ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-302 от 24.05.2011 Буйского районного суда (Костромская область)

                                                                                    Буйский районный суд Костромской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Буйский районный суд Костромской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2 -302

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2011 года

Буйский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой О.Ю.,

при секретаре Кудрявцевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сусанинского района к ОАО «Костромская сбытовая компания» и ООО «Коммунводсервис» о признании незаконным действий по ограничению электроснабжения и водоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сусанинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «Костромская сбытовая компания» и ООО «Коммунводсервис» о признании незаконным действий по ограничению электроснабжения и водоснабжения.

Просил признать незаконными действия ООО «Коммунводсервис», выразившиеся в неисполнении договорных обязательств перед ОАО «Костромская сбытовая компания». Признать незаконными действия ОАО «Костромская сбытовая компания» по введению ограничений подачи электроэнергии на станцию обезжелезивания , выразившихся в выдаче уведомления от ДД.ММ.ГГГГ № и направлении заявки от ДД.ММ.ГГГГ № о введении частичного и полного ограничения режима потребления электроэнергии потребителю - ООО «Коммунводсервис», заведомо повлекшие нарушения прав граждан на получение коммунальных услуг надлежащего качества. Признать незаконным бездействие ОАО «Костромская сбытовая компания» в части не уведомления органов прокуратуры о введении ограничения подачи электроэнергии на станцию обезжелезивания  одновременно с потребителем.

Требования обосновал тем, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Костромская сбытовая компания» и ООО «Коммунводсервис» заключен договор №, в соответствии с которым ОАО «Костромская сбытовая компания» обязалась осуществлять продажу электроэнергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией, а ООО «Коммунводсервис» обязалось оплачивать приобретаемую электроэнергию в сроки указанные в договоре. Однако, ООО «Коммунводсервис» не выполняет своих обязательств по оплате потребляемой электроэнергии, в результате чего образовалась задолженность по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сумме  рублей, что привело к тому, что ОАО «Костромская сбытовая компания» ввела режим ограничения подачи электроэнергии на объекты ООО «Коммунводсервис». Согласно уведомления с ДД.ММ.ГГГГ вводится ограничение режима потребления электроэнергии путем отключения ежедневно с 10.00 часов до 14.00 часов станции обезжелезивания по . ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ на основании заявки начальника  представительства от ДД.ММ.ГГГГ № в период времени с 10 часов 00 минут до 12 часов 00 минут была отключена электроэнергия на станцию обезжелезивания, которая питает водой , в результате чего без водоснабжения остались 10 многоквартирных домов по , МДОУ «Д.» и МОУ «С.», т.е. пострадали добросовестные потребители коммунальных услуг. Кроме того, указал, что при введении режима ограничения подачи электроэнергии в нарушение пп. «б» п. 177 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года №530 инициатор введения ограничения подачи электроэнергии не проинформировал о предполагаемых действиях одновременно с потребителем органы прокуратуры.

В последующем прокуратура увеличила и уточнила исковые требования и в окончательном варианте просила суд: признать незаконными действия ООО «Коммунводсервис», выразившиеся в неисполнении договорных обязательств перед ОАО «Костромская сбытовая компания». Признать незаконными действия ОАО «Костромская сбытовая компания» по введению ограничений подачи электроэнергии на станцию обезжелезивания , выразившееся в выдаче уведомлений от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и направлении заявок от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № о введении частичного и полного ограничения режима потребления электроэнергии потребителю - ООО «Коммунводсервис», заведомо повлекшие нарушения прав граждан на получение коммунальных услуг надлежащего качества. Признать незаконным бездействие ОАО «Костромская сбытовая компания» в части не уведомления органов прокуратуры о введении ограничения подачи электроэнергии на станцию обезжелезивания  одновременно с потребителем при выдаче уведомлений от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №. Обязать ОАО «Костромская сбытовая компания» прекратить вводимые частичные ограничения режима потребления электроэнергии ООО «Коммунводсервис» в связи с неисполнением последним договорных обязательств в части оплаты, заведомо, влекущие нарушение прав добросовестных потребителей по уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ №.

Представитель прокуратуры Плешкова Е.С. уточненные исковые требования просила удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям. Дополнив, что после подачи искового заявления в суд ОАО «Костромская сбытовая компания» еще направила два уведомления от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в которых увеличивала сроки отключения электроэнергии с 10.00 до 14.00 по уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ и с 10.00 до 16.00 часов по уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ отключение воды прекращено, это связано с тем, что электросети не выполняют заявки сбытовой компании на отключение электроэнергии.

ООО Коммунводсервис» своего представителя в суд не прислало, о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежаще.

Представитель ОАО «Костромская сбытовая компания» по доверенности Петросян К.А. исковые требования прокуратуры не признал, считает действия ОАО «Костромская сбытовая компания» по ограничению подачи электроэнергии на станцию обезжелезивания  соответствующими действующему законодательству, а именно ст. ст 546, 523 ГК РФ, Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. №530 и условиями заключенного договора электроснабжения. Отключения осуществлены в связи с неоднократным нарушением потребителем установленных сроков оплаты поставленной электроэнергии и направлены на защиту экономических интересов общества. Так, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность ООО «Коммунводсервис» перед ОАО «Костромская сбытовая компания» составила  рублей. Полагает, что в названной ситуации нельзя применить п. 168 названных Правил, поскольку данным пунктом установлен порядок отключения от электроэнергии объектов, на которые определены величины аварийной или технологической брони. ООО «Коммунвосервис» на установление величины аварийной брони не заявлялось, поэтому этим пунктом руководствоваться нельзя, иного нормативного акта, обязывающего инициатора отключения уведомлять органы прокуратуры не указано.

В суде установлено:

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Костромская сбытовая компания» (гарантирующий поставщик) и ООО «Коммунводсервис» (потребитель) заключен договор энергоснабжения за №. Согласно данного договора, гарантирующий поставщик обязан поставлять электрическую энергию потребителю (п.2.1.1.), а потребитель производить оплату, поставляемой ему электрической энергии ежедекадно (с 1 по 10, с 11 по 20, с 21 по последнее число текущего месяца) (п. 3.1.1. и 6.1.). В соответствии с п.2.2.2. договора гарантирующий поставщик имеет право вводить частичное и (или) полное ограничение потребления в случаях неисполнения потребителем обязательств по оплате приобретенной им электрической энергии за два и более периода платежа (в т.ч. по предварительной оплате). Согласно п.2.2.5 договора энергоснабжения ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств, а также в случае прекращения исполнения обязательств сторон по договору в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется порядок введения ограничения режима потребления, определенной пунктом 177ПРЭЭ.

ДД.ММ.ГГГГ сторонами подписано соглашение к договору энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым срок действия договора установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно картотеке абонента ООО «Коммунводсервис» и уведомлениям о введении частичного и полного ограничения режима потребления электроэнергии потребителю, задолженность ООО «Коммунводсервис» за потребленную электроэнергию составила по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ -  рублей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженность за январь, февраль, март, первую и вторую декады апреля 2011 года составила  рублей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ  рублей, на день вынесения решения  рублей  копеек. В связи с чем с предварительного уведомления потребителя начальником  представительства подана заявка на отключение подачи электроэнергии с 10.00 часов до 12.00 часов ежедневно станции обезжелезивания старая  потребителя ООО «Коммунводсервис», заявкой от ДД.ММ.ГГГГ срок отключения увеличен с 10.00 до 14.00 часов. Указанные обстоятельства подтверждены в суде допрошенным в качестве свидетеля начальником  представительства Б. Согласно данных И. РЭС и пояснений, допрошенного в качестве свидетеля К., производилось отключение ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ. с 10.00 до 14.00 часов; ДД.ММ.ГГГГ с 10.00 до 14.00 часов. После указанной даты отключение не производилось в связи с организационно-штатными мероприятиями внутри Костромских электросетей. На день рассмотрения дела в суде электроэнергия на станцию обезжелезивания подается без ограничений.

В результате, произведенных отключений без воды оставались добросовестные плательщики коммунальных услуг, в том числе 1168 жителей  и детские учреждения - детский сад и школа.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные, предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

В связи с принятием вышеназванного Федерального Закона правительство Российской Федерации приняло постановление от 31.08.2006 №530 «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики».

В силу пункта 168 названных Правил в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении №6. При этом в отношении таких потребителей (отдельных объектов) определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 настоящих Правил.

Объекты водоснабжения входят в указанный перечень.

Кроме того, в отношении потребителей, указанных в пункте 168 Правил (в том числе в приложении №6), ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств применяется в порядке, установленном пунктом 177 этих же Правил. В соответствии с которым ограничение режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств, а также в случае прекращения исполнения обязательств сторон по договору в отношении потребителей, указанных в пункте 168 настоящего документа, применяется в следующем порядке:

а) инициатор введения ограничения направляет потребителю уведомление о возможном ограничении режима потребления до уровня технологической брони в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся у него задолженности по оплате электрической энергии (соответствующих услуг) в определенный в уведомлении срок.

В указанный срок такой потребитель обязан погасить (оплатить) имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса при условии обеспечения им безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления;

б) инициатор введения ограничения обязан информировать о предполагаемых действиях одновременно с потребителем уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган прокуратуры, федеральный орган по государственному энергетическому надзору, федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций или их территориальные органы.

Поскольку прекращение энергоснабжения станции обезжелезивания ООО «Коммунводсервис»  нарушило единый технологический процесс обеспечения коммунальными услугами население, в результате чего прекращено было обеспечение граждан , добросовестных потребителей коммунальных услуг, услугами по водоснабжению, что вызвало нарушение прав граждан на охрану жизни и здоровья, предусмотренных пунктом 1 статьи 20, статьей 41 Конституции Российской Федерации и статьей 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, действия ОАО «Костромская сбытовая компания» по введению режима ограничения подачи электроэнергии и отключению от электроэнергии станции обезжелезивания  в соответствии с уведомлениями ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и заявками от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № следует признать незаконными. Указанные действия нельзя признать законными и по той причине, что отключение подачи электроэнергии для всех абонентов не делает различия между добросовестными и недобросовестными потребителями. Нормативными актами Российской Федерации не предусмотрена гражданская ответственность одних за недобросовестность других, т.е. лица, выполняющие свои обязанности по оплате коммунальных услуг не могут нести ответственность за должностных лиц ООО «Коммунводсервис», не выполняющих свои обязательства по договору энергоснабжения и других лиц, не исполняющих свои обязанности по оплате коммунальных услуг надлежащим образом.

Также не соответствует закону и отсутствие уведомления прокуратуры о вводимых ограничениях, поскольку объекты водоснабжения относятся к социально значимым объектам, и могут отключаться от электроснабжения только при соблюдении определенного порядка и условий, закрепленных нормативными актами, поэтому прокурор, в обязанности которого входит контроль за соблюдением законов всеми государственными органами, гражданами и юридическими лицами, в целях своевременности осуществления контроля и защиты неопределенного круга лиц от действий, нарушающих их права и законные интересы должен быть проинформирован о действиях, которые могут привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, что и предусмотрено вышеприведенными нормативными актами.

Доводы ОАО «Костромская сбытовая компания» о правомерности их действий не могут быть приняты во внимание, по вышеназванным основаниям.

Указанные действия стали возможны вследствие неисполнения ООО «Коммунводсервис»  условий договора по оплате поставленной электроэнергии, что и привело к негативным последствиям, нарушающим права граждан на охрану жизни и здоровья. С учетом изложенного действия ООО «Коммунводсервис» по неисполнению договорных обязательств перед ОАО «Костромская сбытовая компания» по оплате поставленной электроэнергии являются незаконными, нарушающими права граждан и организаций, добросовестных плательщиков коммунальных услуг на получение услуг надлежащего качества в соответствии со ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей».

Учитывая, что на момент рассмотрения дела ограничение подачи электроснабжения на станцию обезжелезивания прекращено, а действия ОАО «Костромская сбытовая компания» по направлению уведомлений и заявок о введении режима ограничения подачи электроэнергии на станцию обезжелезивания являются незаконными, на основании которых нельзя ввести режим ограничения подачи электроэнергии, то требование прокурора об обязании ОАО «Костромская сбытовая компания» прекратить вводимые частичные ограничения режима потребления электроэнергии ООО «Коммунводсервис» в связи с неисполнением последним договорных обязательств в части оплаты, заведомо, влекущие нарушение прав добросовестных потребителей по уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № удовлетворению не подлежит, поскольку основанием для ведения ограничения являются незаконные действия ответчика, которые не могут служить поводом для совершения действий, направленных на их исполнение. Кроме того, на день рассмотрения дела в суде ограничения по подаче электроэнергии на станцию обезжелезивания не водятся, поэтому в удовлетворении данного требования следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия ООО «Коммунводсервис», выразившиеся в неисполнении договорных обязательств перед ОАО «Костромская сбытовая компания».

Признать незаконными действия ОАО «Кострмоская сбытовая компания» по введению ограничений подачи электроэнергии на станцию обезжелезивания , выразившиеся в выдаче уведомлений от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ № и направлении заявок от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № о введении частичного и полного ограничения режима потребления электроэнергии потребителю ООО «Коммунводсервис» заведомо повлекшие нарушения прав граждан на получение коммунальных услуг надлежащего качества.

Признать незаконным бездействие ОАО «Костромская сбытовая компания» в не уведомлении органов прокуратуры о введении ограничения подачи электроэнергии на станцию обезжелезивания  одновременно с потребителем при выдаче уведомлений от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ №.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с ОАО «Костромская сбытовая компания» и ООО «Коммунводсервис» государственную пошлину в доход муниципального образования Сусанинский муниципальный район в размере по  рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме

Председательствующий: