ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-301/2017 от 13.03.2017 Индустриального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2- 301/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«13» марта 2017 года г. Хабаровск

Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Косых М.А.,

с участием:

представителя истца <данные изъяты>,

при секретаре судебного заседания Эркаевой Т.Ш.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> к ПАО «Авиакомпания «Сибирь» о взыскании денежных средств, неустойки, денежной компенсации морального вреда, штрафа,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд к ответчику с иском о взыскании убытков, неустойки, штрафа, компенсации морального вреда. В обоснование иска указав, что <данные изъяты>. истец приобрел у ответчика авиабилеты по маршруту <данные изъяты>, стоимостью <данные изъяты> рублей. Билеты приобретались в кассе «Спектр Авиа Сервис». Однако у истца возникла необходимость вернуть билеты по семейным обстоятельствам. <данные изъяты>. истец обратился к ответчику с заявлением о возврате авиабилета ответчику и возврате денег за приобретенный билет истцу. Ответом от <данные изъяты>. ответчик в удовлетворении исковых требований отказал, сославшись на тот факт, что тариф, по которому приобретались билеты, не предусматривает возможности возврата (невозвратный тариф). Истец считает, что поскольку при приобретении билета ему не была доведена информация об особенностях тарифа, по которому приобретается билет, то истец обязан вернуть ему оплаченную за билет сумму. Просит суд взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства в сумме <данные изъяты> руб. – стоимость билета, неустойку – <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей, штраф в размере <данные изъяты>% от присужденной суммы.

В судебном заседании истец не присутствовал, о дне и месте слушания дела извещался своевременно и надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

Представитель истца исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы указанные в иске.

Ответчик в судебном заседании не присутствовал, о дне и месте слушания дела извещался своевременно и надлежащим образом, предоставил возражения на иск, просил в удовлетворении иска отказать, дело рассмотреть в свое отсутствие.

Третье лицо АО «Дальневосточное авиационное агентство «Спектр Авиа Сервис» в судебном заседании не присутствовал, о дне и месте слушания дела извещался своевременно и надлежащим образом.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела <данные изъяты>. истец приобрел у ответчика авиабилеты по маршруту <данные изъяты>, стоимостью <данные изъяты> рублей. Билеты приобретались в кассе «Спектр Авиа Сервис».

Однако у истца возникла необходимость вернуть билеты по семейным обстоятельствам.

<данные изъяты>. истец обратился к ответчику с заявлением о возврате авиабилета ответчику и возврате денег за приобретенный билет истцу.

<данные изъяты> ответчик в удовлетворении требований истцу отказал, поскольку тариф, по которому приобретались билеты, не предусматривает возможности возврата (невозвратный тариф).

В соответствии с ч. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала

Поскольку АО «Дальневосточное авиационное агентство «Спектр Авиа Сервис» продав истцу билет по агентскому договору от имени и за счет ПАО "Сибирь" не приобрело обязанностей перед истцом, ПАО «Сибирь» является надлежащим ответчиком по делу.

В подтверждение заключения договора перевозки истцу был выдан электронный билет, который был приобретен в кассе АО «Дальневосточное авиационное агентство «Спектр Авиа Сервис».

Из копии электронного билета следует, что в нем не разъяснена информация, касающаяся возврата билета, а также последствий такого возврата в соответствии с выбранными тарифами.

В соответствии со ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

В соответствии со ст. 108 Воздушного кодекса РФ, если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания, установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс.

Согласно преамбуле Закона РФ "О защите прав потребителей" настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Поскольку истцом был приобретен авиабилет для личных нужд, то к отношениям между ПАО "Сибирь" и истцом подлежат применению нормы вышеназванного закона.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (ч. 1).

Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации (ч. 2).

Согласно ст. 10 вышеназванного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно положениям части 1 статьи 12 Закона РФ "О защите прав потребителей" если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

Кроме того, обязанность предоставлять информацию об условиях перевозок содержится и в п. 37 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", согласно которому при оплате и/или оформлении перевозки перевозчик или уполномоченный агент обязан предоставить пассажиру достоверную и полную информацию об условиях перевозки, в том числе информацию: указанную в оформленном перевозочном документе; об условиях договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о нормах бесплатного провоза багажа, предметах и вещах, запрещенных к перевозке, особых условиях перевозки багажа и т.д.; об условиях применения тарифа включая информацию об условиях возврата (невозврата) уплаченной за перевозку провозной платы; о правилах перевозчика; о перевозчике, который будет фактически осуществлять перевозку; о способе проезда до аэропорта отправления; о месте и времени начала и окончания регистрации на рейс; об общих требованиях, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным контролем, предусмотренным законодательством Российской Федерации; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотра пассажиров и багажа; об условиях обслуживания на борту воздушного судна; о типе воздушного судна.

Суд приходит к выводу, что при приобретении билета истцу не была доведена информация об особенностях тарифа, по которому приобретается билет, в связи, с чем стоимость билета подлежит возврату.

Согласно, ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оценив и проанализировав исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что ответчиком не предоставлены доказательства, в подтверждение своих возражений.

В соответствии со ст. 31 Закона «О защите прав потребителей» - требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. В соответствии с п. 3 этой же статьи за нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона, в соответствии с которой, случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Истец обратился к ответчику с претензий <данные изъяты>, то ответчик обязан был ее удовлетворить не позднее <данные изъяты>

Согласно расчета предоставленного истцом сумма неустойки за период с <данные изъяты>. составила <данные изъяты>.

Поскольку размер неустойки не может превышать размер основного долга (п.5 ст.28 ФЗ «О защите прав потребителей», с ответчика подлежит взысканию в пользу истца <данные изъяты> (стоимость билета).

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. С учетом требований разумности и справедливости, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о компенсации морального вреда, частично в сумме <данные изъяты> рублей.

Согласно части 6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном прядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается в доход соответствующего бюджета с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. С ответчика в доход муниципального образования - городской округ «город Хабаровск» подлежит взысканию государственная пошлина <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск <данные изъяты> к ПАО «Авиакомпания «Сибирь» о взыскании денежных средств, неустойки, денежной компенсации морального вреда, штрафа, удовлетворить частично.

Взыскать с ПАО «Авиакомпания «Сибирь» в пользу <данные изъяты> денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, неустойку в размере <данные изъяты> рублей, штраф в размере <данные изъяты> денежную компенсацию морального вреда <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с ПАО «Авиакомпания «Сибирь» в бюджет муниципального образования – Городской округ «Город Хабаровск» государственную пошлину в сумме <данные изъяты> копеек.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд города Хабаровска.

Судья М.А. Косых

Мотивированное решение изготовлено 15.03.2017г.