Дело № 2-3011/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 октября 2016 года г.ФИО4
Нефтекамский городской суд в составе: председательствующего судьи Л.Р. Ахтямовой, при секретаре Л.Ф. Саитгалиной, рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя администрации ГО г. НефтекамскФИО1, действующей на основании доверенности № № от 08 октября 2015 года, представителя ответчика по первоначальному иску ФИО2- ФИО3, действующего на основании доверенности от 29 сентября 2016 года,гражданское дело по иску администрации городского округа г.ФИО4 к ФИО2 об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности на жилое помещение, встречному иску ФИО2 к администрации ГО г. ФИО4 о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа г.ФИО4 обратилась в суд с иском к ФИО2 об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Исковые требования мотивированы тем, что ФИО2 является собственником жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора о передаче квартиры в собственность от 28 января 2013 года № 46148. Заключением межведомственной комиссии от 26 ноября 2008года многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации городского округа г.Нефтекамск №4363 от 15 ноября 2013 года «Об определении перечня домов, признанных аварийными и подлежащими сносу» жилой дом по адресу: <адрес> включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу. Постановлением Правительства РБ от 28 марта 2014 года №136 «Об адресных программах РБ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» многоквартирный дом <адрес> включен в адресную Программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы.
В иске указано, что в целях реализации адресной программы администрацией городского округа г.ФИО4 в адрес ответчика направлено уведомление с предложением в срок до 05 августа 2015 года обратиться в жилищный отдел администрации ГО г. Нефтекамск и оформить документы для переселения в благоустроенную двухкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: РБ, <адрес>. Ответчик по первоначальному иску согласие на переселение в предложенное администрацией городского округа г.ФИО4 благоустроенное жилое помещение не выразил. Администрацией направлялось ответчику требование осуществить до 18 сентября 2015 года снос жилого дома по адресу: <адрес> Указанное требование ответчиком получено, однако в установленный срок снос указанного жилого дома не осуществлен. Согласно отчету об оценке рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, итоговая величина возмещения за изымаемый земельный участок и расположенный на нем объект недвижимости составляет <данные изъяты> рублей.
Истец по первоначальному иску просит изъять путем выкупа у собственника ветхого жилья в собственность муниципального образования городского округа г.ФИО4, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, распложенное по адресу: РБ, <адрес>, с выплатой вышеуказанной стоимости, а также приходящийся на его долю земельный участок, прекращении права собственности ответчика на указанное жилое помещение, приходящийся на его долю земельный участок.
В ходе производства по делу ответчик по первоначальному иску представил в суд встречное исковое заявление к администрации ГО г. Нефтекамск, в котором просит обязать администрацию ГО г. Нефтекамск предоставить ФИО2 в собственность равнозначное благоустроенное пригодное для проживания жилое помещение взамен помещения общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, признанного аварийным и непригодным для проживания.
В обоснование встречных исковых требований указано, что вышеуказанное жилое помещение принадлежит ФИО2 на праве собственности. Заключением межведомственной комиссии от 26 ноября 2008 года жилой дом, в котором расположено вышеуказанное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, что подтверждено и постановлением администрации ГО г. Нефтекамск от 15 ноября 2013 года. Постановлением Правительства РБ указанный аварийный дом включен в адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы. До настоящего времени администрацией ГО г. Нефтекамск надлежащее жилье истцу по встречному иску не предоставлено. Возведенное в рамках социальной программы и предоставленное ФИО2 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является непригодным для проживания, в связи с чем истец по встречному иску отказался переселяться во вновь возведенную квартиру.
Истец по встречному иску считает, что факт непригодности вновь возведенного жилья для проживания подтвержден многочисленными решениями судов (арбитражного и общей юрисдикции), результатами проверок контролирующих органов, в том числе Госстройнадзора РБ, Госпожнадзора РБ. Также просит учесть, что в настоящее время в производстве Арбитражного Суда РБ находится дело по иску администрации ГО г. Нефтекамск к застройщику дома, в котором расположена квартира, подлежащая передаче истцу по встречному иску, о расторжении муниципального контракта, в рамках которого был возведен вышеуказанный жилой дом.
Истец по встречному иску полагает, что, поскольку аварийное жилье включено в адресную программу по переселению граждан, право выбора способа обеспечения жилищных прав принадлежит ему. В связи с этим истец по встречному иску ФИО2 отказался от получения денежной компенсации в определенном администрацией ГО г. Нефтекамск размере и просит обеспечить его жилищные права путем возложения на администрацию ГО г. Нефтекамск обязанности по предоставлению равнозначного благоустроенного пригодного для проживания жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.
Представитель истца по первоначальному иску ФИО1 в судебном заседании первоначальные исковые требования поддержала по указанным основаниям. Встречный иск не признала. Пояснила, что в указанную в первоначальном исковом заявлении сумму входят расходы ответчика по первоначальному иску, связанные с переездом в другое жилое помещение, съемом другого жилья. Так, стоимость аварийного жилья, принадлежащего на праве собственности ФИО2, истцом по первоначальному иску определена в размере <данные изъяты> руб., стоимость земельного участка определена в размере <данные изъяты> руб., стоимость расходов по съему жилья в течение двух месяцев определена в размере <данные изъяты> руб., стоимость расходов услуг грузчика определена в размере <данные изъяты> руб./час, стоимость аренды автомобиля для перевоза вещей определена в размере <данные изъяты> руб./час. Таким образом, затраты по переезду ответчиков по первоначальному иску определены в размере <данные изъяты> руб., расходы услуг риэлтора по поиску жилья определены в размере <данные изъяты> руб., необходимая к уплате госпошлина определена в размере <данные изъяты> руб., расходы по составлению договора по пользованию жильем определены в размере <данные изъяты> руб.
Также пояснила, что информация о необходимости переселения во вновь возведенное жилое помещение, а также о необходимости освобождения ветхого жилья, его сноса доводилась до ответчика по первоначальному иску в установленных законом форме и порядке. Последний от переезда в возведенное в рамках адресной программы жилье отказался, от получения денежной суммы, определенной в порядке выкупа, также отказался, в связи с чем администрация ГО г. Нефтекамск была вынуждена обратиться в суд с данным исковым заявлением. Также пояснила, что доведение до собственника предложения по сносу ветхого жилья является обязательным условием для дальнейшего обращения администрации в суд с данным исковым заявлением, в связи с чем, несмотря на то, что ветхое жилье представляет собой многоквартирный жилой дом, собственнику было предложено снести принадлежащую ему на праве собственности квартиру.
В обоснование непризнания встречного иска указала, что в силу действующего законодательства на администрации не лежит обязанность по обеспечению в сложившейся ситуации ответчика по первоначальному иску иным жилым помещением. По мнению истца по первоначальному иску доказательства непригодности к проживанию предоставленной ответчику по первоначальному иску квартиры отсутствуют. Факт обращения администрации ГО г. Нефтекамск в Арбитражный Суд РБ с исковым заявлением о расторжении муниципального контракта к данному спору не относится, ранее принятые решения, на которые ссылается ответчик по первоначальному иску, к данному случаю также отношения не имеют.
Также пояснила, что жилищные права собственников жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения. Вопрос о предоставлении другого жилого помещения в данном случае не решается.
Считает, что предоставленное ФИО2 вновь возведенное жилье соответствует минимальным требованиям, по мнению истца по первоначальному иску, оснований для вывода о непригодности предоставленного жилого помещения для постоянного проживания не имеется.
Считает, что оценка объекта недвижимости, расходов и предполагаемых убытков произведена в соответствии с законом об оценочной деятельности, существующими в данной местности ценами.
Ответчик по первоначальному иску ФИО2, будучи надлежаще извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела путем направления телефонограммы, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика по первоначальному иску первоначальный иск не признал. Встречный иск поддержал по указанным в нем основаниям. Суду пояснил, что ФИО2 не отказался бы переселяться в возведенное в рамках социальной программы жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, если бы оно соответствовало установленным законом строительным, техническим и противопожарным требованиям. Считает, что ему должно было быть предоставлено жилое помещение, пригодное для проживания, чему не соответствует жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, поскольку жилое помещение возведено из ненадлежащих строительных материалов, качество работ также не отвечает обычно предъявляемым требованиям, дом расположен вблизи железнодорожного переезда. Считает, что жилое помещение имеет множество устранимых и неустранимых недостатков с точки зрения несоответствия установленным строительным нормам и правилам, также с точки зрения пожарной безопасности. Также пояснил, что ответчик по первоначальному иску не согласен на получение денежной компенсации, поскольку адресная социальная программа предусматривает обеспечение пригодным для проживания жилым помещением взамен признанного ветхим и аварийным.
Заслушав объяснения, исследовав материалы дела, иск администрации городского округа г.ФИО4 следует признать не подлежащим удовлетворению, а встречный иск подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Действительно в соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Истец по первоначальному иску в обоснование своей позиции ссылается на п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ.
В ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что заключением межведомственной комиссии жилой дом, в котором расположена квартира, принадлежащая на праве собственности ФИО2, признан аварийным и подлежащим сносу. Также сторонами не оспаривается и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации ГО г. Нефтекамск от 15 ноября 2013 года № 4363 «Об определении перечня домов, признанных аварийными и подлежащими сносу» жилой дом, в котором расположена квартира, принадлежащая ответчику по первоначальному иску, включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года № 136 «Об адресных программах Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» жилой дом, в котором расположена квартира, включен в адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы.
В целях реализации адресной программы и в соответствии с требованиями жилищного законодательства администрацией ГО г. Нефтекамск в адрес ответчика по первоначальному иску направлено уведомление с предложением в установленный срок оформить документы для переселения в двухкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес>
Представителем ответчика по первоначальному иску не оспаривается и подтверждается материалами дела, что все предусмотренные законом уведомления о переселении, о сносе жилого дома, о планируемом изъятии земельных участков и расположенных на них объектах недвижимости истцом по первоначальному иску направлялись и были получены ответчиком по первоначальному иску в установленном законом порядке.
Истцом по первоначальному иску определена стоимость ветхого жилья, предложенная ответчику как выкупная стоимость. Так, выкупная цена ветхого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности ФИО2, определена истцом по первоначальному иску в размере <данные изъяты> руб. Из пояснений представителя ответчика по первоначальному иску следует, что объективная стоимость жилья неизвестна, ФИО2 не имеет желания её установить, поскольку его устраивает единственный способ защиты жилищных прав в виде обеспечения пригодным для проживания жилым помещением.
Как указано выше, сторонами не оспаривается и подтверждается материалами гражданского дела, что Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года № 136 «Об адресных программах Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» жилой дом, в котором расположена квартира, принадлежащая ответчику по первоначальному иску ФИО2, включен в адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы. В силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственник жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
В разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, указано, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как указано выше, сторонами не оспаривается и подтверждается материалами гражданского дела, что Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года № 136 «Об адресных программах Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» жилой дом, в котором расположена квартира ответчика по первоначальному иску ФИО2, включен в адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы. В силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" собственник жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Следовательно, по смыслу вышеприведенной нормы закона собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что отказ от переселения во вновь возведенное жилое помещение имел место со стороны ответчика по первоначальному иску в связи с несоответствием жилья, возведенного в рамках адресной социальной программы, предъявляемым законом нормам и правилам, что подтверждено вступившими в законную силу решениями судов по гражданским делам, рассмотренным Арбитражным судом Республики Башкортостан, а также Нефтекамским городским судом РБ. В рамках рассмотренных дел установлено, что возведенные в рамках муниципального контракта жилые дома, не соответствуют строительной и противопожарной безопасности. В ходе проведения строительных экспертиз (в том числе судебных), а также обследования типовых домов специалистами-строителями выявлены устранимые и неустранимые недостатки, в связи с чем, в том числе и ответчик по первоначальному иску, отказался переселяться в возведенную для него квартиру. Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что как застройщик (до принятия домов на баланс администрацией ГО г. Нефтекамск), так впоследствии и администрация ГО г. Нефтекамск привлекались к административной ответственности в связи с наличием многочисленных нарушений противопожарных норм и правил, в том числе и в жилом доме, в котором расположена предоставляемая ответчику по первоначальному иску квартира. Довод представителя администрации ГО г. Нефтекамск об отсутствии доказательств непригодности к проживанию жилого помещения в предлагаемом ответчику по первоначальному иску доме не может быть принят судом во внимание, поскольку в рамках другого гражданского дела было достоверно установлено, что все возведенные дома являются типовыми, то есть построены из одного и того же строительного материала и одним и тем же способом, а факт наличия многочисленных нарушении правил пожарной безопасности именно в доме, в котором располагается предлагаемая ФИО2 квартира, подтвержден, в частности, административным решением Нефтекамского городского суда от 13 мая 2016 года, вступившим в законную силу, которым была оставлена без удовлетворения жалоба администрации ГО г. Нефтекамск на постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Также в ходе рассмотрения данного гражданского дела установлено, что 30 июня 2016 года в Арбитражный Суд Республики Башкортостан поступило исковое заявление администрации ГО г. Нефтекамск к ООО «ПКФ Завод КМД» о расторжении муниципального контракта № 53/13 от 03 сентября 2013 года, на основании которого возведен, в том числе, жилой дом, в котором расположена квартира, предназначенная для ответчика по первоначальному иску. В обоснование искового заявления указано на несоответствие возведенного в рамках муниципального контракта жилья требованиям закона и невозможности проживания в нем. Также в исковом заявлении администрации ГО г. Нефтекамск ставится вопрос о взыскании с ООО «ПКФ «Завод КМД» денежных средств в сумме <данные изъяты> руб. Данное исковое заявление принято к производству Арбитражного Суда РБ, по нему проведена подготовка, назначено судебное заседание.
Следует признать, что сам факт обращения администрации ГО г. Нефтекамск с данным исковым заявлением свидетельствует о признании истцом по первоначальному иску факта несоответствия предоставляемого ответчику по первоначальному иску жилья установленным нормам и правилам и невозможности использования жилого помещения по прямому назначению.
Также в ходе рассмотрения данного гражданского дела установлено, что жилой дом <адрес> расположен в непосредственной близости от железнодорожного переезда, в связи с чем решением Арбитражного Суда РБ от 11 марта 2015 года было предписано разработать и выполнить мероприятия по понижению уровня шума и вибрации в помещении здания вышеуказанного жилого дома. Доказательства выполнения таких работ администрацией ГО г. Нефтекамск не представлены.
При таких обстоятельствах довод представителя администрации о том, что вопрос качества строительства не должен обсуждаться в рамках данного гражданского дела, не может быть принят судом во внимание, поскольку именно непригодность для проживания вновь возведенного в рамках социальной программы жилья и явилось поводом к отказу в переселении в него ответчика по первоначальному иску и, как следствие, обращению администрации ГО г. Нефтекамск с иском об изъятии жилого помещения путем выкупа с прекращением права собственности на аварийное жилье.
В данном случае следует признать, что основной задачей адресной социальной программы, во исполнение которой был заключен муниципальный контракт на возведение жилья для ответчика, было переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Данная программа ставила целью финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, создание условий для переселения граждан, а не выплату выкупной стоимости аварийного жилья. Следовательно, процедура реализации адресной программы также предусматривала возведение жилых помещений с целью переселения соответствующей категории граждан.
Согласно п. 4 ст. 1 ГПК РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи (далее также - суд) применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона),
В силу ст.86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. №14 « О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в случае выселения граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст.86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Согласно ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86-88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
В силу ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Следовательно, отказ граждан в переселении в жилые помещения, не отвечающие вышеуказанным требованиям, не может влечь за собой решение вопроса освобождения аварийного жилья с целью изъятия земельного участка исключительно путем изъятия жилого помещения путем выкупа.
При совокупности таких обстоятельств оснований для удовлетворения иска об изъятии жилого помещения с уплатой выкупной цены не имеется, поскольку при сложившихся обстоятельствах, а именно при отсутствии у собственника ветхого и подлежащего сносу жилого помещения желания получать сумму, соответствующую стоимости ветхого жилья, администрация ГО г. Нефтекамск обязана обеспечить его другим пригодным для проживания жилым помещением. Следовательно, встречное исковое заявление является подлежащим удовлетворению.
Поскольку требование администрации ГО г. Нефтекамск о прекращении права собственности в отношении указанного жилого помещения является производным от основного, признанного судом несостоятельным, то оно также не подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы,…
Истец по встречному иску ФИО2 при подаче встречного иска оплатил его госпошлиной в сумме <данные изъяты> руб., которая в связи с удовлетворением встречных исковых требований подлежит взысканию в его пользу с администрации ГО г. ФИО4.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований администрации городского округа г.ФИО4 к ФИО2 об изъятии жилого помещения путем выкупа, прекращении права собственности на жилое помещение отказать.
Встречное исковое заявление ФИО2 к администрации городского округа г. ФИО4 о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа г. ФИО4 предоставить ФИО2 в собственность благоустроенное пригодное для проживания жилое помещение взамен помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: г. <адрес>, признанного аварийным и непригодным для проживания.
Взыскать с администрации городского округа г. ФИО4 в пользу ФИО2 в порядке возврата госпошлину в суме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня составления в окончательной форме через Нефтекамский городской суд.
Мотивированное решение составлено в 09.00 часов 26 октября 2016 года.
Решение в законнную силу не вступило
Судья: Л.Р. Ахтямова