ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3017 от 21.09.2011 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

                                                                                    Октябрьский районный суд города Ижевска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд города Ижевска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-3017/11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 сентября 2011 года

Октябрьский районный суд г.Ижевска Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Плеханова А.Н.,

при секретаре Кашицыной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Егорова А.А. о признании недействующим пункта 1.1.6 Лесохозяйственного регламента Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск», утвержденного постановлением Администрации г. Ижевска от 28 июня 2010 года № 639,

установил:

Егоров А.А. (далее по тексту заявитель) обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 1.1.6 Лесохозяйственного регламента Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск» (далее - регламент), утвержденного постановлением Администрации г. Ижевска от 28 июня 2010 года № 639. Требования мотивированы следующим.

Решением Исполнительного комитета Октябрьского районного совета депутатов трудящихся Удмуртской  от  на Егорова А.А. был переоформлен пасечный участок в квартале  Нагорного лесничества для ведения на нем пчеловодного хозяйства,  заключен Договор, в соответствии с которым Егорову А.А. указанный пасечный участок был передан в хозяйственное пользование.

В дальнейшем  между Ижевским лесхозом и гр-нами Егоровым А.А., М.В.М., С.М.С. был заключен Договор о передаче в хозяйственное пользование пасечного участка площадью 0,10га, находящегося на земле Гослесфонда в кв.  Нагорного лесничества для ведения на нем пчеловодного хозяйства сроком на два года. К этому времени на занимаемом Егоровым А.А. земельном участке им были возведены постройки: сторожка и омшаник.

В  г. между Ижевским лесхозом и гр-ном Егоровым А.А. был заключен Договор о передаче в хозяйственное пользование пасечного участка площадью 0,10га, находящегося на земле Гослесфонда в  Нагорного лесничества для ведения на нем пчеловодного хозяйства сроком на три года.

В . между Ижевским лесхозом и заявителем был заключен Договор о передаче в хозяйственное пользование пасечного участка площадью 0,5га находящегося на земле Гослесфонда в  Нагорного лесничества для ведения на нем пчеловодного хозяйства сроком на три года.

В последующем от Администрации города Ижевска, либо иных организаций предложений о заключении договора аренды или о передаче в собственность Егоров А.А. не получал, продолжает пользоваться участком, никто ему в этом не препятствует.

Таким образом, на сегодняшний день отношения по поводу фактического использования Егоровым А.А. земельного участка для ведения пчеловодства (для личных нужд) документально не урегулированы.

В  года Егоров А.А. обратился в Управление земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в безвозмездное срочное пользование в целях осуществления пчеловодства для личных нужд.

 было получено письмо  от Администрации города Ижевска об отказе в предоставлении земельного участка в безвозмездное срочное пользование в целях осуществления пчеловодства, исключительно на основании положений Лесохозяйственного регламента Ижевского лесничества муниципального образования «город Ижевск», утв. Постановлением Администрации  от 28.06.2010г. №639, который не позволяет использовать городские леса для ведения сельского хозяйства (в том числе пчеловодства), поэтому Регламент существенным образом нарушает права Егорова А.А., предусмотренные п. 3.1. ст. 38 Лесного кодекса РФ.

В связи с изложенным Егоров А.А. просил суд признать п. 1.1.6 Лесохозяйственного регламента Ижевского лесничества муниципального образования «город Ижевск», утвержденного постановлением Администрации г. Ижевска от 28.06.2010г. №639 - недействующим с момента его принятия

В ходе рассмотрения дела, судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ООО «Леспроект», Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации г. Ижевска.

Заявитель Егоров А.А., уведомленный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился о причинах неявки не сообщил, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителей Рябчикова И.Ф.

В судебном заседании представитель заявителя Рябчиков И.Ф., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, сославшись на обстоятельства, изложенные в заявлении.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Администрации города Ижевска Корытцев А.Е., действующий на основании доверенности, с заявлением не согласился, представил письменные возражения, из которых следует, что пункт 1.1.6 Регламента соответствует нормам Лесного Кодекса.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО «Леспроект» Плотникова Т.О., действующая на основании доверенности, с заявлением Егорова А.А. не согласилась, полагала его не подлежащим удовлетворению в связи с полным соответствием Регламента действующему законодательству.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации г. Ижевска, Фатыхова А.А., действующая на основании доверенности, с заявлением Егорова А.А. не согласилась, полагала его не подлежащим удовлетворению.

Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

 между Ижевским лесхозом, с одной стороны, и Егоровым А.А. (заявитель), М.В.М., С.М.С., с другой стороны, заключен Договор о передаче в хозяйственное пользование пасечного участка площадью 0,10 га, находящегося на земле Гослесфонда в  Нагорного лесничества для ведения на нем пчеловодного хозяйства сроком на два года.

В  между Ижевским лесхозом, с одной стороны, и Егоровым А.А., М.В.М., с другой стороны, был заключен Договор о передаче в хозяйственное пользование пасечного участка площадью 0,10га, находящегося на земле Гослесфонда в  Нагорного лесничества для ведения на нем пчеловодного хозяйства сроком на три года.

Постановлением Администрации города Ижевска от 28 июня 2010 года № 639 утвержден лесохозяйственный регламент Ижевского лесничества муниципального образования «город Ижевск», текст документа опубликован в официальном издании "Известия Удмуртской Республики", N 74, 09.07.2010.

 С.П.П., действуя в интересах Егорова А.А. на основании доверенности, обратилась к начальнику управления земельных ресурсов и землеустройства Администрации г. Ижевска с заявлением о предоставлении Егорова А.А. земельного участка, расположенного по адресу:  Нагорного лесничества (кадастровый номер: ) в безвозмездное срочное пользование без проведения аукциона путем заключения соответствующего договора.

 заместителем главы администрации г. Ижевска Егорову А.А. на указанное заявление направлен ответ, из которого следует, что предоставление земельного участка в безвозмездное срочное пользование в целях осуществления пчеловодства не представляется возможным ввиду отсутствия такого вида разрешенного использования лесов (пчеловодство) в Регламенте.

Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании из представленных доказательств, лицами, участвующими в деле не оспариваются.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Таким образом, основанием для принятия судом решения о признании нормативного акта органа местного самоуправления недействительным является одновременно, как не соответствие акта закону или иному правовому акту, так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина.

Вместе с тем совокупность вышеперечисленных условий в рассматриваемом случае отсутствует.

Заявитель просит признать недействующим пункт 1.1.6 Регламента, в соответствии с которым, «все леса Ижевского лесничества относятся к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, к единой категории защитности - городские леса.

Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов представлено в таблице 3».

Регламент является муниципальным правовым актом, утвержденным постановлением Администрации города Ижевска № 639 от 28 июня 2010 года.

Проверяя порядок принятия Регламента, в том числе полномочия Администрации города Ижевска на его издание, форму (вид), в которой Администрация г. Ижевска вправе принимать нормативные правовые акты, а также правила введения муниципальных нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования, суд приходит к следующему.

Как указано выше Регламент утвержден Постановлением Администрации города Ижевска от 28 июня 2010 года № 639, текст которого опубликован в издании "Известия Удмуртской Республики", N 74 от 09.07.2010.

В соответствии с ч. 3 ст. 87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения городского округа относятся использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В соответствии со ст. 17 указанного закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.

В соответствии со ст. 38 Устава муниципального образования "Город Ижевск", утвержденного Решением Городской думы г. Ижевска от 16.06.2005 N 333 (далее – Устав) Администрация города (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "Город Ижевск") наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики.

В соответствии со ст. 50 Устава постановления Администрации города Ижевска входят в систему муниципальных правовых актов.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Анализируя установленные в судебном заседании обстоятельства, а также изложенные выше нормы, суд приходит к выводу о том, что Регламент, пункт 1.1.6 которого оспаривает Егоров А.А., принят в пределах полномочий Администрации города Ижевска с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта (Регламента), порядку принятия и введения его в действие.

Заявителем данное обстоятельство не оспаривается.

Таким образом, Регламент, включая пункт 1.1.6, является действующим муниципальным нормативным правовым актом, законность которого может быть предметом судебного рассмотрения.

В соответствии с п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя, соответствует ли содержание оспариваемого пункта Регламента нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

По мнению заявителя пунктом 1.1.6 Регламента в нарушение норм Лесного кодекса РФ все леса Ижевского лесничества отнесены к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, к единой категории защитности - городские леса.

В соответствии со ст. 27 Лесного кодекса РФ Использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Допускается установление следующих ограничений использования лесов … запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 5 ст. 87 Лесного кодекса РФ в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются:

1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса;

2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;

3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса;

4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

В соответствии со ст. 10 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

В соответствии с ч. 4 ст. 12 Лесного кодекса РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Статьей 102 ЛК РФ определены категории защитных лесов с учетом особенностей правового режима защитных лесов, в частности, леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, в том числе городские леса.

В соответствии с ч. 5 ст. 102 Лесного кодекса РФ в защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Ограничений на отнесение лесов к лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов, к единой категории защитности (городские леса) в полном объеме в Лесном кодексе не установлено, равно как и не установлено винных нормативных правовых актах, обладающих большей юридической силой.

Доводы заявителя о том, что пункт 1.1.6 противоречит его праву, установленному ч. 3.1 ст. 38 Лесного кодекса РФ, судом отклоняются ввиду следующего.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 38 Лесного кодекса РФ для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд лесные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование или устанавливается сервитут в случаях, определенных Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 указанной статьи Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности).

Таким образом, Лесным кодексом РФ в императивном порядке возможность использования лесов для ведения сельского хозяйства, в том числе пчеловодства, не установлена.

В соответствии п. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Принимая во внимание, что решение состоялось не в пользу заявителя, то понесенные им расходы по оплате государственной пошлины возмещению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199, 256 -258 ГПК РФ, суд

Решил:

Заявление Егорова А.А. о признании недействующим пункта 1.1.6 Лесохозяйственного регламента Ижевского лесничества муниципального образования «Город Ижевск», утвержденного постановлением Администрации г. Ижевска от 28 июня 2010 года № 639 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней с момента его изготовления в окончательной форме через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 20 октября 2011 года.

Председательствующий судья А.Н. Плеханов