ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-30214 от 31.12.9999 Соломбальского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

                                                                                    Соломбальский районный суд г.Архангельска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Соломбальский районный суд г.Архангельска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-302 14 апреля 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе председательствующего судьи Кривуля О.Г., при секретаре Леонтьевой И.В., с участием помощника прокурора Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры Матвеевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске гражданское дело по иску Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к ОАО"С" об обязании устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства,

установил:

Архангельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с исковыми требованиями в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерациик ОАО"С" (далее - ОАО"С") об обязании устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства, а именно: получить положительное заключение экспертизы МЧС России, согласовать и утвердить план по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в МЧС России и ввести его в действие с 01.07.2011.

В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды в деятельности ОАО"С" в ходе которой установлено, что требования закона соблюдаются ненадлежащим образом: не проведена экспертиза плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - план ЛРН) в организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности, на предмет его соответствия требованиям нормативно-правовых документов, использованных при его разработке, специализированным требованиям и ограничениям, предусмотренными соответствующими нормативно-правовыми актами и нормативно-техническими документами, не утвержден и не согласован план ЛРН в МЧС России, не утвержден и не введен в действие приказом по организации план ЛРН по ведомственной принадлежности и МЧС России по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Предприятие находится и осуществляет хозяйственную деятельность в зоне жилой застройки, чем создает реальную опасность нарушения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Истец уточнил исковые требования и просит суд обязать ОАО"С" устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства, а именно утвердить план ЛРН в МЧС России и ввести его в действие в срок до 01.09.2011.

Прокурор Архангельской межрайонной природоохранной прокуратуры Матвеева Ю.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что деятельность ОАО"С" связана с использованием и хранением нефти и нефтепродуктов на объектах ТЭЦ-1, железнодорожном цехе, топливно-заправочной колонке. Ответчиком разработан план ЛРН, однако не утвержден в МЧС России.

Представитель ответчика Петухова Ю.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Пояснила, что истцом пропущен срок исковой давности. Приказ МЧС РФ от 28.12.2004 № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» введен в действие 01.05.2005. Введение планов регионального уровня, к которым относится план ЛРН ОАО"С" должно осуществляться в срок не более 9 месяцев. ОАО"С" должно разработать план ЛРН до 01.02.2006. Фактически работа по разработке плана ЛРН проводилась, о чем свидетельствует заключенный между ОАО"С" и НО "Р" договор на разработку, согласование и утверждение плана ЛРН для ОАО"С" План ЛРН был согласован с Комитетом экологии администрации Архангельской области, Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора России по Архангельской области, Управлением Роспиродналзора МПР России по Архангельской области. МЧС России собственными силами обеспечивает проведение экспертизы в рамках процедуры утверждения плана ЛРН. Кроме того срок для утверждения плана до 01 сентября 2011 года недостаточен, необходимо продлить его до 01.01.2012 года.

Представители третьего лица - Главного управления МЧС России по Архангельской области Смолянинов О.С. и Земская Т.Д. поддержали уточненные исковые требования, считают их законными и обоснованными. Полагают, что для утверждения плана и введения его в действие срок до 01 сентября 2011 года обоснован и достаточен.

Представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что Архангельской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ОАО"С" в ходе которой установлено, что требования закона соблюдаются ненадлежащим образом:

- в нарушение пункта 1 раздела II Порядка выполнения требований к разработке плана ЛРН (приложение № 1 к Правилам разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (приложение к приказу МЧС России от 28.12.2004 № 621) не проведена экспертиза плана ЛРН в организации, имеющей лицензию на данный вид деятельности, на предмет его соответствия требованиям нормативно-правовых документов, использованных при его разработке, специализированным требованиям и ограничениям, предусмотренными соответствующими нормативно-правовыми актами и нормативно-техническими документами;

- в нарушение пункта 19 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации нефти и нефтепродуктов на территории Российской (приложение к приказу МЧС России от 28.12.2004 № 621) и пункта 1 раздела III Порядка выполнения требований к разработке плана ЛРН (приложение № 1 к указанным Правилам) не утвержден и не введен в действие приказом по организации план ЛРН в федеральном органе исполнительной власти по ведомственной принадлежности и МЧС России по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и региональным центром.

В силу ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст.35 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 39 вышеназванного закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно Уставу основными видами деятельности ОАО"С" являются: переработка древесного сырья и производство товарной целлюлозы, производство бумаги, переработка щелоков, производство лесохимической и лакокрасочной продукции, производство тепловой и электрической энергии для собственных нужд и т.д. (л.д. 9-28).

Федеральным законом № 68 от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 29.12.2010 N 442-ФЗ) установлено, что планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (статья 7). В обязанности организаций вменено планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях.

Под чрезвычайной ситуацией, согласно статье 1 ФЗ № 68 следует понимать обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровья людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайной ситуации включает в себя комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 116 от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изм. внесенными ФЗ от 27.07.2010 № 226) опасными производственными объектами являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении № 1 к указанному Федеральному закону. Подпунктом «в» пункта 1 Приложения к категории опасных производственных объектов отнесены объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Согласно пункту 2.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных приказом Министра энергетики Российской Федерации от 01.08.2001 № 229, на АЗС осуществляются следующие технологические процессы: прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов.

Судом установлено, и это не оспаривается представителем ответчика, что на территории ОАО"С" используются нефть и нефтепродукты на объектах: ТЭЦ-1 (слив топочного мазута марка 40 (100) из авто- и железнодорожных цистерн, хранение мазута, разогрев и подача мазута в магистральный мазутопровод комбината), железнодорожный цех (топливозаправочная колонка ЖДЦ, хранение дизельного топлива и заправка транспорта), АТЦ (хранение бензина и дизельного топлива, заправка транспорта) (л.д. 31).

В соответствии с пунктом 2.1 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01) АЗС предназначены для приема, хранения и выдачи автомобильного топлива, масел, смазок, запасных частей и специальных жидкостей для транспортных средств и их обслуживания, а также оказания услуг владельцам и пассажирам транспортных средств.

Технологически процесс реализации нефтепродуктов на АЗС состоит из двух этапов: прием продуктов в резервуары (налив) и выдача нефтепродуктов через топливоразводочные колонки покупателям (слив).

В соответствии с методическими рекомендациями по осуществлению идентификации опасных производственных объектов группа резервуаров и сливно-наливных устройств автомобильной заправочной станции отнесена к опасным производственным объектам нефтепродуктообеспечения.

В силу статьи 10 Федерального закона № 116 в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 240 от 15.04.2002 утверждены правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, в пункте 2 которого указано, что в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план ЛРН, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению ликвидации аварийных розливов нефти и нефтепродуктов» в целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти и защиты населения и окружающей среды от их воздействия утверждены Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (далее по тексту - Основные требования).

Абзацем 3 пункта 6 Основных требований предусмотрено, что планы ЛРН на региональном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, территориальными органами Федерального горного и промышленного надзора России, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства природных ресурсов Российской Федерации и утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Требования к разработке и согласованию планов ЛРН на территории Российской Федерации, определяемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласовываются с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование деятельности в соответствующей сфере.

Согласно Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 621 от 28.12.2004 (далее по тексту - Правила) уровень планирования действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен осуществляться в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства РФ № 613 от 21.08.2000, а также приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 156 от 03.03.2003, определяющим величины нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива нефти и нефтепродуктов к чрезвычайной ситуации.

Согласно пункту 14 Правил в соответствии с классификацией чрезвычайных ситуаций организации разрабатывают планы, соответствующие уровню возможной чрезвычайной ситуации: локального, местного, территориального, регионального и федерального, а на акваториях - локального (объектного), регионального и федерального, а также Календарные Планы для нижестоящих уровней возможных чрезвычайных ситуаций, вплоть до объектного уровня, которые используются при составлении соответствующих Планов в подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их звеньях, планов регионов, а также непосредственно в организациях при реагировании на чрезвычайные ситуации.

(см. текст в предыдущей редакции) (см. текст в предыдущей редакции Согласно информации Главного управления МЧС России по Архангельской области план ЛРН ОАО"С" соответствует региональному уровню (л.д. 33).

Согласно пункту 19 Правил Планы организаций для регионального уровня утверждаются их руководителями, федеральным органом исполнительной власти по ведомственной принадлежности и МЧС России по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и региональным центром.

Согласно информации Главного управления МЧС России по Архангельской области в ОАО"С" разработан, согласован план ЛРН, но не пройдена экспертиза, план ЛРН не утвержден в МЧС России (л.д. 32).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2009 № 984 «О передаче платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг» издан Приказ МЧС России от 17.01.2011 № 2 «О внесении изменений в Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», утвержденный приказом МЧС России от 28.12.2004 № 621 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11.02.2011, регистрационный номер 19813), согласно которому с 07 марта 2011 года утратили силу пункты 3 и 4 раздела II Приложения № 1 к Правилам разработки и согласования Планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 28.12.2004 № 621.

Органы исполнительной власти, утверждающие Планы, своими силами организуют проведение экспертизы в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, регламентирующих эту работу, и дают свое заключение относительно Плана регионального уровня, что разъяснено 11 апреля 2011 года МЧС России.

Ответчиком не представлены суду доказательства того, что в настоящее время план ЛРН ОАО"С" утвержден МЧС России.

На основании вышеизложенного, суд находит законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению требование истца об обязании ОАО"С" утвердить план ЛРН в МЧС России и ввести его в действие в срок до 01.09.2011 года. Ответчиком не представлены доказательства, что данный срок является недостаточным для утверждения плана ЛРН в МЧС России.

В силу пункта 1 статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, включая право заявить в суде об истечении срока исковой давности.

В судебном заседании и отзыве на исковое заявление представитель ответчика указывает, что прокурор обратился в суд по истечение срока исковой давности, поскольку ОАО"С" должно было разработать план ЛРН до 01.02.2006, то есть по истечение 9 месяцев после введения в действие Приказа МЧС России от 28.12.2004 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации».

Суд находит неверным довод представителя ответчика о том, что начало срока исковой давности в данном случае определяется датой окончания срока исполнения обязанности по разработке ОАО"С" плана ЛРН.

Прокурор в силу ч. 1, 2 ст. 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

Срок исковой давности при предъявлении прокурором требований в интересах неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации должен исчисляться с того момента, когда прокурору стало известно о нарушении прав.

Как видно из материалов дела о нарушениях ОАО"С" законодательства об охране окружающей среды Архангельскому межрайонному прокурору стало известно в январе 2011 года (л.д. 29-30, 31, 32, 34).

Оценив обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что прокурором не пропущен срок исковой давности на обращение в суд за защитой неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.

При подаче искового заявления прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании ст.103 ГПК РФ она подлежит взысканию с ответчика.

В соответствии со ст.333.19 НК РФ размер госпошлины для организаций составляет ххх руб. хх коп..

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Архангельского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к ОАО"С" об обязании устранения выявленных нарушений природоохранного законодательства удовлетворить.

Обязать ОАО"С" устранить выявленные нарушения, а именно утвердить план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в МЧС России и ввести его в действие в срок до 01 сентября 2011 года.

Взыскать с ОАО"С" в доход бюджета государственную пошлину в размере ххх руб. хх коп.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья О.Г. Кривуля

Мотивированное решение изготовлено 18 апреля 2011 года