ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-301/2021 от 21.01.2021 Ленинскогого районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Решение в окончательной форме изготовлено 21 января 2021 года

Дело № 2-301/2021

УИД: 51RS0003-01-2020-006038-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 января 2021 года г. Мурманск

Ленинский районный суд города Мурманска в составе

председательствующего судьи Чернецовой О.Н.,

при секретаре Двойченковой М.М.,

с участием истца ФИО2,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о включении периодов работы в стаж работы в районах Крайнего Севера, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске (далее по тексту – УПФР в г. Мурманске, Управление) о включении периодов работы в стаж работы в районах Крайнего Севера, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований указано, что 16.04.2018 истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа от 29.07.2019 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера. Из подсчета стажа работы в РКС исключены периоды прохождения истцом сверхсрочной службы с 13.01.1988 по 31.12.1997, а также стаж работы в АО «МЭС» с 01.01.2019 по 15.04.2019. Не соглашаясь с решением пенсионного органа, ссылаясь на определение Конституционного суда Российской Федерации от 10.03.2005 № 14-О, истец указал, что федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения прав на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также приравненной к ней службы в страховой стаж, предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в РКС и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Просит признать незаконным действия ответчика по исключению из стажа работы в РКС периодов прохождения службы с 13.01.1988 по 31.12.1997, периода работы в АО «МЭС» с 01.01.2019 по 15.04.2019; обязать включить указанные периоды в стаж работы в РКС и назначить пенсию с даты первоначального обращения в Управление.

В судебном заседании истец ФИО исковые требования поддержал, по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве на иск, пояснил, что период работы в АО «МЭС» не принят к зачету в страховой стаж и стаж работы в РКС, т.к. в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения о стаже и начисленных страховых взносах за указанный период, а период сверхурочной службы с 13.01.1988 по 31.12.1997 по контракту в рядах вооруженных сил не включен в стаж работы в РКС поскольку включение периода прохождения военной службы, а также другой, приравненной к ней службы, в стаж работы в РКС действующим законодательством не предусмотрено. Просил в иске отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела (отказного) в отношении ФИО2, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

В силу части 2 статьи 33 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 20.02.2003.

Реализуя свое право на досрочное пенсионное обеспечение, 16.04.2019 ФИО обратился в УПФР в г. Мурманске с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.

Решением пенсионного органа от 29.07.2019 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа работы в РКС.

Управлением определен страховой стаж работы истца - 22 года 05 месяцев 09 дней (при требуемом не менее 25 лет); стаж работы в районах Крайнего Севера – 09 лет 06 месяцев 06 дней (при требуемом не менее 15 лет); стаж работы с тяжелыми условиями труда (Список ) – 09 лет 02 месяца 01 день (при требуемом 06 лет 03 месяца).

Как следует из решения пенсионного органа об отказе в установлении пенсии от 29.07.2019, в страховой стаж, стаж работы в РКС не засчитан период работы в АО «МЭС» с 01.01.2019 по 15.04.2019, т.к. в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения о стаже и начисленных страховых взносах за указанный период; в стаж работы в РКС не включен период сверхсрочной службы с 13.01.1988 по 31.12.1997 по контракту в рядах вооруженных сил, т.к. к работе на Крайнем Севере приравнивается только трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», на основании статьи 90 указанного закона военная и другая, приравненная к ней служба, включается только в общий трудовой стаж.

Разрешая требования истца о включении в стаж работы в РКС периода сверхсрочной службы с 13.01.1988 по 31.12.1997, суд приходит к следующему.

Материалами пенсионного дела в отношении ФИО2 достоверно подтверждено, что указанный период военной службы включен пенсионным органом в страховой стаж работы истца.

Из представленной стороной истца копии трудовой книжки серии АТ-IV , оригинал которой обозревался в ходе судебного заседания, следует, что в период с 13.01.1988 по 31.12.1997 ФИО проходил военную службу в рядах Вооруженных Силах Российской Федерации.

Данные сведения также подтверждены военным билетом серии НД .

Согласно архивной справке Филиала Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (Западный военный округ) от 11.01.2021 , ФИО проходил сверхсрочную службу в войсковой части 03122 (дислокация в запрашиваемый период – г. Североморск Мурманской области): зачислен в списки личного состава части приказом от 18.01.1988, воинское звание прапорщик, должности: начальник смены телеграфной станции засекреченной связи телеграфного центра, начальник аппаратной, старшина телеграфного центра, начальник аппаратной; исключен из списков личного состава приказом от 31.12.1997, уволен с военной службы в запас досрочно за невыполнение военнослужащим условий контракта.

Действующим законодательством установлено, что военная и приравненная к ней служба является особым видом государственной службы. Право на пенсию военнослужащих реализуется в рамках государственного пенсионного обеспечения, которым для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях.

Из пояснений истца, данных в судебном заседании, следует, что право на пенсию за выслугу лет в связи с прохождением службы у него не возникло.

В силу положений части 1 статьи 33 Закона № 400-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Федерального закона, засчитывается в страховой стаж.

Подпунктом «в» пункта 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, также предусмотрено, что период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», включается (засчитывается) в страховой стаж.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 400-ФЗ страховым стажем является учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу части 1 статьи 13 указанного Федерального закона исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.

Таким образом, для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц предусмотрена возможность перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования, ориентированную на определенный круг субъектов, включающую определенные правила уплаты страховых взносов, условия назначения страхового обеспечения и порядок исчисления его размеров, то есть получения страховой пенсии, предоставляемой в рамках обязательного пенсионного страхования.

При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный (в районах Крайнего Севера и т.п.) стаж.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, решение законодателя не включать периоды прохождения военной службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 17.10.2006 N 380-О, от 29.09.2011 N 1040-О-О, от 25.01.2012 N 19-О-О, от 28.01.2016 N 48-О от 24.04.2018 N 946-О).

По ранее действовавшему пенсионному законодательству время военной и приравненной к ней службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж, что следует из смысла статей 14, 88 и 90 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Таким образом, период прохождения военной и приравненной к ней службы включается в страховой стаж.

То обстоятельство, что служба истца проходила в Мурманской области, само по себе основанием для зачета данных периодов в стаж работы в районах Крайнего Севера не является.

При таких обстоятельствах, основания для включения спорного периода военной службы истца по контракту в стаж работы в районах Крайнего Севера отсутствуют.

В части требований о включении в стаж работы истца в РКС периода работы в АО «МЭС» с 01.01.2019 по 15.04.2019, суд приходит к следующему.

Основанием для невключения Управлением в страховой стаж и стаж работы истца в РКС указанного периода послужило отсутствие сведений о нем в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Из заверенной работодателем копии трудовой книжки истца следует, что 01.09.2017 он принят в АО «МЭС» на должность дежурного электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования четвертого разряда и по состоянию на 30.10.2020 работал в обществе.

Выпиской из индивидуального лицевого счета ФИО2 подтверждено, что АО «МЭС» предоставило сведения о работе истца за период с 01.01.2019 по 31.12.2019, указав код территориальных условий «РКС».

С учетом требований части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Истцом заявлено требование о включении в стаж работы в РКС периода работы в АО «МЭС» с 01.01.2019 по 15.04.2019, в связи с чем суд не находит оснований для выхода за пределы заявленных требований в части периода, подлежащего в стаж работы истца, однако полагает возможным выйти за пределы заявленных требований в части включения спорного периода как в стаж работы в РКС, так и в страховой стаж.

В силу статьи 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

При включении в страховой стаж истца и стаж работы в РКС периода работы в АО «МЭС» с 01.01.2019 по 15.04.2019 с учетом периодов работы, которые были включены пенсионным органом в страховой стаж (22 года 05 месяцев 09 дней и стаж работы в РКС (09 лет 06 месяцев 06 дней), страховой стаж истца и стаж работы в РКС составит менее требуемых 25 лет и 15 лет соответственно, что не достаточно для досрочного пенсионного обеспечения.

Таким образом, по состоянию на 29.07.2019 у истца не имелось права на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с чем исковые требования истца подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, оплаченная при подаче искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске о включении периодов работы в стаж работы в районах Крайнего Севера – удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мурманске включить в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера ФИО период работы в акционерном обществе «Мурманэнергосбыт» с 01.01.2019 по 15.04.2019.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО – отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Мурманске в пользу ФИО расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья О.Н. Чернецова