КОПИЯ
Дело № 2-301/2022
24RS0017-01-2021-005216-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
1 марта 2022 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Алексеевой Л.В.
при секретаре Заббарове Р.А.,
при участии помощника прокурора Балезиной Н.В.,
при участии представитель ФИО1 – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального образования г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска к ФИО1 об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, прекращении права собственности, признании права собственности, выселении, по встречному иску ФИО1 к Муниципальному образованию г. Красноярск о предоставлении в собственность жилого помещения взамен изымаемого
УСТАНОВИЛ:
МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности, выселении Требования мотивированы тем, что ответчик является собственником <адрес>, расположенной в аварийном многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, где фактически проживает и состоит на регистрационном учете. В соответствии с заключением о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу № 251 от 10.12.2014, указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019 – 2025 годы, утвержденной постановлением администрации города от 29.03.2019 №144-п. Ответчику, как собственнику жилого помещения, находящегося в аварийном и подлежащем сносу доме, 21.10.2019 направлено требование о сносе данного дома, совместно с собственниками других жилых помещений, в разумный срок (до 01.02.2020). На основании распоряжения администрации г. Красноярска от 27.05.2020 № 60-арх «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирного дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу», земельный участок, на котором расположен <адрес>, а также жилые помещения в данном доме в установленном законом порядке признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд. Истцом определен размер возмещения за изымаемое имущество, установленный на основании отчета № 093/20 от 23.11.2020 об определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, который составил 880 700 руб., включая рыночную стоимость спорной квартиры, с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе рыночную долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, а также стоимость убытков, понесенных собственником при изъятии жилого помещения. Собственнику было предложено заключить соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение от 11.12.2020, однако от заключения соглашения ответчик отказалась. Поскольку с ответчиком не удалось достичь соглашение об условиях и порядке изъятия спорной квартиры, а также учитывая, что принудительное изъятие объектов недвижимости на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения, истец вынужден решать вопрос изъятия объектов недвижимости в судебном порядке. Просит изъять для муниципальных нужд у ФИО1 <адрес> по адресу: <адрес>, определив размер возмещения в сумме 880 700 руб., выселить и снять с регистрационного учета ответчика из данной квартиры, прекратить право собственности ответчика на квартиру, признать право собственности на квартиру по адресу: <адрес>, за МО г. Красноярск.
ФИО1 обратилась в суд с встречным исковым заявлением к МО г. Красноярск о предоставлении в собственность взамен изымаемого жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, равнозначного, благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 19,2 кв. м на территории МО г. Красноярск.. Предложенная сумма, по мнению ФИО1, является заниженной и неравноценной стоимости изымаемого жилого помещения.
Представитель истца (ответчик по встречному иску) в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представителя ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие истца, а также письменные возражения на встречный иск со ссылкой на то, что частью 8 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого только по соглашению сторон. При отсутствии такого соглашения суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить жилое помещение, поскольку ст. 32 ЖК РФ на орган местного самоуправления возлагается только обязанность по выплате возмещения. Предоставление жилого помещения может служить только мерой дополнительной поддержки собственника, которая предусмотрена Законом Красноярского края от 09.07.2020 № 9-4060, однако в настоящее время порядок предоставления жилого помещения не разработан. Кроме того, ФИО1 принадлежит иное жилое помещение в Иркутской области.
Ответчик (истец по встречному иску) ФИО1 в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещалась надлежащим образом, направила в суд своего представителя.
Представитель ответчика (истца по встречному иску) ФИО2 (по доверенности) встречный иск ФИО1 поддержала, настаивала на предоставлении истцу равнозначного жилого помещения, против удовлетворения иска МО г. Красноярск возражала в части требования о выкупной стоимости.
Представители третьих лиц Управление Росреестра по Красноярскому краю, МКУ «УКС» в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Выслушав доводы стороны, заключение помощника прокурора Балезиной Н.В. полагавшей подлежащими удовлетворению исковые требования МО г. Красноярска, а также встречные исковые требования ФИО1, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1).
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2).
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Подпунктом 3.2 пункта 2 статьи 235 ГК РФ установлено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2 ГК РФ)).
Согласно ст. 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно. Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В силу ч. 1 ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в том числе, со строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов: автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
В соответствии со ст. 279 ГК РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: 1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; 2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; 3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Так, частью 1 статьи 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8).
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 – 9 данной статьи.
Частями 4, 6 названной статьи ЖК РФ предусмотрено, что собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В силу ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.
Пунктом 1.1 Распоряжения администрации г. Красноярска от 17.08.2010 № 114-р «Об утверждении Положения о департаменте градостроительства администрации города» предусмотрено, что департамент градостроительства администрации города Красноярска является органом администрации города, созданным в целях реализации полномочий администрации города в области градостроительной политики на территории города.
Согласно п.п. 3.5, 3.36 данного Распоряжения Департамент обеспечивает реализацию переданных государственных полномочий, мероприятий городских и краевых целевых программ, краевой адресной инвестиционной программы, законов Красноярского края, предусматривающих обеспечение жильем граждан, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части приобретения (строительства) жилых помещений; обеспечивает подготовку и согласование правовых актов о резервировании и об изъятии земельных участков, в том числе подлежащих образованию, и всех объектов недвижимости на таких участках для муниципальных нужд.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 с 20.12.2012 является собственником <адрес> по адресу: <адрес>, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской ЕГРН.
Заключением межведомственной комиссии от 10.12.2014 № 252 многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
На основании распоряжения администрации города Красноярска от 27.05.2020 № 60-арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» принято решение об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения: <адрес>.
Данным распоряжением Департаменту градостроительства администрации г. Красноярска поручено уведомить о принятом решении правообладателей изымаемых земельных участков и жилых помещений, подготовить проекты соглашений об изъятии земельных участок и жилых помещений для муниципальных нужд и государственную регистрацию таких соглашений путем: выплаты возмещения; предоставления иных земельных участков и (или) жилых помещений с выплатой разницы между рыночной стоимостью изымаемых земельных участков и жилых помещений и рыночной стоимостью предоставляемых земельных участков и (или) жилых помещений.
Сведения о принятии данного решения внесены в ЕГРН в раздел «ограничения прав».
В адрес ФИО1 направлено требование о сносе жилого дома признанного аварийным 29.10.2019.
Также Департаментом градостроительства администрации г. Красноярска 29.05.2020 ФИО1 направлено уведомление о принятии решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и объектов недвижимости по указанному адресу.
В материалы дела представлен отчет об оценке № 093/20 от 23.11.2020, подготовленный ООО «Агентство профессиональной оценки» по заказу МКУ г. Красноярска «УКС», в соответствии с которым рыночная стоимость жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом рыночной стоимости общего имущества в многоквартирном доме и стоимости земельного участка составляет 738 000 руб., а убытки, причиненные собственнику в связи с изъятием для муниципальных нужд, составляют 141 800 руб.
28.01.2021 в адрес ФИО1 Департаментом градостроительства администрации г. Красноярска направлен проект соглашения с приложенным оригиналом отчет об оценке № 093/20 от 23.11.2020, которое получено ФИО1 12.04.2021.
Указанное соглашение на настоящий момент не заключено, что следует из объяснений сторон гражданского дела.
На регистрационном учете в квартире по <адрес> состоит только ФИО1.
Как следует из выписки из ЕГРН, ФИО1 на настоящий момент зарегистрировано право собственности на спорное жилое помещение с ДД.ММ.ГГГГ, а также на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая требования по существу, суд приходит к выводу, что поскольку жилой <адрес> по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу в установленном законом порядке, а собственники жилых помещений в разумный срок не приняли мер к его сносу, является правомерным решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен вышеуказанный дом вместе с находящимися в нем помещениями. При этом процедура изъятия, регламентированная положениями ст. 32 ЖК РФ, полностью соблюдена.
Участвующими в деле лицами не оспаривалось право муниципального образования на изъятие жилого помещения, существо споров, вытекающих из обоих исков, состоит в способе и размере возмещения за изымаемое жилое помещение. Оценивая доводы сторон в данной части, суд учитывает также следующее.
Законодательством Российской Федерации кроме общего порядка изъятия аварийного жилого помещения, предусмотренного Жилищным кодексом Российской Федерации, предусмотрен также специальный порядок расселения многоквартирных аварийных домов, предусмотренный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Пунктом 6 данной статьи также предусмотрено, что полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться, в том числе, на: 1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, и строительство таких домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда; 2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В п. 3 ст. 2 Федерального закона № 185-ФЗ установлено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьей 16, пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Аналогичные разъяснения приведены в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ: собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Дополнение статьи 32 ЖК РФ частью 8.1 не сопровождалось внесением изменений в Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ, толкование норм которого дано Верховным судом Российской Федерации.
Многоквартирный дом по адресу: <адрес>, включен в Региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019 - 2025 годы», утв. Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 № 144-п с планируемой датой окончания переселения – 01.09.2025.
В Разделе 5 Региональной адресной программы определено, что собственникам жилья за изымаемое жилое помещение выплачивается возмещение в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при достижении соглашения с собственником жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляется другое жилое помещение.
Суд приходит к выводу, что поскольку многоквартирный <адрес> в <адрес>, в котором находится изымаемое жилое помещение собственника, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в силу статьей 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения, при этом у него имеется право выбора любого из предусмотренных законом способов обеспечения его жилищных прав.
Доводы представителей Департамента градостроительства администрации г. Красноярска о том, что обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений при расселении аварийных домов осуществляется только путем выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение, а предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого допускается только по соглашению сторон и при отсутствии такого соглашения орган местного самоуправления не может быть обязан судом предоставить жилое помещение взамен изымаемого, отклоняются в связи с неверным толкованием норм материального права.
Поскольку право на получение другого жилого помещения взамен изымаемого представляет собой самостоятельный способ реализации жилищного права, право выбора которого принадлежит собственнику изымаемого жилого помещения, и ФИО1 такое право выбора реализовано путем предъявления встречного иска, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения встречных исковых требований ФИО1 и считает необходимым возложить на муниципальное образование г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации города Красноярска обязанность предоставить в собственность ФИО1 взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, равнозначное жилое помещение общей площадью не менее 19,2 кв.м. на территории муниципального образования город Красноярск, благоустроенное применительно к условиям города Красноярска.
При этом суд считает возможным согласиться с требованиями ФИО1 о возложении на ответчика обязанности предоставить помещение, равнозначное по площади, принимая во внимание следующее.
Законом Красноярского края от 09.07.2020 № 9-4060 «О дополнительной мере поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» предусмотрены дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае». В силу п. 1 ст. 2 названного Закона право на предоставление дополнительной меры поддержки имеют собственники, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме до признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, заключившие соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд и предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно ч.ч. 1-2 ст. 3 данного Закона Красноярского края, к мерам поддержки собственников жилых помещений относится обеспечение собственника с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной данным пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником.
В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров. Собственнику взамен изъятого жилого помещения предоставляется жилое помещение в соответствии с пунктом 1 статьи независимо от количества членов семьи собственника, совместно проживающих с ним и не являющихся собственниками изымаемого жилого помещения.
Таким образом, действующим правовым актом в рассматриваемой сфере предусматривается возможность предоставления гражданину жилого помещения, характеристики которого определяются в зависимости от площади изымаемого жилого помещения, при этом нормативный акт определяет минимальные и максимальные значения площади предоставляемого помещения, порядок его предоставления, предусматривает компенсационные механизмы, и может быть применен в рассматриваемом деле.
Несмотря на несоответствие ФИО1 критериям, установленным п. 1 ст. 2 названного Закона Красноярского края, суд учитывает, что ее исковые требования удовлетворены не в рамках реализации дополнительных мер поддержки в порядке ч. 8.1 ст. 32 ЖК РФ, а в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ. В данном случае порядок определения площади жилого помещения, установленный Законом Красноярского края от 09.07.2020 № 9-4060, следует рассматривать как механизм реализации имеющегося у собственника права, который в данном Федеральном законе детально не описан.
В связи с удовлетворением требований ФИО1 о предоставлении равнозначного жилого помещения взамен изымаемого требования МО г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска об определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, равного 880 700 руб. не подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, удовлетворяемое судом требование ФИО1 о предоставлении жилого помещения является способом реализации права собственника изымаемого помещения, альтернативным его изъятию с выплатой возмещения. Следовательно, поскольку суд удовлетворяет требование о предоставлении жилого помещения, подлежат удовлетворению и требования МО г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска об изъятии принадлежащего ФИО1 жилого помещения, о прекращении права собственности ФИО1 на него и о признании права собственности МО г. Красноярск на него – с даты предоставления ФИО1 иного жилого помещения в собственность.
В силу ч. 1 ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным ЖК РФ, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда. В соответствии с п.п. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.
Поскольку суд удовлетворяет требования МО г. Красноярск об изъятии жилого помещения и прекращении права собственности ФИО1 на него, подлежат удовлетворению и производные требования о выселении ФИО1 из жилого помещения, что является основанием для снятия с регистрационного учета ФИО1 органом, осуществляющим регистрацию граждан по месту жительства (с даты государственной регистрации права собственности МО г. Красноярск на квартиру по <адрес>).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования муниципального образования г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска к ФИО1 удовлетворить частично.
Изъять для муниципальных нужд у ФИО1 принадлежащее ей жилое помещение (квартиру), площадью 19,2 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №, после предоставления ФИО1 равнозначного жилого помещения, предусмотренного настоящим решением суда.
Прекратить право собственности ФИО1 на жилое помещение (квартиру), площадью 19,2 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №, с даты предоставления ФИО1 равнозначного жилого помещения, предусмотренного настоящим решением суда.
Признать право собственности муниципального образования г. Красноярск на жилое помещение (квартиру), площадью 19,2 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №, с даты предоставления ФИО1 равнозначного жилого помещения, предусмотренного настоящим решением суда.
Выселить ФИО1 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, после государственной регистрации права собственности муниципального образования г. Красноярск на жилое помещение (квартиру) по адресу: <адрес>, кадастровый №
С даты государственной регистрации права собственности муниципального образования г. Красноярск на жилое помещение (квартиру) по адресу: <адрес>, настоящее решение является основанием для снятия ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
В удовлетворении иска муниципального образования г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска к ФИО1 в части исковых требований об определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение отказать.
Встречные исковые требования ФИО1 к Муниципальному образованию город Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации <адрес> удовлетворить.
Возложить на муниципальное образование г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации <адрес> обязанность предоставить в собственность ФИО1 взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, равнозначное жилое помещение общей площадью не менее 19,2 кв. м на территории муниципального образования <адрес>, благоустроенное применительно к условиям <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца с момента его изготовления в полном объеме, путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий Л.В. Алексеева
Решение суда изготовлено в полном объеме 16.03.2022.
Копия верна:
Судья Л.В. Алексеева