дело №2-301/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11.02.2013 года г. Саратов
Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Негласона А. А.
при секретаре Савватеевой Т. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Волжского района г. Саратова к Комитету по управлению имуществом г. Саратова администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным и об обязании провести техническую инвентаризацию бесхозяйных объектов коммунального хозяйства и поставить на учет бесхозяйные сети,
установил :
Заместитель прокурора Волжского района г. Саратова обратился с иском (с учетом уточнения требований) о признании незаконным бездействие Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» при проведении учета и постановке на баланс бесхозяйных сетей, расположенных на территории Волжского района г. Саратова и возложения обязанности в срок до 22 июня 2014 года провести техническую инвентаризацию бесхозяйных объектов коммунального хозяйства и обратиться с заявлением в Управление Федеральной регистрационной службы Саратовской области, в порядке, о принятии на учет бесхозяйных сетей коммунального назначения, расположенных на территории Волжского района г. Саратова.
В судебном заседании представитель прокуратуры Волжского района г. Саратов иск поддержал. В обоснование требований указывает на то, что в соответствии с информацией, полученной из МУПП «Саратовводоканал», ООО «Соколовогорская ЖЭК», ООО «Волжская ЖЭК», ООО «Первая Волжская ЖЭК», ООО «Жилищно-управляющая компания» не имеется собственника сетей: вход гозопровода в ж/<адрес>; вход газопровода в жилые <адрес>№ по <адрес>; вход газопровода в ж/<адрес>; вход газопровода в ж/<адрес>; водопроводный вход в ж/<адрес> (ЖСК «Енисей-1»); вход газопровода в ж/<адрес>; вход газопровода в ж/<адрес>; вход газопровода в ж/<адрес>; вход газопровода в ж/<адрес>; вход газопровода в ж/<адрес>.
В тоже время сведений о постановке вышеуказанных бесхозяйных сетей на учет Комитетом не имеется.
Данное обстоятельство влечет за собой нарушение прав граждан, проживающих на территории Волжского района г. Саратова на бесперебойное получение услуг по обеспечению коммунальными ресурсами жилых помещений. Бездействие Комитета повлекло за собой срыв начала отопительного сезона на территории Волжского района г. Саратова, крайне негативные последствия, отражающиеся на сохранности и долговечности инженерных коммуникаций жилых домов, не позволяет производить ремонтные работы в случае аварий на данных сетях.
Кроме того, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с аварией либо катастрофой на участках данных бесхозяйных сетей невозможно будет установить лицо, ответственное за данное событие, каким образом и за чей счет будет проводиться ремонт. Не исключены факты возможного предъявления требований о компенсации причиненного материального и морального вреда, пострадавшей стороне.
В связи с тем, что бесхозяйные сети расположены на территории всего Волжского района г. Саратова определить круг лиц, которые могут пострадать, ввиду ненадлежащего исполнения своих обязанностей Комитетом, невозможно.
Таким образом, по результатам проверки установлено, что в связи с бездействием Комитета бесхозяйные сети, расположенные на территории Волжского района г. Саратова должны быть учтены и переданы на баланс Комитета по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п.п. 3.5 и 3.8.1 Решения Саратовской городской Думы от 28 февраля 2008 года № 25-243 "О Положении о комитете по управлению имуществом города Саратова" (с изменениями и дополнениями) Комитет организует учет муниципального имущества в реестрах (сводных реестрах) города, а также осуществляет принятие в муниципальную собственность бесхозяйного имущества, признанного по решению суда муниципальной собственностью.
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 по общему правилу внешней границей сетей теплоснабжения, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета потребленной теплоэнергии - место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Законом Саратовской области от 29 декабря 2006 года № 152-ЗСО "Об областных целевых программах" установлена подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" в рамках Системы программных мероприятий при реализации подпрограммы предусматривается участие органов государственной власти области и органов местного самоуправления. При проведении инвентаризации объектов недвижимого имущества коммунального назначения, в том числе газораспределительных сетей, объектов электросетевого хозяйства, объектов газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, установлена необходимость проведения мероприятий по выявлению бесхозяйного имущества.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 12 октября 2009 г. N 935 "О дополнительных мерах по выявлению бесхозяйных объектов теплоснабжения, электроснабжения и газоснабжения на территории города" установлено, что в соответствии со ст. 255 ГК РФ необходимо обеспечить проведение необходимых мероприятий по постановке на учет в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, объектов, как бесхозяйных с последующим признанием и осуществлением государственной регистрации права муниципальной собственности на них в установленном порядке. После признания права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты, закрепить их на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за муниципальными предприятиями, либо муниципальными учреждениями, соответственно, или провести конкурс на передачу указанных объектов в аренду либо безвозмездное пользование. Комитету по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу администрации муниципального образования "Город Саратов" подготовить и представить в комитет по управлению имуществом города Саратова предложения об организациях - потенциальных пользователях объектов.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, в том числе отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Положением об администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов», утв. Решением Саратовской городской думы от 29 января 2009 года № 36-398 закреплены задачи администрации Волжского района МО «Город Саратов», а именно участие в организации в границах района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения на-селения топливом. В полномочия администрации Волжского района МО «Город Саратов» в сфере участия в организации в границах района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения города топливом входит участие в координации деятельности организаций различной формы собственности по подготовке инженерно-энергетического комплекса жилищного фонда и объектов социально-культурного назначения района к отопительному сезону и проведению отопительного сезона на территории района, взаимодействие с управляющими организациями по вопросу обеспечения населения района услугами электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, на территории Волжского района г. Саратова.
Представитель Комитета по управлению имуществом г. Саратова иск не признал, указывая на то, что в соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Статья 41.5. Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, если иной срок не предусмотрен настоящей статьей.
Решение Саратовской городской Думы от 27 марта 2008 года № 26-271 «О Положении о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Саратов» (Пункт 15) проект бюджета города составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год). Кроме проекта бюджета города на очередной финансовый год, разрабатывается и утверждается среднесрочный финансовый план города. Составление проекта бюджета города осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития города, в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации, с Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Положением и ежегодным постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" о разработке проекта бюджета города и среднесрочного финансового плана, которым утверждается план мероприятий по подготовке проекта бюджета города и среднесрочного финансового плана. Составление проекта бюджета города начинается не позднее, чем за шесть месяцев до начала очередного финансового года. По результатам исполнения постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" Комитет по финансам дорабатывает проект бюджета города до первого октября текущего года.
После прохождения процедуры публичных слушаний проект решения о бюджете города вносится главой администрации муниципального образования "Город Саратов" на утверждение в городскую Думу вместе с необходимыми документами и материалами.
Согласно п. 18 проект решения о бюджете города вносится в городскую Думу главой администрации муниципального образования "Город Саратов". Проект решения о бюджете города считается внесенным в срок, если он представлен в городскую Думу не позднее пятнадцатого ноября текущего года.
В силу п. 19 предельный срок принятия решения о бюджете города на заседании городской Думы не может быть позднее 20 декабря. Решение о бюджете вступает в силу с 1 января очередного финансового года.
Представители Администрации муниципального образования «город Саратов» и администрации Волжского района муниципального образования «город Саратов» в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, не просили отложить слушание дела или разрешить дело в свое отсутствие. При таких обстоятельствах, в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ спор разрешен в отсутствие представителей указанных органов.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено судом, на территории Волжского района города Саратова находится указанное ниже бесхозяйное имущество, которое на балансе администрации муниципального образования «Город Саратов» не состоит и в реестре муниципального имущества не значится: вход газопровода в ж/<адрес>; вход газопровода в ж/<адрес>; водопроводный вход в ж/<адрес> (ЖСК «Енисей-1»); вход газопровода в ж/<адрес>; вход газопровода в ж/<адрес>; вход газопровода в ж/<адрес>; вход газопровода в ж/<адрес>; вход газопровода в ж/<адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются письмом администрации № от 05.12.2012 года, поступившего в Комитет 06.12.2012 года и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В силу ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 и ст. 50 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения населения. Для решения указанных вопросов в собственности городского округа может находиться имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения населения.
Согласно ст. 1 Устава муниципального образования «Город Саратов», принятого решением Саратовской городской Думы от 18 декабря. 2005 года № 67-649, муниципальное образование «Город Саратов» является городским поселением, наделённым законом Саратовской области статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление.
Как установлено п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Как следует из Положения о комитете по управлению имуществом города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 28 февраля 2008 года № 25-243, комитет по управлению имуществом города Саратова является функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования права собственника муниципального имущества и от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» полномочия в области земельных отношений в части и в порядке, определенных в соответствии с законодательством, решениями Саратовской городской Думы и иными муниципальными правовыми актами.
Основными задачами Комитета, связанными с решением вопросов местного значения, является, в том числе, владение, пользование, распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, от имени и в интересах муниципального образования «Город Саратов».
Для выполнения предусмотренных задач, Комитет осуществляет, в том числе, следующие полномочия: организует учёт муниципального имущества в реестрах (сводных реестрах) города; совершает действия, направленные на государственную регистрацию прав на недвижимое муниципальное имущество; обеспечивает проведение инвентаризации муниципального имущества и его оценку в установленном порядке; осуществляет принятие в муниципальную собственность бесхозяйного имущества, признанного по решению суда муниципальной собственностью, выморочного имущества и передачу муниципального имущества в государственную собственность Саратовской области и федеральную собственность, а также прием в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной, государственной собственности Саратовской области и частной собственности.
Как установлено судом, на настоящий момент приведенные выше объекты не включены в реестр муниципальной собственности муниципального образования «Город Саратов». Доказательства, опровергающие приведенные данное обстоятельство, ответчиком не представлено.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что указанные выше объекты являются бесхозяйными. Отсутствие собственника таких объектов и организаций, которые должны следить за их техническим состоянием, влечет за собой несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения населения города Саратова. Отсутствие необходимых мер по обеспечению надлежащего технического состояния указанных бесхозяйных объектов не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций.
Учитывая, что статьи 225 ГК РФ на орган местного самоуправления, на территории которого находятся бесхозяйные недвижимые вещи, возложена обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет такого имущества, перед обращением в соответствующий орган предварительно должна быть проведена техническая инвентаризация данного имущества, учитывая, что решением Саратовской городской Думы от 28 февраля 2008 года № 25-243 утверждено положение о Комитете по управлению имуществом города Саратова и в обязанности данного органа местного самоуправления входит организация учет муниципального имущества в реестрах (сводных реестрах) города, совершение действий, направленных на государственную регистрацию прав на недвижимое муниципальное имущество, обеспечение проведения инвентаризации муниципального имущества и его оценки в установленном порядке, осуществление принятия в муниципальную собственность бесхозяйного имущества, суд считает возможным возложить на Комитет по управлению имуществом города Саратова обязанность в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу провести техническую инвентаризацию и обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет следующего бесхозяйного недвижимого имущества: вход гозопровода в ж/<адрес>; вход газопровода в жилые <адрес>№ по <адрес>; вход газопровода в ж/<адрес>; вход газопровода в ж/<адрес>; водопроводный вход в ж/<адрес> (ЖСК «Енисей-1»); вход газопровода в ж/<адрес>; вход газопровода в ж/<адрес>; вход газопровода в ж/<адрес>; вход газопровода в ж/<адрес>; вход газопровода в ж/<адрес>.
Вместе с тем, учитывая, что для проведения технической инвентаризации указанного бесхозяйного имущества требуются значительные денежные затраты и длительное время, суд считает разумным и достаточным срок для проведения технической инвентаризации бесхозяйного недвижимого имущества и обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в Постановлении от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Оценив представленные» доказательства, суд приходит к выводу, что ответчиком, в пределах своей компетенции, осуществляются действия, направленные на выявление, организацию учета, проведение инвентаризации и принятие в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества. То обстоятельство, что на настоящий момент данная работа не окончена, по мнению суда, связано с большим объемом выявляемого недвижимого бесхозяйного имущества, значительными денежными затратами на проведение технической инвентаризации такого имущества, и длительной процедурой принятия бесхозяйного имущества в муниципальную собственность.
При таких обстоятельствах, суд на настоящий момент не находит оснований для признания незаконным бездействия Комитета по управлению имуществом города Саратова, и считает необходимым в удовлетворении иска прокурора Волжского района города Саратова, действующего в защиту прав неопределённого круга лиц, в данной части отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил :
Обязать Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» в срок до 22.06.2014 года провести техническую инвентаризацию бесхозяйных объектов коммунального хозяйства и обратиться с заявлением в Управление федеральной службы кадастра и картографии Саратовской области, в порядке предусмотренном п. 3 ст. 225 ГПК РФ о принятии на учет бесхозяйных сетей коммунального назначения, расположенных на территории Волжского района г. Саратова, а именно : вход гозопровода в ж/<адрес>; вход газопровода в жилые <адрес>№ по <адрес>; вход газопровода в ж/<адрес>; вход газопровода в ж/<адрес>; водопроводный вход в ж/<адрес> (ЖСК «Енисей-1»); вход газопровода в ж/<адрес>; вход газопровода в ж/<адрес>; вход газопровода в ж/<адрес>; вход газопровода в ж/<адрес>; вход газопровода в ж/<адрес>, в остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд и на него принесено представление в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения, 18 февраля 2013 года.
Судья А. А. Негласон