Дело № 2-3022/22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 сентября 2022 года. г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Фаустовой Г.А.
при секретаре Конопля Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3022/22 по иску Заместителя прокурора города Ростова-на-Дону в интересах Ж к Администрации города Ростова-на-Дону, Департаменту координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону, МКУ «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону», третье лицо: Департамент социальной защиты населения города Ростова-на-Дону» об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора г. Ростова-на-Дону обратился в суд с иском в интересах инвалида первой группы Ж к Администрации города Ростова-на-Дону об обязании Администрацию города Ростова-на-Дону, Департамент координации и перспективного развития города Ростова-на-Дону, МКУ «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение мероприятий по приспособлению общего имущества многоквартирном доме по адресу: <адрес> в котором проживает инвалид 1 группы Ж в целях обеспечения условий доступности для инвалида в соответствии с определенным ООО «Экспертный центр» оптимальным перечнем мероприятий по приспособлению общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме, путем: устройства ровного нескользящего покрытия путем движения по территории, обустройства входа в подъезд без перепадов высоты, приобретения и монтажа электрического наклонного подъемника для инвалидов на первом этаже, адаптации санитарно-гигиенического помещения, увеличения дверных проемов и устранения перепадов высоты на входах в квартиру и на лоджию.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что Прокуратурой города Ростова-на-Дону проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления муниципального образования «город Ростов-на-Дону» требований законодательства о социальной защите прав инвалидов.
Установлено, что Ж., являющийся инвалидом 1 группы, проживает в <адрес> многоквартирном доме по адресу: г. Ростов-на-Дону, <адрес>.
Проверкой установлено, что 09.06.2017 муниципальной комиссией проведено обследование жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес> в котором проживает инвалид 1 группы Ж По результатам обследования составлен акт, в котором содержится вывод об отсутствии технической возможности приспособления жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, без изменения ограждающих конструкций данного многоквартирного дома путем осуществления его реконструкции или капитального ремонта, вынесено решение о необходимости проведения проверки экономической целесообразности реконструкции жилого помещения и приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
Согласно проведенному 25.09.2018 ООО «Экспертный центр» расчету потребности в финансовых ресурсах на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта по объекту «Реконструкция общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид 1 группы Ж в целях его приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида» оптимальный перечень мероприятий по приспособлению общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме включает в себя: устройства ровного нескользящего покрытия путем движения по территории, обустройства входа в подъезд без перепадов высоты, приобретения и монтажа электрического наклонного подъемника для инвалидов на первом этаже, адаптации санитарно-гигиенического помещения, увеличения дверных проемов и устранения перепадов высоты на входах в квартиру и на лоджию.
02.11.2018 муниципальной комиссией вынесено заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в данном многоквартирном доме с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, которое 05.07.2019 направлено и.о. директора Департамента социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону заместителю главы администрации города Ростова-на-Дону по строительству и архитектуре.
Проведенной прокуратурой г. Ростова-на-Дону проверкой установлено, что мероприятия по приспособлению жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес> в котором проживает инвалид 1 группы Ж по состоянию на 26.06.2022 не проведены, тем самым в нарушение п. 5.1 ст. 2 ЖК РФ не обеспечены условия для осуществления указанным лицом права на жилище, в том числе условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в данном многоквартирном доме.
Из информации заместителя главы администрации города Ростова-на-Дону по строительству и архитектуры от 03.12.2021 следует, что в настоящее время имеется 70 заключений о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид. МКУ «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону» проведены мероприятия по расчету стоимости проектно-изыскательских работ, необходимых для приспособления жилых помещений, инвалидов и имущества многоквартирных домов, в том числе по ул. Ж1, а также проведена проверка достоверности определения сметной стоимости.
В соответствии с информацией МКУ «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону» от 20.01.2021 согласно постановлению администрации города Ростова-на-Дону от 07.08.2020 № 773 мероприятия по приспособлению помещений инвалидов и общего имущества многоквартирного дома, находящихся в муниципальной собственности осуществляется муниципальным заказчиком МКУ «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону».
Таким образом, на протяжении длительного периода времени грубо нарушаются права инвалида 1 группы Ж который лишен возможности беспрепятственно передвигаться из своей квартиры к объектам социальной инфраструктуры, не имеет возможности выхода на улицу, в связи с чем заместитель прокурора города Ростова-на-Дону обратился в суд с настоящим иском.
Представитель истца старший помощник прокурора Кононенко О.В., в судебное заседание явилась поддержала исковые требования в полном объеме, просила удовлетворить, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации города Ростова-на-Дону ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Представитель ответчика Департамента координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась исковые требования не признала, против удовлетворения иска возражала.
Представитель третьего лица МКУ «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону» ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась исковые требования не признала, против удовлетворения иска возражала.
Представитель третьего лица Департамента социальной защиты населения г.Ростова-на-Дону» ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась исковые требования не признала, против удовлетворения иска возражала.
Представитель 3-го лица ООО УО «ЖКХ» в судебное заседание не явился, извещен, согласно заявлению просит дело рассмотреть в их отсутствие. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав представителя истца, представителей ответчиков и представителя третьего лица, исследовав материалы, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Ж инвалидом 1-й группы бессрочно.
Ж проживает по адресу: <адрес>
Управление многоквартирным жилым домом по указанному адресу осуществляет ООО УО «ЖКХ».
14.03.2022г. Ж обратился в Прокуратуру Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону с заявлением, в котором указано, что многоквартирный жилой дом по <адрес> не приспособлен для нужд инвалида, в связи с чем просил обратиться в его интересах в суд по вопросу о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме.
Прокуратурой по обращению инвалида 1 группы Ж проведена проверка соблюдения прав последнего на обеспечение доступности общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г<адрес> в котором он проживает.
Как усматривается из материалов дела, 02.11.2018г. муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях из приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, произведено обследование жилого помещения Ж расположенного по адресу: <адрес> о чем составлен акт № 13-Г.
В результате обследования общего имущества и жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме комиссией установлено, что ширина дверных проемов менее 0,90 м, двери не оснащены доводчиками с регулируемым усилием и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд; в дверном проеме входных и балконных дверей имеются высокие пороги; передняя холл-комната шириной менее 1,6 м., нет места для хранения кресла-коляски, Санитарно-гигиенические помещения: ванная комната размерами 1,6м х 1,7м, ел без умывальника - размерами 1,2м х 0,9м, нет поручней и штанг, ее имущество: Во дворе дома асфальтовое покрытие с небольшими изъянами, участке дорожного покрытия перед входом в многоквартирный дом отсутствует рельефная (тактильная) полоса дорожных указателей; уровень пола помещения при входе в многоквартирный дом - 6 см; входные двери: наружный дверной проем менее 1,2м; отсутствует контрастная окраска по краям дверного полотна и наличника, полотна наружных дверей не защищены противоударной полосой и смотровой панелью из прозрачного ударопрочного материала; входные двеери не оборудованы информационной табличкой с использованием шрифта Брайля, отсутствуют дренажные и водосборные решетки. Тамбур размерами 1,1м х 2,1м. Ширина марша лестницы внутри подъезда - 1,05м (менее 1,35м), пандус отсутствует, ширина дверей лифта - 0,65м, грузового лифта нет.
Не соответствует п.п. 23,24,25,26,27,29,31 раздела III. Требований к Доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме инвалида и п.п. 32,34,35,37 раздела IV Требований по приспособлению жилого помещения с учетом потребностей инвалида, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», а именно: территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях.
Перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия. Одиночные ступени должны быть заменены пандусами, лестницы должны быть дублированы пандусами.
Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалида на кресле-коляске, не должен превышать 5 процентов, поперечный - 2 процента. При устройстве съезда с тротуара на проезжую часть уклон должен вить не более 1:12, а около многоквартирного дома и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 метров.
Крыльцо многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, и входная площадка не отвечают следующим требованиям:
а) уровень пола помещения при входе в здание должен быть нулевой или не долее 14 миллиметров со скошенными краями. Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов относительно уровня пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должны превышать 14 Миллиметров;
б) дренажные и водосборные решетки должны быть на одном уровне с поверхностью покрытия. Ширина просветов их ячеек не должна превышать 13 миллиметров, а длина - 15 миллиметров. Допускается подогрев покрытия крыльца ил входной площадки (в соответствии с местными климатическими условиями);
г) входная площадка с пандусом должна быть не менее 2,2 х 2,2 метра, поперечный уклон покрытий должен быть в пределах 1 - 2 процентов.
Лестница крыльца многоквартирною дома, в котором проживает инвалид, не отвечает следующим требованиям:
в) ограждения с 2 сторон стационарной лестницы должны быть непрерывными, с 2-уровневыми поручнями на высоте от 0,7 до 0,9 метра, имеющими закругленные окончания, при этом расстояние между ближайшей стеной и поручнем должно быть не менее 50 миллиметров, расстояние между поручнями - не менее 1 метра;
Пандус крыльца многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, не отвечает следующим требованиям:
а) наклонная часть (марш) пандуса должна иметь сплошную поверхность и длину не более 9 метров;
б) при устройстве съезда е тротуара на проезжую часть уклон должен быть не более 1:12, около здания допускается увеличить продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 метров. Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 15 миллиметров. Уклон пандуса крыльца должен быть не более 1:20. Пандус с расчетной длиной 36 метров и более или высотой более 3 метров следует заменять подъемными устройствами;
в) промежуточные горизонтальные площадки при высоте пандуса крыльца более 0,8 метра при прямом движении: при отсутствии поворота или разворота должны иметь ширину не менее 1 метра, глубину до 1,4 метра;
при устройстве разворотной площадки для кресла-коляски должны иметь бортик с открытой стороны пандуса и колесоотбойное устройство высотой 0,1 метра на съезде и промежуточных площадках;
г) ограждения с 2 сторон пандуса должны быть непрерывными, с 2- уровневыми поручнями на высоте от 0,7 до 0,9 метра, имеющими закругленные окончания. Расстояние между поручнями должно быть от 0,9 до 1 метра, завершающие части поручня должны быть округлого сечения, горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша на 0,3 метра;
д) поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастно отличающейся от прилегающей поверхности.
Двери для входа в многоквартирный дом, в котором проживает инвалид, и тамбур не отвечает следующим требованиям:
а) наружный дверной проем должен иметь ширину не менее 1,2 метра;
в) наружные двери могут иметь пороги, при этом высота каждого элемента порога не должна превышать 14 миллиметров;
з) в качестве дверных запоров на путях эвакуации устанавливаются ручки нажимного действия. Усилие для открывания двери не должно превышать 50 Нм;
Внеквартирные коридоры должны иметь ширину не менее 1,5 метра, минимальное пространство для поворота кресла-коляски на 90 градусов - размером 1,2 х 1,2 метра, для разворота на 180 градусов - диаметром 1,4 метра.
Высота указанных коридоров должна быть не менее 2,1 метра. Перепады уровней и пороги устраняются путем устройства уклонов покрытий или индусов, заделки или срезки порогов до высоты не более 25 миллиметров.
Жилое помещение инвалида должно иметь совмещенный санитарный узел дла инвалида.
Входные, внутренние квартирные и балконные двери должны иметь ширину дверных и арочных проемов не менее 0,9 метра. Входные и балконные двери оснащаются доводчиками с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд.
Пороги дверных коробок входных и балконных дверей должны быть оснащены временными съемными инвентарными пандусами (накладными, приставными).
Ширина передней-холла и коридора должна быть не менее 1,6 метра, при этом должна обеспечиваться возможность хранения кресла-коляски. Санитарные узлы должны иметь следующие размеры:
а) ванная комната или совмещенный санитарный узел - не менее 2,2 х 2,2 метра;
в) уборная без умывальника - не менее 1,2 х 1,6 метра при условии открывания двери наружу.
На основании изложенного комиссия пришла к следующим выводам: необходимо приспособить общее имущество в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид-колясочник Ж., с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, ввиду несоответствия требованиям, предусмотренных п, 23-27,29,31 раздела III и п. 32,34,35,37 раздела IV Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».
Технической возможности приспособления общего имуществ многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, без изменения существующих несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома путем осуществления его реконструкции нет.
Необходимо провести проверку экономической целесообразности реконструкции жилого помещения и приспособления общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
25.09.2018г. ООО «Экспертный центр» подготовлен расчет потребности в финансовых ресурсах на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта в отношении объекта, расположенного по адресу: <адрес>
По результатам проведенного обследования общедомового имущества и жилого помещения разработан оптимальный перечень мероприятий, в результате проведения которых общее имущество многоквартирного дома будет приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2015 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».
Оптимальный перечень мероприятий по приспособлению общего имущества многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид 1 группы Ж включает в себя: устройства ровного нескользящего покрытия путем движения по территории, обустройства входа в подъезд без перепадов высоты, приобретения и монтажа электрического наклонного подъемника для инвалидов на первом этаже, адаптации санитарно-гигиенического помещения, увеличения дверных проемов и устранения перепадов высоты на входах в квартиру и лоджию.
Сметная стоимость по объекту «Реконструкция общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид 1 группы Ж в целях его приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий его доступности для инвалида» в ценах на II квартал 2018 года составляет 1 197 612 руб.
Особые условия для проведения реконструкции общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>: согласование проведения работ по адаптации с заинтересованными лицами и организациями; разработка проектно-сметной документации, проведение ее экспертизы.
Расходы на проведение вышеперечисленные мероприятий в расчет потребности в финансовых ресурсах не включены.
02.11.2018г. муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях из приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалида, принято решение № 49 об экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, поскольку потребности в финансовых ресурсах, необходимых на проведение реконструкции и (или) капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, составляет: 1 197 612 рублей.
При этом, потребности в финансовых ресурсах, необходимых на приобретение нового жилого помещения, приспособленного с учетом потребностей инвалида, равнозначного по общей площади и месторасположению помещению, в котором проживает инвалид, составляют: 2 647 928,4рублей (рассчитано соответствии с Приказом министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11.04.2018г.).
02.11.2018г. муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях из приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесено заключение № 49 о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме.
Департаментом социальной защиты населения г. Ростова-на-Дону заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме направлено в адрес заместителя главы Администрации по строительству и архитектуре города Ростова-на-Дону.
Мероприятия по приспособлению жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид 1 группы Ж, до настоящего времени не выполнены.
Исследовав и оценив, представленные в материалы дела доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в части, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе к жилым зданиям, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (ч. 4 ст. 15 названного Федерального закона).
Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
Названными Правилами закреплено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению (п. 2).
Разделом 3 названных Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, в том числе указано, что территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях, перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия, одиночные ступени также подлежат замене на пандусы (п. 23 Правил).
Решение о наличии или отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и имущества общего пользования с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида принимается соответствующими федеральными, региональными и муниципальными межведомственными комиссиями на основании акта обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в установленном названным Правилами порядке (п. 12 - 22 Правил).
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из того, что материалами дела с достоверностью подтверждается, что жилое помещение, в котором проживает инвалид Ж не соответствует п.п. 23,24,25,26,27,29,31 раздела III. Требований к Доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме инвалида и п.п. 32,34,35,37 раздела IV Требований по приспособлению жилого помещения с учетом потребностей инвалида, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».
Крыльцо многоквартирного дома, лестница крыльца, входная площадка, тамбур двери для входа в многоквартирный дом, пандус, крыльцо многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, не отвечают предъявляемым требованиям.
Таким образом, на протяжении длительного периода времени грубо нарушаются права инвалида 1 группы Ж который лишен возможности беспрепятственно передвигаться из своей квартиры к объектам социальной инфраструктуры, не имеет возможности выхода на улицу.
Мероприятия по приспособлению жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в котором проживает инвалид 1 группы Ж., до настоящего времени не выполнены.
Право Ж на беспрепятственный доступ к своему жилищу нарушено, что является недопустимым и нарушает положения ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также Постановление Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», законом обязанность обеспечить доступ инвалидов к общему имуществу многоквартирного дома возложена на одно лицо - органы местного самоуправления.
Учитывая положения приведенных норм материального права, а также факт отсутствия в жилом многоквартирном доме по адресу: <адрес> предусмотренных указанным санитарными правилами технических средств реабилитации для инвалидов, суд приходит к выводу о возложении на Администрацию г. Ростова-на-Дону обязанности по обеспечению проведение мероприятий по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в целях обеспечения условий доступности для инвалида-колясочника.
Поскольку Департамент координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону, Муниципальное казенное учреждение «Управление капитального строительства города Ростова-на-Дону» являются структурными единицами Администрации города и выполняют вспомогательную функцию по исполнению распоряжений Администрации города Ростова-на-Дону, принятых в отношении реализации указанных мероприятий, потому исковые требования прокурора, заявленные к указанным соответчикам, следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Заместителя прокурора города Ростова-на-Дону в интересах инвалида 1-й группы Ж - удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Ростова-на-Дону в течение 1 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение мероприятий по приспособлению общего имущества многоквартирном доме по адресу: <адрес> в котором проживает инвалид 1-й группы Ж, в целях обеспечения условий доступности для инвалида в соответствии с определенным ООО «Экспертный центр» оптимальным перечнем мероприятий по приспособлению общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме, путем: устройства ровного нескользящего покрытия путем движения по территории, обустройства входа в подъезд без перепадов высоты, приобретения и монтажа электрического наклонного подъемника для инвалидов на первом этаже, адаптации санитарно-гигиенического помещения, увеличения дверных проемов и устранения перепадов высоты на входах в квартиру и на лоджию.
В удовлетворении исковых требований к Департаменту координации строительства и перспективного развития г. Ростова-на-Дону, МКУ «Управление капитального строительства г. Ростова-на-Дону» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Г.А. Фаустова
Мотивированный текст решения в окончательной форме изготовлен 26 сентября 2022 года.
Судья: Г.А. Фаустова