ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3017/2023 от 11.08.2023 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

УИД: 34RS0025-01-2022-000777-54

Дело №2-3017/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Артеменко И.С.,

при секретаре судебного заседания Соколовой В.С.,

с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика комитета сельского хозяйства Волгоградской области ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к комитету строительства Волгоградской области, комитету сельского хозяйства Волгоградской области о предоставлении социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально ФИО3 обратилась в Кумылженский районный суд Волгоградской области с иском к администрации Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области о предоставлении жилого помещения, указав, что зарегистрирован и проживает по адресу: Волгоградская область, Кумылжеснкий район, ..., с ней проживает супруг ФИО4, сын ФИО5, дочь ФИО6 В соответствии с Постановлением Администрации Кумылженского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№... ее семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. С момента постановки на учет и включения в список ее семьи, имеющей право на предоставление жилого помещения, до настоящего времени жилое помещение не предоставлено.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация Кумылженского муниципального района Волгоградской области.

По ходатайству истца произведена замена ответчика с администрации Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области на комитет строительства Волгоградской области, в связи с чем, дело по подсудности передано в Центральный районный суд г. Волгограда.

К участию в деле в качестве соответчик привлечен комитет сельского хозяйства Волгоградской области.

В соответствии со ст. 39 истцом неоднократно уточнялись исковые требования, в связи с чем, просит обязать комитет сельского хозяйства Волгоградской области выдать свидетельство о предоставлении социальной выплаты с целью улучшения жилищных условий в рамках реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий» по категории «Граждане Социальная сфера (приобретение)» ФИО3,, и ее семье из четырех человек.

В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом о причинах неявки суд не уведомлен.

Представитель истца ФИО1, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, кроме того, уточнил, что в настоящее время состав семьи истца – три человека.

Представитель ответчика комитета сельского хозяйства Волгоградской области ФИО2 просила исковые тре6бования оставить без удовлетворения, указав, что права истца не нарушены. ФИО3 состоит в сводном списке участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, получателей социальных выплат под номером 42, в порядке очередности ФИО7 будет произведена соответствующая выплата.

Представитель ответчика комитета строительства Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в материалах дела представлены возражения, в которых проси в иске отказать, полагая, что требования заявлены к ненадлежащему ответчику.

Представители третьих лиц администрация Кумылженского муниципального района Волгоградской области, администрация Кумылженского сельского поселения Кумылженского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, предоставили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дел, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в связи со следующим.

В силу пунктов "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения Р. продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (часть 2 статьи 1 этого закона).

К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").

Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 696 утверждена государственная программа Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", одной из целей которой является улучшение жилищных условий граждан, проживающих и работающих (изъявивших желание проживать и (или) работать) на сельских территориях.

Из постановления администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-П «О мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях в Волгоградской области» следует, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", постановлением Правительства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ N 681-п "Об утверждении государственной программы Волгоградской области "Комплексное развитие сельских территорий" Администрация Волгоградской области постановляет: утвердить прилагаемые: Порядок формирования, утверждения и изменения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих и работающих на сельских территориях Волгоградской области либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства на сельские территории Волгоградской области и работать там; Порядок выдачи и продления срока действия свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве, гражданам Российской Федерации, проживающим и работающим на сельских территориях Волгоградской области либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства на сельские территории Волгоградской области и работать там.

Указанный Порядок устанавливает процедуру формирования, утверждения и изменения списков участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих и работающих на сельских территориях Волгоградской области либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства на сельские территории Волгоградской области и работать там (далее именуются соответственно - мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, Списки).

Согласно п. 2.2 Порядка, граждане, имеющие право в соответствии с пунктом 5 Положения на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья, в том числе путем участия в долевом строительстве, гражданам Российской Федерации, проживающим и работающим на сельских территориях Волгоградской области либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства на сельские территории Волгоградской области и работать там (далее именуется - социальная выплата), подают по месту жительства (месту пребывания) в местную администрацию поселения, территория которого в соответствии с настоящим Порядком отнесена к сельской территории Волгоградской области, или в случае, если место жительства (место пребывания) гражданина находится на территории сельского населенного пункта или рабочего поселка, который входит в состав городского округа и территория которого в соответствии с настоящим Порядком отнесена к сельской территории Волгоградской области, - в местную администрацию городского округа заявление о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан (далее именуется - заявление) по форме, установленной комитетом сельского хозяйства.

В соответствии с п. 2.4. Администрация поселения (администрация городского округа) в течение 11 рабочих дней со дня поступления заявлений и документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка.

Согласно положению о комитете сельского хозяйства Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№...-П, Комитет является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным осуществлять реализацию государственной аграрной политики, государственное управление в сфере рыболовства, аквакультуры (рыбоводства) и сохранения водных биологических ресурсов Волгоградской области, государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин.

Согласно п.10 Порядка, комитет сельского хозяйства в течение пяти рабочих дней со дня получения письма Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о сроках представления заявочной документации письменно уведомляет администрации муниципальных районов и городских округов о необходимости представления в комитет сельского хозяйства сформированных Списков на очередной финансовый год и плановый период по муниципальным районам и Списков на очередной финансовый год и плановый период по сельским территориям городских округов и копий учетных дел.

В соответствии с п. 2.13 Порядка, комитет сельского хозяйства до 01 июля текущего финансового года на основании представленных администрациями муниципальных районов (городских округов) Списков на очередной финансовый год и плановый период по муниципальным районам (по сельским территориям городских округов) утверждает сводный Список на очередной финансовый год и формирует сводный Список на плановый период по форме, установленной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГФИО3 обратилась в администрацию Кумылженского сельского поселения с заявлением о признании ее с семьей нуждающимися в улучшении жилищных условий с приложением необходимых документов в рамках ФЦП «Устойчивой развитие сельских территорий». По результату рассмотрения заявления и приложенных документов администрацией Кумылженского сельского поселения была произведена проверка жилищных условий ФИО3, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено заключение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации Кумылженского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№...ФИО3 в составе семьи: супруг ФИО4,, сын ФИО5, дочь ФИО6, признана в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В результате чего было сформировано учетное дело по признанию нуждающейся в улучшении жилищных условий, для участия в жилищных программах.

Комитетом сельского хозяйства Волгоградской области представлен Сводный список участников мероприятий жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, получателей социальных выплат на 2024-2026гг., за период 2023-2025 – под номером 66. В указанном списке ФИО3 составом семьи 3 человека состоит под номером 42.

Согласно Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, предоставление гражданам социальных выплат осуществляется в следующей очередности:

а) граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса на сельских территориях, а также работающие в организациях независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);

б) граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере на сельских территориях, изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);

в) граждане, работающие по трудовым договорам на сельских территориях в организациях лесного хозяйства и изъявившие желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир);

г) граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса на сельских территориях, а также работающие в организациях независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных, и изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;

д) граждане, работающие по трудовым договорам или осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере на сельских территориях и изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений;

е) граждане, работающие по трудовым договорам на сельских территориях в организациях лесного хозяйства и изъявившие желание улучшить жилищные условия путем приобретения жилых помещений.

8. В каждой из указанных в пункте 7 настоящего Положения групп граждан очередность определяется в хронологическом порядке по дате подачи заявления в соответствии с пунктом 21 настоящего Положения с учетом первоочередного предоставления социальных выплат:

а) гражданам, имеющим 3 и более детей;

б) гражданам, ранее включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках ведомственной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", и не реализовавшим свое право на получение социальной выплаты;

в) гражданам, начавшим строительство жилых домов (квартир), в том числе путем участия в долевом строительстве, за счет собственных (заемных) средств в размере, указанном в пункте 5 настоящего Положения.

Поскольку действующим законодательством определен порядок очередности, оснований для внеочередного предоставления социальной выплаты у ФИО7 отсутствует, указанную выплату истица получит в порядке очередности. Таким образом, судом не установлено нарушение прав истца, в связи с чем, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО3 к комитету строительства Волгоградской области, комитету сельского хозяйства Волгоградской области о предоставлении социальной выплаты, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения суда составлен 18.08.2023.

Судья Артеменко И.С.