ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-301/2014 от 17.03.2014 Мегионского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 17 марта 2014 года Мегионский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа- Югры Тюменской области

 в составе: председательствующего судьи Пиюка А.В.

 при секретаре Дудыревой Ю.В.

 с участием прокурора Дерябиной М.С., представителя ответчика ФИО1

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» об обязании приведения нефтесборного трубопровода в соответствие с требованиями промышленной и экологической безопасности

 У С Т А Н О В И Л :

 Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» об обязании приведения нефтесборного трубопровода в соответствие с требованиями промышленной и экологической безопасности, указав, что межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения предприятиями ХМАО-Югры требований законодательства о промышленной и экологической безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, в ходе которой установлено, что ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» осуществляет эксплуатацию нефтесборного трубопровода в пределах Ватинского месторождения нефти в <адрес> с нарушениями требований промышленной безопасности, при этом обществом поставлено под угрозу экологическое благополучие жителей <адрес> автономного округа. На    основании свидетельства о регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» является собственником объекта: «нефтесборные сети куст скважин 128 до ДНС-3», зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ в государственном реестре опасных производственных объектов, в состав которого входит пластиковый нефтесборный трубопровод «**» Ватинского месторождения нефти, расположенный в <адрес> ХМАО - Югры. Как установлено в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ произошел порыв вышеуказанного нефтесборного трубопровода при проведении работ по демонтажу расположенного а коридоре коммуникаций близлежащего нефтепровода диаметром 273 мм, в результате чего на почву попало более 4 мЗ газоводонефтяной эмульсии, а площадь загрязнения земель составила 0,1 га. Указанный порыв трубопровода произошел по причине ненадлежащего производственного контроля со стороны ответчика, а также отсутствия проектной и исполнительной документации, что не позволило обществу располагать информацией о точном расположении в коридоре коммуникаций иных проложенных трубопроводов, являющихся опасными производственными объектами и представляющих угрозу окружающей среде. Эксплуатация ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» нефтесборного трубопровода «т.вр.<адрес>-ДНС-ЗВ» Ватинского месторождения нефти в отсутствие проектной и исполнительной документации, а также заключения экспертизы промышленной безопасности по определению остаточного ресурса его безопасной эксплуатации создает реальную угрозу причинения вреда экологии, нарушения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированного ст.42 Конституции РФ. Прокурор просит обязать ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить в установленном законом порядке заключение экспертизы промышленной безопасности по продлению срока безопасной эксплуатации (определения остаточного ресурса) нефтесборного трубопровода «т.вр.<адрес>-ДНС-ЗВ» Ватинского месторождения нефти в <адрес>; Обязать ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» с ДД.ММ.ГГГГ приостановить эксплуатацию нефтесборного трубопровода «**» Ватинского месторождения нефти в <адрес> ХМАО-Югры в отсутствие заключения экспертизы промышленной безопасности по продлению срока безопасной эксплуатации (определения остаточного ресурса) нефтесборного трубопровода.

 В судебном заседании прокурор на требованиях настаивала.

 Представитель ответчика возражений по сути исковых требований не предоставил, пояснил, что ОАО надлежащим образом содержало нефтесборный трубопровод, порыв произошел по не зависящим от ОАО обстоятельствам.

 Представитель третьего лица просил рассмотреть дело без своего участия, требования удовлетворить.

 Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему:

 Установлено, что ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» является владельцем лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа в пределах Ватинского месторождения нефти в <адрес> ХМАО-Югры. На    основании свидетельства о    регистрации    права № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» является собственником объекта: «нефтесборные сети куст скважин 128 до ДНС-3», зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ в государственном реестре опасных производственных объектов, в состав которого входит пластиковый нефтесборный трубопровод «**» Ватинского месторождения нефти, расположенный в <адрес>. Данный пластиковый нефтесборный трубопровод, имеет диаметр 300 мм, протяженность 1400 метров, введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ и по нему транспортируется газоводонефтяная эмульсия.

 ДД.ММ.ГГГГ произошел порыв вышеуказанного нефтесборного трубопровода при проведении работ по демонтажу расположенного а коридоре коммуникаций близлежащего нефтепровода диаметром 273 мм, в результате чего на почву попало более 4 мЗ газоводонефтяной эмульсии, а площадь загрязнения земель составила 0,1 га.

 В ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» указано, что промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности. В ч.1 ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, природных ресурсов, рациональному использованию и воспроизводству обеспечению экологической безопасности.

 Установлено, что при эксплуатации нефтесборного трубопровода «**» Ватинского месторождения нефти ответчиком требования промышленной и экологической безопасности не выполняются.

 Так, проведенной проверкой установлено, что проектная и исполнительная документация, на данный нефтесборный трубопровод утрачены, при этом необходимые меры для восстановления данных документов ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» не предпринимаются.

 В тоже время, все основные эксплуатационные характеристики трубопровода, срок его допустимой эксплуатации определены именно этими документами.

 В п.3.5.4.176 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 05.06.2003 № 56, указано, что проектирование, строительство и эксплуатация промысловых трубопроводов должны осуществляться в соответствии с требованиями строительных правил и норм.

 В силу п.3.5.4.191 Правил, испытание трубопроводов следует осуществлять в соответствии с проектной документацией и технологическим регламентом. С учетом того, что на вышеуказанный трубопровод отсутствует проектная и исполнительная документация, ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» не располагает необходимыми сведениями о пределах устойчивости трубопровода, к механическим и термическим нагрузкам, химическому воздействию, параметрах его безопасной эксплуатации, наличии защиты от наружной коррозии, допустимом рабочем давлении, допустимости использования примененных при строительстве материалов, допустимой к транспортировке жидкости.

 В соответствии с п.5 ст.7 Федерального закона №116-ФЗ технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, если иная форма оценки соответствия таких технических устройств обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами.

 В п.4 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 № 240, указано, что организации обязаны содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий.

 Указанные требования ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» при эксплуатации нефтесборного трубопровода не выполняются, его диагностика не проводится, а уровень его безопасности, надежности и прочности не соответствует предъявляемым требованиям.

 В ч.2 ст.39 ФЗ «Об охране окружающей среды указано, что юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

 На основании ч.2 ст.46 этого же Федерального закона при эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

 Таким образом, эксплуатация ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» нефтесборного трубопровода «**» Ватинского месторождения нефти в отсутствие проектной и исполнительной документации, а также заключения экспертизы промышленной безопасности по определению остаточного ресурса его безопасной эксплуатации создает реальную угрозу причинения вреда экологии, нарушения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, гарантированного ст.42 Конституции РФ. Данное право является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием (ст. 17, ст. 18 Конституции РФ, ст. 1, ст. 2 ГК РФ).

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

 Р Е Ш И Л:

 Обязать ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» в срок до 01.07.2014 г. получить в установленном законом порядке заключение экспертизы промышленной безопасности по продлению срока безопасной эксплуатации (определения остаточного ресурса) нефтесборного трубопровода «**» Ватинского месторождения нефти в Нижневартовсом районе ХМАО- Югры; Обязать ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» с ДД.ММ.ГГГГ приостановить эксплуатацию нефтесборного трубопровода «**» Ватинского месторождения нефти в Нижневартовсом районе ХМАО-Югры в отсутствие заключения экспертизы промышленной безопасности по продлению срока безопасной эксплуатации (определения остаточного ресурса) нефтесборного трубопровода.

 Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в суд Ханты-Мансийского автономного округа в апелляционном порядке через Мегионский городской суд.

 *

 *Судья А.В.Пиюк