Дело № 2-301/2018г. Резолютивная часть оглашена 30.10.2018г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Парфеньево 30 октября 2018г.
Нейский районный суд Костромской области в составе:
Председательствующего МАТЮХИНОЙ З.Н.
При секретаре МИРОНОВОЙ С.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента лесного хозяйства Костромской области к ООО «Восток-1» о возмещении ущерба, причинённого в результате незаконной рубки леса,
У С Т А Н О В И Л:
Департамента лесного хозяйства Костромской области обратился в суд с иском к ООО «Восток-1» Парфеньевского района о возмещении ущерба в соответствующий бюджет в размере 1 083 765,00 руб., причинённого в результате незаконной рубки леса.
В обоснование заявленных требований указывает следующее:
Департамент лесного хозяйства Костромской области является уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений.
Частью 8 ст.29 Лесного кодекса РФ установлено, что юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Между Департаментом и ООО «Восток-1» заключен договор аренды лесного участка от 07.11.2012г. № 597 площадью 3621га, местоположение: Костромская область, Парфеньевский район, ОГКУ «Парфеньевское лесничество Матвеевское участковое лесничество - кварталы 7, 8, 11, 13, 16, 17, 72, 84, 87, 99, 100, 107);
1-е Парфеньевское участковое лесничество - кварталы 155, 156, 157, 158, 159.
В 2017г. в ходе проведения государственной инвентаризации лесов путём дистанционного мониторинга лесов на территории Костромской области ВГБУ «Рослесинфорг» был выявлен факт превышения площади лесосеки, заявленной ООО «Восток-1» в лесной декларации от 18 декабря 2015г. № 1, в квартале 158 выдел 36 1-го Парфеньевского участкового лесничества, то есть незаконная рубка леса на арендованном участке за пределами декларированной лесосеки.
В ходе проверки правоохранительными органами было установлено, что площадь лесосеки превышена на 1,4га. Выявлен факт рубки деревьев хвойных и лиственных пород общим объёмом 165,36 куб.м, чем лесному фонду причинён ущерб в особо крупном размере на сумму 1 083 765 рублей (один миллион восемьдесят три тысячи семьсот шестьдесят пять рублей).
Размер ущерба рассчитан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.05.2007г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причинённого лесам, вследствие нарушения лесного законодательства».
Ссылаясь на нормы ст.ст.8, 16, 100 Лесного кодекса РФ, Правила заготовки древесины, утверждённых Приказом Минприроды России от 13.09.2016г. №474, ст.1064 ГК РФ, ст.ст.4, 77 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», истец просит взыскать причинённый ущерб с зачислением на счёт муниципального образования «Парфеньевское сельское поселение» Парфеньевского района Костромской области.
В судебном заседании представитель Департамента лесного хозяйства Костромской области ФИО1 иск поддержал в полном объёме по тем же основаниям, как они изложены в исковом заявлении.
Представитель ООО «Восток-1» ФИО2 с иском согласен.
Представитель третьего лица - администрации Парфеньевского сельского поселения в суд не явился, каких-либо ходатайств и заявлений от него не поступило.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, исследовав материал проверки № 378пр-17 Галичского межрайонного Следственного отдела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу ч.1, ч.3 ст.16 ЛК РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу ч.4 ст.29 ЛК РФ запрещается заготовка древесины в объёме, превышающем расчётную лесосеку (допустимый объём изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
В соответствии со ст.100 Лесного кодекса РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ч.1).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно п.16 Постановления Пленума ВС РФ от 18 октября 2012 г. N21 (ред. от 26.05.2015г.) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Обратить внимание судов на то, что договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы), либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.
Ответственность, предусмотренная названными нормами, наступает при условии доказанности следующих обстоятельств: наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда и его вину, размер причиненного вреда, а также причинно-следственную связь между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.
Из материалов дела следует, что ООО «Восток-1», согласно договора аренды лесного участка № 597 от 07 ноября 2012г., заключённого с Департаментом лесного хозяйства Костромской области, является арендатором лесного участка площадью 3761га, местоположение: Костромская область, Парфеньевский район, ОГУ «Парфеньевское лесничество», 1-е Парфеньевское участковое лесничество, квартала 2,6,88-10,14,24,25,28-31,40-43,60-62,69,77.
Номер учётной записи в государственном лесном реестре 000466-2012-08.
Согласно п.14 указанного договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Договором. За вред и ущерб, причинённый сторонами при реализации настоящего договора, каждая сторона несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно лесной декларации № 1 от 18.12.2015г. ООО «Восток-1» заявил об использовании с 01.01.2016г. по 31.12.2016г. лесного участка в квартале 158 выдел 36 1-го Парфеньевского участкового лесничества на площади 6.6 га в целях заготовки древесины в количестве 1652 кбм, в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную (муниципальную) экспертизу, утверждённую Департаментом лесного хозяйства Костромской области.
Согласно указанной декларации предприятием велась заготовка древесины в квартале 158 выдел 36 первого Парфеньевского участкового лесничества.
Однако в результате неверного отвода лесосеки был дополнительно вырублен лес на площади 1,4га, не указанный в лесной декларации, что повлекло за собой незаконную рубку в объёме 165,38 куб.м.
Таким образом, на арендованном участке были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов.
Факт незаконной рубки подтверждается результатами дистанционного мониторинга использования лесов в Костромской области, при проведении которого был выявлен факт превышения площади лесосеки; протоколом осмотра места происшествия от 13.09.2017г. с участием Генерального директора ООО «Восток-1» ФИО2 и работников ОГКУ «Парфеньевское лесничество» с приложенными фотоматериалами и чертежом; материалами проверки факта незаконной рубки леса правоохранительными органами.
В Правилах заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 г. N 337, вступивших в силу с 31.01.2012г., закреплено, что порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами. В целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (лесосека),а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащий заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок. Не допускается повреждение лесных насаждений за пределами лесосеки (п.18). Отвод и таксация на арендованных лесных участках обеспечиваются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков (п.19).
Согласно пункта 23 Правил заготовки древесины съемка границ и привязка лесосек производятся с помощью геодезических инструментов, обеспечивающих точность измерения линий с погрешностью не более 1 м на 300 м длины, измерения углов - с погрешностью не более 30 минут.
Ошибка в определении эксплуатационной площади лесосеки не должна превышать 3 процентов.
Допускается применять для съемки и привязки границ лесосек навигационные приборы, обеспечивающие указанную точность измерений.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Таким образом, из материалов дела следует, что незаконная рубка стала возможной в результате ненадлежащего исполнения арендатором своих обязанностей в части соблюдения порядка отвода, осуществления рубки лесных насаждений, правил заготовки древесины, в результате чего лесному фонду причинен вред.
Между действиями арендатора и причинённым ущербом лесному фонду имеется прямая причинно-следственная связь.
Расчёт ущерба, по мнению суда, произведён правильно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007г. № 273, утвердившего таксы для исчисления размера ущерба, причинённого лесным насаждениям.
Так, согласно утверждённым таксам, незаконные рубка, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста следующих деревьев: деревья хвойных пород с диаметром ствола 12см и более и деревья лиственных пород с диаметром ствола 16см и более - 50-кратная стоимость древесины, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.09.2014г. № 947 ставки платы, предусмотренные таблицами 1 и 2 ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 г. N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", в 2015 году применяются с коэффициентом 1,37, в 2016 году - с коэффициентом 1,43, в 2017 году - с коэффициентом 1,49.
Согласно представленного истцом расчёта, ущерб, причинённый рубкой лесных насаждений в 2016г., составил 1 083 765 рублей (один миллион восемьдесят три тысячи семьсот шестьдесят пять рублей).
Какого-либо другого расчёта стороной ответчика не представлено.
Согласно ч.6 ст.46 Бюджетного кодекса РФ суммы от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования, а также по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
Согласно приложению к приказу Департамента лесного хозяйства Костромской области от 21.07.2017г. № 3488, регулирующему порядок осуществления полномочий администратора доходов областного (местного) бюджета, возмещение по указанным искам осуществляется в доход муниципальных образований.
В связи с тем, что незаконная рубка лесных насаждений произведена на территории Парфеньевского сельского поселения Парфеньевского района Костромской области, то сумма ущерба подлежит зачислению в бюджет указанного муниципального образования.
На основании п.1 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина при цене иска свыше 1 000 000 рублей - 13 200 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 1 000 000 руб., но не более 60 000 руб., что составляет: 13200+0,5% от 83 765руб. = 13 618 руб. 80 коп. (тринадцать тысяч шестьсот восемнадцать руб. 80 коп.).
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Восток-1» (ИНН <***>) в доход бюджета Парфеньевского сельского поселения Парфеньевского муниципального района Костромской области ущерб, причинённый в результате незаконной рубки лесных насаждений, в размере 1 083 765,00 рублей (один миллион восемьдесят три тысячи семьсот шестьдесят пять рублей).
Реквизиты для перечисления денежных средств: Управление казначейства по Костромской области (Департамент лесного хозяйства Костромской области), ИНН <***>, КПП 44010101, р/счёт <***> отделение Кострома, БИК 043469001, ОКТМО 34634428, код бюджетной классификации (КБК) 82011635030050000140.
Взыскать с ООО «Восток-1» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Парфеньевский район» в размере 13 618 руб. 80 коп. (тринадцать тысяч шестьсот восемнадцать руб. 80 коп.).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Нейский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: (МАТЮХИНА З.Н.)