ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-301/2022 от 23.09.2022 Красноармейского районного суда (Самарская область)

Административное дело

УИД 63RS0-05

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2022 года с. Красноармейское

Красноармейский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Ереминой А.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика МИФНС России № 11 по Самарской области по доверенности ФИО2,

при секретаре Каримовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 ФИО7 к Межрайонной ИФНС России по <адрес>, УФНС России по <адрес> о взыскании недоплаченных сумм денежного содержания при увольнении и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России по <адрес>, УФНС России по <адрес> о взыскании недоплаченных сумм денежного содержания при увольнении и компенсации морального вреда, указав, что она работала в Межрайонной ИФНС России по <адрес> с 2004 года; с ДД.ММ.ГГГГ она занимала должность главного специалиста-эксперта общего обеспечения в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ. Приказом начальника Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ заключенный с ней служебный контракт расторгнут, она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должности государственной гражданской службы в государственном органе. При увольнении работодателем истцу была начислена причитающаяся в связи с увольнением вследствие сокращения должности компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере <данные изъяты>, а также денежная компенсация за - неиспользованный отпуск за 34,41 календарных дня в размере <данные изъяты>. При получении выплат, связанных с увольнением по сокращению, она не знала, как произведен расчет; о неверном расчете и о неполном исчислении выплат ей стало известно только в мае 2022 года. На основании имеющихся у нее расчетных документов (листы расчета) выяснила, что работодателем – Инспекцией в расчет денежного содержания не включались суммы выплаченных средств материального стимулирования (далее по тексту - CMC) и «разовых» премий за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций ФНС. Произведя свои расчеты с учетом выплаченных CMC и «разовых» премий, общая сумма недоплаченных вышеуказанных денежных средств составила <данные изъяты>. Считает, что работодатель намеренно, без законных на то оснований, не включал в расчет денежного содержания суммы выплаченных CMC и «разовых» премий. Из начисленных и полученных выплат CMC и "разовых" премий удерживался НДФЛ. а также все предусмотренные законодательством платежи (страховые взносы на ОПС, медицинское страхование и на случай ВНиМ и от несчастных случаев и т.д.) и перечислены в соответствующие бюджеты РФ. Тот факт, что выплаты CMC и "разовых" премий финансировались из другого источника выплат и осуществлялись сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов ФНС, не означает, что данные средства не являются ее заработком (доходом) и денежным содержанием. Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных выше Правил. Согласно абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 238-7. Согласно положениям, содержащимся в части 3.1 статьи 37 и частях 1 и 13 статьи 46 Закона - ФЗ гражданскому служащему гарантируется выплата денежного содержания в установленных размерах при предоставлении ежегодного отпуска, компенсации за неиспользованные отпуска, выплаты при увольнении в связи с сокращением. Кроме того в соответствии со ст. 237 ТК РФ, в случае возникновения трудового спора, она имеет право на возмещение причиненного ей морального вреда. Неправомерные и необоснованные действия работодателя, выразившиеся в нарушении порядка определения размера денежного содержания при исчислении указанных выше выплат, нарушили её права и как следствие невозможность своевременно распорядиться денежными средствами, принадлежащими истцу по праву, принесли нравственные страдания. Просит суд взыскать с Межрайонной ИФНС России по <адрес> в ее пользу <данные изъяты> - недоплаченных сумм денежного содержания при сокращении, исчисленной при увольнении с государственной гражданской службы; <данные изъяты> недоплаченных сумм при расчете денежной компенсации за неиспользованный отпуск, и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> Обязать ответчика с указанных выплат произвести удержание налогов и сборов в соответствии с нормами НК РФ и перечислить их в соответствующие бюджеты.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УФНС России по <адрес>.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство управления финансами <адрес>.

Ответчиком Межрайонной ИФНС России по <адрес> представлен отзыв по заявленным требованиям истца, согласно которому представитель ответчика ФИО2 просит суд в удовлетворении иска ФИО1 отказать в полном объеме, поскольку выплаты при сокращении сотрудника инспекции произведены ФИО1 в соответствии с действующим законодательством РФ. Размер денежного содержания на период отпуска/увольнения определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска/компенсации отпуска. Фактически ФИО1 было выплачено четырехмесячное денежное содержание в размере <данные изъяты>.), а также компенсация за неиспользованный отпуск 34,41 дней в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты> = <данные изъяты>/<данные изъяты>41= <данные изъяты>), что не отрицается Истцом и подтверждается расчетными листками. Денежное содержание федеральных госслужащих исчисляется по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ). Частью 1 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ установлено, оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности граждане службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью граждане службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ). К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должности окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должности окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваем отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ). Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в частях 2 и 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, в указанном пункте Правил не предусмотрены. Расчет месячного денежного содержания гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляется в соответствии с пунктом 8 Правил. При этом средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты пунктом 8 Правил не предусмотрено. Из буквального толкования положений Правил следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо указаны в составе денежного содержания в соответствии с Законом N 79-ФЗ. Оснований для взыскания компенсации морального вреда в пользу ФИО1 с налогового органа не усматривается, ввиду отсутствия доказательств несения ФИО1 моральных и нравственных страданий. Просит суд в удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскание недополученных сумм денежного содержания при сокращении в размере <данные изъяты>, исчисленной при увольнении с государственной гражданской службы, а также недоплаченных сумм при расчете денежной компенсации за неиспользованный отпуск в сумме <данные изъяты> и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, отказать.

Представитель третьего лица УФНС России по <адрес>ФИО5 в судебное заседание не явился, представил возражения относительно заявленных требований ФИО1, согласно которым просил суд рассмотреть дело в его отсутствие и в удовлетворении иска отказать, поскольку при увольнении ФИО1 выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме <данные изъяты>, компенсация за неиспользованный отпуск 34,41 дней в сумме <данные изъяты> Постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее - Правила ). Размер денежного содержания федеральных госслужащих исчисляется по данным Правилам (ред. от ДД.ММ.ГГГГ). При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске учитываются положение п. 6 Правил: дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска. Месячное денежное содержание гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа рассчитывается в соответствии с п. 8 Правил. В силу данного пункта месячное денежное содержание в указанных случаях исчисляется, исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, включающих ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также ежемесячное денежное поощрение. Кроме того, при исчислении денежного содержания гражданского служащего в рассматриваемом случае учитываются также 1/12 размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. При этом средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты пунктами 6 и 8 Правил не предусмотрены. Пунктом 2 Правил установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется их действие. Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в ч. 2 и 5 ст. 50 Закона N 79-ФЗ, в указанном пункте не предусмотрены. Отнесение иных выплат, возможность произведения которых гражданским служащим предусмотрена частью 10 статьи 50 Закона № 79-ФЗ, к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами Закона № 79-ФЗ, Правилами не предусмотрено. Считает, что материальное стимулирование Истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем не учитывается при расчете среднего заработка Истца для оплаты денежного содержания при сокращении и неиспользованный отпуск, соответствует нормам материального права. Кроме того, Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 238-7 и письмо Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ официально не опубликованы, при этом Постановление относится к 2014 году, который не входил в расчетный период для определения размеров спорных выплат Заявителя по настоящему делу, что свидетельствуют о необоснованности выводов Истца, поскольку выплаты, предусмотренные Постановлениями Правительства Российской Федерации N 238-7 производились за 2014 год, а денежное содержание Истца рассчитывалось с мая 2020 по апрель 2021. Управление также не может согласиться с заявленными требованиями Истца в части компенсации морального вреда, поскольку заявителем не представлены доказательства причиненных ей нравственных и физических страданий в результате неполного исчисления выплат. Просит суд в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Представитель третьего лица Министерства управления финансами <адрес> в судебное заседание не явился, представил отзыв по заявленным требованиям, согласно которому ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, поскольку министерство не является надлежащим третьим лицом по данному делу.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям, уточнив их. Просила суд взыскать с Межрайонной ИФНС России по <адрес> в ее пользу <данные изъяты> - недоплаченных сумм денежного содержания при сокращении, исчисленной при увольнении с государственной гражданской службы; <данные изъяты> недоплаченных сумм при расчете денежной компенсации за неиспользованный отпуск, и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> Обязать ответчика с указанных выплат произвести удержание налогов и сборов в соответствии с нормами НК РФ и перечислить их в соответствующие бюджеты. Сумма морального вреда увеличена, так как ситуация с сокращением стала для нее стрессовой, она не собиралась увольняться. После сокращения она попала в больницу, потом лечилась в санатории.

Представитель ответчика, выступающая по доверенности, ФИО2 в судебном заседании поддержала доводы, указанные в отзыве, и просила суд в удовлетворении уточненных исковых требований отказать в полном объеме. Кроме того, считает, что истцом пропущен срок для подачи иска в суд.

Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает, что уточненные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.

В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно ч.ч. 1, 7 ст. 11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Согласно п. 8.2 ч.1 ст.37 Закона № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут с представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС Росси по <адрес> с 2004 года по ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом МИФНС от ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

При увольнении ответчиком ФИО1 выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере <данные изъяты>, а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск за 34,41 календарных дня в размере <данные изъяты>.

Судом также установлено, что на основании Приказа Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы» производится материальное стимулирование гражданских служащих.

ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России по <адрес> издан приказ «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России по <адрес> за 2 квартал 2021 года.

Истец ФИО1 считает, что при расчете ее компенсации ответчиком незаконно исключены суммы средств материального стимулирования, поскольку из суммы начисленных и полученных выплат CMC и "разовых" премий удерживался НДФЛ. а также все предусмотренные законодательством платежи (страховые взносы на ОПС, медицинское страхование и на случай ВНиМ и от несчастных случаев и т.д.).

Представитель ответчика ФИО2 считает, что средства материального стимулирования, как способ поощрения работника, является правом, а не обязанностью работодателя, выплата указанных сумм выплачивается в отношении каждого работника в результате оценки комиссией эффективности деятельности конкретного подразделения, при этом ранее выплачиваемые суммы СМС не подлежат учету при назначении компенсации при увольнении работника, так как они не входят в состав денежного содержания гражданского служащего.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 562 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до ДД.ММ.ГГГГ представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Однако, суд считает, что МИФНС России по <адрес> неправильно применили приведенные выше правовые нормы к спорным правоотношениям.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

Следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных ФИО1 требований о составе ее денежного содержания для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением относится определение правовой природы произведенных ей инспекцией в течение 12 месяцев перед увольнением (а именно с мая 2020 г. по апрель 2021 г.) выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения за счет средств материального стимулирования.

Так, из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что выплаченное ФИО1 материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и на основании принятых в соответствии с этим указом постановлений Правительства Российской Федерации, которыми предусматривались в 2018, 2019 и 2020 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.

Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 238-7.

Из чего следует, что указанное материальное стимулирование за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Довод представителя ответчика о том, что Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 238-7 и письмо Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ не применимы в данной ситуации, поскольку относятся к 2014 году, который не входит в расчетный период для определения размеров спорных выплат истца, суд считает несостоятельным, поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в письме МФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п. п. 6, 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 238-7 (в последующем это были постановления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ода и от ДД.ММ.ГГГГ).

Из материалов дела, следует, что истцу выплачивались суммы средств материального стимулирования, при этом, данные выплаты не были учтены ответчиком при начислении отпускных, при расчете компенсации при увольнении с государственной службы. Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались и подтверждаются материалами дела.

В соответствии с положениями части 3 статьи 51 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счёт средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в связи с чем выплаченные ФИО1 средства материального стимулирования должны учитываться при расчёте компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске..

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).

Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Принимая во внимание, что на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, суд приходит к выводу, что разъяснения Министерства финансов РФ должны учитываться, в том числе и при оплате труда, либо в сфере государственной гражданской службы.

Доводы ответчика о том, что материальное стимулирование не должно включаться в денежное содержание гражданского служащего, поскольку выплачивается не за счет фонда оплаты труда, а сверх его, в данном случае не имеют правового значения, поскольку независимо от источника финансирования указанные средства выплачиваются работнику (государственному гражданскому служащему) за его работу и являются его доходом.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (далее также - Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Порядок).

Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (пункт 1 Порядка).

Согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Между тем в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с ДД.ММ.ГГГГ, в 2008 - 2012 годах и в 2013 году.

В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу "Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора" раздела "Общегосударственные вопросы" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Исходя из приведенных положений в их системной взаимосвязи материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.

Как следует из части 10 статьи 50, части 3 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем, к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 90н.

Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем, к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 90н, а ссылки ответчика на нормы Порядка являются ошибочными.

При таких обстоятельствах довод ответчика о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не учитывается при расчете компенсационных выплат при увольнении, несостоятелен и не имеет правового значения.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что сумма материального стимулирования входит в фонд оплаты труда, а указанные суммы подлежат включению в расчет для исчисления денежного содержания ФИО1 при определении размера компенсации в связи с увольнением вследствие сокращения должностей государственной гражданской службы, а также компенсации за неиспользованный отпуск и начислении отпускных. Также в расчет отпускных входит материальная помощь.

Суд, проверив приведенный истцом расчет, соглашается с ним.

По указанным основаниям с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недополученная ФИО1 компенсация в связи с увольнением вследствие сокращения должностей государственной гражданской службы в размере <данные изъяты>.

Доводы ответчика о том, что ФИО1 пропустила срок для подачи иска в суд в соответствии с нормами ст. 392 ТК РФ, суд считает необоснованным.

Согласно ч.2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

В пункте 5 постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствующие данному работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Истцом ФИО1 в судебном заседании указано, что о нарушенном своем праве она узнала в мае 2022 года. Тот факт, что спорные суммы были не только не выплачены истцу, но и не начислены при окончательном расчете, подтверждается расчетом по иску, представлено ответчиком.

С учетом изложенного, суд считает причины пропуска ФИО1 срока обращения в суд за защитой нарушенного права уважительной, и полагает восстановить истцу пропущенный срок, удовлетворив заявленные требования.

В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

В соответствии со ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии с абз.2 п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации», разъяснено, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Аналогичные критерии определения размера компенсации морального вреда содержатся и в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».

В судебном заседании установлено, что ответчиком были нарушены трудовые права ФИО1, не начисление и невыплата своевременно причитающихся денежных средств лишило ее возможности своевременно распорядиться денежными средствами для удовлетворения своих потребностей, что подтверждает причинение ей морального вреда. Кроме того, в связи с нарушением ответчиком трудовых прав, а именно своевременности, причитающихся выплат и компенсаций, истец вынужден был обратиться в суд за защитой нарушенного права.

Поскольку факт нарушения трудовых прав истца был подтвержден в ходе рассмотрения дела, учитывая период невыплаты ответчиком причитающихся при увольнении денежных сумм, суд полагает возможным исходя из обстоятельств дела, объема и характера, причиненных истцу нравственных и физических страданий взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в пользу истца в сумме <данные изъяты>.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. 13,67, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 ФИО8 к Межрайонной ИФНС России по <адрес>, УФНС России по <адрес> о взыскании недоплаченных сумм денежного содержания при увольнении и компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России по <адрес> в пользу ФИО1 ФИО9 сумму денежного содержания при сокращении с государственной гражданской службы, исчисленной при увольнении в размере <данные изъяты> и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

Межрайонной ИФНС России по <адрес> с взысканных сумм произвести удержание налогов и сборов в соответствии с нормами НК РФ, которые перечислить в соответствующие бюджеты РФ.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красноармейский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Красноармейского районного суда

Самарской области Еремина А.В.