Дело №2-3016/2020
54RS0007-01-2020-002248-40
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 октября 2020 года город Новосибирск
Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:
Судьи Барейша И.В.,
при секретаре Гергерт А.А.,
при помощнике Горькой Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новосибирского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Речные круизы» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Новосибирский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Речные круизы» о понуждении к совершению действий.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что Новосибирской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности на судах внутреннего водного транспорта.
Пунктами 1 и 10 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон), под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, то есть от противоправных действий (бездействий), в том числе террористических актов, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса.
Подпунктом д) п. 11 ст. 1 Закона определено, что к транспортным средствам относятся устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, в том числе суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона, обеспечение транспортной безопасности транспортных средств (далее — ТС) возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
На основании п. 9 ст. 1 Закона, субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
ООО «Речфлот» имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров серия МР-2 № от 07.05.2015, выданную начальником Обского управления.
Указанную деятельность в навигацию 2019 года предприятие осуществляло в том числе, с помощью судов «Москва-122», «Москва-193», «Москва-146», «Москва-133» отраженного в приложении к вышеупомянутой лицензии.
На основании договора суабаренды имущества (речного транспорта) от 25.08.2020 года, заключенному между ООО «Речфлот» и ООО «Речные круизы», теплоходы «Москва-122», «Москва-133», «Москва-146, «Москва-146», «Москва-193» и теплоход «ОМ-136», переданы субарендатору за плату во временное владение и пользование.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона, требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) для различных категорий ТС устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 года №678 утверждены Требования устанавливающие порядок обеспечения транспортной безопасности, в том числе, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта.
Согласно п. 2 Требований настоящий документ применяется в отношении судов, осуществляющих на внутренних водных путях перевозку пассажиров.
Данные Требования утверждены взамен Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 № 41 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта», который с 17.05.2017 года утратил законную силу.
Анализ вышеуказанных Требований и Приказа № 41, показал, что Требования содержат новые положения и обязанности для ООО «Речные круизы», как субъекта транспортной инфраструктуры, ранее не предусмотренные Приказом № 41, следовательно, положения Требований включают в себя более широкий перечень положений по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно пп. 5 п. 6 Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости транспортного средства и представление ее результатов на утверждение в установленном порядке в Федеральное агентство морского и речного транспорта в течение 3 месяцев с даты размещения на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта сведений о присвоении категории транспортному средству, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде.
В силу пп. 6 п. 6 Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан на основании утвержденных результатов оценки уязвимости транспортного средства представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта план транспортного средства в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости транспортного средства.
Проверкой установлено, что судно «Москва-122» включено в реестр категорированных транспортных средств 08.10.2012. Судну «Москва-122» присвоена 2 категория безопасности, (информация с официального сайта Федерального агентства морского и речного транспорта: http://www.morflot.ru/transportnaya_bezopasnost/fz_l 6/fl 516.html).
Таким образом, у ООО «Речные круизы», как у фактического судовладельца и субъекта транспортной инфраструктуры, возникла обязанность по разработке оценки уязвимости вышеуказанного судна, плана обеспечения транспортной безопасности.
Вместе с тем, до настоящего времени оценка уязвимости и план обеспечения транспортной безопасности на судно «Москва-122» не разработаны и в Федеральное агентство морского и речного транспорта на утверждение не направлены.
Проверкой также установлено, что судно «Москва-146» включено в реестр категорированных транспортных средств 08.10.2012 года. Судну «Москва-146» присвоена 2 категория безопасности, (информация с официального сайта Федерального агентства морского и речного транспорта: http://www.morflot.ru/transportnaya_bezopasnost/fz_l 6/fl 516.html).
Проверкой установлено, что судно «Москва-193» включено в реестр категорированных транспортных средств 08.10.2012 года. Судну «Москва-193» присвоена 2 категория безопасности, (информация с официального сайта Федерального агентства морского и речного транспорта: http://www.morflot.ru/transportnaya_bezopasnost/fz_l 6/fl 516.html).
Проверкой установлено, что судно «Москва-133» включено в реестр категорированных транспортных средств 08.10.2012 года. Судну «Москва-133» присвоена 2 категория безопасности, (информация с официального сайта Федерального агентства морского и речного транспорта: http://www.morflot.ru/transportnaya_bezopasnost/fz_l 6/fl 516.html).
Вместе с тем, до настоящего времени оценка уязвимости и план обеспечения транспортной безопасности на указанные не разработаны и в Федеральное агентство морского и речного транспорта на утверждение не направлены.
Данное исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, т.к. не представляется возможным определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы нарушаются в связи с бездействием ООО «Речные круизы», выразившимся в непринятии должных мер, направленных на обеспечение защиты транспортного средства.
Статьей 3 Федерального закона «О транспортной безопасности» определены основные принципы обеспечения транспортной безопасности, то есть основные исходные начала регулирования отношений в сфере транспортной безопасности, одним из которых является принцип непрерывности, предполагающий, что обеспечение транспортной безопасности должно осуществляться постоянно, независимо от каких-либо факторов и условий.
Таким образом, вмешательство прокуратуры обусловлено необходимостью принятия мер судебного понуждения в части выполнения требований по проведению дополнительной оценки уязвимости в установленные законом сроки и иных положений законодательства о транспортной безопасности, поскольку вопросы безопасности общества не могут быть поставлены в зависимость от их реализации субъектом транспортной инфраструктуры, наличия финансирования либо иных обстоятельств, препятствующих, по мнению ООО «Речфлот», обеспечению транспортной безопасности объекта, следовательно, ООО «Речфлот» должно исполнять требования федерального закона и обеспечивать безопасное функционирование транспортного комплекса с целью защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
На основании изложенного, истец просит суд признать незаконным бездействие ООО «Речные круизы» по не утверждению оценки уязвимости и плата обеспечения транспортной безопасности на транспортные средства: пассажирский теплоход «Москва-122» (идентификационный номер О-2306), пассажирский теплоход «Москва-133» (идентификационный номер О-3530), пассажирский теплоход «Москва-146» (идентификационный номер О-1806), пассажирский теплоход «Москва-193» (идентификационный номер О-2406),
Обязать ООО «Речные круизы» в течение 9 месяцев устранить нарушения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, а именно, разработать и направить на утверждение оценку уязвимости на транспортные средства: пассажирские теплоходы «Москва-122» (идентификационный номер О-2306), «Москва-133» (идентификационный номер О-3530), «Москва-146» (идентификационный номер О-1806), «Москва-193» (идентификационный номер О-2406) в Федеральное агентство морского речного транспорта; разработать и направить на утверждение план обеспечения транспортной безопасности на транспортные средства: пассажирские теплоходы «Москва-122» (идентификационный номер О-2306), «Москва-133» (идентификационный номер О-3530), «Москва-146» (идентификационный номер О-1806), «Москва-193» (идентификационный номер О-2406) в Федеральное агентство морского речного транспорта.
В судебном заседании новосибирский транспортный прокурор Жбирь Е.В, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ООО «Речные круизы» исковые требования прокурора считала обоснованными, не возражала против удовлетворения исковых требований, однако просила увеличить срок для устранения нарушений требований законодательства.
Представитель третьего лица ООО «Речфлот» в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель третьего лица Федерального агентства морского и речного транспорта в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск, в котором не возражал против удовлетворения исковых требований.
Выслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 10 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон), под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, то есть от противоправных действий (бездействий), в том числе террористических актов, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса.
Подпунктом д) п. 11 ст. 1 Закона определено, что к транспортным средствам относятся устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, в том числе суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона, обеспечение транспортной безопасности транспортных средств (далее — ТС) возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
На основании п. 9 ст. 1 Закона, субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Судом установлено, что Новосибирской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности на судах внутреннего водного транспорта.
На основании договора субаренда имущества (речного транспорта) № 25-08/20 от 25.08.2020 года ООО «Речфлот» передало ООО «Речные круизы» за плату во временное владение и пользование следующие суда: теплоход «Москва-122» (идентификационный номер О-2306), теплоход «Москва-133» (идентификационный номер О-3530), теплоход «Москва-146» (идентификационный номер О-1806), теплоход «Москва-193» (идентификационный номер О-2406), теплоход «ОМ-136» (идентификационный номер О-03001).
Таким образом, установлено, что законным владельцем указанных судов в настоящее время является ООО «Речные круизы».
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) для различных категорий ТС устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2016 года №678 утверждены Требования устанавливающие порядок обеспечения транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта.
Согласно п. 2 Требований, настоящий документ применяется в отношении судов, осуществляющих на внутренних водных путях перевозку пассажиров.
Данные Требования утверждены взамен Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2011 года № 41 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта», который с 17.05.2017 утратил законную силу.
Анализ вышеуказанных Требований и Приказа № 41, показал, что Требования содержат новые положения и обязанности для ООО «Речные круизы», как субъекта транспортной инфраструктуры, ранее не предусмотренные Приказом № 41, следовательно, положения Требований включают в себя более широкий перечень положений по обеспечению транспортной безопасности.
Согласно пп. 5 п. 6 Требований, субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости транспортного средства и представление ее результатов на утверждение в установленном порядке в Федеральное агентство морского и речного транспорта в течение 3 месяцев с даты размещения на официальном сайте Федерального агентства морского и речного транспорта сведений о присвоении категории транспортному средству, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде.
В силу пп. 6 п. 6 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан на основании утвержденных результатов оценки уязвимости транспортного средства представить в Федеральное агентство морского и речного транспорта план транспортного средства в течение 3 месяцев с даты утверждения результатов оценки уязвимости транспортного средства.
Проверкой установлено, что судно «Москва-122» включено в реестр категорированных транспортных средств 08.10.2012. Судну «Москва-122» присвоена 2 категория безопасности, (информация с официального сайта Федерального агентства морского и речного транспорта: http://www.morflot.ru/transportnaya_bezopasnost/fz_l 6/fl 516.html).
Таким образом, у ООО «Речные круизы» как у законного судовладельца и субъекта транспортной инфраструктуры возникла обязанность по разработке оценки уязвимости вышеуказанного судна, плана обеспечения транспортной безопасности.
Вместе с тем, до настоящего времени оценка уязвимости и план обеспечения транспортной безопасности на судно «Москва-122» не разработаны и в Федеральное агентство морского и речного транспорта на утверждение не направлены.
Кроме того проверкой установлено, что судно «Москва-146» включено в реестр категорированных транспортных средств 08.10.2012 года. Судну «Москва-146» присвоена 2 категория безопасности, (информация с официального сайта Федерального агентства морского и речного транспорта: http://www.morflot.ru/transportnaya_bezopasnost/fz_l 6/fl 516.html).
Проверкой установлено, что судно «Москва-193» включено в реестр категорированных транспортных средств 08.10.2012. Судну «Москва-193» присвоена 2 категория безопасности, (информация с официального сайта Федерального агентства морского и речного транспорта: http://www.morflot.ru/transportnaya_bezopasnost/fz_l 6/fl 516.html).
Проверкой установлено, что судно «Москва-133» включено в реестр категорированных транспортных средств 08.10.2012. Судну «Москва-133» присвоена 2 категория безопасности, (информация с официального сайта Федерального агентства морского и речного транспорта: http://www.morflot.ru/transportnaya_bezopasnost/fz_l 6/fl 516.html).
Вместе с тем, до настоящего времени оценка уязвимости и план обеспечения транспортной безопасности на указанные суда также не разработаны и в Федеральное агентство морского и речного транспорта на утверждение не направлены.
Приведенными выше положениями закона подтверждаются доводы истца о признании незаконным бездействие ООО «Речные круизы» по не утверждению оценки уязвимости и плата обеспечения транспортной безопасности на транспортные средства: пассажирский теплоход «Москва-122» (идентификационный номер О-2306), пассажирский теплоход «Москва-133» (идентификационный номер О-3530), пассажирский теплоход «Москва-146» (идентификационный номер О-1806), пассажирский теплоход «Москва-193» (идентификационный номер О-2406), а также о наличии у ответчика ООО «Речные круизы» обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, а именно, разработать и направить на утверждение оценку уязвимости на транспортные средства: пассажирские теплоходы «Москва-122» (идентификационный номер О-2306), «Москва-133» (идентификационный номер О-3530), «Москва-146» (идентификационный номер О-1806), «Москва-193» (идентификационный номер О-2406) в Федеральное агентство морского речного транспорта; разработать и направить на утверждение план обеспечения транспортной безопасности на транспортные средства: пассажирские теплоходы «Москва-122» (идентификационный номер О-2306), «Москва-133» (идентификационный номер О-3530), «Москва-146» (идентификационный номер О-1806), «Москва-193» (идентификационный номер О-2406) в Федеральное агентство морского речного транспорта.
В судебном заседании представитель ответчика просила предоставить ответчику более длительный срок для исполнения решения суда, чем просит истец, поскольку для его исполнения необходимо пройти процедуры, которые занимают длительное время.
Представитель истца в судебном заседании не возражала, против установления ответчику более длительного периода, чем указано в иске.
Оценив доводы сторон, суд приходит к выводу об установлении ответчику срока для исполнения решения суда равным 12 месяцев с даты вступления в силу решения суда, данный срок является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-195 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Новосибирского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «Речные круизы» по не утверждению оценки уязвимости и плата обеспечения транспортной безопасности на транспортные средства:
- пассажирский теплоход «Москва-122» (идентификационный номер О-2306),
- пассажирский теплоход «Москва-133» (идентификационный номер О-3530),
- пассажирский теплоход «Москва-146» (идентификационный номер О-1806),
- пассажирский теплоход «Москва-193» (идентификационный номер О-2406),
Обязать ООО «Речные круизы» в течение 12 месяцев с даты вступления в силу решения суда устранить нарушения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, а именно:
- разработать и направить на утверждение оценку уязвимости на транспортные средства: пассажирские теплоходы «Москва-122» (идентификационный номер О-2306), «Москва-133» (идентификационный номер О-3530), «Москва-146» (идентификационный номер О-1806), «Москва-193» (идентификационный номер О-2406) в Федеральное агентство морского речного транспорта.
- разработать и направить на утверждение план обеспечения транспортной безопасности на транспортные средства: пассажирские теплоходы «Москва-122» (идентификационный номер О-2306), «Москва-133» (идентификационный номер О-3530), «Москва-146» (идентификационный номер О-1806), «Москва-193» (идентификационный номер О-2406) в Федеральное агентство морского речного транспорта.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 1 месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья: (подпись)
Копия верна, подлинник решения суда подшит в материалах гражданского дела № 2-3016/2020, которое хранится в Октябрьском районном суде города Новосибирска.
Судья