Дело № 2-3019/2018 изг. 23.07.2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июля 2018 года г. Ярославль
Кировский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Барышевой В.В.,
при секретаре Кохановой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области о понуждении к включению периодов прохождения службы в стаж по выслуге лет,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к УМВД России по Ярославской области о возложении обязанности по включению в стаж (выслугу лет) периодов службы и обучения. В обоснование требований указала на то, что в настоящее время она происходит службу в должности старшего инспектора отделения кадровой и воспитательной работы ФГКУ « 4 отряд федеральной противопожарной службы по Ярославской области». ГУ МЧС России по Ярославской области в Отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обслуживания УМВД России по Ярославской области был направлен для согласования расчет на пенсию и личное дело истицы. В расчет были включены периоды прохождения службы в Тираспольском училище внутренних дел МВД ПМР( с 11.09.1995 по 28.08.1997) и период прохождения службы в Отделе уголовного розыска УВД г. Тирасполя ( с 28.08.1997 по 31.10.1998). Ответом Центра финансового обеспечения УМВД России по Ярославской области от 31.05.2018 года было отказано во включении указанных периодов прохождения истицей службы в выслугу лет для назначения пенсии. С указанным ответом истица не согласна в связи со следующим. 24.12.1993 странами СНГ было подписано Соглашение «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел - участников Содружества Независимых Государств». В соответствии со ст. 2 данного соглашения в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной. Указанное соглашение ратифицировано Республикой Молдова 06.11.2002. В соответствии со ст. 5 Закона Республики Молдова от 22.07.2005 г. N 173-XVI «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья)» суды, органы Прокуратуры, Управление службы информации и безопасности и Управление внутренних дел Приднестровья являются составной частью единой системы судебных инстанций и единой системы правоохранительных органов Республики Молдова и осуществляют свою деятельность по отправлению правосудия, обеспечению правопорядка и безопасности государства на основе законодательства Республики Молдова. Согласно ст. 11 Соглашения «Об основах взаимодействия Министерства внутренних дел Республики Молдова и Руководством органов внутренних дел Приднестровья» перешедшим сотрудникам гарантируется сохранение общего стажа службы при выплате процентных надбавок и назначении государственных пенсий. При указанных обстоятельствах периоды прохождения истицей службы в органах внутренних дел Приднестровской Молдавской республики подлежат включению в стаж работы для выслуги лет.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУ МЧС России по Ярославской области.
В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, указала на то, что она лично обратилась в МВД Республики Молдова с запросов о том, подлежит ли включению период прохождений ей службы в органах внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики в выслугу лет, однако ответа на запрос до настоящего времени не получила. В настоящее время с рапортом об увольнении в связи с выходом на пенсию она не обращалась.
Представитель ответчика УМВД России по Ярославской области по доверенности ФИО2 против удовлетворения исковых требований возражала, указывая на то, что порядок включения в выслугу лет для назначения пенсии периодов прохождения службы в органах внутренних дел стран-участников СНГ определяется специальными нормами права, в данном случае - Соглашением о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года и Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В соответствии со статьей 4 Закона пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших службу в органах внутренних дел других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями). ФИО1 в период с 11.09.1995 года по 31.10.1998 года проходила службу в Приднестровской Молдавской республике. Приднестровская Молдавская республика является непризнанным государственным образованием, самостоятельной стороной Соглашения не является. Таким образом, при определении срока службы для назначения пенсии в соответствии с нормами законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации для зачета времени службы в органах внутренних дел Приднестровской Молдавской республике правовых оснований не имеется. Решение вопроса о зачете в выслугу лет периода службы ФИО1 с 11.09.1995 года по 31.10.1998 года в органах внутренних дел Приднестровской Молдавской республике (после денонсации Договора о Союзе ССР) возможно только после подтверждения вышеуказанного периода службы в отношении сотрудника правоохранительных органов Приднестровской республике в установленном порядке Республикой Молдова. Ответом Центра финансового обслуживания УМВД России по Ярославской области в адрес ГУ МЧС России по Ярославской области по вопросу включения периодов работы в выслугу лет для назначения пенсии ФИО1 было рекомендовано предоставить сведения о том, что Республика Молдова в установленном порядке засчитывает периоды прохождения ФИО1 службы внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики в стаж службы в органах внутренних дел Республики Молдова. До настоящего времени такие доказательства в дело не представлены. Приложенные к исковому заявлению выписки из приказов Приднестровской Молдавской республики допустимыми доказательствами по делу не являются, т.к. выданы ненадлежащей стороной, которая не является участником Соглашения. Ответ Центра финансового обслуживания УМВД России по Ярославской области, направленный в адрес ГУ МЧС России по Ярославской области, по своему существу не является отказом в назначении пенсии, а является разъяснением порядка предоставления документов, подтверждающих периоды прохождения службы в органах внутренних дел для включения указанных периодов в выслугу лет.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Ярославской области по доверенности ФИО3 оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда, указывая на то, что ГУ МЧС России по Ярославской области, направляя в Центр финансового обслуживания УМВД России по Ярославской области расчет выслуги лет в отношении истицы ФИО1, исходил из того, что в силу ст. 5 Закона Республики Молдова от 22.07.2005 г. N 173-XVI «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья)» суды, органы Прокуратуры, Управление службы информации и безопасности и Управление внутренних дел Приднестровья являются составной частью единой системы судебных инстанций и единой системы правоохранительных органов Республики Молдова и осуществляют свою деятельность по отправлению правосудия, обеспечению правопорядка и безопасности государства на основе законодательства Республики Молдова. Согласно ст. 11 Соглашения «Об основах взаимодействия Министерства внутренних дел Республики Молдова и Руководством органов внутренних дел Приднестровья» перешедшим сотрудникам гарантируется сохранение общего стажа службы при выплате процентных надбавок и назначении государственных пенсий, в связи с чем периоды прохождения истицей службы в органах внутренних дел Приднестровской Молдавской республики подлежат включению в стаж работы для выслуги лет.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что истица ФИО1 происходит службу в должности старшего инспектора отделения кадровой и воспитательной работы ФГКУ « 4 отряд федеральной противопожарной службы по Ярославской области». ГУ МЧС России по Ярославской области в Отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обслуживания УМВД России по Ярославской области был направлен для согласования расчет на пенсию и личное дело истицы. В расчет были включены периоды прохождения службы в Тираспольском училище внутренних дел МВД ПМР( с 11.09.1995 по 28.08.1997) и период прохождения службы в Отделе уголовного розыска УВД г. Тирасполя ( с 28.08.1997 по 31.10.1998). Ответом Центра финансового обеспечения УМВД России по Ярославской области от 31.05.2018 года было отказано во включении указанных периодов прохождения истицей службы в выслугу лет для назначения пенсии в связи с тем, что в соответствии со статьей 4 Закона пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших службу в органах внутренних дел других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями). ФИО1 в период с 11.09.1995 года по 31.10.1998 года проходила службу в Приднестровской Молдавской республике. Приднестровская Молдавская республика является непризнанным государственным образованием, самостоятельной стороной Соглашения не является. При определении срока службы для назначения пенсии в соответствии с нормами законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации для зачета времени службы в органах внутренних дел Приднестровской Молдавской республике правовых оснований не имеется.
В силу ст. 5 Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии:
а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
Согласно ст. 13 указанного Закона право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
В соответствии со ст. 1 вышеуказанного Закона действия вышеуказанного Закона распространяется на следующие категории лиц: лиц, проходивших военную службу в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей); лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей); лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей); лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Закон Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности соответствующей выслуге лет. К таким условиям относится, кроме того, наличие у лица воинского или специального звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего или лица, служащего в правоохранительных органах.
Государственный суверенитет Республики Молдова установлен 27 августа 1991 г. в отношении всей территории бывшей Молдавской ССР, в том числе, в отношении территории автономно-территориального образования с особым правовым статусом Приднестровье, и признается Российской Федерацией.
Приднестровская Молдавская Республика не признана международным сообществом самостоятельным субъектом международного права.
В соответствии со статьями 1 и 110 Конституции Республики Молдова от 27 августа 1994 г., Республика Молдова - суверенное и независимое, единое и неделимое государство. Населенным пунктам левобережья Днестра могут быть предоставлены особые формы и условия автономии в соответствии с особым статусом, установленным органическим законом.
Согласно статьям 3, 5 Парламентского закона Республики Молдова от 22 июля 2005 г. № 173 «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья)» в составе Республики Молдова учреждается автономно-территориальное образование с особым правовым статусом - Приднестровье. Приднестровье является неотъемлемой составной частью Республики Молдова. Суды, органы Прокуратуры, Управление Службы информации и безопасности и Управление внутренних дел Приднестровья являются составной частью единой системы судебных инстанций и единой системы правоохранительных органов Республики Молдова.
При этом, согласно подписанному 16 мая 2001 г. между Приднестровьем и Республикой Молдова Протоколу о взаимном признании на территории Приднестровья и Республики Молдова документов, выдаваемых компетентными органами Сторон, Стороны договорились признавать на территории Приднестровья и Республики Молдова действие документов о трудовом стаже, пенсионных документов, а также документов, подтверждающих право на льготы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 г., назначение пенсии сотруднику производится компетентными органами Стороны, на территории которой сотрудник был уволен со службы с правом на пенсию, в соответствии с законодательством данной Стороны. В выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и органах внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Стороны, где они проходили службу. Установленная выслуга лет не подлежит изменению другой Стороной.
Соглашением между Правительством российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995 года, ратифицированным Федеральным законом от 23.11.1995 № 173-ФЗ, также предусматривается пенсионное обеспечение граждан по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно ст. 11 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 « О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников СНГ или государств, входивших в состав СССР до 01 декабря 1991 года, принимаются на территории государств- участников Содружества без легализации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что спорный период прохождения ФИО1 службы на территории Приднестровской Молдавской Республики, как составной части Республики Молдова, являющейся участником Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 г., подлежал включению в стаж службы, при назначении истице пенсии за выслугу лет, в связи с чем имеются основания для возложения на ответчика УМВД России по Ярославской области обязанности по включению периодов прохождения истицей службы в органах внутренних дел Приднестровской Молдавской Республики в выслугу лет для назначения пенсии.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области включить периоды прохождения службы ФИО1 в органах внутренних дел приднестровской Молдавской республики с 11.09. 1995 года по 27.08.1997 года (период прохождения обучения в Тираспольском училище внутренних дел МВД ПМР), с 28.08.1997 по 31.10.1998 (период прохождения службы в должности оперуполномоченного уголовного розыска УВД г. Тирасполя) в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья: В.В.Барышева