ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3019/2017 от 05.02.2018 Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело № 2-34/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Саранск 05 февраля 2018 года

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

судьи - Бурлакова И.И.,

секретаря – Левкиной Е.И.,

с участием:

истца – Кашинской З. Ф.,

представителя истца – Пискайкиной Т. Х., действующей на основании ордера № 28, от 08 ноября 2017 года, № 40 от 22 ноября 2017 года,

ответчика - ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия,

представителя ответчика – Чигиревой К. В., действующей на основании доверенности № 07/338 от 03.03.2017 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кашинской З. Ф. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и об отмене решения начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, об обязании включить в специальный стаж периоды работы, об обязании назначить досрочную пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Кашинская З.Ф. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и об отмене решения начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, об обязании включить в специальный стаж периоды работы, об обязании назначить досрочную пенсию по старости.

В обоснование своих требований указала, что в соответствии с решением ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в г.о. Саранск РМ от 06 сентября 2017г. за № 188327/17 ей - Кашинской З. Ф. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа. Кроме того, в ее специальный стаж работы не засчитаны следующие периоды: с 01.10.1988 г. по 08.11.1988 г., С 01.12.1988 г. по 11.07.1990 г., с 01.08.1990 г. по 13.08.1991 г., с 01.09.1991 г. по 12.10.1993 г., С 01.11.1993 г. по 06.03.1995 г., С 01.04.1995 г. по 09.07.1996 г., с 01.08.1996 г. по 30.09.1999 г. В качестве контролера деталей и приборов в цехе № 27 СПО «ЛИСМА», поскольку по версии ответчика якобы ее профессия не предусмотрена Списком производств, работ, профессий и должностей, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 10. 01.1991 г. № 10.

С указанным отказом она не согласна, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям:

В оспариваемый период она работала цехе № 27 СПО «Лисма» в качестве контролёра деталей и приборов на горячих участках работ, связанных с вредными условиями труда. Согласно списку № 2, раздела ХV, подраздела 4, Постановления Совмина СССР № 1173 от 1956 г. она имеет право на досрочную пенсию и в связи с достижением ею требуемого пенсионного возраста 28.10.2017г. она обратилась в Управление Пенсионного фонда г.о. Саранск с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. К заявлению она приложила все необходимые документы, в том числе трудовую книжку, подтверждающую ее стаж работы, связанный с вредными условиями труда.

Однако, ответчик отказал в назначении досрочной пенсии по старости Пенсионный фонд не учёл период работы, связанный с вредными ­условиями труда, обосновывая это отсутствием требуемой продолжительности специального трудового стажа, дающего право на досрочное назначение льготной пенсии по старости. В акте проверки от 24 мая 2017г., указано, что в лицевых счетах за период с 1988г. по 1999г. значится Кашинская З. Ф., контр. и из анализа, проведенного ответчиком нельзя как она поняла сделать однозначный вывод о том, что она из-за указанного сокращения действительно занимала должность контролера деталей и приборов цехе № 27.

Во время ее работы у них на производстве не было конкретной зоны, т.к. контролёры работали в горячих цехах, а не в определённой зоне. В должностные обязанности контролёра входило: - контроль за термообработкой деталей; контроль за показаниями датчиков у печей; работа с горячими деталями; проведение замеров термической обработки металлов. Она считает не включение периода работы на заводе в льготный стаж нарушением трудового законодательства. На момент обращения в УПФ за назначением ей досрочной пенсии, стаж работы в горячих условиях труда составил более 6 лет, а общий стаж - 27 лет, 1 месяц, 4 дня. Из ее трудовой книжки следует, что в период с 01.10.1988r. по 30.09.1999 г. она работала в должности контролера деталей и приборов ламп специального назначения в цех № 27 (приказ 190 от 27.09.1988 г.), где проработала до 30.09. 1999 г. и уволена по собственному желанию (приказ № 189 от 30.09. 1999 г.).

С учетом уточненных исковых требований от 27 ноября 2017 года истец просит Решение Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г.о. Саранск РМ за № 188327/17 от 06 сентября 2017 г. об отказе ­Кашинской З. Ф. в назначении досрочной страховой пенсии по старости признать незаконным.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.о. Саранск РМ включить в специальный стаж периоды ее работы с 01.10.1988 г. по 08.11.1988 г., с 01.12.1988 г. по 11.07.1990 г., с 01.08.1990 г. по 13.08.1991 г., с 01.09.1991 г. по 12.10.1993 г., с 01.11.1993 г. по 06.03.1995 г., с 01.04.1995 г. по 09.07.1996 г., с 01.08.1996г. по 30.09.1999 г. в качестве контролера деталей и приборов в цехе № 27 СПО «Лисма».

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.о. Саранск РМ назначить - Кашинской З. Ф. досрочную страховую пенсию по старости с 28.10.2017 г.

В ходе рассмотрения дела истец отказался от исковых требований к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск РМ в части включения в ее специальный стаж период работ с 09.11.1988 г. по 30.11.1988 г., с 12.07.1990 г. по 31.07.1990 г., с 14.08.1991 г. по 31.08.1991 г., с 13.10.1993 г. по 31.10.1993 г., с 07.03.1995 г. по 31.03.1995 г., с 10.07.1996 г. по 31.07.1996 г. - отвлечение от основной работы (отсутствуют рабочие дни); с 28.09.1988 г. по 30.09.1988 г. отсутствует начисления заработной платы. Определением суда производство по делу в указанной части прекращено.

В судебном заседании истец Кашинская З.Ф. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.

В судебное заседание представитель истца Пискайкина Т.Х. не явилась, о дне, времени и месте судебного заседания извещалась своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известила.

Представитель ответчика Чигирева К.В. просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, указанным в решении Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск по Республике Мордовия от 06 сентября 2017 года.

Суд, учитывая доводы сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что Кашинская З.Ф. обратил­ась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск РМ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

В соответствии с решением ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в городского округа Саранск РМ от 06 сентября 2017г. за № 188327/17 - Кашинской З. Ф. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа.

В специальный стаж работы не засчитаны следующие периоды: с 01.10.1988 г. по 08.11.1988 г., с 01.12.1988 г. по 11.07.1990 г., с 01.08.1990 г. по 13.08.1991 г., с 01.09.1991 г. по 12.10.1993 г., с 01.11.1993 г. по 06.03.1995 г., с 01.04.1995 г. по 09.07.1996 г., с 01.08.1996 г. по 30.09.1999 г. В качестве контролера деталей и приборов в цехе № 27 СПО «ЛИСМА», поскольку по версии ответчика якобы ее профессия не предусмотрена Списком производств, работ, профессий и должностей, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 10. 01.1991 г. № 10 (л.д. 66).

Согласно паспортным данным истца Кашинской З.Ф. дата ее рождения – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4).

На момент обращения в Государственное Учреждение - Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия 06 июня 2017 года Кашинская З.Ф. имела наличие страхового стажа 27 лет, 1 месяц и 4 дня, требуемого специального стажа менее 6 лет.

Частью 1 статьи39 КонституцииРоссийской Федерации гарантировано право на социальное обеспечение по возрасту.

01 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон о страховых пенсиях), в связи с чем перестал применяться Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ в части, не противоречащей Федеральному закону № 400-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 названного Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

В части 2 статьи 30 вышеуказанного Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по. старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах»;

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

Время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, может засчитываться в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком № 2 от 1991 года.

В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 и ЕТКС выпуска наименование профессии «контролер деталей и приборов» (код 12950 8 2-6 20 7442).

Согласно ЕТКС 20 раздел «Общие процессии производства изделий электронной техники» в характеристике работ контролера деталей и приборов входит: пооперационный контроль и приемка в соответствии с действующей технической документацией несложных деталей и заготовок при помощи измерительного инструмента (микрометры, калибры, мегометры, масштабная линейка, штангенциркуль, микроскоп), а также по внешнему виду. Выборочный контроль на рабочих местах. Вскрытие упаковки и извлечение деталей и приборов для проверки, укладка их в межоперационную тару. Герметичная упаковка проверенных деталей и приборов. Оформление документации на принятую и забракованную продукцию. Сдача проверенной продукции на последующую операцию, промежуточный склад.

В соответствии с п. 5 Разъяснения от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда», утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29 «Право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня».

В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Записи в трудовой книжке Кашинской З. Ф. (л.д. 5 - 7) свидетельствуют о том, что она работала в период с 28.09.1988 г. (приказ от 27.09.1988 г. № 190 к/п) по 30.09.1999 г. (приказ от 01.10.1999 г.) в качестве контролера деталей и приборов в сборочном цехе ламп специального назначения № 27 Саранского производственного объединения «Светотехника» (СПО «Лисма», АО «Лисма ­СИС и ЭВС», АО открытого типа «Лисма»).

Факт работы Кашинской З. Ф. с 28.09.1988 г. по 30.09.1999 г. в качестве контролера деталей и приборов в СПО «Лисма» подтверждают: архивные справки от 27.04.2017 г. № К-224 - 225 по начислению заработной платы рабочим и служащим цеха № 27 за 1988-1996 годы (л.д. 8,9); приказ Саранского производственного объединения «Светотехника» от 27.09.1988 г. № 190 к/п о принятии с 28.09.1988 в сборочный цех ламп специального назначения № 27 контролером деталей и приборов по второму разряду со сдельной оплатой труда (л.д. 51); приказ ОАО «Лисма» от 01.10.1999 г. № 189-ку об увольнении по собственному желанию в соответствии со статьей 31 КЗОТ РФ на основании личного заявления от 30.09.1999 г. (л.д. 51); личная карточка формы Т - 2 (л.д. 28-29); акт проверки ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 24 мая 2017 г. (л.д. 56).

По результатам камеральной проверки ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 01.06.2017 г. документов по специальному стажу, имеющихся в наблюдательном деле ОПО «Лисма» (л.д. 57), установлено:

Производство специальных источников света (цех № 27) является электровакуумным производством занятым изготовлением электрических ламп накаливания специального назначения, галогенных ламп накаливания и стеклоизделий для них.

Технологический процесс производства электроламп в цехе № 27 состоит из четырех основных этапов:

- изготовление и обработка деталей;

- сборка, монтаж;

- вакуумная обработка, откачка и наполнение, заварка и цоколевание;

- контроль, испытания, упаковка.

Структура цеха № 27:

- участок крупногабаритных ламп;

- участок малогабаритных ламп;

- участок кварцевых галогенных ламп;

- участок ламп-фар;

- участок стеклозаготовки;

- участок технохимии;

- участок технологической выдержки;

- участок механоремонтных работ;

- участок энергоремонтных работ.

В извлечениях из списков профессий, рабочих мест и должностей СПО «Лисма» за 1992 год, подписанных сотрудниками предприятия, заверенных печатью СПО «Лисма» значится: сборочный цех № 27 (ламп специального назначения). Профессия «контролер деталей и приборов» в цехе № 27 СПО «Лисма» не имеется.

В перечнях профессий, рабочих мест и должностей ОАО «Лисма» за 1999­-2003 годы, подписанных руководителями предприятия, заверенных печатью ОАО «Лисма» значится: сборочный цех № 27 (ламп специального назначения), профессия «контролер деталей и приборов» не имеется.

Согласно письму ГУП РМ «УК Индустриальный (промышленный)) парк «Светотехника» от 17.01.2018 г № 342/38, подписанное генеральным директором ФИО1 указано: Кашинская З. Ф., ДД.ММ.ГГГГ р., в период с 28.09.1988 г. по 30.09.1999 г. работала в качестве контролера деталей и приборов в цехе № 27; профессия контролер деталей и приборов по цеху № 27 не относится к профессиям, которые дают право на государственную пенсию на льготных условиях, так как рабочие данной профессии не заняты на машинах и печах с газовыми горелками;

характер и условия работы в указанный период не соответствуют характеру и условиям работы, занятость в которой дает право на досрочную пенсию.

Согласно приложению к вышеуказанному письму в данном цехе производили специальные источники света (прожекторные, судовые, галогенные и другие) и стеклозаготовки (тарелки, штенгеля, колбы, штабики). Контролер деталей и приборов согласно утвержденной технической инструкции ТИ 25201.00483 «Проверка на зажигание, внешнему виду, размером, маркировка ламп накаливания специальных» работает на сборочной линии и в его обязанности входит:

1. Проверка источников света на зажигание (обжиг), производимая на установке карусельного типа (контрольных столах): загружаются поочередно лампы в позиции, подается напряжение в зависимости от типа ламп с помощью патрона при напряжении равном 20 - 50 % номинального.

виду:

- наличие растянутых, коробленых, провисших участков тела накала;

- наличие на внутренних деталях, поверхности лампы различных налетов;

- качество припайки бокового и центрального ввода;

- наличие цоколевочной мастики на цоколе, колбе и горле колбы;

- четкость маркировки и ее прочность;

- наличие короткого замыкания.

6. В начале смены и по мере необходимости проверить лампы согласно чертежам по геометрическим размерам не менее 20 штук от часовой выработки.

В случае несоответствия ламп требования НТД по геометрическим размерам немедленно поставить в известность бригадира и мастера линии принятия мер.

7. Лампу, соответствующую требованиям, передать на упаковку. Производимая работа на сборочной линии выполняемая Кашинской З. Ф. к вредным условиям труда не относится.

Определением Ленинского районного суда от 11 декабря 2017 года по гражданскому делу была назначена судебная экспертиза условий труда в Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия.

Из заключения экспертов № 3-С/18 от 19 января 2018 года следует:

1. Условия труда Кашинской З. Ф. в периоды ее работы с 01.10.1988 г. по 08.11.1988 г., с 01.12.1988 г. по 11.07.1990 г., с 01.08.1990 г. по 13.08 1991 г., с 01.09.1991 г. по 12.10.1993 г., с 01.11.1993 г. по 06.03.1995 г., с 01.04.1995 г. по 09.07.1996 г., с 01.08.1996 г. по 30.09.1999 г. в качестве контролера деталей и приборов в цехе № 27 СПО «Лисма» не относятся к особым условиям труда.

2. Условия и характер выполняемой работы Кашинской З. Ф. в периоды с 01.10.1988 г. по 08.11.1988 г., с 01.12.1988 г. по 11.07.1990 г., с 01.08.1990 г. по 13.08 1991 г., с 01.09.1991 г. по 12.10.1993 г., с 01.11.1993 г. по 06.03.1995 г., с 01.04.1995 г. по 09.07.1996 г., с 01.08.1996 г. по 30.09.1999 г. в качестве контролера деталей и приборов в цехе № 27 СПО «Лисма» не относятся к работе, занятость в которой дает право на досрочную трудовую пенсию по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 ФЗ - 400 от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях».

Суд принимает указанное выше заключение государственной экспертизы условий труда как достоверное, обоснованное, соответствующее иным материалам дела, объективно отражающим фактические условия труда истца.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что характер и условия выполняемой Кашинской З.Ф. работы в цехе № 27 СПО «Лисма» в качестве контролера деталей и приборов в оспариваемый период времени, не предусмотрен льготным Списков профессий № 1,2 и не может быть зачтен ей при назначении пенсии. В связи с тем, что в удовлетворении основного требования Кашинской З.Ф. о признании Решения Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г.о. Саранск Республики Мордовия № 188327/17 от 06 сентября 2017 г. незаконным отказано, суд так же отказывает в удовлетворении требований об обязании включить в специальный стаж оспариваемые периоды и отказывает в назначении досрочной страховой пенсии по старости с 28.10.2017 г.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясьстатьями194-199, 262-268Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия

РЕШИЛ:

исковые требования Кашинской З. Ф. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и об отмене решения начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, об обязании включить в специальный стаж периоды работы, об обязании назначить досрочную пенсию по старости оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия И.И. Бурлаков

Справка.

Мотивированное решение суда изготовлено 09 февраля 2018 года.

Судья И.И. Бурлаков