Дело № 2-301/2021 29RS0001-01-2021-000460-58 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 июня 2021 года г. Вельск
Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Смоленской Ю.А.,
при секретаре Власовой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области к ВАМ о взыскании бюджетных средств, предоставленных на строительство жилья в сельской местности,
установил:
Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области обратилось в суд с иском к ВАМ о взыскании бюджетных средств, предоставленных на строительство жилья в сельской местности, в размере 574667 руб. 97 коп., обосновывая требования тем, что в рамках Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, на основании свидетельства от 10 июня 2019 года № 744, за счет бюджетных средств ВАМ для строительства жилого дома в д. <адрес> на состав семьи из 4 человек в 2019 году предоставлена социальная выплата в размере 574667 руб. 97 коп., из которых средства федерального бюджета 336502 руб. 08 коп., средства областного бюджета 230400 руб. 00 коп., средства муниципального бюджета 7765 руб. 89 коп. Подпунктом «б» п. 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, приложения № 13 к указанной Государственной программе в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01 марта 2018 года № 214 определено, что гражданин имеет право на получение социальной выплаты при соблюдении условия: работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (непрерывно в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов - получателей социальных выплат и получателей жилья по договорам найма жилых помещений. По результатам проведенной прокуратурой Архангельской области проверки установлено, что ВАМ не подтвердил факт осуществления им трудовой или предпринимательской деятельности на постоянной основе непрерывно в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий, а поэтому социальная выплата ответчику предоставлена необоснованно, и в связи с чем, 23 октября 2020 года истец направил ВАМ требование о возврате бюджетных средств в размере 574667 руб. 97 коп., которое до настоящего времени не исполнено ответчиком.
Представитель истца Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела истец извещен надлежащим образом, согласно заявлению просил суд рассмотреть дело без участия, на исковых требованиях настаивает.
Ответчик ВАМ на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ВАМ по доверенности ВАА, действующая в том числе и как третье лицо, и как законный представитель третьих лиц ВДА и ВДА, в судебном заседании возражала относительно требований истца, указывая на их необоснованность. Денежные средства, полученные супругом ВАМ фактически в счет социальной выплаты, освоены, использованы по целевому назначению, жилой дом достроен, их семья проживает в нем, в настоящее время оформляются документы о постановке объекта на кадастровый учет и регистрации права собственности на него. Длительное оформление документов связано с первоначальным решением вопроса о перераспределении земельного участка, расположенного под жилым домом.
Представители третьих лиц администрации Вельского муниципального района Архангельской области, отдела сельского хозяйства и торговли администрации Вельского муниципального района Архангельской области на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд рассматривает дело без участия не явившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав объяснения ВАА, исследовав и изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу пп. "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" в целях реализации Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (в редакции Постановления Правительства РФ от 08 февраля 2019 года № 98, действовавшей в период с 11 февраля 2019 года по 31 декабря 2019 года) установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса (Приложение N 11 п. 1 Правил).
В соответствии с пп. "а" п. 2 указанных правил субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий и разработанных на основе документов территориального планирования, включая мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривающих предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, согласно приложению N 1.
Типовое положение согласно п. 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - молодые специалисты, молодые семьи, граждане, социальные выплаты).
Пунктом 4 Типового положения определены условия возникновения у граждан Российской Федерации права на получение социальной выплаты, к числу которых отнесены, в частности: постоянное проживание в сельской местности; работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (непрерывно в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, - получателей социальных выплат и получателей жилья по договорам найма жилых помещений (далее – сводный список); признание нуждающимися в улучшении жилищных условий (подпункты "а", "б", "г" названного пункта).
Пунктом 5 Типового положения предусмотрено предоставление группам граждан социальных выплат, в том числе: б) гражданам, работающим по трудовым договорам или осуществляющим индивидуальную предпринимательскую деятельность в социальной сфере в сельской местности, изъявившим желание улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома или участия в долевом строительстве жилых домов (квартир).
Постановлением Правительства Архангельской области от 08 октября 2013 года № 461-пп была утверждена государственная программа Архангельской области «Устойчивое развитие сельских территорий Архангельской области (2014 - 2021 годы)».
В соответствии с п. 10 Правил предоставления государственной поддержки в рамках мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, формирование и утверждение списков получателей государственной поддержки осуществляется в следующем порядке: 1) органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителями, указанными в пунктах 19 и 38 Типового положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки заявителей, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат и получить жилье по договору найма жилого помещения, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в министерство в срок до 1 октября года, предшествующего планируемому. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата. Допускается внесение органами местного самоуправления изменений в списки заявителей в срок до 10 декабря текущего года. Форма заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов приведена в приложении N 1 к настоящим Правилам; 2) министерство на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формирует и с учетом объема субсидий, предусмотренных на мероприятия программы, утверждает сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат и получателей жилья по договорам найма жилых помещений (далее - сводный список), а также уведомляет органы местного самоуправления о принятом решении с целью доведения до сведения граждан информации о включении их в сводный список. Решение о признании заявителей получателями государственной поддержки и формирование сводного списка осуществляется комиссией министерства.
Постановлением администрации МО «Вельский муниципальный район» от 25 октября 2018 года № 992 была утверждена муниципальная программа МО «Вельский муниципальный район» «Устойчивое развитие сельских территорий на 2019-2021 гг.».
Пунктом 6.1 муниципальной программы определено, что порядок и условия предоставления субсидий на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, устанавливаются: приложением № 13 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; правилами предоставления государственной поддержки в рамках мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утверждаемыми постановлением Правительства Архангельской области.
Реализацию мероприятий п. 1.3 перечня мероприятий муниципальной программы (таблица № 4) осуществляет управление сельского хозяйства администрации МО «Вельский муниципальный район».
В судебном заседании установлено и это следует из материалов дела, что постановлением администрации МО «Вельский муниципальный район» от 15 марта 2019 года № 231 семья ВАМ была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, без постановки на учет, для вступления в ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий Архангельской области (2014 - 2017 годы) на период до 2020 года».
24 мая 2019 года ответчик ВАМ обратился в администрацию МО «Вельский муниципальный район» с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, по категории «гражданин», планирующий улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома на территории <адрес> на состав семьи из 4 человек, включая супругу ВАА, детей: ВДА и ВДА, проживающих по адресу: <адрес> приложив определенный пакет документов.
По результатам проверки правильности оформления документов и достоверность содержащихся в них сведений, представленных заявителем, органом местного самоуправления был сформирован список, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и 29 мая 2019 года был направлен в Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области сводный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, а также пакеты документов граждан, в том числе и ВАМ
10 июня 2019 года Министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области утвержден сводный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по Архангельской области на 2019 год, в нем под № числится ВАМ
10 июня 2019 года между администрацией МО «Вельский муниципальный район» и ВАМ было заключено соглашение о предоставлении социальной выплаты из средств федерального и областного бюджетов, и бюджета МО «Вельский муниципальный район» (на безвозвратной основе) на банковский счет участника мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 года», в соответствии с условиями которого, администрация обязуется в течение пяти рабочих дней со дня получения выписки с лицевого счета о перечислении средств федерального и областного бюджетов и бюджета МО «Вельский муниципальный район», при предъявлении Участником программы документов согласно п. 2.2.2, перечислить Участнику программы средства на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 574667 руб. 97 коп. на банковский счет Участника программы в кредитной организации (п. 2.1 соглашения).
Согласно пп. 2.2.1-2.2.2, 2.2.5 соглашения Участник программы обязуется: на основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности открыть банковский счет в кредитной организации, предназначенный для зачисления бюджетных и иных средств, направляемых на оплату строительства (приобретение) жилья; оформить и предоставить в Администрацию следующие документы: договор купли-продажи с продавцом жилья, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; (или) договор строительства жилья собственными силами, проектную документацию, справку о сметной стоимости жилого дома, документ, удостоверяющий право собственности или аренды на земельный участок, а также иные документы в соответствии с пунктом 21 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях; не позднее 31 декабря 2020 года представить Администрации документы, подтверждающие право собственности на приобретенный (построенный) индивидуальный жилой дом (квартиру).
10 июня 2019 года ВАМ было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности, в соответствии с которым удостоверяется, что ВАМ является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках программы. В соответствии с условиями программы ему предоставлена социальная выплата в размере 574667 руб. 97 коп., в том числе за счет: средств федерального бюджета в размере 336502 руб. 08 коп., средств областного бюджета в размере 230400 руб. 00 коп., средств муниципального бюджета в размере 7765 руб. 89 коп., на строительство индивидуального жилого дома в МО «Вельский муниципальный район» на состав семьи из 4 человек.
В соответствии с платежным поручением № 785870 от 23 июля 2019 года ВАМ перечислена социальная выплата в размере 373891 руб. 20 коп. на строительство жилья по свидетельству подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий», государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на расчетный счет № в ПАО «МинБанк», платежным поручением № 785868 от 23 июля 2019 года в размере 7765 руб. 89 коп., платежным поручением № 193010 от 29 августа 2019 года - в размере 193010 руб. 88 коп., а всего в сумме 574667 руб. 97 коп.
Судом установлено, и это следует из материалов дела, что на принадлежащем ответчику ВАМ с 29 мая 2014 года на праве собственности земельном участке, площадью 800+/-6 кв.м., кадастровый №, расположенном по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство), ВАМ, на основании разрешения на строительство от 17 сентября 2015 года № 29-RU29508308-39-2015, с использованием указанной социальной выплаты, ответчиком возведен индивидуальный жилой дом.
Согласно справке администрации сельского поселения «Муравьевское» от 07 мая 2021 года № 11 на основании распоряжения администрации МО «Муравьевское» № 123 от 18.12.2019 «Об упорядочении нумерации и присвоении адреса в <адрес>» индивидуальному жилому дому и земельному участку с кадастровым номером №, присвоен адрес: <адрес>.
Судом установлено и это подтверждается копией трудовой книжки и иными материалами дела, что ответчик ВАМ приказом № 201 от 08 апреля 2019 года был принят на работу с 08 апреля 2019 года в путевую машинную станцию № 65-структурного подразделения Северной дирекции по ремонту пути-структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути-филиала ОАО «РЖД» в качестве монтера пути, 12 сентября 2019 года уволен по соглашению сторон в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (приказ № 470 от 10 сентября 2019 года).
Выпиской из ЕГРИП от 01 апреля 2021 года № ИЭ9965-21-67806493 подтверждается, что ответчик ВАМ был зарегистрирован с 17 апреля 2019 года в качестве индивидуального предпринимателя по месту своего жительства: <адрес>, в качестве основного вида деятельности значится деятельность по выращиванию свиней на мясо, в качестве дополнительных видов деятельности значится: выращивание рассады, разведение сельскохозяйственной птицы, и прекратил данную деятельность 27 января 2020 года в связи с принятием им соответствующего решения.
При этом, судом также установлено и это следует из информации, представленной Государственным учреждением – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области от 17 мая 2021 года, что согласно сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица ВАМ от 07 апреля 2021 года, ВАМДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 01 января 2014 года по 31 марта 2019 года являлся лицом, осуществляющим уход за нетрудоспособным гражданином Б.А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Ежемесячный размер компенсационной выплаты на уход, установленный к пенсии Б.А.В в этот период составлял 1440 рублей.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Таким образом, ответчик на протяжении 2014-2019 гг. осуществлял деятельность, являвшейся его основной деятельностью в сельской местности непрерывно в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий (деятельность по уходу за лицом, достигшим возраста 80 лет, работа в путевой машинной станции № 65-структурного подразделения Северной дирекции по ремонту пути-структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту пути-филиала ОАО «РЖД», деятельность в качестве индивидуального предпринимателя).
Также судом установлено и это следует из материалов дела и адресно-справочной информации, что ВАМ с 19 февраля 1985 года и по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. Члены семьи ВАМ также зарегистрированы по данному месту жительства.
При этом, на момент рассмотрения спора фактически данные лица проживают в построенном жилом доме по адресу: <адрес>.
Обращаясь в суд с иском, истцом указано на нарушение ВАМ условий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, повлекшее незаконное предоставление ему указанной социальной выплаты, и что, по мнению истца, является основанием для взыскания с него полученных бюджетных средств на строительство жилья в сельской местности.
Между тем, при разрешении настоящего спора судом учитывается, что ни истцом, ни третьим лицом, документы на стадии их проверки, формирования списков, ВАМ не были возвращены, изменения в списки не вносились, что не может повлечь для ответчика негативные последствия в настоящее время, каких-либо умышленных неправомерных действий, при установленных обстоятельствах, со стороны ВАМ не усматривается.
При этом, установленная ч. 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязанность по возврату полученных средств в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, может быть возложена на получателя субсидий лишь в случае нарушения получателем предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении.
Из выписок и уведомлений филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 12 апреля 2021 года № КУВИ-002/2021-34835356, № КУВИ-002/2021-34836232 следует, что на момент рассмотрения спора право собственности на индивидуальный жилой дом, на принадлежащем ответчику земельном участке, не зарегистрировано, что ответчиком и третьими лицами не оспаривается.
Однако, согласно п. 29 Типового положения жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты возврата средств в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность.
В соответствии с п. 9 Правил предоставления государственной поддержки в рамках мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденных Постановлением Правительства Архангельской области от 08 октября 2013 года № 461-пп, жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве (в том числе в случае использования для софинансирования строительства (приобретения) жилья жилищного кредита, в том числе ипотечного, полученного в кредитной организации, и (или) займа, привлеченного у юридического лица), при строительстве жилого дома, при приобретении жилого помещения путем участия в долевом строительстве жилых домов (квартир) - в течение двух лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.
Между тем, из материалов дела следует, что свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности было выдано ВАМ 10 июня 2019 года, и на момент рассмотрения настоящего дела, установленный двухгодичный срок оформления возведенного объекта недвижимости в общую собственность всех членов семьи, не истек.
В ходе рассмотрения дела ответчиком и его представителем сообщено, что в настоящее время оформление жилого помещения в общую собственность всех членов их семьи находится в стадии подготовки, выполняются соответствующие работы по оформлению необходимых для регистрации права собственности документов.
При таких обстоятельствах и представленных сторонами доказательствах, законные снования для взыскания с ВАМ бюджетных средств отсутствуют, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований Министерству агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области к ВАМ о взыскании бюджетных средств, предоставленных в 2019 году на строительство жилья в сельской местности, в размере 574667 руб. 97 коп., надлежит отказать.
Все приведенные истцом в обоснование иска доводы суд находит несостоятельными, при установленных по делу обстоятельствах.
Учитывая, что истцу в иске отказано полностью, то по общим правилам ст.ст. 88, 98, 103 ГПК РФ, ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, не подлежит взысканию со сторон по делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Министерству агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области к ВАМ о взыскании бюджетных средств, предоставленных в 2019 году на строительство жилья в сельской местности, в сумме 574667 руб. 97 коп. - отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.
Председательствующий подпись Ю.А. Смоленская