий. В данном случае намеренное ухудшение гражданами своих жилищных условий в соответствии со ст. 53 ЖК РФ отсутствует, поскольку на момент отчуждения жилого помещения в <адрес> молодая семья С имела нуждаемость в улучшении жилищных условий независимо от произведенных действий по отчуждению имущества. Таким образом, отказ администрации Пермского муниципального района в признании семьи С.К участником подпрограммы «Оказание поддержки в обеспечении жильем молодых семей» является неправомерным. На основании изложенного просит обязать администрацию Пермского муниципального района осуществить действия, направленные на включение членов молодой семьи С.К в состав участников подпрограммы «Оказание поддержки в обеспечении жильем молодых семей» с момента рассмотрения ее обращения от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца помощник прокурора Леушина Е.М. в судебном заседании на заявленных исковых требованиях по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала. Дополнительно пояснила, что прокуратурой Пермского района по обращению С.К проведена проверка. В ходе которой было установлено, что семья С.К была признана нуждающейся в жилом помещении. Обеспеченность должна учитываться на момент обращения заявителя. У С была однокомнатная квартира, которая была продана, но, несмотря на это, С являлись нуждающимися. Второе жилое помещение не может быть принято во внимание, поскольку принадлежит матери мужа С.К На сегодняшний день семья С не обеспечена надлежащим образом учетной нормой жилого помещения. Прокуратурой было вынесено представление, которое было рассмотрено и отклонено. Семья собственника квартиры, в которой проживает семья С.К, членами семьи С.К не являются, они не ведут совместного хозяйства, отдельно питаются. Даже если учитывать ? долю в квартире, принадлежащую отцу мужа С.З., то и в этом случае на семью из 4-х человек будет приходиться не более 9 кв.м. В любом случае, нуждаемость семьи имелась, отказ со стороны администрации является неправомерным.
Истец С.К в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Пояснила, что на 15.03.2018г. ее семья была нуждающейся в улучшении жилищных условий независимо от продажи доли в квартире, считает отказ неправомерным. Мать мужа в квартире не проживает, совместное хозяйство с ней не ведется. На сегодняшний день они включены в подпрограмму, но полагает, что их семью необходимо включить в подпрограмму с 15.03.2018г., т.е. с момента её обращения.
Истец С.А в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, пояснил, что они нуждаются в улучшении жилищных условий, поэтому их необходимо поставить для участия в подпрограмме.
Представитель ответчика администрации Пермского муниципального района ФИО1 в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что отчуждение имеющегося в собственности С.А жилого помещения привело к ухудшению жилищных условий. Собственник квартиры, в которой проживают истцы, является членом их семьи, поэтому данная жилая площадь подлежала учету при определении нуждаемости семьи С.К в улучшении жилищных условий. В феврале 2019г. семья С.К была включена в подпрограмму на основании её заявления, полагает, что спор отсутствует, права С не нарушены.
Представители третьих лиц Администрации Кондратовского с/п, Территориального управления Минсоцразвития Пермского края по Пермскому и Добрянскому району в суд не явились, направили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав представителя истца, истцов, представителя ответчика, опросив свидетелей, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что между С.А и С.КДД.ММ.ГГГГ заключен брак (л.д. 12).
В период брака у С родились два сына: С.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и С.С (л.д. 19, 43).
Из справки Администрации Кондратовского сельского поселения от 02.03.2018г. видно, что С.А, С.К, С.З., С.Д, С.Л., С.С, зарегистрированы и проживают в квартире, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 10).
Квартира № общей площадью 63,1 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности С.А., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 15).
Из уведомления Администрации Кондратовского сельского поселения от 02.03.2018г. следует, что комиссией по жилищным вопросам принято решение о признании семьи С.К в составе 4 человек нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Оказание поддержки в обеспечение жильем молодой семьи» (л.д. 38).
15.03.2018г. С.К обратилась к Главе Пермского муниципального района Ц с заявлением о включении в состав участниц подпрограммы «Оказание поддержки в обеспечении жильем молодых семей» муниципальной программы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Пермском муниципальном районе» на 2016-2020 годы», в том числе подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», в том числе для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, молодую семью в составе: С.А, С.К, С.Л, С.С. (л.д. 40-42).
Из уведомления Администрации Пермского муниципального района от 26.03.2018г. видно, что заявление С.К от 15.03.2018г. рассмотрено комиссией по рассмотрению заявлений на получение социальных выплат на приобретение (строительство) жилья. На основании подпункта «в» пункта 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Комиссией от 21.03.2018г. принято решение об отказе молодой семье в составе 4 человек о включении в список участниц подпрограммы по Пермскому муниципальному району в связи с недостоверностью сведений, содержащихся в представленных документах молодой семьи. Вместе с тем, в выписках из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от 14.02.2018г. №, от 13.02.2018г. №, от 14.02.2018г. № и справки из государственного унитарного предприятия «Центр технической инвентаризации Пермского края», С.З., С.А, С.Д 08.10.2013г. произведены отчуждения по 1/5 доли в праве на квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 34,3 кв.м. Отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или доли участника долевой собственности на жилое помещение является действием, приведшим к ухудшению членами семьи жилищных условий, определенным Законом Пермской области от 30.11.2005г. №. Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации). Таким образом, обратиться с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Оказание поддержки в обеспечении жильем молодых семей» муниципальной программы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Пермском муниципальном районе» на 2016-2020 годы» заявитель может после 08.10.2018г. (л.д. 166).
22.05.2018г. Прокуратурой Пермского района в адрес главы администрации Пермского муниципального района Ц вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства (л.д. 54-57).
Из письма Администрации Пермского муниципального района о рассмотрении представления от 22.06.2018г. № следует, что Администрацией Пермского муниципального района рассмотрено представление «Об устранении нарушений жилищного законодательства». По результатам рассмотрения в действиях должностных лиц администрации Пермского муниципального района отсутствует ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание к указанным лицам не применяется (л.д. 58-62).
В рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-П «О реализации мероприятий подпрограммы I «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№-П, утвержден Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей.
Условия предоставления социальных выплат молодым семьям закреплены в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы».
Согласно п. 6 приведенных Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Из пункта 7 Правил следует, что в настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (жилых помещений) и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Согласно п.8.1. Порядка признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы» в случае, если молодая семья ведет раздельное хозяйство с членами семьи на совместно занимаемой жилой площади, молодая семья представляет документ о порядке пользования жилым помещением (договор, соглашение или иной документ), составленный в установленном законодательством порядке.
Положения п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ предусматривают, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч.4 и ч.5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Оценивая конституционно-правовой смысл приведенного положения закона Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, в Определении от 23.10.2014 года № 2329-О, указал, что в соответствии со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации жилище предоставляются бесплатно или за доступную плату нуждающимся в жилище малоимущим и иным указанным в законе гражданам.
Положения ст. 51 ЖК РФ направлено на реализацию принципа предоставления жилых помещений лишь реально нуждающимся в них лицам и тем самым - на реализацию закрепленного в ст. 19 Конституции РФ принципа равенства и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Разъясняя вопросы применения ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, Верховный Суд Российской Федерации в абз. «а» п. 11 Постановления Пленума от 02.07.2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указал на то, что фактически членами одной семьи могут быть признаны родственники без ограничения дальности степени родства. При этом в отношении родственников близкого родства - супруг, а также дети и родители собственника, указывал на то, что достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
С учетом заявленных истцами оснований иска, суд считает, что для решения вопроса о том, имеет ли семья истцов право на получение социальной выплаты следует определить жилищную обеспеченность молодой семьи с учетом прав всех проживающих с нею членов семьи на все имеющиеся у них жилые помещения по состоянию на 21.03.2018г. (дата принятия органом местного самоуправления решения).
Судом установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ семья С состоит из С.А, С.К, С.Л., 03.07.2015г. рождения, С.С., 02.10.2017г. рождения, что подтверждается свидетельством о заключении брака, свидетельствами о рождении (л.д. 171, 168, 170).
Сведений о наличии прав на объекты недвижимого имущества С.А, С.К, С.Л., 03.07.2015г. рождения, С.С., 02.10.2017г. рождения в ЕГРН не содержится, что следует из соответствующих уведомлений и выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 157, 158-159, 167, 169).
С.А являлся собственником 1/5 доли в праве совместной собственности на однокомнатную квартиру общей площадью 34, 30 кв.м. по адресу: <адрес> на основании договора № безвозмездной передачи квартир в совместную собственность граждан от 02.06.1998г., 08.10.2013г. распорядился принадлежащей ему долей, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 14.02.2018г. (л.д. 157), информацией из технического паспорта на жилые помещения от 14.10.2011г. (л.д. 148).
Согласно справке Администрации Кондратовского с/п от 02.03.2018г. №С.А, 15.10.1985г. рождения, зарегистрирован по месту жительства с 23.10.2000г. по настоящее время по адресу: <адрес>. Общая площадь квартиры составляет 63, 1 кв.м. Собственником является: С.А. Совместно с ним зарегистрированы: 1) жена С.КДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрирована с 25.08.2016г. по настоящее время; 2) сын С.Л., 03.07.2015г. рождения, зарегистрирован с 14.07.2015г. по настоящее время; 3) сын С.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрирован с 12.10.2017г.; 4) отец С.З., ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрирован с 27.09.2013г. по настоящее время; 5) брат С.Д, ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрирован с 18.10.2000г. по настоящее время (л.д. 151).
Трехкомнатная квартира общей площадью 59, 3 кв.м. (63, 1 кв.м. площадь квартиры указана в свидетельстве о государственной регистрации права от 22.03.2002г.), расположенная по адресу: <адрес>, кадастровый №, принадлежит на праве собственности С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, право зарегистрировано на основании справки от 16.07.2001г., выданной председателем ЖСК № ГПЗ «Верхнемуллинский», что подтверждается свидетельство о государственной регистрации права от 22.03.2002г. (л.д. 152) и выпиской из ЕГРН от 14.01.2019г. (л.д. 187-188).
Произведем суммирование площадей жилых помещений принадлежащих на праве собственности лицам, состоящим на регистрационном учете в квартире по адресу: <адрес>: С.З. на праве совместной собственности с С.А. принадлежит квартира по адресу: <адрес>, площадью 63, 1 кв.м., ? доли составляет 31, 55 кв.м.; С.А, С.Д и С.З. на праве долевой собственности принадлежали по 1/5 доли в праве на квартиру по адресу: <адрес> площадью 34, 3 кв.м. – 1/5 доли = 6, 86 кв.м. х 3 = 20, 58 кв.м. Итого: 31, 55 кв.м. (1/2 доля С.З.) + 6, 86 кв.м. (1/5 доля С.З.) + 6, 86 кв.м. (1/5 доля С.А) + 6, 86 кв.м. (1/5 доля С.Д) = 52, 13 кв.м. / 6 (количество зарегистрированных лиц) = 8, 68 кв.м)
Решением Совета депутатов Кондратовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ установлен минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (учетная норма), 10 кв.м общей площади на одного человека.
Уведомлением Администрации Кондратовского с/п от 02.03.2018г. № подтверждается, что Комиссией по жилищным вопросам принято решение о признании семьи С.К в составе 4 человек нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Оказание поддержки в обеспечении жильем молодой семьи» (л.д. 143).
Таким образом, на момент принятия решения Администрацией Пермского муниципального района об отказе в признании семьи С участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» даже с учетом площади квартиры по адресу: д. Кондратово, <адрес>, которая была отчуждена 08.10.2013г. С.З., С.А и С.Д, семья С являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку на 6 человек зарегистрированных в квартире по адресу: <адрес> приходилось по 8, 68 кв.м., т.е. менее 10 кв.м. учетной нормы. Поэтому ссылка Администрации Пермского муниципального района в отказе на ст. 53 ЖК РФ является неосновательной.
Опрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля С.А. пояснила, что С.А является её сыном, С.К – сноха. Семья сына С.А проживает в её квартире по адресу: <адрес>. Как поженились, так и проживают в данной квартире. Кроме семьи сына С.А, в квартире также проживают её второй сын С.Д и муж С.З. Она проживает и зарегистрирована с 2016г. у своей дочери по адресу: <адрес>. Семья сына С.А проживает в квартире своей семьей, они отдельно покупают продукты питания, в квартире два холодильника. У её мужа и сына С.Д отдельный холодильник, они питаются раздельно с семьей С.А и С.К
Свидетель С.З. в суде пояснил, что С.А приходится ему сыном, они проживают в одной квартире. Продукты покупают отдельно, у сына С.А своя семья. Его супруга С.А. проживает у дочери, ей помогает.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что ответчик - администрация Пермского муниципального района, при подсчете уровня жилищной обеспеченности молодой семьи С неправомерно учла площадь жилых помещений, принадлежащих на праве собственности отцу и брату С.А, зарегистрированных в жилом помещении по адресу: <адрес>, совместно с семьей истца. При этом суд приходит к выводу, что семья С не является членом семьи отца С.З. и брата С.Д, поскольку указанные семьи совместное хозяйство не ведут. Для признания семей С.А, С.К и С.З., С.Д членами одной семьи важен не только факт их регистрации в одном жилом помещении и факт родственных отношений, но и установление факта их совместного проживания и ведения общего хозяйства, а таких обстоятельств судом не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что жилищная обеспеченность семьи С (с учетом реализованной 1/5 доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес>, а именно 6, 86 кв.м.) не превышает учетную норму, установленную в Кондратовском сельском поселении, в связи с чем, имеются правовые основания для признании семьи С участницей подпрограммы «Оказание поддержки в обеспечении жильем молодых семей».
Доводы представителя ответчика о том, что на основании решения комиссии по жилищным вопросам при администрации Пермского муниципального района от 22.02.2019г. принято решение о включении семьи С в список молодых семей под порядковым номером 816, в связи с чем права истцов не нарушены и в иске следует оказать, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку исковые требования заявлены по включению членов молодой семьи С.К в состав участников подпрограммы с момента рассмотрения её обращения от 15.03.2018г., а т.к. судом установлено, что при рассмотрении обращения С.К Администрацией Пермского муниципального района было незаконно отказано по включению в список молодых семей, суд полагает, что для восстановления нарушенных прав истцов их следует включить в список подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае» с момента рассмотрения обращения С.К от 15.03.2018г.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Прокурора Пермского района в интересах С.К, С.А, С Льва С.А, С.С. удовлетворить.
Возложить на Администрацию Пермского муниципального района обязанность осуществить действия, направленные на включение членов молодой семьи С.К в состав участников подпрограммы «Оказание поддержки в обеспечении жильем молодых семей» с момента рассмотрения обращения от 15.03.2018г.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья:/подпись/
Решение в окончательной форме составлено 01 апреля 2019 года.
Судья:/подпись/
Копия верна
Судья: О.В. Безматерных
подлинник подшит
в гражданском деле № 2-301(2019)
Пермского районного суда Пермского края