Дело № 2- 3017/2020 (№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июля 2020 г. г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
в составе:
председательствующего судьи Моталыгиной Е.А.,
при секретаре Швецовой М.В.
с участием
истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному унитарному предприятию «Транспортная компания» о признании незаконным отказа в выплате премии за октябрь 2019 года, об обязании произвести выплату премии за октябрь 2019 года в полном объеме,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Транспортная компания» (далее по тексту МУП «Транспортная компания»), в котором просил признать незаконным отказ в выплате премии за октябрь 2019 года.
В обоснование требований истец указал, что работает в МУП «Транспортная компания» в должности водителя автобуса с июля 2019 года. В октябре 2019 года по неизвестным ему причинам ему снижен размер премии, выплачиваемой работникам по результатам работы за месяц, относящейся к стимулирующим выплатам. Отмечает, что поскольку к дисциплинарной ответственности в указанный период он не привлекался, опозданий на работу и необоснованного схода с маршрута он не имел, какого-либо ущерба предприятию не причинял, то снижение премии за октябрь 2019 года нельзя признать законным.
21 июля 2020 года истец уточнил исковые требования, указав, что сколько процентов премии ему было выплачено, и кто принимал решение о депремировании, нигде не отражено. На его письменное обращение в адрес руководителя о причинах снижения премии, ответа не последовало. Считает, что со стороны руководства было злоупотребление служебными полномочиями. Окончательно исковые требования изложены в следующей редакции:
- просил признать незаконным отказ производить ему выплату премии в полном объеме за октябрь 2019 года;
- обязать ответчика произвести ему выплату премии согласно п. 5.4 трудового договора за октябрь 2019 года в полном объеме.
Также из указанного заявления следует, что истец просил истребовать у ответчика сведения о привлечении его к дисциплинарной ответственности при наличии таковых.
В судебном заседании истец ФИО1 на исковых требованиях с учетом их уточнения настаивал по основаниям, изложенным в иске и в уточнении исковых требований, и пояснил, что действительно в октябре 2019 года он дважды, управляя автобусом МУП «Транспортная компания», нарушил правила дорожного движения, в связи с чем Предприятие привлекали к административной ответственности по его вине. Поэтому он согласен со снижением премии на <данные изъяты> по производственному показателю. По снижению премии по показателю «выполнение месячного плана по сбору выручки» не согласен, так как он работу выполнял в полном объеме, добросовестно согласно графику движения автобуса. На размер выручки он не может повлиять, поскольку это зависит от пассажиропотока.
Представитель ответчика МУП «Транспортная компания» ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, дополнительно пояснив, что МУП «Транспортная компания» - это коммерческая организация, одной из целью которой является получение доходов. Премия работнику начислялась в соответствии с Положением о премировании работников, относится к стимулирующим выплатам и является прерогативой работодателя. Планы по выручке на месяц не являются завышенными, размер выручки регулируются в зависимости от номера маршрута, графика, погодных условий. Если водитель добросовестно исполнял обязанности, то план выполняется в полном объеме. В октябре 2019 года истец ФИО1 за нарушение ПДД к дисциплинарной ответственности не привлекался, за данные проступки ему снижена премия.
В отзыве МУП «Транспортная компания» отметило, что премия не является гарантированной выплатой, а введена с целью повышения эффективности работы и материальной заинтересованности Работников в получении максимального эффекта от своей деятельности и улучшения результатов своей деятельности. Премирование работников за производственные результаты и высокие достижения в труде есть право, а не обязанность работодателя и зависит, в частности, от результатов производственной деятельности Предприятия, а также достижения работниками поставленных целей. Истцу снижен размер премии в октябре 2019 года в связи с нарушением им дважды Правил дорожного движения, а также невыполнением плана по сбору выручки (л.д. 21-24).
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абз. 2 и 3 п. 2 ст. 21 Трудового кодекса РФ одними из основных обязанностей работника является добросовестное исполнение трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором, соблюдение правил внутреннего трудового распорядка.
Указанной обязанности корреспондирует право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей (абз. 4 п. 1 ст. 22 Трудового кодекса РФ).
Трудовой кодекс РФ позволяет устанавливать зарплату работника, составляя ее из нескольких частей.
Так в соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ч. 1 ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Таким образом, в отношении установления правил премирования работодатель может действовать самостоятельно, определяя на свое усмотрение:
количество, виды и, соответственно, конкретный перечень выплачиваемых премий;
список тех показателей, выполнение которых влечет за собой возникновение права на получение премии;
систему оценки величины премии каждого вида, порядок рассмотрения результатов этой оценки и процедуру, позволяющую работнику эти результаты оспорить;
основания, служащие причиной для лишения работника премии и т.д..
Никаких ограничений для установления этих правил ТК РФ не содержит, обязывая работодателя только:
закреплять их во внутреннем нормативном акте, не запрещая в качестве такого акта использовать и трудовое соглашение с конкретным работником;
согласовывать содержание этого акта с представителями трудового коллектива, а для МУП — с едиными рекомендациями, разработанными Российской трехсторонней комиссией (состоящей из представителей Правительства РФ, профсоюзов и работодателей) по регулированию социально-трудовых отношений;
не ухудшать условия оплаты труда конкретного работника в сравнении с разработанным нормативным актом, а условия этого акта — в сравнении с нормами трудового права.
Таким образом, установление порядка лишения премии работника по Трудовому кодексу РФ - это закрепление правил этой процедуры во внутреннем нормативном акте о премировании.
В соответствии с Уставом МУП «Транспортная компания», утвержденным Приказом Департамента городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска от 04 мая 2018 года №, единоличным исполнительным органом Предприятия является его руководитель в лице директора, который осуществляет управление предприятием в соответствии с Уставом и действующим законодательством. Директор организует работу Предприятия, в установленном законодательством порядке распоряжается его имуществом, открывает в банках расчетные и другие счета, пользуется правом распоряжения денежными средствами, выдает доверенности, совершает в установленном порядке сделки от имени Предприятия, заключает договоры, в том числе трудовые, определяет и утверждает численность работников, структуру и штатное расписание, устанавливает положение о премировании, самостоятельно использует средства единого Фонда материального поощрения социального развития и соответствии с утвержденным Положением, согласованным с Собственником имущества Предприятия, в пределах своей компетенции издает приказы и другие акты, принимает и увольняет работников Предприятия, применяет к ним меры дисциплинарного взыскания и поощрения (п. 6.1, 6.9). (л.д. 25-43)
Распоряжением Администрации г. Южно-Сахалинска от 23 июня 2017 года № директором МУП «Транспортная компания» с 23 июня 2019 года по 22 июня 2022 год был назначен ФИО. (л.д. 48)
Распоряжением Администрации г. Южно-Сахалинска от 01 апреля 2020 года № исполнение обязанностей директора МУП «Транспортная компания» с 01 апреля 2020 года возложено на ФИО (л.д. 46)
Как следует из материалов дела, согласно трудовому договору № от 03 июля 2019 года, заключенному между МУП «Транспортная компания» и ФИО1, приказу № от 04 июля 2019 года, истец с 08 июля 2019 года принят на работу в должности водителя автобуса 6 разряда, обязан исполнять приказы, распоряжения и указания руководителя предприятия и структурного подразделения, изданные в их компетенции, осуществлять свою трудовую деятельность в соответствии с должностной инструкцией (п.4.6) и соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка (п. 4.7). (л.д. 71, 72)
Из должностной инструкции <данные изъяты>, утвержденной директором МУП «Транспортная компания» ФИО 25 января 2016 года, с которой истец был ознакомлен при приеме на работу, следует, что водитель должен знать Правила дорожного движения и соблюдать их (п. 2.2).
Должностной инструкцией предусмотрена оценка работы водителя. Одним из критериев качества работы водителя автобуса является уровень выполнения задания по продаже проездных билетов (при его наличии). (п. 8.1) Состояние трудовой и линейно-транспортной дисциплины считается оптимальным при соблюдении водителем правил внутреннего трудового распорядка, требований должностной инструкции, при отсутствии ДТП, претензий сотрудников полиции, замечаний линейных работников предприятия, при соблюдении сохранности и правил содержания автобуса и закрепленного имущества. (п. 8.2)
Согласно Положению о премировании работников МУП «Транспортная компания» (приложение № к коллективному договору МУП «Транспортная компания» на 2018-2020 г.г.) премирование сотрудников, занимающих должность водителя автобуса, осуществляется по итогам работы за месяц в случае достижения работником качественных показателей работы при одновременном безупречном выполнении трудовых обязанностей, а также при выполнении ежемесячного планового задания по сбору выручки. Максимальный ежемесячный расчетный размер премии не может превышать <данные изъяты> от часовой тарифной ставки (п.п. 3.11 и 3.12.3).
Согласно пункту 3.12.2 данного Положения выполнение ежемесячного планового задания по сбору выручки дифференцируется в зависимости от фактического объема выручки и рассчитывается от часовой тарифной ставки работника в следующем процентом соотношении: при проценте выполнения месячного планового задания до <данные изъяты> премии, при <данные изъяты> премии, при <данные изъяты> премии, при <данные изъяты> и выше – <данные изъяты> премии. Производственные показатели работы составляют до <данные изъяты> премии.
В соответствии с разделом 4 Положения о премировании работников МУП «Транспортная компания» текущий размер премиальных выплат по итогам работы за месяц может быть снижен в индивидуальном порядке, по служебной записке руководителя структурного подразделения. Служебная записка подлежит согласованию с заместителем директора по эксплуатации, заместителем директора по финансам, главным бухгалтером, с руководителем, курирующим данное структурное подразделение.
Основания и размеры снижения текущего премирования для работников (полностью или частично) представлены в Приложении 1.
Лишение премии полностью или частично производится за тот период, в котором было совершено упущение в работе или в отдельных случаях за тот период, в котором оно было выявлено.
Основанием для начисления премии работникам предприятия является приказ директора предприятия (п. 4.1).
Согласно пункту 17 Приложения № к Положению одним из оснований для снижения премии является нарушение требований Правил перевозки пассажиров и (или) Правил дорожного движения, при этом размер снижения базового размера премии составляет 100%. (л.д. 85-99)
С Коллективным договором истец ознакомлен 03 июля 2019 года, при приеме на работу, о чем имеется подпись. (л.д. 72)
Из материалов гражданского дела следует, что приказом директора МУП «Транспортная компания» № от 07 ноября 2019 года, в связи с невыполнением показателей и условий премировании на основании Положения о премировании работников Предприятия и на основании докладной начальника автоколонны ФИО, справок автоколонны №, премия ФИО1 за октябрь 2019 года снижена за производственные показатели работы в <данные изъяты> за сбор выручки (выполнение плана <данные изъяты> (л.д. 80, 81-83, 84)
Разрешая требования истца о признании незаконным снижения премии по итогам работы за октябрь 2019 года, судом установлено, что основаниями для снижения премии послужили следующие обстоятельства.
Так из материалов дела следует, что постановлением № от 17 октября 2019 года по делу об административном правонарушении собственник транспортного средства МУП «Транспортная компания» привлечён к административной ответственности по ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей за нарушение водителем транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № требований дорожной разметки 1.1 (1.3), п. 9.1 (1), п.9.2 ПДД РФ, а именно на дороге с двусторонним движением выехал на полосу, предназначенную для движения встречного транспорта. (л.д. 73, 74)
Согласно представленному суду путевого листа № от 17 октября 2019 года водителем вышеуказанного транспортного средства являлся истец ФИО1 (л.д. 75)
Из объяснительной от 31 октября 2019 года следует, что факт совершения нарушения ПДД РФ ФИО1 не отрицался. (л.д. 76)
Согласно постановлению № от 25 октября 2019 года водитель транспортного средства марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, в нарушение п. 10.1-10.3 ПДД РФ двигался со скоростью <данные изъяты> при разрешенной <данные изъяты> чем превысил максимально разрешенную на данном участке скорость на <данные изъяты> За совершенное нарушение собственник транспортного средства МУП «Транспортная компания» привлечён к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 рублей. (л.д. 77, 78)
Согласно представленному суду путевого листа № от 25 октября 2019 года водителем вышеуказанного транспортного средства являлся истец ФИО1 (л.д. 79)
Данные обстоятельства истцом в судебном заседании не оспаривались.
Приказом от 25 сентября 2019 года № установлены временные плановые задания, по маршрутам и графикам выезда на линию в будние, субботние, воскресные и праздничные дни с учетом сумм от транзакций по школьным проездным билетам с 26 сентября 2019 года.
Судом установлено, и не оспаривается истцом, что ФИО1 в спорный период нарушил положения должностной инструкции допустив нарушения Правил дорожного движения РФ, тем самым не соблюдал трудовой договор, а также не выполнил план по выручке, в связи, с чем у работодателя имелись основания для частичного снижения премии, при этом суд учитывает, что выплата премии в МУП «Транспортная компания» не носит безусловный характер, она выплачивается при наличии определенных условий, в том числе результатов работы конкретного работника.
При этом работодателем был соблюден установленный Положением о премировании работников порядок лишения премии: указанное решение работодателя оформлено приказом директора МУП «Транспортная компания» по результатам работы, частичное лишение премии произведено за тот период, когда было совершено упущение в работе, размер премии снижен на 60 % в октябре 2019 г., то есть в пределах, предусмотренных Положением о премировании работников.
Таким образом, судом установлено, что частичное лишение премии в октябре 2019 года истцу произведено ответчиком правомерно, с соблюдением порядка, предусмотренного локальными нормативными актами работодателя, при этом положения трудового законодательства Российской Федерации не нарушены, в связи с чем, требования о признании незаконным отказа производить истцу выплату премии в полном объеме за октябрь 2019 года; обязании ответчика произвести ему выплату премии согласно п. 5.4 трудового договора за октябрь 2019 года в полном объеме, удовлетворению не подлежат.
Довод истца ФИО1 о том, что план по выручке работодателем завышен, сделан без учета временного отрезка каждого маршрута, без экономического обоснования, суд находит несостоятельным, поскольку из представленной таблицы планов по сбору выручки за период с 10 августа 2019 года по ноябрь 2019 года следует, что на каждом маршруте размер объема выручки разный, меняется в зависимости от пассажиропотока, дней недели (будние, выходные и праздничные дни), а также плановые задания меняются в зависимости от погодных условий, что подтверждается приказами № от 15 ноября 2019 г., № от 16 декабря 2019 г., выборкой по сбору выручки за октябрь 2019 года по водителю ФИО1
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к муниципальному унитарному предприятию «Транспортная компания» о признании незаконным отказа в выплате премии за октябрь 2019 года, об обязании произвести выплату премии за октябрь 2019 года в полном объеме, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Моталыгина Е.А.