ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3020/2022 от 14.07.2022 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Биче-оол С.Х., при секретаре ФИО2, с участием истца ФИО1 представителя истца ФИО6, представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Тыва о признании права на страховую пенсию по старости досрочно и возложении обязанности по назначению пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Тыва о признании права на страховую пенсию по старости досрочно и возложении обязанности по назначению пенсии, в котором просил возложить обязанность на ответчика по включению периода работы в Тувинском поисково-спасательном отряде МЧС России (филиал Федерального государственного казенного учреждения «Сибирский поисково-спасательный отряд МЧС России») с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника поисково-спасательного подразделения в специальный стаж, дающий на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» независимо от возраста, возложить обязанность на ответчика назначить истцу ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска указал, что решением ГУ – Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости, при требуемой не менее 15 лет специального стажа, истец имеет специальный стаж 8 лет 10 месяцев 19 дней. ФИО1 считает, что в его специальный трудовой стаж незаконно не включен период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника поисково-спасательного подразделения, при этом книжка спасателя на указанный период предоставлялась, указанный период составляет 6 лет 1 месяц 16 дней. Истец полагал, что на момент обращения в ГУ – Отделения Пенсионного фонда РФ по Республике Тыва им были соблюдены все условия, дающие право на досрочное назначение пенсии. Так, специальный стаж истца подтверждается книжками спасателя, в которых отражено непосредственное участие ФИО1 во всех спасательных операциях, в том числе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом в решении Управления установления пенсий и социальных выплат ОПФР по РТ от ДД.ММ.ГГГГ не указывается об исключении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника поисково-спасательного подразделения, но именно этот период не включается ответчиком при общем расчете специального стажа для назначения страховой пенсии по старости досрочно независимо от возраста.

В судебном заседании истец и его представитель ФИО6, действующая на основании ордера, просили удовлетворить иск в полном объеме, указав, что на отсутствие должной оценки со стороны ответчика документов, подтверждающих работу истца в качестве спасателя, ответчиком при принятии решения неверно истолкованы положения п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", что указанная норма предусматривает досрочное назначение пенсии для лиц, работавших в качестве спасателей, а не в должности спасателей, то есть указывает на род деятельности, а не требования к наименованию должности. То обстоятельство, что истец работал в качестве спасателя, подтверждается представленными документами, в том числе книжками спасателя, актами об аттестации, истец работал в должности начальника, но в то же время имел статус спасателя, истцом выполнялись все функции спасателя, а также осуществлял выезды для участия в ликвидации ЧС.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО3 по доверенности просил отказать в иске, поддержав доводы, указанные в возражении на иск, согласно которым право на страховую пенсию по старости досрочно в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закона № 400) предоставлено лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессионально-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста, а также при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее ИПК) в размере не менее 30. ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении страховой пенсии в территориальный орган ПФР обратился ФИО1. По итогам проведения проверки документов, представленных для назначении досрочной страховой пенсии, установлено, что общая продолжительность стажа в поисково-спасательном отряде МЧС России ФИО1 составила 15 лет 05 дней, из них: работа в качестве спасателя, спасателя 2,3 классов - 08 лет 10 месяцев 19 дней; работа в качестве начальника поисково-спасательного подразделения - 06 лет 01 месяц 16 дней. Для определения права на досрочное назначение страховой пенсии территориальным органом Пенсионного фонда при исчислении стажа в поисково-спасательном отряде МЧС России применены: 1. Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение»; 2. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2001 г. №702 «Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» (далее Постановление №702). Постановление содержит 2 перечня должностей и специальностей работников аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно- спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу за выслугу лет. Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "л" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Таким образом, для лиц, занимающих должности в вышеуказанном списке определено право на назначение досрочной пенсии в соответствии пунктом «л» статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а именно по достижению возраста 40 лет. Перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. N 702 «Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно- спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет». Для лиц, занимающих должности в вышеуказанном списке, определено, что досрочная пенсия назначается в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а именно до достижения возраста 40 лет при наличии 15 лет стажа работы. Согласно справке уточняющий особый характер работы от 24.09.2021 № ИВ-245- 505 установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности начальника поисково-спасательного подразделения Тувинского ПСО МЧС России (филиал ФГКУ «СПРСО МЧС России») г. Кызыл. Таким образом, в отношении истца при определении права на досрочное назначение страховой пенсии необходимо руководствоваться первым списком должностей, следовательно, поскольку истец занимал должность начальника поисково-спасательного подразделения в отношении него применяется возрастной ценз выхода на пенсию в 40 лет, о чем в частности и указано в решении об отказе в назначении пенсии. В отношении доводов истца о возможности включения в специальный стаж целях установления истцу пенсии ранее достижения возраста 40 лет периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности начальника поисково-спасательного подразделения Тувинского ПСО МЧС России (филиал ФГКУ «СПРСО МЧС России») г. Кызыл о том, что в спорный период работы он фактически осуществлял трудовую функцию спасателя, поскольку вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть решен судом лишь в случае неправильного наименования работодателем должности истца, которая не содержится в нормативных правовых актах, тогда как указанных обстоятельств в спорной ситуации не установлено. Таким образом, фактически требования истца сводятся к отождествлению работы по двум самостоятельным должностям, определённым в перечне, что является недопустимым, поскольку, предусматривает, разные выполнения обязанностей и требования к занимаемой должности, в связи с чем не подлежит удовлетворению. Также следует отметить, что причиной отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости является не отсутствие требуемого стажа, а именно то, что истец в период своей трудовой деятельности занимал должность начальник поисково-спасательного подразделение, следовательно, право на назначение страховой пенсии возникает по достижению возраста 40 лет.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица привлечено ФГКУ «СРПСО МЧС России», представитель которого извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, в связи с чем суд рассматривает дел без его участия.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" № 400-ФЗ от 28.12.2013 года страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста. Аналогичное положение содержалось в пп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Судом установлено, что ФИО1 обратился в ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Тыва с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости по пункту 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Управления установления пенсий и социальных выплат ОПФР по Республике Тыва от ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Общая продолжительность стажа в поисково-спасательном отряде МЧС России у ФИО1, с учетом которой определяется право на страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», составляет 15 лет 00 месяцев 05 дней, из них в качестве спасателя 1,2,3 классов – 08 лет 10 месяцев 19 дней. В связи с отсутствием требуемого возраста 40 лет, отказано в назначении страховой пенсии по старости досрочно ФИО1 Право на страховую пенсию по старости досрочно в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» у ФИО1 наступит в возрасте 40 лет, то есть ДД.ММ.ГГГГ.

Из трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ видно, что истец ФИО1 принимается в Тувинский ПСО МЧС России для выполнения работы в поисково-спасательное подразделение на должность спасателя 2 класса.

ДД.ММ.ГГГГ между ФГКУ «СРПСО МЧС России» и истцом заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому истец ФИО1 принимается в Тувинский ПСО МЧС России для выполнения работы в поисково-спасательное подразделение на должность начальника поисково-спасательного подразделения.

Из приказа ФГКУ «СРПСО МЧС России» о переводе от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ переведен с должности начальника поисково-спасательного подразделения на должность спасателя 2 класса.

Разрешая иск, суд исходит из того, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял работу в должности, не предусмотренных перечнем должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающих право для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

Так, в соответствии с чч. 2, 6 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 года списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется, в том числе при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "л" статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", и перечень должностей и специальностей работников, дающих право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. №702 "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".

Занимаемый ФИО1 в спорный период времени должность начальника поисково-спасательного подразделения в перечень в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", не входит.

Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденному приказом Минтруда России от 03.12.2013 №707-н, должности спасатель и начальник поисково-спасательного подразделения являются самостоятельными должностями.

Согласно книжкам спасателя истец ФИО1 участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций, что подтверждается приказами о проведении поисково-спасательных работ. Данные работы подтверждаются также представленным журналом водолазных работ, где также принимал участие в ЧС истец.

Согласно показаниям свидетелей ФИО4, ФИО5, истец ФИО1, занимая должность начальника поисково-спасательного подразделения, принимал участие в ликвидации ЧС, поисково-спасательных работах в качестве «спасателя».

Согласно п. 6 ст. 1 Федерального Закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" статус спасателей - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.

Как разъяснено в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Таким образом, доводы истца о том, что занимая должность начальника поисково-спасательного подразделения, фактически выполнял трудовые функции спасателя, имел статус спасателя, участвовал в ликвидации чрезвычайных ситуаций, что подтверждается книжками спасателя, приказами о проведении поисково-спасательных работ, журналом водолазных работ, выписками приказов о присвоении истцу квалификации «спасатель», судом отклоняются, поскольку вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть решен судом лишь в случае неправильного наименования работодателем должности истца, которая не содержится в нормативных правовых актах.

При разрешении настоящего иска таких обстоятельств судом установлено не было, поэтому вышеуказанные доводы не имеют правового значения при разрешении вопроса о досрочном назначении страховой пенсии по старости, о чем также указывал представитель ответчика в возражении на иск.

Кроме того, судом в соответствии с положениями ст. 14, п. 16 ч. 1, ч. 6 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" N 400-ФЗ от 28.12.2013, Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" судом принято во внимание, что с 01 января 2013 года работодатель соответствующие сведения об особых условиях труда, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по указанному истцом основанию, в пенсионный орган не предоставлял, дополнительные страховые взносы за истца не уплачивал, что подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица.

Учитывая, что стаж работы на должностях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ, у истца отсутствует, то правовые основания для удовлетворения исковых требований о признании права на страховую пенсию по старости досрочно и возложении обязанности по назначению пенсии, не имеются.

Кроме того, судом принято во внимание, что решение Управления установления пенсий и социальных выплат ОПФР по от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого возраста 40 лет, не признано незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковое заявление ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Тыва о признании права на страховую пенсию по старости досрочно и возложении обязанности по назначению пенсии, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня приятия мотивированного решения.

Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней).

Судья Биче-оол С.Х.