ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3017 от 16.11.2010 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

                                                                                    Центральный районный суд города Твери                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд города Твери — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-3017/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2010 года город Тверь

Центральный районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.,

с участием представителей заявителя Зотова В.П., адвоката Сергина Е.Б., по доверенностям Осинского О.Ю. и Мякеньких Ю.А.,

представителя заинтересованного лица Сидоровой С.В.,

при секретаре Аниковой Т.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению представителя некоммерческой общественной организации «Тверское отдельское казачье общество» об оспаривании решения Управления Минюста России по Тверской области,

у с т а н о в и л:

Распоряжением начальника Управления Минюста России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № Тверскому Отдельскому казачьему обществу отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, по основаниям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Не согласившись с названным отказом, представитель Тверского Отдельского казачьего общества (далее - ТОКО) - адвокат Сергин Е.Б. обратился в суд с заявлением об оспаривании названного решения Управления Минюста России по Тверской области, полагая его надуманным и незаконным в связи со следующими обстоятельствами.

Факт того, что ТОКО является участником (учредителем) ВКО «ЦКВ» подтверждается свидетельством о внесении ТОКО в реестр казачьих обществ № от ДД.ММ.ГГГГ, учредительным Договором ВКО «ЦКВ» от ДД.ММ.ГГГГ

Некоммерческая организация вправе заниматься любым видом деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и соответствующей целям организации, цели деятельности казачества в целом и ТОКО в частности определены ст. 5 п.п. 1-4 Федерального закона № 154-ФЗ от 05.12.2005 г. Все перечисленные в измененной редакции устава виды деятельности полностью подпадают под перечисленные в названной норме закона. Статьей 7 Федерального закона № 154- ФЗ от 05.12.2005 г. установлен договорной порядок выполнения казачьими обществами тех или иных функций в рамках государственной службы. Все перечисленные в разделе 6 Устава виды деятельности охватываются единым понятием «государственная гражданская служба», факт согласования данного вида деятельности с Губернатором Тверской области подтверждается исх. 68/4016-01 от 28.07.2006 г.

Право участвовать в создании ЧОПов прямо установлено пунктом 23 Указа Президента Российской Федерации от 16.04.1996 г. № 563 и не противоречит действующему законодательству об охранной и сыскной деятельности.

Указание на несоответствие порядка принятия решения о внесении изменений в Устав ТОКО и на несоответствие действующей структуры ТОКО законодательству Российской Федерации опровергается тем обстоятельством, что ТОКО было именно в таком порядке учреждено, прошло государственную регистрацию и внесено в казачий реестр Российской Федерации. Решение о внесении изменений в Устав принималось таким же образом, как и сам Устав в прежней редакции. Вопрос о какой-либо незаконности в составе или деятельности ТОКО никогда никем не ставился.

Также в жалобе указано на предвзятое отношение со стороны Управления Минюста России по Тверской области.

В судебном заседании представители заявителя Зотов В.П., Сергин Е.Б., Осинский О.Ю. и Мякеньких Ю.А. поддержали заявленные требования.

Представитель Управления Минюста России по Тверской области по доверенности Сидорова С.В. в судебном заседании не признала требования заявителя, поддержав решение об отказе в государственной регистрации, дополнительно пояснив, что жалоба подана от имени Общественной организации «Тверское отдельское казачье общество», вместе с тем в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Управления сведения об Общественной организации «Тверское отдельское казачье общество» отсутствуют. Содержатся сведения относительно Тверского Отдельского казачьего общества. Казачьи общества являются самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческих организаций в соответствии со ст. 6.2.Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Адрес, указанный в жалобе () в Едином государственном реестре юридических лиц и в Уставе Тверского Отдельского казачьего общества, утвержденном решением Круга 13.05.2006, не значится, что подтверждается копией Выписки из ЕГРЮЛ от 12.10.2007 г., копией Устава.

Согласно сведений, внесенных в данные документы, адресом (местом нахождения) Тверского Отдельского казачьего общества является .

09 августа 2010 года в Управление поступило письмо от Атамана Тверского Отдельского казачьего общества Зотова В.П. о направлении в адрес Управления Устава ТОКО утвержденного в новой редакции решением Круга ТОКО от 12 мая 2010 г. с приложением Устава ТОКО на 16 листах. Однако 06 августа 2010 года в Управление уже поступило заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Тверского Отдельского казачьего общества с приложением соответствующих документов. В данную комплектность входило и 3 экземпляра Устава Тверского Отдельского казачьего общества. В связи с тем, что экземпляр Устава Тверского Отдельского казачьего общества, поступивший 09.08.2010 г., был идентичен экземплярам Устава, поступившим 06.08.2010 для государственной регистрации изменений, он был рассмотрен в комплекте документов, поступивших 06.08.2010 для государственной регистрации.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. № 1313 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации.

В силу п. 1 приведенного Положения Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере регистрации некоммерческих организаций.

Как установлено судом, 06.08.2010 г. представителем Тверского Отдельского казачьего общества в Управление Минюста России по Тверской области были сданы документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы - новой редакции Устава. На регистрацию были сданы: заявление, Устав, протокол от 12.05.2010 г. (выписка), список выборных казаков от 12.05.2010 г., документ об оплате государственной пошлины.

Документы были приняты по расписке ведущим специалистом-экспертом ФИО1

Распоряжением начальника Управления Минюста России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № Тверскому Отдельскому казачьему обществу отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, по основаниям, предусмотренным подпунктом 1 пункта 1 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В адрес заявителя - атамана ТОКО Зотова В.П. 26.08.2010 г. было направлено уведомление об отказе в государственной регистрации.

В силу п. 1 ст. 13.1. Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.

Согласно п. 2 приведенной нормы Федерального закона решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом.

Согласно п. 8 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ уполномоченный орган или его территориальный орган при отсутствии установленных статьей 23.1 настоящего Федерального закона оснований для отказа в государственной регистрации или приостановления государственной регистрации некоммерческой организации не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации.

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации (ст. 23 названного Федерального закона).

С учетом приведенной процедуры принятия решения, Управлением Минюста России по Тверской области не было допущено нарушения срока принятия решения по поступившим 06.08.2010 г. от представителя ТОКО документам.

Согласно подпункта 1 п. 1 ст. 23.1. Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ в государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано, если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.

Основаниями для отказа в государственной регистрации учредительных документов Тверского Отдельского казачьего общества послужили следующие обстоятельства.

Согласно п. 1 действующей редакции Устава ТОКО, Устав распространяется на Тверское Отдельское казачье общество, а также на входящие в его состав хуторские, станичные, городские казачьи общества. Как следует из п. 21 Устава высшим представительным органом управления ТОКО является круг - съезд выборных казаков от каждого станичного общества.

Согласно выписки из протокола проведения круга ТОКО от 12.05.2010 г., участниками круга являлись выборные казаки только одного первичного казачьего общества - Тверского Городского казачьего общества, что противоречит п. 1 Устава.

Наличие в ТОКО только одного первичного казачьего общества не отвечает требованиям федерального законодательства - пп. 5 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.12.2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе Российского казачества», п. 8 Устава ТОКО в редакции от 12.05.2010 г., п. 6 Временного положения о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации, утв. указом Президента Российской Федерации от 09.08.1995 г. № 835.

Как следует из п. 8 Устава в новой редакции, ТОКО является учредителем Войскового казачьего общества «Центральное казачье общество». Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, учредителем ВКО «ЦКВ» ТОКО не является - в новой редакции Устава содержатся недостоверные сведения.

Согласно раздела 6 новой редакции Устава казаки ТОКО берут на себя обязательства по несению государственной и иной службы, в том числе военной, егерской, природоохранной, экологической и других. Однако устав был согласован 28.07.2006 г. Губернатором Тверской области только в части обязательств по несению государственной гражданской службы. Сведений о согласовании Устава с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, как того требует федеральное законодательство (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 05.12.2005 г. № 154-ФЗ, указ Президента Российской Федерации от 15.06.1992 г. № 632) не представлено.

Согласно ст. 37 новой редакции Устава казаки берут на себя обязательства по созданию ЧОПов, что противоречит федеральному законодательству.

Согласно ст. 15.1 Федерального закона от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной. Для учредителя (участника) частной охранной организации данный вид деятельности должен быть основным. Частная охранная деятельность не является основным видом деятельности казачьего общества.

Приведенные обстоятельства, послужившие основанием для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ТОКО, изложены в письме Управления Минюста России по Тверской области, направленном 26.08.2010 г. в адрес заявителя.

По мнению представителя Тверского Отдельского казачьего общества тот факт, что ТОКО является учредителем ВКО «ЦКВ» подтверждается свидетельством о внесении ТОКО в реестр казачьих обществ № от ДД.ММ.ГГГГ, учредительным договором от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 76-ФЗ некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно подпункта д) п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ, в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования.

В силу ч. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, доказательством факта вхождения ТОКО в качестве участника (учредителя) ВКО «ЦКВ» может быть только выписка из единого государственного реестра юридических лиц.

Такого документа представителями ТОКО не представлено. Согласно письма руководителя ВКО «ЦКВ» от 16.08.2010 г. № 296, некоммерческая организация Тверское Отдельское казачье общество не входит в состав Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» и не входит в состав учредителей ВКО «ЦКВ».

Как отмечено в жалобе представителем ТОКО, ст. 7 Федерального закона от 05.12.2005 г. № 154-ФЗ установлен договорной порядок выполнения казачьими обществами функций в рамках государственной службы.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 6 приведенного Федерального закона внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации подлежат хуторские, станичные, городские, районные (юртовые), окружные (отдельские) и войсковые казачьи общества, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Данные обязательства отражаются в уставе казачьего общества по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований соответственно.

Согласно указа Президента Российской Федерации от 15.06.1992 г. № 632 положения уставов казачьих обществ о порядке несения казачеством военной, иной государственной службы подлежат согласованию соответственно с Министерством обороны Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами Российской Федерации.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что требования Управления Минюста России по Тверской области о согласовании новой редакции устава с соответствующими федеральными органами исполнительной власти основаны на нормах действующего федерального законодательства. Новая редакция Устава ТОКО, утвержденная 12.05.2010 г., названных согласований не прошла.

Согласно ст. 36 новой редакции Устава казаки берут на себя обязательства по созданию ЧОПов. Данное положение противоречит федеральному законодательству.

Так, в соответствии со ст. 15.1. Федерального закона от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской федерации» частная охранная организация может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме охранной. Для учредителя (участника) частной охранной организации данный вид деятельности должен быть основным. Частная охранная деятельность не является основным видом деятельности казачьего общества.

Как следует из ст. 6.2. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» казачьи общества создаются в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.

Согласно п. 1 действующей редакции Устава Тверского Отдельского казачьего общества (далее - Устав) Устав распространяется на Тверское Отдельское казачье общество, а также на входящие в его состав хуторские, станичные, городские казачьи общества. Как следует из пункта 21 Устава высшим представительным органом управления Отдельского казачьего общества является круг - съезд выборных казаков от каждого станичного общества.

Согласно выписки из протокола проведения круга Тверского Отдельского казачьего общества (далее - ТОКО) от 12.05.2010 участниками круга ТОКО явились выборные казаки только одного первичного казачьего общества - Тверского Городского казачьего общества, что противоречит вышеназванному положению Устава.

В соответствии пп. 5 п. 1 ст. 2 федерального закона от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» окружное (отдельское) казачье общество - это казачье общество, которое создается путем объединения районных казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных казачьих обществ. Наличие в ТОКО только одного первичного казачьего общества не отвечает требованиям федерального законодательства.

Согласно п. 6 Временного положения о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 09.08.1995 № 835 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации», хуторские, станичные и городские казачьи общества, не входящие в состав районных (юртовых) казачьих обществ, объединяются в окружное (отдельское) казачье общество, если общая численность способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов этих казачьих обществ составляет не менее 2 тысяч. В зависимости от местных условий эти казачьи общества могут быть объединены в окружное (отдельское) казачье общество, если общая численность их членов составляет менее 2 тысяч.

Таким образом, действующая структура ТОКО не отвечает требованиям федерального законодательства.

Оценивая представленные в деле документы, суд приходит к выводу о том, что при принятии решения об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Тверского Отдельского казачьего общества были правильно определены и рассмотрены на основе действующего законодательства об общественных объединениях, указов Президента РФ и других нормативных правовых актов вопросы соответствия учредительных документов некоммерческой организации федеральному законодательству Российской Федерации, не было допущено нарушений действующего законодательства, а своевременно направленное в адрес заявителя сообщение соответствует требованиям ст. 23.1. Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Обстоятельства невыполнения Управлением Минюста России по Тверской области решения Центрального районного суда г. Твери от 26.11.2009 г. о восстановлении в должности Зотова В.П. не могут являться предметом настоящего судебного разбирательства, поскольку решаются в ином судебном порядке.

Обстоятельства незаконности отказа в государственной регистрации изменений в учредительные документы ТОКО - редакция Устава ТОКО от 30.01.2010 г. в отсутствие судебного акта, принятого по жалобе ТОКО на отказ в государственной регистрации от 15.03.2010 г. и в отсутствие заявленных в установленном порядке требований об оспаривании названного отказа также не могут являться предметом рассмотрения по настоящему делу.

Доводы представителей заявителя о предвзятом отношении и некорректном поведении ФИО2 при приеме документов на государственную регистрацию, учитывая, что документы 06.08.2010 г. года были приняты по расписке ведущим специалистом-экспертом ФИО1 также не могут являться доказательством незаконности действий Управления Минюста России по Тверской области. Жалоба представителей ТОКО на действия ФИО2 была рассмотрена, письмом Управления Минюста России по Тверской области от 15.04.2010 г. заявителям сообщено, что по итогам служебной проверки комиссия пришла к выводу об отсутствии признаков нарушения требований к служебному поведению государственных гражданских служащих, а также требований Административного и должностного регламента.

При таких обстоятельствах решение и действия государственного органа не могут быть признаны нарушающим права и законные интересы заявителя.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 193, 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

некоммерческой общественной организации «Тверское отдельское казачье общество» в удовлетворении заявления о принятии решения об устранении Управлением Минюста России по Тверской области нарушения законности в вопросе государственной регистрации измененного устава Тверского отдельского казачьего общества от 12.05.2010 г. и возложении обязанности произвести соответствующую регистрацию Устава в установленные законодательством Российской Федерации сроки - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течении 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 22 ноября 2010 года.

Председательствующий Л.Г. Буланкина