ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3019-2023 от 28.06.2023 Таганрогского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2-3019-2023

УИД: 61RS0022-01-2023-001751-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 июня 2023 года г. Таганрог

Таганрогский городской суд Ростовской области

в составе: председательствующего судьи Одинцовой Л.Н.,

при секретаре судебного заседания Демьянюк И.Е.,

с участием помощника прокурора г. Таганрога Холодовой А.С., представителя ответчика - ГКУСО РО Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Таганрогский центр помощи детям №5" - директора учреждения Чекаленко Е.С., действующей на основании приказа от 03.12.2015 №667-к,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Таганрога к ГКУСО РО Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Таганрогский центр помощи детям №5" об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности дошкольного образовательного учреждения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Таганрога обратился в суд, в интересах неопределенного круга лиц, с исковым заявлением к ГКУСО РО Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Таганрогский центр помощи детям №5" об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности дошкольного образовательного учреждения.

Определением Таганрогского городского суда от 31.05.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство образования Ростовской области.

В качестве оснований исковых требований указано, что прокуратурой г. Таганрога в соответствии с приказом прокурора области от 25.01.2022 №4 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов», проведена проверка соблюдения ГКУСО РО Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Таганрогский центр помощи детям №5" требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности, в ходе которой выявлены нарушения, требующие принятия мер прокурорского реагирования. По результатам проведенной проверки установлено, что ГКУСО РО Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Таганрогский центр помощи детям №5" присвоена четвертая категория опасности объекта. Обследованием на предмет антитеррористической защищенности ГКУСО РО Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Таганрогский центр помощи детям №5", расположенного по адресу: г.Таганрог, ул.Свободы, 17/3, установлены нарушения: ГКУСО РО Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Таганрогский центр помощи детям №5" системами оповещения и управления эвакуацией людей либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, не оборудовано.

Выявленные нарушения свидетельствуют о низком уровне антитеррористической защищенности проверенных объектов образования, что создает реальную угрозу для безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних граждан, проходящих обучение в них.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ). Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ).

Из содержания приведенных норм права следует, что на образовательную организацию возлагается обязанность по обеспечению комплексной безопасности находящихся в ней обучающихся и работников.

Также пунктом 5 Требований определено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Вместе с тем в нарушение указанных норм ГКУСО РО ТЦПД № 5 не исполнены требования законодательства в сфере антитеррористической защищенности образовательного учреждения, что создает реальную угрозу для безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних граждан, проходящих обучение в них.

На основании вышеизложенного, истец просит суд обязать ГКУСО РО Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Таганрогский центр помощи детям № 5», расположенное в г. Таганроге по адресу: ул. Свободы, 17/3, оборудовать объект системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, отвечающими п. 31 Требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006.

Представитель истца помощник прокурора г. Таганрога Холодова А.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенных в иске, пояснив, что, ответчиком, во исполнение предписаний прокурора г.Таганрога, направлена смета учредителю о выделении денежных средств, однако нарушения законодательства в сфере антитеррористической защищенности ДОУ не устранены.

Представитель ответчика - ответчика - ГКУСО РО Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Таганрогский центр помощи детям №5" - директора учреждения Чекаленко Е.С., действующей на основании приказа от 03.12.2015 №667-к, в судебном заседании исковые требования не признала, полагая, что ГКУСО РО Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Таганрогский центр помощи детям №5" не является надлежащим ответчиком. Как казенное учреждение, ГКУСО РО ТЦПД №5 со своей стороны, сделало все, что его касается, в целях выполнения требований антитеррористической защищенности объекта. Учреждение финансируется Министерством финансов. Смету учредителю ГКУСО РО ТЦПД №5 направило. При выделении средств, все необходимые системы на объекте будут установлены в течение 3-х месяцев. В удовлетворения исковых требований просила отказать.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство образования Ростовской области, уведомленное надлежащим образом и заранее, в суд своего представителя не направило, направило возражение на исковые требования, в котором просило отказать прокурору г.Таганрога в удовлетворении его исковых требований. В обоснование возражений указало на то, что ГКУСО РО ТЦПД №5, по мнению Министерства, нормы законодательства по антитеррористической защищенности объекта соблюдены, поскольку ГКУСО РО ТЦПД №5, с целью исполнения представления прокурора г.Таганрога от 26.12.2022, предприняты соответствующие мероприятия к антитеррористической защищенности учреждения: в рамках полномочий и выделенных лимитов подготовило сметную документацию на установку системы оповещения на сумму 172,8 тыс.рублей и обратилось в Минобразования Ростовской области за выделением дополнительных средств на установку системы оповещения.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие третьего лица - Министерства образования Ростовской области Таганрога, в порядке ст.168 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований. При этом суд исходит из следующего:

В соответствии со ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Иск подан в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку численность и состав жителей города Таганрога не являются постоянными.

В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) устанавливает Правительство Российской Федерации.

Согласно п.3.1 ст.5 указанного Федерального закона физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, обязаны неукоснительно выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов (территории), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Специализированные требования для объектов Министерства просвещения Российской Федерации установлены постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Требования).

Пунктом 6 Требований, утв. постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 определено, что в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).

Согласно п.8 Требований, утв. постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории).

В силу п.п.д) п.24 Требований, утв. постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), тождественных рассматриваемому по категории опасности, осуществляются мероприятия по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

В соответствии с п.31 Требований, утв. постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники.

Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

В любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке объекта (территории), где требуется оповещение людей, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.

В соответствии с ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ). Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ).

Из содержания приведенных норм права следует, что на образовательную организацию возлагается обязанность по обеспечению комплексной безопасности находящихся в ней обучающихся и работников.

Также пунктом 5 Требований, утв. постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006, определено, что ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Пунктом 32 Требований, утв. постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими функции и полномочия учредителей в отношении образовательных организаций, являющимися правообладателями объектов (территорий), в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:

а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);

б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);

в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.

Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Таганрога, во исполнение приказа прокурора Ростовской области №4 от 25.01.2022 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов», проведена проверка соблюдения требований ГКУСО РО Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Таганрогский центр помощи детям №5" законодательства в сфере антитеррористической защищенности, в ходе которой выявлены нарушения, требующие принятия мер прокурорского реагирования.

В рамках настоящей проверки осуществлен выезд в ГКУСО РО Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Таганрогский центр помощи детям №5", расположенный по адресу: г.Таганрог, ул.Свободы, 17/31, который относится к четвертой категории опасности объекта. В ходе проверки прокуратурой г.Таганрога установлены нарушения: В нарушение указанных положений ГКУСО РО ТЦПД № 5 системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, не оборудовано.

С целью устранения указанных нарушений, прокуратурой города в адрес МБДОУ ГКУСО РО ТЦПД № 5 26.12.2022 года внесено представление об устранении нарушений законодательства, по результатам которого ГКУСО РО ТЦПД № 5 подготовило сметную документацию на установку системы оповещения на сумму 172,8 тыс. рублей и обратилось в минобразование Ростовской области за выделением дополнительных средств на установку системы оповещения, что подтверждено материалами дела.

Вместе с тем, судом установлено, что до настоящего времени ответчиком ГКУСО РО ТЦПД № 5 не устранено нарушение законодательства в сфере антитеррористической деятельности, выражающееся в отсутствии здании ГКУСО РО «Таганрогский центр помощи детям № 5», расположенном в г. Таганроге по адресу: ул. Свободы, 17/3, систем оповещения и управления эвакуацией либо автономных системам (средств) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, отвечающих п. 31 Требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006.

Таким образом, выявленные нарушения, сохраняющиеся до настоящего времени, свидетельствуют о низком уровне антитеррористической защищенности проверенного объекта дошкольного образовательного учреждения, что создает реальную угрозу для безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних граждан, проходящих обучение в них.

С учетом оценки представленных доказательств в порядке ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о необходимости возложения на образовательное учреждение обязанности по оборудованию объекта системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, отвечающими п. 31 Требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006.

Доводы возражений ГКУСО РО «Таганрогский центр помощи детям № 5» относительно исковых требований о том, что образовательное учреждение не является надлежащим ответчиком по делу, судом отклоняются, поскольку вышеприведенными нормами действующего законодательства определена обязанность образовательной организации по обеспечению безопасных условий пребывания лиц, находящихся на ее территории. По убеждению суда, ничто не препятствовало ГКУСО РО «Таганрогский центр помощи детям № 5» подготовить сметную документацию на установку системы оповещения, обратиться в минобразование Ростовской области за выделением дополнительных средств на установку системы оповещения и оборудовать объект системами оповещения зсвоевременно, не дожидаясь прокурорской проверки и возникновения спора в суде.

ГКУСО РО «Таганрогский центр помощи детям № 5» обеспечивает охрану здоровья воспитанников в соответствии с действующим законодательством, проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в РФ; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Согласно п.8.46.6.1 Устава ГКУСО РО «Таганрогский центр помощи детям № 5», дети имеют право, в том числе, и на обеспечение безопасных условий жизнедеятельности. Обязанность образовательного учреждения – обеспечить такие условия детям.

В судебном заседании директор ГКУСО РО «Таганрогский центр помощи детям № 5» представила информацию о подготовке сметной документации на установку системы оповещения на сумму 172,8 тыс. руб. и обращении учреждения в минобразования Ростовской области за выделением дополнительных средств на установку системы оповещения. Однако сведений об оборудовании объекта системами оповещения суду представлено не было.

Неисполнение ответчиком требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности образовательного учреждения в части требований об оснащении объекта системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, отвечающими п. 31 Требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, -создает реальную угрозу для безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних граждан, пребывающих в образовательном учреждении.

Учитывая, что, на момент рассмотрения дела ответчик не устранил допущенных нарушений закона - требование об оснащении системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации не устранено, в связи с этим, требование прокурора г.Таганрога о возложении обязанности на ГКУСО РО Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Таганрогский центр помощи детям № 5», расположенное в г. Таганроге по адресу: ул. Свободы, 17/3, оборудовать объект системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, отвечающими п. 31 Требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, - подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.194-199, 168 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора г. Таганрога к ГКУСО РО Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Таганрогский центр помощи детям №5" об устранении нарушений законодательства в сфере антитеррористической защищенности дошкольного образовательного учреждения – удовлетворить.

Обязать ГКУСО РО Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей "Таганрогский центр помощи детям №5" (ИНН 6154064990, ОГРН 1026102586003, дата образования: 17.01.1997, юридический адрес: 347923 Ростовская область г.Таганрог ул.Свободы, д.17, к.3), расположенное в г. Таганроге по адресу: ул. Свободы, 17/3, оборудовать объект системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, отвечающими п. 31 Требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 05.07.2023 года.

Председательствующий Одинцова Л.Н.