ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3017/19 от 07.01.2019 Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

61RS0007-01-2019-003223-28

дело № 2-3017/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2019 года г. Ростов-на-Дону

Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону

в составе: председательствующего судьи Мельситовой И.Н.

при секретаре Багринцевой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес>, в защиту интересов неопределенного круга лиц к ТСЖ «Солнечный» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с настоящим иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ТСЖ «Солнечный» о понуждении к совершению действий, ссылаясь на следующие обстоятельства.

<адрес> ранее в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст.ст. 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» от ДД.ММ.ГГГГ2202-1, по поручению прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГпроведена проверка деятельности управляющих организаций и ТСЖ <адрес> на предмет исполнения законодательства регламентирующего порядок обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), включая законность начисления платы за вывоз твердых коммунальных отходов, в ходе которой установлено следующее.

Управление многоквартирным домом в соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФуправляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 8.1 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации», при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товаришество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.

Согласно п. 148(28) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N354 (далее - Правила N 354) размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления». При расчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами исполнителю в целях предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям, применяются тарифы (цены) регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.

На территории <адрес> постановлением Региональной службой по тарифам <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, который с ДД.ММ.ГГГГ составляет 446,84 руб./мЗ.

Нормативы накопления ТКО в <адрес> утверждены постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N2 и для многоквартирных домов составляют 3,08 мЗ/год.

В соответствии с п. 148(34) Правил N354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Таким образом, плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами начисляется исходя из количества проживающих в жилом помещении граждан и норматива накопления ТКО (в единицах объема), установленного органами власти, и является в силу пп. «д», п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N491 составной частью размера платы за содержание и ремонт жилья.

При начислении платы за коммунальную услугу по сбору и вывозу ТКО, плата за которую ранее входила в состав платы за содержание жилого помещения, с ДД.ММ.ГГГГ должна быть исключена из указанной статьи и введена отдельной строкой в счет- квитанции граждан. (Расчет платы должен производится следующим образом: 446,84руб.мЗ (тариф, утвержденный РСТ) * 3,08 мЗ (норматив накопления, утвержденный МИН ЖКХ РО) / 12 (месяцев) = 114,69 стоимость за одного человека в месяц.)

Установлено, что ТСЖ «Солнечный» (ИНН ОГРН ) осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.

Между ООО «ГК «Чистый город» и ТСЖ «Солнечный» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО. В соответствии с условиями договора, ООО «ГК «Чистый город» обязуется принимать ТКО, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством, ТСЖ «Солнечный» обязуется оплачивать услуги по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно полученным данным, на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по вышеуказанному адресу, оформленного протоколом N 1 от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден тариф по содержанию общедомового имущества в размере 23 руб/м2.

Изучением представленных счет- квитанций по <адрес>, установлено, что тариф на содержание общедомового имущества в декабре 2018 г. составлял 23,00 руб., при этом в квитанциях за январь, февраль 2019 года тариф остался прежним, также появилась дополнительная статья «услуги по вывозу ТБО» в размере 55,95 руб.

Однако, в рамках проверки протокол общего собрания собственников помещений об изменении размера платы на 2019 год не представлен, вышеизложенное свидетельствует о нарушениях при расчете платы за услугу, а также двойном начислении платы гражданам за вывоз ТКО, что является недопустимым и подлежит незамедлительной корректировке и перерасчету платы по всем помещениям, расположенным в многоквартирном доме.

С целью устранения данных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя правления ТСЖ «Солнечный» (ИНН ОГРН ) ФИО3 внесено представление, по результатам рассмотрения которого требования прокурора до настоящего времени в полном объеме не исполнены, что подтверждается ответом на представление.

Согласно ответу на представление, зарегистрированному в прокуратуре района ДД.ММ.ГГГГ, в рамках рассмотрении представления на общем собрании собственников помещений утверждена смета по содержанию многоквартирного дома на 2019 год, с утверждением размера платы, который не включает вывоз ТКО - 23,00 руб., что подтверждается протоколом общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ N1. Кроме того, председатель ТСЖ в ответе сообщает, что расчет, производимый ТСЖ собственникам помещений, направлен на снижение оплаты за коммунальные услуги и не противоречит действующему законодательству.

Однако, как указано в представлении прокуратуры района, расчет платы за вывоз ТКО должен производиться из расчета платы - 114,69 руб. за одного человека, тогда как председателем ТСЖ ФИО3 начисления платы за вывоз ТКО производятся из расчета 55,95 руб. за одного человека, что противоречит вышеуказанным нормам законодательства, более того, в ответе на представление, адресованном прокурору района от ДД.ММ.ГГГГ не сообщено о результатах рассмотрения вопроса о привлечении должностного лица ТСЖ к дисциплинарной ответственности.

Также согласно сведениям ООО «ГК «Чистый город» от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с неверным расчетом платы за вывоз ТКО ТСЖ «Солнечный», в настоящее время за период с январь 2019 года по июнь 2019 задолженность ТСЖ составляет 29847 руб. 99 коп.

Вопреки требованиям законодательства, ТСЖ «Солнечный» (ИНН ОГРН ) представление от ДД.ММ.ГГГГ N 7-17-2019, подписанное прокурором района ФИО4 не исполнено. Представитель прокуратуры района о дате и месте рассмотрения с целью участия в рассмотрении представления не уведомлялся.

Таким образом, действенных мер, направленных на устранение выявленных нарушений до настоящего времени председателем правления ТСЖ не принято, фактически требования прокурора не исполнены.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФпрокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Одним из видов негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата, является размещение отходов производства и потребления.

Под предметом комплексной стратегией обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации понимаются отходы, которые образуются в многоквартирных и индивидуальных жилых домах в результате потребления товаров (продукции) физическими лицами и включают также товары (продукцию), использованные физическими лицами в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства.

Главной целью комплексной стратегией обращения с твердыми коммунальными отходами является предотвращение вредного воздействия ТКО на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение компонентов, содержащихся в отходах (органика, металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, текстиль, изношенные автомобильные шины и другие), в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

Таким образом, неверный расчет платы гражданам за вывоз ТКО со стороны ТСЖ влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Настоящее исковое заявление предъявлено прокурором в целях защиты жилищных прав граждан, обеспечения безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поскольку индивидуализировать, то есть четко определить, лиц, права которых нарушены или будут нарушены в результате невыполнения требований по обеспечению надлежащего вывоза ТКО невозможно.

На основании изложенного, прокурор <адрес> просил суд обязать ТСЖ «Солнечный» устранить нарушения законодательства в жилищно-коммунальной сфере путем при ведении расчетов за услугу по вывозу твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства, а именно из расчета платы - 114,69 руб. за одного человека.

В судебное заседание явился помощник прокурора <адрес>ФИО5, уточнила требования иска, просила считать расчет платы за одного человека- 109 руб., уточненные требования поддержала в полном объёме, просила удовлетворить.

В судебное заседание представитель ответчика ФИО3 явилась в судебное заседание, требования иска не признала, ссылаясь на то, что у ТСЖ Солнечный имеется спор с ООО ГК Чистый город, поскольку с первоначальными объемами, тарифами на куб они были согласны, но не согласны на подписание дополнительного соглашения, которое предусматривает вывоз мусора в объеме, в большем чем требуется.

В судебном заседании представитель ООО ГК Чистый город поддержал заявленные требования и просила удовлетворить их в полном объеме.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Управление многоквартирным домом в соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ч. 6.2 ст. 155 ЖК РФуправляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 8.1 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации», при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Управляющая организация, товаришество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив в срок не позднее десяти дней до дня начала оказания коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны известить собственников помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за содержание жилого помещения и по их требованию представить подтверждающие данный факт документы, в том числе документы, обосновывающие расчет этого размера платы.

Согласно п. 148(28) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N354 (далее - Правила N 354) размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления». При расчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемую региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами исполнителю в целях предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям, применяются тарифы (цены) регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.

На территории <адрес> постановлением Региональной службой по тарифам <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, который с ДД.ММ.ГГГГ составлял 446,84 руб./мЗ.

Нормативы накопления ТКО в <адрес> утверждены постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N2 и для многоквартирных домов.

В соответствии с п. 148(34) Правил N354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Таким образом, плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами начисляется исходя из количества проживающих в жилом помещении граждан и норматива накопления ТКО (в единицах объема), установленного органами власти, и является в силу пп. «д», п.11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N491 составной частью размера платы за содержание и ремонт жилья.

При начислении платы за коммунальную услугу по сбору и вывозу ТКО, плата за которую ранее входила в состав платы за содержание жилого помещения, с ОДД.ММ.ГГГГ должна быть исключена из указанной статьи и введена отдельной строкой в счет- квитанции граждан.

Судом установлено, что ТСЖ «Солнечный» (ИНН ОГРН ) осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.

Между ООО «ГК «Чистый город» и ТСЖ «Солнечный» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО. В соответствии с условиями договора, 000 «ГК «Чистый город» обязуется принимать ТКО, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством, ТСЖ «Солнечный» обязуется оплачивать услуги по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно полученным данным, на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по вышеуказанному адресу, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден тариф по содержанию общедомового имущества в размере 23 руб/м2. В последующем на общем собрании от ДД.ММ.ГГГГ был также собственными помещений многоквартирном доме утвержден тариф по содержанию общедомового имущества в размере 23 руб/м2, при этом в смету по подсчету данного тарифа не вошли расходы на вывоз ТБО. В квитанции плата за вывоз ТБО указана отдельной строкой

Изучением представленных счет - квитанций по <адрес>, установлено, что тариф на содержание общедомового имущества в декабре 2018 г. составлял 23,00 руб., при этом в квитанциях за январь, февраль 2019 года тариф остался прежним, также появилась дополнительная статья «услуги по вывозу ТБО» в размере 55,95 руб.

При таких обстоятельствах, доводы истца о двойном начислении платы гражданам за вывоз ТКО, несостоятельны.

Вместе с тем, расчет платы за вывоз ТБО производится ТСЖ не в соответствии утверждёнными нормативными актами и действующими с тарифами и нормативами.

С целью устранения данных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя правления ТСЖ «Солнечный» (ИНН ОГРН ) ФИО3 внесено представление, по результатам рассмотрения которого требования прокурора до настоящего времени в полном объеме не исполнены, что подтверждается ответом на представление.

Согласно ответу на представление, зарегистрированному в прокуратуре района ДД.ММ.ГГГГ, в рамках рассмотрении представления на общем собрании собственников помещений утверждена смета по содержанию многоквартирного дома на 2019 год, с утверждением размера платы, который не включает вывоз ТКО - 23,00 руб., что подтверждается протоколом общего собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ N1. Кроме того, председатель ТСЖ в ответе сообщает, что расчет, производимый ТСЖ собственникам помещений, направлен на снижение оплаты за коммунальные услуги и не противоречит действующему законодательству.

Также согласно сведениям ООО «ГК «Чистый город» от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с неверным расчетом платы за вывоз ТКО ТСЖ «Солнечный», в настоящее время за период с январь 2019 года по настоящее время имеется задолженность у ТСЖ.

Факт наличия задолженности и ее размер не является предметом рассмотрения настоящего спора.

Спор, возникший между ТСЖ «Солнечный» и ООО «ГК «Чистый город» подлежит рассмотрению, в порядке предусмотренном законом.

Вопреки требованиям законодательства, ТСЖ «Солнечный» (ИНН ОГРН ) представление от ДД.ММ.ГГГГ, подписанное прокурором района ФИО4 не исполнено. Представитель прокуратуры района о дате и месте рассмотрения с целью участия в рассмотрении представления не уведомлялся.

Таким образом, действенных мер, направленных на устранение выявленных нарушений до настоящего времени председателем правления ТСЖ не принято, фактически требования прокурора не исполнены.

Одним из видов негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата, является размещение отходов производства и потребления.

Под предметом комплексной стратегией обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации понимаются отходы, которые образуются в многоквартирных и индивидуальных жилых домах в результате потребления товаров (продукции) физическими лицами и включают также товары (продукцию), использованные физическими лицами в целях удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства.

Главной целью комплексной стратегией обращения с твердыми коммунальными отходами является предотвращение вредного воздействия ТКО на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение компонентов, содержащихся в отходах (органика, металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, текстиль, изношенные автомобильные шины и другие), в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

Таким образом, неверный расчет платы гражданам за вывоз ТКО со стороны ТСЖ влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Принимая во внимание вышеуказанное, суд считает исковые требования прокурора <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ТСЖ «Солнечный» производить расчет оплаты за услугу по вывозу твердых коммунальных отходов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

Решение суда в окончательной форме составлено - 03 октября 2019 года.