Административное дело № УИД 63RS0№-05 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 сентября 2022 года с. Красноармейское Красноармейский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Ереминой А.В., с участием истца ФИО1, представителя ответчика МИФНС России № 11 по Самарской области по доверенности ФИО2, при секретаре Каримовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению ФИО1 ФИО7 к Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, УФНС России по <адрес> о взыскании недоплаченных сумм денежного содержания при увольнении и компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, УФНС России по <адрес> о взыскании недоплаченных сумм денежного содержания при увольнении и компенсации морального вреда, указав, что она работала в Межрайонной ИФНС России № по <адрес> с 2004 года; с ДД.ММ.ГГГГ она занимала должность главного специалиста-эксперта общего обеспечения в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ№. Приказом начальника Инспекции от ДД.ММ.ГГГГ№ заключенный с ней служебный контракт расторгнут, она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должности государственной гражданской службы в государственном органе. При увольнении работодателем истцу была начислена причитающаяся в связи с увольнением вследствие сокращения должности компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере <данные изъяты>, а также денежная компенсация за - неиспользованный отпуск за 34,41 календарных дня в размере <данные изъяты>. При получении выплат, связанных с увольнением по сокращению, она не знала, как произведен расчет; о неверном расчете и о неполном исчислении выплат ей стало известно только в мае 2022 года. На основании имеющихся у нее расчетных документов (листы расчета) выяснила, что работодателем – Инспекцией в расчет денежного содержания не включались суммы выплаченных средств материального стимулирования (далее по тексту - CMC) и «разовых» премий за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций ФНС. Произведя свои расчеты с учетом выплаченных CMC и «разовых» премий, общая сумма недоплаченных вышеуказанных денежных средств составила <данные изъяты>. Считает, что работодатель намеренно, без законных на то оснований, не включал в расчет денежного содержания суммы выплаченных CMC и «разовых» премий. Из начисленных и полученных выплат CMC и "разовых" премий удерживался НДФЛ. а также все предусмотренные законодательством платежи (страховые взносы на ОПС, медицинское страхование и на случай ВНиМ и от несчастных случаев и т.д.) и перечислены в соответствующие бюджеты РФ. Тот факт, что выплаты CMC и "разовых" премий финансировались из другого источника выплат и осуществлялись сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов ФНС, не означает, что данные средства не являются ее заработком (доходом) и денежным содержанием. Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных выше Правил. Согласно абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 238-7. Согласно положениям, содержащимся в части 3.1 статьи 37 и частях 1 и 13 статьи 46 Закона №- ФЗ гражданскому служащему гарантируется выплата денежного содержания в установленных размерах при предоставлении ежегодного отпуска, компенсации за неиспользованные отпуска, выплаты при увольнении в связи с сокращением. Кроме того в соответствии со ст. 237 ТК РФ, в случае возникновения трудового спора, она имеет право на возмещение причиненного ей морального вреда. Неправомерные и необоснованные действия работодателя, выразившиеся в нарушении порядка определения размера денежного содержания при исчислении указанных выше выплат, нарушили её права и как следствие невозможность своевременно распорядиться денежными средствами, принадлежащими истцу по праву, принесли нравственные страдания. Просит суд взыскать с Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в ее пользу <данные изъяты> - недоплаченных сумм денежного содержания при сокращении, исчисленной при увольнении с государственной гражданской службы; <данные изъяты> недоплаченных сумм при расчете денежной компенсации за неиспользованный отпуск, и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> Обязать ответчика с указанных выплат произвести удержание налогов и сборов в соответствии с нормами НК РФ и перечислить их в соответствующие бюджеты. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УФНС России по <адрес>. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство управления финансами <адрес>. Ответчиком Межрайонной ИФНС России № по <адрес> представлен отзыв по заявленным требованиям истца, согласно которому представитель ответчика ФИО2 просит суд в удовлетворении иска ФИО1 отказать в полном объеме, поскольку выплаты при сокращении сотрудника инспекции произведены ФИО1 в соответствии с действующим законодательством РФ. Размер денежного содержания на период отпуска/увольнения определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска/компенсации отпуска. Фактически ФИО1 было выплачено четырехмесячное денежное содержание в размере <данные изъяты>.), а также компенсация за неиспользованный отпуск 34,41 дней в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты> = <данные изъяты>/<данные изъяты>41= <данные изъяты>), что не отрицается Истцом и подтверждается расчетными листками. Денежное содержание федеральных госслужащих исчисляется по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ). Частью 1 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ установлено, оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности граждане службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью граждане службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ). К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должности окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должности окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваем отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ). Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в частях 2 и 5 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, в указанном пункте Правил не предусмотрены. Расчет месячного денежного содержания гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляется в соответствии с пунктом 8 Правил. При этом средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты пунктом 8 Правил не предусмотрено. Из буквального толкования положений Правил следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих в предусмотренных ими случаях учету подлежат те выплаты, которые прямо указаны в составе денежного содержания в соответствии с Законом N 79-ФЗ. Оснований для взыскания компенсации морального вреда в пользу ФИО1 с налогового органа не усматривается, ввиду отсутствия доказательств несения ФИО1 моральных и нравственных страданий. Просит суд в удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскание недополученных сумм денежного содержания при сокращении в размере <данные изъяты>, исчисленной при увольнении с государственной гражданской службы, а также недоплаченных сумм при расчете денежной компенсации за неиспользованный отпуск в сумме <данные изъяты> и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>, отказать. Представитель третьего лица УФНС России по <адрес>ФИО5 в судебное заседание не явился, представил возражения относительно заявленных требований ФИО1, согласно которым просил суд рассмотреть дело в его отсутствие и в удовлетворении иска отказать, поскольку при увольнении ФИО1 выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме <данные изъяты>, компенсация за неиспользованный отпуск 34,41 дней в сумме <данные изъяты> Постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее - Правила №). Размер денежного содержания федеральных госслужащих исчисляется по данным Правилам (ред. от ДД.ММ.ГГГГ). При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске учитываются положение п. 6 Правил: дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска. Месячное денежное содержание гражданских служащих для выплаты компенсации при увольнении в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа рассчитывается в соответствии с п. 8 Правил. В силу данного пункта месячное денежное содержание в указанных случаях исчисляется, исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, включающих ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также ежемесячное денежное поощрение. Кроме того, при исчислении денежного содержания гражданского служащего в рассматриваемом случае учитываются также 1/12 размера премий за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. При этом средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты пунктами 6 и 8 Правил не предусмотрены. Пунктом 2 Правил № установлен исчерпывающий перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется их действие. Никакие иные выплаты, кроме тех, что перечислены в ч. 2 и 5 ст. 50 Закона N 79-ФЗ, в указанном пункте не предусмотрены. Отнесение иных выплат, возможность произведения которых гражданским служащим предусмотрена частью 10 статьи 50 Закона № 79-ФЗ, к составным частям денежного содержания гражданского служащего в том понятии, в котором оно установлено нормами Закона № 79-ФЗ, Правилами не предусмотрено. Считает, что материальное стимулирование Истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем не учитывается при расчете среднего заработка Истца для оплаты денежного содержания при сокращении и неиспользованный отпуск, соответствует нормам материального права. Кроме того, Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 238-7 и письмо Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ официально не опубликованы, при этом Постановление относится к 2014 году, который не входил в расчетный период для определения размеров спорных выплат Заявителя по настоящему делу, что свидетельствуют о необоснованности выводов Истца, поскольку выплаты, предусмотренные Постановлениями Правительства Российской Федерации N 238-7 производились за 2014 год, а денежное содержание Истца рассчитывалось с мая 2020 по апрель 2021. Управление также не может согласиться с заявленными требованиями Истца в части компенсации морального вреда, поскольку заявителем не представлены доказательства причиненных ей нравственных и физических страданий в результате неполного исчисления выплат. Просит суд в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать. Представитель третьего лица Министерства управления финансами <адрес> в судебное заседание не явился, представил отзыв по заявленным требованиям, согласно которому ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, поскольку министерство не является надлежащим третьим лицом по данному делу. В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям, уточнив их. Просила суд взыскать с Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в ее пользу <данные изъяты> - недоплаченных сумм денежного содержания при сокращении, исчисленной при увольнении с государственной гражданской службы; <данные изъяты> недоплаченных сумм при расчете денежной компенсации за неиспользованный отпуск, и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> Обязать ответчика с указанных выплат произвести удержание налогов и сборов в соответствии с нормами НК РФ и перечислить их в соответствующие бюджеты. Сумма морального вреда увеличена, так как ситуация с сокращением стала для нее стрессовой, она не собиралась увольняться. После сокращения она попала в больницу, потом лечилась в санатории. Представитель ответчика, выступающая по доверенности, ФИО2 в судебном заседании поддержала доводы, указанные в отзыве, и просила суд в удовлетворении уточненных исковых требований отказать в полном объеме. Кроме того, считает, что истцом пропущен срок для подачи иска в суд. Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает, что уточненные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям. В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. На основании ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Согласно ч.ч. 1, 7 ст. 11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ). Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом. Согласно п. 8.2 ч.1 ст.37 Закона № 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут с представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе. Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС Росси № по <адрес> с 2004 года по ДД.ММ.ГГГГ. Приказом МИФНС № от ДД.ММ.ГГГГ№ года ФИО1 уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается. При увольнении ответчиком ФИО1 выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере <данные изъяты>, а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск за 34,41 календарных дня в размере <данные изъяты>. Судом также установлено, что на основании Приказа Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ№н «Об утверждении Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы» производится материальное стимулирование гражданских служащих. ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № по <адрес> издан приказ «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России № по <адрес> за 2 квартал 2021 года. Истец ФИО1 считает, что при расчете ее компенсации ответчиком незаконно исключены суммы средств материального стимулирования, поскольку из суммы начисленных и полученных выплат CMC и "разовых" премий удерживался НДФЛ. а также все предусмотренные законодательством платежи (страховые взносы на ОПС, медицинское страхование и на случай ВНиМ и от несчастных случаев и т.д.). Представитель ответчика ФИО2 считает, что средства материального стимулирования, как способ поощрения работника, является правом, а не обязанностью работодателя, выплата указанных сумм выплачивается в отношении каждого работника в результате оценки комиссией эффективности деятельности конкретного подразделения, при этом ранее выплачиваемые суммы СМС не подлежат учету при назначении компенсации при увольнении работника, так как они не входят в состав денежного содержания гражданского служащего. Частью 1 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ). К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ). В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 562 (далее - Правила). Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц. Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа. При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ). В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год). Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с абзацем восьмым подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до ДД.ММ.ГГГГ представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы. Однако, суд считает, что МИФНС России № по <адрес> неправильно применили приведенные выше правовые нормы к спорным правоотношениям. Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих. Следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных ФИО1 требований о составе ее денежного содержания для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением относится определение правовой природы произведенных ей инспекцией в течение 12 месяцев перед увольнением (а именно с мая 2020 г. по апрель 2021 г.) выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения за счет средств материального стимулирования. Так, из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что выплаченное ФИО1 материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и на основании принятых в соответствии с этим указом постановлений Правительства Российской Федерации, которыми предусматривались в 2018, 2019 и 2020 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов. Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 238-7. Из чего следует, что указанное материальное стимулирование за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Довод представителя ответчика о том, что Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 238-7 и письмо Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ не применимы в данной ситуации, поскольку относятся к 2014 году, который не входит в расчетный период для определения размеров спорных выплат истца, суд считает несостоятельным, поскольку согласно разъяснениям, содержащимся в письме МФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п. п. 6, 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 ФЗ № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 238-7 (в последующем это были постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ ода и № от ДД.ММ.ГГГГ). Из материалов дела, следует, что истцу выплачивались суммы средств материального стимулирования, при этом, данные выплаты не были учтены ответчиком при начислении отпускных, при расчете компенсации при увольнении с государственной службы. Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались и подтверждаются материалами дела. В соответствии с положениями части 3 статьи 51 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счёт средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в связи с чем выплаченные ФИО1 средства материального стимулирования должны учитываться при расчёте компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания и при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.. В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 329, предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1). Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности. Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Принимая во внимание, что на Министерство финансов Российской Федерации, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, суд приходит к выводу, что разъяснения Министерства финансов РФ должны учитываться, в том числе и при оплате труда, либо в сфере государственной гражданской службы. Доводы ответчика о том, что материальное стимулирование не должно включаться в денежное содержание гражданского служащего, поскольку выплачивается не за счет фонда оплаты труда, а сверх его, в данном случае не имеют правового значения, поскольку независимо от источника финансирования указанные средства выплачиваются работнику (государственному гражданскому служащему) за его работу и являются его доходом. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (далее также - Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Порядок). Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" и устанавливает механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы (пункт 1 Порядка). Согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего. Между тем в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с ДД.ММ.ГГГГ, в 2008 - 2012 годах и в 2013 году. В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 годах за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу "Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора" раздела "Общегосударственные вопросы" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Исходя из приведенных положений в их системной взаимосвязи материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в 2007 - 2010 годах, и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего. Как следует из части 10 статьи 50, части 3 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем, к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 90н. Таким образом, дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем, к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 90н, а ссылки ответчика на нормы Порядка являются ошибочными. При таких обстоятельствах довод ответчика о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего и не учитывается при расчете компенсационных выплат при увольнении, несостоятелен и не имеет правового значения. На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что сумма материального стимулирования входит в фонд оплаты труда, а указанные суммы подлежат включению в расчет для исчисления денежного содержания ФИО1 при определении размера компенсации в связи с увольнением вследствие сокращения должностей государственной гражданской службы, а также компенсации за неиспользованный отпуск и начислении отпускных. Также в расчет отпускных входит материальная помощь. Суд, проверив приведенный истцом расчет, соглашается с ним. По указанным основаниям с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недополученная ФИО1 компенсация в связи с увольнением вследствие сокращения должностей государственной гражданской службы в размере <данные изъяты>. Доводы ответчика о том, что ФИО1 пропустила срок для подачи иска в суд в соответствии с нормами ст. 392 ТК РФ, суд считает необоснованным. Согласно ч.2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. В пункте 5 постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствующие данному работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Истцом ФИО1 в судебном заседании указано, что о нарушенном своем праве она узнала в мае 2022 года. Тот факт, что спорные суммы были не только не выплачены истцу, но и не начислены при окончательном расчете, подтверждается расчетом по иску, представлено ответчиком. С учетом изложенного, суд считает причины пропуска ФИО1 срока обращения в суд за защитой нарушенного права уважительной, и полагает восстановить истцу пропущенный срок, удовлетворив заявленные требования. В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. В соответствии со ст.237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. В соответствии с абз.2 п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации», разъяснено, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости. Аналогичные критерии определения размера компенсации морального вреда содержатся и в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда». В судебном заседании установлено, что ответчиком были нарушены трудовые права ФИО1, не начисление и невыплата своевременно причитающихся денежных средств лишило ее возможности своевременно распорядиться денежными средствами для удовлетворения своих потребностей, что подтверждает причинение ей морального вреда. Кроме того, в связи с нарушением ответчиком трудовых прав, а именно своевременности, причитающихся выплат и компенсаций, истец вынужден был обратиться в суд за защитой нарушенного права. Поскольку факт нарушения трудовых прав истца был подтвержден в ходе рассмотрения дела, учитывая период невыплаты ответчиком причитающихся при увольнении денежных сумм, суд полагает возможным исходя из обстоятельств дела, объема и характера, причиненных истцу нравственных и физических страданий взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в пользу истца в сумме <данные изъяты>. На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. 13,67, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО1 ФИО8 к Межрайонной ИФНС России № по <адрес>, УФНС России по <адрес> о взыскании недоплаченных сумм денежного содержания при увольнении и компенсации морального вреда, удовлетворить частично. Взыскать с Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в пользу ФИО1 ФИО9 сумму денежного содержания при сокращении с государственной гражданской службы, исчисленной при увольнении в размере <данные изъяты> и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>. Межрайонной ИФНС России № по <адрес> с взысканных сумм произвести удержание налогов и сборов в соответствии с нормами НК РФ, которые перечислить в соответствующие бюджеты РФ. В удовлетворении остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красноармейский районный суд <адрес>. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья Красноармейского районного суда Самарской области Еремина А.В. |