Дело №2-301/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2020 года г. Карасук
Карасукский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Косолаповой В.Г.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
действующего на основании доверенности от 18.12.2019 года,
представителя третьего лица ФИО4,
действующей на основании доверенности от 24.01.2020 года,
при секретаре Лиждвой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МУП «Коммунальщик» об утверждении договора о подключении к системе теплоснабжения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к МУП «Коммунальщик» об утверждении договора о подключении к системе теплоснабжения. В обоснование иска она указала, что согласно решению Карасукского районного суда Новосибирской области от 19.10.2019 года МУП «Коммунальщик» обязан заключить договор о подключении к системе теплоснабжения строящегося дома № по <адрес>. Решение вступило в законную силу 21.11.2019 года. Решение исполнялось принудительно и 19.02.2020 года истцом получен проект договора № о подключении к системе теплоснабжения без даты. Истец, не согласившись с многими пунктами проекта договора, предложила их изменить, о чем был составлен протокол разногласий к договору № от 25.02.2020 года. 03.03.2020 года ответчиком был направлен протокол согласования разногласий к договору № о подключении к системе теплоснабжения, в котором все пункты были оставлены без изменений.
Истец просит утвердить редакцию условий договора № о подключении к системе теплоснабжения в соответствии с протоколом разногласий от 25.02.2020 года.
Свое исковое требование истец основывает на положениях ст.ст.445,446 Гражданского кодекса РФ, ст.14 Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ «О Теплоснабжении», п.п.38-42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 года №49.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержала свое исковое требование, просила его удовлетворить. Она пояснила, что представленная ею редакция условий договора соответствует закону, ответчик хочет принудить к своим условиям, которые выгодны МУП «Коммунальщик», чтобы отказать в подключении, растянуть на годы. В варианте ответчика срока и даты подключения не указано. МУП «Коммунальщик» проще отказать и ничего не делать. Нужно предпринимать меры, чтобы улучшить жизнь населения, для этого есть специальные программы. Предлагают воспользоваться другим методом, поставить печь, котел. В 2017г. собрались купить земельный участок с возможностью подключения к центральному отоплению. Нашли такой участок, продавец участка сказала, что есть возможность подключения к центральному отоплению, поэтому цена участка была завышена. Поехали к директору МУП «Коммунальщик» ФИО5, чтобы выяснить, не будет ли проблем с подключением участка к центральному отоплению. К ФИО5 обратились устно, сказали, что планируют купить земельный участок по <адрес>, не будет ли проблем с подключением к центральному отоплению, он сказал, что все нормально, оформляйте документы. Купили земельный участок, в мае 2017г. приехали в МУП «Коммунальщик» с документами, ФИО5 сказал, что возникли небольшие проблемы, нужно подождать до осени. Нужно было получить какие-то схемы разграничения теплосетей, ФИО5 заверил, что за лето они все это сделают. Осенью 2017г. приехали с заявлением снова, сказали подождать до весны, что все еще не решилось. Весной 2018г. снова приехали с заявлением, официально дали отказ, что нет возможности подключения к центральному отоплению. Ходили на прием к заместителю главы Карасукского района, он сказал, что раз договаривались с ФИО5, то с ним и дальше договариваться. Потом появилось решение суда, МУП «Коммунальщик» обязали заключить договор на подключение к системе теплоснабжения. Дом уже построили, пришлось ставить электрокотёл, он намного превышает расходы, чем ожидали. ФИО5 говорил, что когда будут строить дом, закладывать трубы, за лето они все проблемы решат, сделают тех.условия. За лето от соседнего участка они провели все коммуникации, касающиеся отопления. Ничего не предвещало отказа, вложили деньги, подвели трубы к дому, получается все зря.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании поддержал исковое требование и доводы ФИО1 В обоснование пояснил, что вынесенное ранее решение суда является преюдицией. Суд уже разобрался и вынес решение, что нужно заключить договор. Предмет этого заседания касается пунктов договора, какие они должны быть и почему ответчик не желает их включать. Это указано в ст. 14 ФЗ от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О Теплоснабжении», ссылка на подзаконные акты и Правила «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения» от 05.07.2018г. № 787, где все расписано. Если все сделать по этим Правилам, то оснований у Мельник писать протоколы разногласий нет. Договор был составлен на скорую руку, даже имя написано не правильно. В п. 31 Правил указаны существенные условия, которые должен содержать договор о подключении. Их всего 11, без них договор считается не заключенным и недействительным. После вынесения решения суда ответчик не проявлял действий, они получили решение суда, вступившее в законную силу, и в течение 3 месяцев бездействовали, пришлось обращаться к судебным приставам, чтобы ответчик прислал проект договора. Через 2 месяца прислали проект договора, они выслали протокол разногласий, пришлось расписывать, как должен выглядеть со стороны ответчика публичный договор. Он отослал протокол разногласий, в ответе указали оставить договор в редакции исполнителя. Первое существенное условие п.31 перечень мероприятий, в том числе технических по подключению объекта к системе теплоснабжения должны быть указаны. П.1.1 протокола разногласий, где указано, какие действия нужно предпринять, чтобы осуществить подключение. В перечне мероприятий не указана точка подключения. Подразумевается, что в последующем ответчик может навязать точку подключения в другой стороне города. В Правилах указано, что такое точка подключения, это место физического соединения, она граничит с земельным участком. Он указал, что подключение объекта осуществляется в точке подключения, располагающейся на границе земельного участка объекта. П.1.3. - условий подключения (приложение № 1 к договору) их нет. В Правилах п.35 указано, что условия подключения выдаются исполнителем вместе с проектом договора о подключении, являются его неотъемлемой частью и содержат сведения, что в них нужно прописать. Ответчик указал, что они будут выданы, когда появится техническая возможность, которую они не хотят осуществлять и надеются, что в 2032г. у них появится техническая возможность. П.1.4. - перенес на п.1.5. Пункт 1.4. просит дополнить, указать какие мероприятия нужно провести, чтобы достигнуть цели присоединения. П.2.1.1. – предлагает выдать условия подключения объекта к сети. П.2.1.2. - предыдущий суд установил, что техническая возможность есть, предлагает слово «при наличии» убрать. П.2.1.4. - является п.2.1.5. Дополнить текстом «выполнить мероприятия по подключению объекта в соответствии с условиями подключения». П.2.2.3. - предлагает убрать «в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ», потому что в Правилах отсутствует расширительное толкование, перечень закрытый, указан лишь один случай, если заказчик не оплачивает присоединение, то тогда можно отодвинуть сроки. П.2.2.4. и п.2.3.3. - исключить, указаны невыполнимые требования, которые хотят просто навязать. П.2.3.7. - уточнил, предоставить проектную документацию в 1 экземпляре, накладывают излишнюю обязанность по предоставлению документации в электронном виде. П.2.3.11., п.2.3.12. и 2.3.13. – просит исключить, эти пункты не относятся к жилым домам, требования предъявляются к промышленным предприятиям 4 класса опасности и атомным электростанциям. П.2.2.4. - просит дополнить следующим содержанием «требовать своевременного исполнения исполнителем своих обязательств по договору в полном объеме». Это тоже указано в Правилах. П.3.1. - срок заключения договора. Сначала его хотели отодвинуть до 2032г., потом указали в течение 36 месяцев при наличии технической возможности. Уверен, что такой технической возможности у ответчика не будет по истечении 36 месяцев. По Правилам нормативный срок подключения не может превышать 18 месяцев со дня заключения договора о подключении, если более длительные сроки не указаны в заявке заявителя. Они такие более длительные сроки не указывали. Если более длительные сроки подключения указаны в инвестиционной программе исполнителя, срок подключения не должен превышать 3 лет. Состоявшимся судом доказано, что у ответчика нет инвестиционной программы, соответственно срок 18 месяцев. П.4.1. - касается оплаты, МУП «Коммунальщик» предложил бесплатное подключение, но договор не безвозмездный, относится к договорам оказания услуг. П.4.2. - просит дополнить «обязанность заказчика по оплате стоимости подключения считается исполненной с момента поступления денежных средств на указанный расчетный счет». П.8. – приложения нет, его необходимо изготовить, так как это неотъемлемая часть договора, это условия подключения. П.9. - нет печати юридического лица. В июне 2020 года при подаче заявки на подключение был составлен акт на ведение земельных работ, то есть ответчиком дано разрешение на строительство сетей от точки присоединения, истец готов передать эти сети исполнителю.
Представитель ответчика – МУП «Коммунальщик» ФИО3 в судебном заседании исковое требование ФИО1 не признал, пояснив, что в решении суда было указано, что у МУП «Коммунальщик» имеется программа модернизации тепловых сетей, указан срок до 2032г. Модернизация предусмотрена с 2022г. по 2027г. Сроки подключения в том же самом постановлении указаны 36 месяцев. Он максимальный в расчете того, что будет проведена модернизация, и абонент будет подключен. Истец в договоре хочет, чтобы подготовили ему сети. Если тариф на подключение не установлен, и мощность не превышает 0,1 Гкал, то сумма не указывается, поэтому в договоре не прописана стоимостью подключения. Технические условия не могут быть выданы без наличия технической возможности. Как только будет проведена модернизация, будут выданы технические условия, абонент будет подключен, поэтому указан максимальный срок 36 месяцев, может это будет раньше. По поводу прокладки сетей могут дать точку подключения ближайшую, это будет прописано в технических условиях. Если сейчас подключать истца к котельной, там дефицит мощности, будут ущемлены другие потребители. Акты, документы и приложения к договору могут быть выданы, когда будут знать технические условия, точку подключения, будет акт разграничения, акт присоединения. Точка подключения, возможно, будет по <адрес>, там колодец, можно подключиться. По п.1.3. приложения нет, так как нет технической возможности подключения, приложение появится после модернизации сетей, котельной. По п.2.2.3 согласен со стороной истца. По.2.3.7. - документы вносят в свою базу, им так удобнее, поэтому просят документы в электронном виде, законодательно это не предусмотрено. По п.2.3.11., 2.3.12., 2.3.13. – не известно, какие отопительные приборы поставил заказчик, в каком они состоянии, эта безопасность МУП. По п.2.4.4. можно добавить, как просит представитель истца. По п.3.1. максимальный срок указан, так как нет технической возможности. По п.4.1. - по оплате предусмотрена определенная мощность, объект не такой мощный, подключение бесплатное, тарифа на подключение нет. Согласен, что договор публичный и должен соответствовать правилам подключения. Договор разработан МУП «Коммунальщик» по Правилам. Инвестиционной программы у МУП «Коммунальщик» нет. После вынесения судом решения направлен запрос в Департамент по тарифам, подготовлена сумма для модернизации – более 50 млн. руб., ответ еще не получен.
Представитель ответчика МУП «Коммунальщик» ФИО6 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена.
Участвуя в судебном заседании 18.05.2020 года, ФИО6 исковые требования не признала, пояснила, что у каждого объекта есть адрес, он располагается в зоне действия котельной. Объект истца возможно подключить только к котельной №. Точка подключения определяется на тепловых сетях, где есть тепловая камера, ближайшая тепловая камера находится у дома № по <адрес>. Сама тепловая камера будет неизменной, а параметры, которые выдает теплоноситель, разные. На сегодняшний день проблематично выдать технические условия, так как кроме точки подключения, прописываются характеристики давления и температуры. На сегодняшний день они одни, после модернизации будут другие. Это основные факторы, которые могут влиять на гидравлический расчет сетей. Модернизация котельной планируется в 2022г. С технической точки зрения подключить сейчас дом истца невозможно. Диаметры труб рассчитываются на параметры, которые указываются в технических условиях в приложении № 1. Если подключить дом сейчас, это ущемит абонентов живущих рядом, у них упадет температурный режим ветки, где планируется подключение. Все производство с администрацией ведется в электронном виде, в бумажном носителе документы нужно для согласования с мастерами. Далее сведения заносятся в базу, база находится у администрации. По внутренней системе отопления просят то, что необходимо, чтобы, когда произойдет подключение в случае, если в доме температура будет ненадлежащего качества, меньше 20 градусов, к ним не было претензий. Выбор внутренней системы отопления не зависит от предприятия, их задача выдать заявленную мощность, потребитель должен ее принять, может возникнуть дисбаланс, он может ее принять больше или не сможет принять. По поводу тарифа на подключение заявленная нагрузка по дому у истца небольшая, подключение бесплатное. На сегодня тарифа для такой мощности нет. Тариф разрабатывает экономист, утверждает Департамент по тарифам.
Определением суда от 22.05.2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечена администрация Карасукского района Новосибирской области
Представитель третьего лица администрации Карасукского района Новосибирской области ФИО4 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, представила письменные возражения. Кроме того, пояснила, что за МУП «Коммунальщик» имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, предприятие является самостоятельным юридическим лицом. В администрацию ответчик запросы по вопросам подключения не направлял. Ответчик обращался в администрацию с письмом об отсутствии технической возможности подключения. Схемой теплоснабжения г.Карасука предусмотрен дефицит котельной, программа модернизации принята, финансирование должно осуществляться из областного бюджета и бюджета муниципального образования, а также за счет средств предприятия. Орган местного самоуправления ограничен рамками бюджета. Пока техническая возможность подключения отсутствует, в рамках модернизации будет восполнена. Софинансирование предприятия осуществляется за счет средств бюджета, предприятие пишет инвестиционную программу. Ей не известно, имеется ли у МУП «Коммунальщик» инвестиционная программа. В настоящее время отсутствует техническая возможность произвести подключение истца к системе теплоснабжения. Срок подключения должен быть 36 месяцев.
Суд, выслушав истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителей ответчика МУП «Коммунальщик» ФИО3, ФИО6, представителя третьего лица ФИО4, обозрев в судебном заседании материалы гражданского делу №, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно ч.ч.2 и 3 ст.445 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами.
Согласно ч.1 ст.446 Гражданского кодекса РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно ч.ч.1 и 2 ст.14 Федерального закона от 27.07.2010 года №190-ФЗ (ред. от 29.07.2018 года) «О теплоснабжении» подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Указанное в части 1 настоящей статьи подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (далее также - договор на подключение (технологическое присоединение), который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации. Правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению (технологическому присоединению) и в заключении соответствующего договора, устанавливаются правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.29 Правил «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2018 года №787 (ред. от 22.05.2019 года) в случае несогласия заявителя с представленным исполнителем проектом договора о подключении и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель в течение 10 рабочих дней со дня получения проекта договора о подключении направляет исполнителю извещение о намерении заключить указанный договор на иных условиях и прилагает к проекту договора протокол разногласий.
Исполнитель обязан в течение 10 рабочих дней со дня получения протокола разногласий известить заявителя о принятии проекта договора о подключении в редакции заявителя либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок заявитель, направивший протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении указанного договора, на рассмотрение суда.
В случае неполучения от заявителя проекта договора о подключении в течение 30 дней после его направления исполнителем либо в случае отказа заявителя от его подписания поданная таким заявителем заявка на подключение аннулируется.
В судебном заседании установлено, что решением Карасукского районного суда Новосибирской области от 14.10.2019 года были частично удовлетворены исковые требования ФИО1 Суд обязал МУП «Коммунальщик» заключить договор о подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения строящегося индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. В остальной части иска отказано. Решение вступило в законную силу 21.11.2019 года.
Согласно ч.2 ст.61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
ФИО1 от МУП «Коммунальщик» получен проект договора № о подключении к системе теплоснабжения без даты, акт о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя без даты (приложение №2) и акт о подключении объекта к системе теплоснабжения без даты (приложение №3).
ФИО1, не согласившись с частью пунктов проекта договора, предложила их изменить, о чем был составлен протокол разногласий к договору № от 25.02.2020 года.
03.03.2020 года МУП «Коммунальщик» ФИО1 был направлен протокол согласования разногласий к договору № о подключении к системе теплоснабжения, в котором все пункты были оставлены без изменений.
Суд, оценивая в совокупности исследованные доказательства, редакции спорных пунктов проекта договора № о подключении к системе теплоснабжения, изложенные сторонами в представленных суду протоколах разногласий к договору, приходит к выводу о том, что редакция спорных пунктов, предложенная ФИО1 наиболее полно соответствует положениям Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.07.2018 г. №787.
Как следует из преамбулы договора № о подключении к системе теплоснабжения без даты (далее по тексту договор №) имя заявителя ФИО1 указано неверно, в связи с чем подлежит исправлению. В судебном заседании установлено, что истец документирована как ФИО1.
Согласно 15 Правил подключение к системам теплоснабжения осуществляется в следующем порядке:
а) направление исполнителю заявки о подключении к системе теплоснабжения;
б) заключение договора о подключении;
в) выполнение мероприятий по подключению, предусмотренных условиями подключения и договором о подключении;
г) составление акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя;
д) составление акта о подключении.
Пункт 32 Правил устанавливает перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению объекта к системе теплоснабжения, выполняемые заявителем в пределах границ земельного участка заявителя, которые включают в себя: разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным условиями на подключение, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; выполнение условий подключения.
Пункт 33 Правил предусматривает мероприятия (в том числе технические) по подключению объекта к системе теплоснабжения, выполняемые исполнителем до границы земельного участка заявителя, на котором располагается подключаемый объект, … мероприятия по увеличению пропускной способности (увеличению мощности) соответствующих тепловых сетей или источников тепловой энергии, а также мероприятия по фактическому подключению, которые включают в себя:
а) подготовку и выдачу исполнителем условий подключения и согласование их в необходимых случаях с организациями, владеющими на праве собственности или на ином законном основании смежными тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии;
б) разработку исполнителем проектной документации в соответствии с условиями подключения;
в) проверку исполнителем выполнения заявителем условий подключения;
г) осуществление исполнителем фактического подключения объекта к системе теплоснабжения.
При исполнении договора о подключении исполнитель обязан:
а) осуществить действия по созданию (реконструкции, модернизации) тепловых сетей до точек подключения и (или) источников тепловой энергии, а также по подготовке тепловых сетей к подключению объекта и подаче тепловой энергии не позднее установленной договором о подключении даты подключения;
б) проверить выполнение заявителем условий подключения и опломбировать приборы (узлы) учета тепловой энергии и теплоносителя, краны и задвижки на их обводах в установленный договором о подключении срок со дня получения от заявителя уведомления о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя с составлением и подписанием акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя по форме согласно приложению N 1;
в) осуществить не позднее установленной договором о подключении даты подключения (но не ранее подписания акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя) действия по подключению к сети инженерно-технического обеспечения внутриплощадочных или внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта (если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя);
г) принять предложение о внесении изменений в договор о подключении либо отказать в его принятии в течение 30 дней со дня получения предложения заявителя при внесении изменений в проектную документацию (пункт 43 Правил).
Изложенная ФИО1 в протоколе разногласий к договору № от 25.02.20120 года редакция пункта 1.1. по своему содержанию соотносится с пунктами 15, 32, 33, 43 Правил и предусматривает обязанности исполнителя и заявителя по выполнению каждым из них действий направленных на последующее подключение жилого дома заявителя к системе теплоснабжения. Редакция п.1.1. представленная ответчиком не противоречит требованиям Правил, вместе с тем, редакция истца ФИО1 является более полной, в связи с чем подлежит включению в договор.
Согласно п.2 Правил "точка подключения" - место физического соединения тепловых сетей исполнителя и тепловых сетей заявителя, для многоквартирного дома - сетей инженерно-технического обеспечения дома с тепловыми сетями исполнителя, устанавливаемое согласно договору о подключении к системе теплоснабжения на границе земельного участка подключаемого объекта, в случае подключения многоквартирного дома - на границе сетей инженерно-технического обеспечения дома. При подключении комплексной застройки точка подключения определяется для каждого объекта капитального строительства, входящего в состав комплексной застройки, в том числе для многоквартирного дома - на границе сетей инженерно-технического обеспечения дома, для объектов коммунальной, социальной, транспортной инфраструктуры - на границе земельного участка подключаемого объекта согласно проекту межевания территории;
"точка присоединения" - место физического соединения тепловых сетей, мероприятия по созданию которых осуществляются в рамках исполнения договора о подключении к системе теплоснабжения, с существующими тепловыми сетями исполнителя, а в случае, предусмотренном пунктом 5 настоящих Правил, - с существующими тепловыми сетями или источниками тепловой энергии, принадлежащими на праве собственности или на ином законном основании лицам, не оказывающим услуги по передаче тепловой энергии и (или) не осуществляющим продажу тепловой энергии.
Таким образом, точка соединения (подключения) тепловых сетей исполнителя и тепловых сетей заявителя предусмотрена Правилами на границе земельного участка подключаемого объекта. Редакция пункта 2.1 договора №, изложенная истцом, соотносится с понятием точки подключения, указанной в п.2 Правил, в связи с чем должна быть отражена в договоре.
В соответствии с п.35 Правил условия подключения выдаются исполнителем вместе с проектом договора о подключении, являются его неотъемлемой частью и содержат следующие сведения:
а) планируемые точки подключения;
б) максимальные часовые и среднечасовые тепловые нагрузки подключаемого объекта по видам теплоносителей и видам теплопотребления (отопление, вентиляция, горячее водоснабжение, технологические нужды), а также схемы подключения теплопотребляющих установок;
в) максимальные расчетные и среднечасовые расходы теплоносителей, в том числе с водоразбором из сети (при открытой системе теплоснабжения);
г) параметры (давление, температура) теплоносителей и пределы их отклонений в точках подключения к тепловой сети с учетом роста нагрузок в системе теплоснабжения;
д) количество, качество и режим откачки возвращаемого теплоносителя, а также требования к его очистке, если тепловая энергия отпускается с паром;
е) добровольные для исполнения рекомендации, касающиеся необходимости использования имеющихся у заявителя собственных источников тепловой энергии или строительства им резервного источника тепловой энергии либо резервной тепловой сети с учетом требований к надежности теплоснабжения подключаемого объекта, а также рекомендации по использованию вторичных энергетических ресурсов;
ж) требования к прокладке и изоляции трубопроводов;
з) требования к организации учета тепловой энергии и теплоносителей;
и) требования к диспетчерской связи с теплоснабжающей организацией;
к) границы эксплуатационной ответственности теплоснабжающей организации и заявителя;
л) пределы возможных колебаний давления (в том числе статического) и температуры в тепловых пунктах заявителя, устройства для защиты от которых должны предусматриваться заявителем при проектировании систем теплопотребления и тепловых сетей;
м) минимальные часовые и среднечасовые тепловые нагрузки подключаемого объекта по видам теплоносителей и видам теплопотребления;
н) требования к приборам учета (технические условия на установку приборов учета).
Редакция п.1.3 договора изложенная ФИО1 предусматривает составление приложения – условий подключения, предусматривающие содержание всех необходимых сведений в соответствии с п.35 Правил.
Довод представителя ответчика ФИО3 согласно которому не представляется возможным выдать условия подключения в связи с отсутствием технической возможности подключения, суд не находит обоснованным, при этом исходит из следующего.
Как следует из схемы теплоснабжения г.Карасука на 2021 год и плановый период до 2035 года (актуализация на 2021 год), утвержденной постановлением администрации Карасукского района Новосибирской области № от 29.03.2020 года, на котельной № имеется дефицит тепловой мощности -40,82%.
Вместе с тем, из решения Карасукского районного суда Новосибирской области от 14.10.2019 года, вступившим в законную силу 21.11.2019 года, следует, что при рассмотрении дела установлено, что органом местного самоуправления в схеме теплоснабжения предусмотрена реализация мер, направленных на увеличение мощности котельной №, к которой возможно подключение объекта истца к системе теплоснабжения. Этим же решением суда установлено, что инвестиционной программы у ответчика МУП «Коммунальщик» не имеется, разработка данной программы зависит именно от ответчика, права истца не могут нарушаться тем, что ответчик данную программу не разрабатывает.
Как следует из пояснений представителя ответчика ФИО3 после принятия судом 14.10.2019 года решения, МУП «Коммунальщик» направлен запрос в Департамент по тарифам Новосибирской области с обозначением суммы необходимой для проведения модернизации котельной, ответ не получен до настоящего времени. Доказательств, подтверждающих данный довод представителя ответчика, суду не представлен.
Бездействие со стороны МУП «Коммунальщик» не может являться уважительной причиной отсутствия технической возможности подключения объекта истца к тепловым сетям, при том, как обязанность исполнителя (ответчика) осуществлять действия по созданию (реконструкции, модернизации) тепловых сетей до точек подключения и (или) источников тепловой энергии, а также по подготовке тепловых сетей к подключению объекта и подаче тепловой энергии не позднее установленной договором о подключении даты, предусмотрена пунктом 43 вышеуказанных Правил.
Суд также находит обоснованным требование истца о дополнении текста пункта 1.4, поскольку изложенные в нем условия не противоречат вышеприведенным пунктам 15, 32, 33, 43 Правил. При этом суд полагает возможным считать пункт 1.4 в редакции, изложенной в проекте договора №, пунктом 1.5 договора.
Согласно п.2 Правил "условия подключения" - неотъемлемая часть договора о подключении к системе теплоснабжения, предусматривающая технические мероприятия, выполняемые сторонами для осуществления подключения, а также иные технические параметры (точки подключения, максимальные часовые и среднечасовые тепловые нагрузки подключаемого объекта по видам теплоносителей и видам теплопотребления, схемы подключения теплопотребляющих установок, параметры теплоносителей и др.).
Таким образом, выдача условий подключения объекта к системе теплоснабжения является обязательной при заключении договора. Требование истца о включении в договор пункта 2.1.1. в предложенной им редакции обоснованно. Ссылка ответчика на отсутствие технической возможности ввиду дефицита котельной судом не принимается по основаниям, изложенным выше. Кроме того, формулировка п.2.1.2 договора №, изложенная в протоколе согласования разногласий от 03.03.2020 года, составленном МУП «Коммунальщик» «при наличии технической возможности…» недопустима, поскольку исключает исполнение стороной договора в определенный срок, тем самым нарушает права ФИО1
Изложенный ФИО1 в протоколе разногласий к договору № пункт 2.1.4 суд полагает возможным дополнить указанным содержанием, поскольку это не противоречит пунктам 15, 33, 43 Правил. При таких обстоятельствах пункт 2.1.4 возможно считать пунктом 2.1.5.
Довод истца об исключении из п.2.2.3 договора формулировки «в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством», заслуживает внимания, поскольку п.45 Правил предусматривает право исполнителя изменить дату подключения подключаемого объекта на более позднюю без изменения сроков внесения платы за подключение в случае, в определенном случае: если заявитель не предоставил исполнителю в установленные договором на подключение сроки возможность осуществить проверку готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования объекта к подключению и подаче тепловой энергии и опломбирование установленных приборов (узлов) учета, кранов и задвижек на их обводах. Каких-либо иных оснований изменения даты подключения объекта не предусмотрено. Суд также принимает во внимание, что в судебном заседании представитель ответчика ФИО3 выразил свое согласие с данным требованием истца.
Суд также находит обоснованным требование об исключении из договора № пунктов 2.2.4 и 2.3.3., поскольку указанными Правилами не предусмотрен порядок согласования сторонами планово-высотных отметок тепловой сети.
Пункт 25 Правил предусматривает, что для заключения договора о подключении заявитель направляет на бумажном носителе или в электронной форме в адрес исполнителя заявку на подключение к системе теплоснабжения, содержащую сведения, предусмотренные указанным пунктом. Пункт 26 Правил устанавливает перечень документов, прилагаемых к заявке о подключении к системе теплоснабжения. Перечень сведений и документов, предусмотренных пунктами 25 и 26 настоящих Правил, является исчерпывающим (пункт 27 Правил). Исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами.
Для осуществления процедуры подключения к системе теплоснабжения в ходе заключения договора о подключении исполнитель обеспечивает возможность использования и обмена между исполнителем и заявителем документами, как в электронной форме, так и на бумажном носителе (п.27 Правил).
Доказательств того, что МУП «Коммунальщик» обеспечена возможность использования и обмена между исполнителем и заявителем документами в электронной форме суду не представлено. При таких обстоятельствах у ФИО1 нет обязанности по предоставлению исполнительской документации в электронном виде, в связи с чем, включению в договор подлежит редакция п.2.3.7, изложенная ФИО1
Документы, перечень которых установлен п.25 Правил, были предоставлены ФИО1 в МУП «Коммунальщик» при обращении с заявкой для заключения договора 14.05.2019 года, что следует из материалов гражданского дела №.
Требование ФИО1 об исключении из договора пунктов 2.3.11, 2.3.12, 2.3.13 законно, поскольку обязательное исполнение перечисленных в названных пунктах действий законодательством не предусмотрено. Суд также обращает внимание, на то, что пункты 15 и 33 Правил предусматривают проверку исполнителем выполнения заявителем условий подключения и опломбирование приборов (узлов) учета тепловой энергии и теплоносителя, кранов и задвижек, составление и подписание акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя, что само по себе позволит МУП «Коммунальщик» проверить теплопотребляющие установки для их допуска к эксплуатации.
Суд также полагает возможным дополнить договор № пунктом 2.4.4, поскольку его содержание предусматривает право заявителя требовать исполнения другой стороной договора своих обязательств в полном объеме и не ущемляет права исполнителя. Суд также принимает во внимание, что в судебном заседании представитель ответчика ФИО3 выразил согласие на включение в договор данного пункта.
Согласно п.31 Правил к существенным условиям договора о подключении относятся: а) перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению объекта к системе теплоснабжения и обязательства сторон по их выполнению; б) срок подключения; в) размер платы за подключение (в том числе с приложением расчета указанной платы); г) порядок и сроки внесения заявителем платы за подключение; д) размер и виды тепловой нагрузки подключаемого объекта; е) местоположение точек подключения; ж) условия и порядок подключения внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к системе теплоснабжения; з) обязательства заявителя по оборудованию подключаемого объекта приборами учета тепловой энергии и теплоносителя; и) ответственность сторон за неисполнение либо за ненадлежащее исполнение договора о подключении; к) право заявителя при соблюдении им условий об оплате в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора о подключении при нарушении исполнителем сроков исполнения обязательств, указанных в договоре; л) право исполнителя в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора о подключении при двукратном нарушении заявителем сроков внесения платы за подключение, установленных договором.
В соответствии с п.42 Правил нормативный срок подключения не может превышать 18 месяцев со дня заключения договора о подключении, если более длительные сроки не указаны в заявке заявителя. Если более длительные сроки подключения указаны в инвестиционной программе исполнителя, а также в инвестиционных программах организаций, владеющих на праве собственности или на ином законном основании смежными тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии, с которыми заключены договоры о подключении, в связи с обеспечением технической возможности подключения, срок подключения не должен превышать 3 лет.
Срок подключения, указанный в договоре о подключении, может быть продлен по соглашению сторон на основании обращения заявителя.
Как было указано ранее, инвестиционная программа у МУП «Коммунальщик» отсутствует, что следует из решения суда от 14.10.2019 года, а также пояснений представителя ответчика ФИО3, данных при рассмотрении настоящего гражданского дела.
В заявке ФИО1 поданной в МУП «Коммунальщик» (входящий № от 14.05.2019 года (гр. дело №)) иные, более длительные сроки подключения, не указаны. Таким образом, срок подключения не может превышать 18 месяцев с момента вступления в законную силу решения Карасукского районного суда от 14.10.2019 года, которым удовлетворено требование ФИО1 об обязании МУП «Коммунальщик» заключить договор о подключении (техническом присоединении) к системам теплоснабжения. При этом суд руководствуется положениями ч.4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ предусматривающей, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда. Поскольку договор о подключении к системе теплоснабжения является публичным и обязателен для заключения МУП «Коммунальщик», условия такого договора с момента его заключения должны соответствовать Правилам подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.07.2018 г. №787.
Согласно п.107 Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 №1075 (ред. от 26.04.2019, с изм. от 30.04.2020 года) "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" органами регулирования может быть установлен льготный размер платы за подключение для потребителей, подключаемая тепловая нагрузка объекта капитального строительства которых не превышает 0,1 Гкал/ч, с учетом ранее присоединенной тепловой нагрузки в данной точке подключения, с одновременным установлением порядка компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций. В случае отсутствия соответствующего решения органа регулирования по установлению льготного размера платы за подключение расчет платы за подключение потребителей, подключаемая тепловая нагрузка объектов которых не превышает 0,1 Гкал/ч, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 108 и 109 настоящего документа.
Пункт 108 указанного Постановления предусматривает, что плата за подключение устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки исходя из необходимости компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя (включая проектирование), а также налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством... Согласно п.109 Постановления при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение устанавливается в индивидуальном порядке.
Пункт 110 Постановления устанавливает, что в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации: а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе - застройщика; б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей; в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии; г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.
Согласно п.163 Приказа ФСТ России от 13.06.2013 №760-э (ред. от 29.08.2019) "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (зарегистрировано в Минюсте России 16.07.2013 N 29078) органом регулирования утверждается: плата за подключение к системе теплоснабжения, равная 550 рублям (с НДС), в случае если подключаемая тепловая нагрузка объекта капитального строительства заявителя, в том числе застройщика, не превышает 0,1 Гкал/ч.
Как следует из расчета тепловых нагрузок жилого дома по <адрес>, составленного ООО «Гарант сервис» в 2019 году, общий расход тепла на отопление составит 17 232 ккал/час., что соответствует 0,01723 Гкал/ч. (1 ккал/час. = 1х10-6).
Поскольку заявленная истцом подключаемая тепловая нагрузка объекта капитального строительства заявителя не превышает 0,1 Гкал/ч., плата за подключение к системе теплоснабжения должна быть установлена в размере 550 руб.(с НДС).
Таким образом, редакция п.4.1 договора, представленная ФИО1 подлежит включению в договор. Суд также не усматривает оснований для отказа во включении в договор п.4.2 предложенного ФИО1, поскольку содержание данного пункта не нарушает прав сторон договора.
Поскольку согласно п.2 Правил условия подключения являются неотъемлемой частью договора, соответствующее приложение должно быть составлено. Таким образом, требования истца о включении в договор пункта 8 обоснованны.
Наличие на экземпляре договора оттиска печати организации согласно действующему законодательству по общему правилу не является обязательным и не влияет на действительность договора, вместе с тем, в соответствии со сложившейся практикой договоры, заключаемые юридическими лицами, обычно скрепляются печатями.
Суд полагает возможным проставить в договоре, заключаемом сторонами, печать МУП «Коммунальщик» согласно сложившейся практике. При этом также обращает внимание на то, что проект договора № предусматривает место проставления печати юридическим лицом.
С учетом изложенного, суд находит заявленные ФИО1 требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое требование ФИО1 удовлетворить.
Утвердить редакцию условий договора № о подключении к системе теплоснабжения в соответствии с протоколом разногласий от 25.02.2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Карасукский районный суд Новосибирской области.
Решение в окончательной форме принято 27 июля 2020 года.
Судья: подпись
Копия верна
Судья Карасукского районного суда
Новосибирской области В.Г. Косолапова