Дело № 2-301/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 февраля 2017 года город Омск
Советский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Панихидниковой Е.А.,
при секретаре Пономаревой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Омского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Производственно - строительная компания «Сибиряк» о возложении обязанности по согласованию с постоянно действующей комиссией Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (ЗС МТУ Росавиации) строительства и размещения объектов строительства,
У С Т А Н О В И Л:
Омский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «ПСК «Сибиряк» о возложении обязанности согласовать с постоянно действующей комиссией Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (ЗС МТУ Росавиации) строительство и размещение объектов строительства, указав, что
Омской транспортной прокуратурой проведена проверка – соблюдения ООО «ПСК «Сибиряк» требований законодательства о безопасности полетов, по результатам которой установлено следующее.
ООО «ПСК «Сибиряк» на основании разрешения на строительство № <данные изъяты> ведется строительство объекта строительства «Квартала жилых домов по ул. <данные изъяты>» в приаэродромной территории аэродрома Омск (Центральный).
На основании ст. 46 ВК РФ проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
В соответствии с п.п. 1, 5.2 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 396 агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия, в том числе, полномочия собственника в отношении федерального имущества в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации).
Согласно пл. 1, 3 «Положения о Западно-Сибирском межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта», утвержденного Приказом Росавиации от 21.06.2012 № 383 (в ред. от 04.09.2015), управление создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 396 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта» для осуществления возложенных на Федеральное агентство воздушного транспорта полномочий и выполнения установленных законодательством Российской Федерации задач и функций. Межрегиональное управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими территориальными органами Росавиации, территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе (в рамках установленных полномочий), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями на территории и в акватории, в том числе, Омской области, а также в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации и аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов в границах Новосибирской зоны Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.
В силу п.п. 4.27, 5.29 Положения межрегиональное управление осуществляет, в том числе, полномочия в установленной сфере деятельности по согласованию строительства и размещению объектов вне аэродрома (вертодрома), если их истинная высота превышает 50 метров; согласованию размещения линий связи и линий электропередачи, сооружений различного назначения в зоне действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов и размещения радиоизлучающих объектов на территории деятельности.
Кроме того, письмом Федерального агентства воздушного транспорта от 30.06.2014 №АН 1.04-2214 осуществление функций по согласованию строительства объектов на приаэродромной территории поручено руководителям межрегиональных территориальных управлений на основании предварительного рассмотрения материалов главными операторами аэропортов, расположенных на подконтрольных территориальному органу Росавиации территории.
Из толкования выше приведенных норм следует, что согласование строительства должно осуществляться единственным уполномоченным лицом - собственником аэродрома, которым в силу норм п.п. 1,3, 4.27, 5.29 Положения является Западно-Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (далее - ЗС МТУ Росавиации).
Кроме того, приказом и.о. начальника ЗС МТУ Росавиации от 30.09.2014 № 277 утвержден состав, а также положение о постоянно действующей комиссии ЗС МТУ Росавиации по согласованию строительства и размещения объектов.
Согласно п. 2.1 Приказа комиссия осуществляет, в том числе? функции по подготовке согласования проектирования, строительства и развития городских и сельских поселений, а также строительства и реконструкции промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов в пределах приаэродромной территории, на основании предварительного рассмотрения главным оператором аэродрома (вертодрома, посадочной площадки).
Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что ООО «ПСК «Сибиряк» в нарушение требований ст. 46 ВК РФ не согласовало строительство указанного объекта с собственником аэродрома Омск (Центральный) - ЗС МТУ Росавиации.
Согласно информации ЗС МТУ Росавиации ООО «ПСК «Сибиряк» согласование строительства указанного квартала жилых домов в установленном порядке не получало.
Таким образом, строительство указанного объекта строительства в границах приаэродромной территории аэродрома Омск (Центральный) без процедуры согласования в установленном законом порядке является недопустимым и заведомо представляет угрозу безопасности воздушного движения в районе аэродрома Омск (Центральный), а также угрозу жизни гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, оказавшихся в поле негативного воздействия в случае возникновения авиационного инцидента, круг которых установить не представляется возможным.
Просит обязать ООО «ПСК «Сибиряк» согласовать с постоянно
действующей комиссией ЗС МТУ Росавиации по согласованию
строительства и размещения объектов строительство объекта строительства
«Квартала жилых домов по ул. <данные изъяты>» в приаэродромной территории аэродрома Омск (Центральный) (л.д. 4-7).
В судебном заседании заместитель Омского транспортного прокурора – Пугаев В.С. поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что поскольку в настоящее время требуемая процедура согласования не завершена, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Ответчик ООО «ПСК «Сибиряк», в лице своего представителя – директора ФИО1, чьи полномочия, подтверждаются выпиской из ЕГРЮЛ(л.д. 66), в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что в настоящее время в адрес ЗС МТУ Росавиации направлены необходимые документы для согласования строительства и размещения объекта строительства «Квартала жилых домов по ул. <данные изъяты>» в приаэродномной территории аэродрома Омск (Центральный), однако процедура согласования в настоящее время не завершена.
Третье лицо ЗС МТУ Росавиации, в лице своего представителя, участия в судебном заседании не принимало, извещено о времени и месте его проведения надлежащим образом, просило о рассмотрении дела без их участия (л.д. 75, 77).
Суд в порядке ст.ст. 39, 173 ГПК РФ принял признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права третьих лиц.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании ч. 1 ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу ч. 1 ст. 11 Воздушного кодекса РФ использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений и т.д.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
Таким образом, законом установлена не только фактическая, но и возможная (потенциальная) угроза безопасности воздушного движения.
На основании ст. 46 ВК РФ проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.
Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации.
На основании п. 58 Правил для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория.
Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории.
В результате проверки, проведенной Омской транспортной прокуратурой на предмет соблюдения ООО «ПСК «Сибиряк» требований законодательства об авиационной безопасности полетов, по результатам которой установлено следующее.
ООО «ПСК «Сибиряк» на основании разрешения на строительство № <данные изъяты>, ведет строительство объекта строительства «Квартала жилых домов по ул. <данные изъяты>».
В силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение выдается на строительство конкретного объекта, срок его действия при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется (части 1, 21 статьи 51). Назначение и характер объекта в процессе строительства не изменялись.
Согласно ст. 7 ВК РФ имущество гражданской авиации - воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие, предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства - в соответствии с законодательством Российской Федерации может находиться в государственной и муниципальной собственности, собственности физических лиц, юридических лиц,
На основании ст. 40 ВК РФ аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Установлено, что весь имущественный комплекс, составляющий аэродром Омск (Центральный), принадлежит Российской Федерации и арендуется ОАО «Омский аэропорт», что подтверждается материалами дела.
Кроме того, в ст. 7 Федеральным законом от 26.04.2016 № 111-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым аэродромы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть отчуждены в собственность физических лиц, юридических лиц.
Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» определена структура Федеральных министерств, руководство деятельностью, которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам, в которую в том числе входит Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация).
Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 396 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта» (в ред. постановлений Правительства РФ от 17.12.2009 № 1033, от 02.02.2010 № 40) Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области, транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.
Из толкования выше приведенных норм следует, что согласование строительства, в соответствии с требованиями ст. 46 ВК РФ, должно осуществляться и осуществлялось единственным уполномоченным лицом - собственником аэродрома, которым в силу норм постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 396 является Федеральное агентство воздушного транспорта.
Согласно п.п. 1, 3 «Положения о Западно-Сибирском межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта», утвержденного Приказом Росавиации от 21.06.2012 № 383 (в ред. от 04.09.2015) (далее - Положение) управление создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 396 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта» для осуществления возложенных на Федеральное агентство воздушного транспорта полномочий и выполнения установленных законодательством Российской Федерации задач и функций.
Межрегиональное управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими территориальными органами Росавиации, территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, с полномочным представителем Президента Российской Федерации в федеральном округе (в рамках установленных полномочий), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями на территории и в акватории, в том числе, Омской области, а также в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации и аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов в границах Новосибирской зоны Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.
В силу п.п. 4.27, 5.29 Положения межрегиональное управление осуществляет, в том числе, полномочия в установленной сфере деятельности по согласованию строительства и размещению объектов вне аэродрома (вертодрома), если их истинная высота превышает 50 метров; согласованию размещения линий связи и линий электропередачи, сооружений различного назначения в зоне действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов и размещения радиоизлучающих объектов на территории деятельности.
Кроме того, письмом Федерального агентства воздушного транспорта от 30.06.2014 №АН 1.04-2214 осуществление функций по согласованию строительства объектов на приаэродромной территории поручено руководителям межрегиональных территориальных управлений на основании предварительного рассмотрения материалов главными операторами аэропортов, расположенных на подконтрольных территориальному органу Росавиации территории.
Таким образом, согласование строительства, требуемое положениями ст. 46 ВК РФ, должно осуществляться единственным уполномоченным лицом - собственником аэродрома, которым в силу норм п.п. 1,3, 4.27, 5.29 Положения является Западно-Сибирское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (ЗС МТУ Росавиации).
Кроме того, приказом и.о. начальника Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от 30.09.2014 № 277 утвержден состав, а также положение о постоянно действующей комиссии ЗС МТУ Росавиации по согласованию строительства и размещения объектов.
Согласно п. 2.1 Приказа комиссия осуществляет, в том числе, функции по подготовке согласования проектирования, строительства и развития городских и сельских поселений, а также строительства и реконструкции промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов в пределах приаэродромной территории, на основании предварительного рассмотрения главным оператором аэродрома (вертодрома, посадочной площадки).
Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что ООО «ПСК «Сибиряк» в нарушение требований ст. 46 ВК РФ не согласовало строительство данного объекта с собственником аэродрома Омск (Центральный) в лице Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта.
Согласно информации ЗС МТУ Росавиации ООО «ПСК «Сибиряк» согласование строительства указанного объекта строительства «Квартала жилых домов по ул. <данные изъяты>» в установленном порядке не получало.
Таким образом, строительство указанного объекта строительства «Квартала жилых домов по ул. <данные изъяты>» в границах приаэродромной территории аэродрома Омск (Центральный) без процедуры согласования в установленном законом порядке является недопустимым и заведомо представляет угрозу безопасности воздушного движения в районе аэродрома Омск (Центральный), а также угрозу жизни гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, оказавшихся в поле негативного воздействия в случае возникновения авиационного инцидента, круг которых установить не представляется возможным.
При этом, суд, полагает необходимым отметить следующее.
Ответчиком, в адрес ЗС МТУ Росавиации направлен пакет документов на согласование строительства и размещения объектов строительства «Квартала жилых домов по ул. <данные изъяты> в приаэродромной территории аэродрома Омск (Центральный) (л.д. 76, 81).
Однако, судом установлен и подтвержден сторонами в ходе судебного разбирательства, факт отсутствия до настоящего времени согласования ООО «ПСК «Сибиряк» с ЗС МТУ Росавиации строительства и размещения объектов строительства «Квартала жилых домов по ул. <данные изъяты>» в приаэродромной территории аэродрома Омск (Центральный).
В связи с указанным, по мнению суда, а также с учетом признания иска ответчиком, обоснованным будет возложение обязанности на ООО «ПСК «Сибиряк» согласовать с постоянно действующей комиссией Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (ЗС МТУ Росавиации) строительство и размещения объектов строительства «Квартала жилых домов по ул. <данные изъяты>» в приаэродромной территории аэродрома Омск (Центральный).
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать ООО «Производственно - строительная компания «Сибиряк» согласовать с постоянно действующей комиссией Западно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта по согласованию строительства и размещения объектов (ЗС МТУ Росавиации) строительство объекта «Квартала жилых домов по ул. <данные изъяты>» в приаэродромной территории аэродрома Омск (Центральный).
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А.Панихидникова