ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3024/16 от 21.11.2016 Ленинскогого районного суда г. Тамбова (Тамбовская область)

Дело № 2-3024/16

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Тамбов 21 ноября 2016 года

Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:

председательствующего судьи Шелухановой С.П.,

при секретаре Перелыгиной Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васнева И.Б. к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе о включении периода работы в страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии,

установил:

Васнев И.Б. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе о признании незаконным решения пенсионного фонда в части отказа в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, включении в стаж работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом период работы с 01.02.2011 г. по 18.01.2016 г. и возложении обязанности назначить пенсию по старости со снижением возраста с 07.02.2016 г.

В обоснование требований указал, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе от 16.03.2016 г. №107 ему отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста как лицу, проживающему в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в связи с исключением периодов работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в том числе, с 01.02.2011 г. по 18.01.2016 г.- в должности охотоведа, организующего работу по развитию охотничьего хозяйства на территории Петровского района, в ТОГУ «Тамбовохота», с 27.05.2014 г. –ТОГКУ «Тамбовохота», так как согласно акту документальной проверки УПФ РФ от 17.02.2016 г. № 31, сведения индивидуального (персонифицированного) учета, в период с 01.02.2011 г. по 18.01.2016 г. на основании представленных для проверки документов не подтверждается постоянная работа в зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с пп.7 п.1 ст. 10 ФЗ от 15.12.2001 г. №166-ФЗ. Договор аренды на рабочее место по адресу: ***, ***, ***»а» отсутствует. График работы в с. Петровское по приемным дням 1 день в неделю-четверг с 9 -00 до 14 часов. Сведения индивидуального лицевого счета застрахованного лица, представленные страхователем, не подтверждают осуществление работы в зоне радиоактивного загрязнения за период с 06.02.2008 г. по 31.12.2015 г. Специальная оценка по условиям труда не проводилась.

В судебном заседании истец Васнев И.Б. требования поддержал. В обоснование указал на то, что, в соответствии с графиком его работы приемным днем является всего один день в неделю четверг с 9 до 14 часов. При этом в соответствии с дополнительным соглашением от 01.02.2011 г. к трудовому договору от 06.02.2008 г. №17 он организует работу по развитию охотничьего хозяйства, воспроизводству и рациональному использованию государственного охотничьего фонда на территории Петровского района и соответственно в неприемные дни он выполняет свои должностные обязанности, по месту постоянной работы, в соответствии с должностной инструкцией на охотоведа (охотинспектора) от 30.06.2011 г. и от 12.05.2014 г.

Факт его постоянной работы по данному адресу полностью подтверждается и в соответствии с актом УПФР г. Тамбове и Тамбовском районе от 17.02.2016 г. №31.

Представитель пенсионного фонда Волостных Е.Г. иск не признала по основаниям, изложенным в решении пенсионного фонда.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 18 января 2016 г. Васнев И.Б. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Решением ответчика № 107 от 16 марта 2016 г. ему отказано в назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в соответствии с подпунктом 8 части первой статьи 13 и статьи 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Указано, что по представленным документам установить факт проживания и постоянной работы заявителя в период с 01.02. 2011 г. по 18.01.2016 г. в зоне с льготным социально-экономическим статусом не предоставляется возможным, в связи с чем, право на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста отсутствует.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Аналогичная норма была закреплена в статье 7 Федерального закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утратил силу с 01 января 2015 г.).

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации N 166 от 15 декабря 2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, в зависимости от факта и продолжительности проживания (работы) в указанной зоне в порядке, предусмотренном статьей 34 Закона N 1244-1 от 15 мая 1991 г.

Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Гражданам, указанным в пункте 8 части 1 статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (статья 34 Федерального закона).

Согласно разъяснению от 19 апреля 2000 г. N 4 "О порядке применения перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения, при установлении льготной пенсии гражданам, проживающим (проживавшим), работающим (работавшим) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Министерства труда и социального развития Российской Федерации (утвержденному постановлением Минтруда Российской Федерации от 19 апреля 2000 г. N 33), пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах в зоне отчуждения, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение, с льготным социально-экономическим статусом, постоянно проживающих в зоне отселения до их переселения в другие районы, занятых на работах в зоне отселения (не проживающих в этой зоне), выехавших в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, осуществляется в соответствии со статьями 31 - 37 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1). Назначение пенсий по возрасту гражданам, категории которых перечислены в пункте 1 настоящего разъяснения, производится с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности их постоянного проживания, работы или факта пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на основании перечня населенных пунктов, находящихся в границах этих зон, утверждаемого Правительством Российской Федерации (пункт 2). При назначении гражданам пенсий по возрасту в соответствии со статьями 31 - 37 Закона учитывается Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. "N" (пункт 3). В стаж, дающий право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста, в соответствии со статьями 31 - 37 Закона, включается время постоянного проживания или работы граждан в населенных пунктах, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в период действия перечней населенных пунктов, утвержденных соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации (пункт 4).

Согласно Постановлению Правительства РФ от 8 октября 2015г. N1074"Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (п.107), а ранее –Постановлению Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1582"Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"село Петровское находится в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Для приобретения права на пенсию по старости по нормам статьи 10 Федерального закона N 166 от 15 декабря 2001 г., необходимо проживание на указанной территории с момента катастрофы (26 апреля 1986 г.) по 30 июня 1986 г. независимо от продолжительности такого проживания, либо проживание на этой территории после указанной даты в течение не менее 4 лет (для права на снижение пенсионного возраста на 1 год).

Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 11 июля 2006 г. N 403-О отмечает, что назначение досрочных пенсий по старости указанным гражданам, со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

В соответствии с Законом Российской Федерации N 5242-1 от 25 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании одним из оснований для отказа в назначении досрочной пенсии были результаты документальной проверки от 17.02.2016 г., на основании которых пенсионный фонд пришел к выводу о том, что представленные документы не подтверждают постоянную работу Васнева И.В. в зоне с льготным социально-экономическим статусом за период с 01.02.2011 г. по настоящее время в должности охотоведа в ТОГКУ «Тамбовохота».

Между тем, как следует из указанного акта, по результатам проверки установлено, что Васнев И.Б. принят на работу в качестве охотоведа с 06.02.2008 г. для организации работы по развитию охотничьего хозяйства. На основании соглашения от 01.02.2011 г. к трудовому договору от 06.02.2008 г. №17 истец организует данную работу на территории Петровского района. Трудовой договор и дополнительные соглашения к нему не содержат сведений о сокращенном рабочем дне, либо о сокращенной рабочей неделе. Напротив, как следует из п. 4.1 трудового договора (л.д.48) «работнику устанавливается ненормированный рабочий день». Подтверждением этого служит и то обстоятельство, что при проверке ответчиком установлено, что к трудовому договору ежегодно составляется дополнительное соглашение об использовании личного транспорта в служебных целях, что, вместе с тем, противоречит выводам пенсионного фонда о том, что у истца «График работы в с. Петровское по приемным дням 1 день в неделю-четверг с 9 -00 до 14 часов», так как при таком режиме работы отсутствует необходимость в использовании автомобиля.

Вместе с тем, изученная в ходе проверки пенсионного фонда должностная инструкция охотоведа также свидетельствует о необходимости исполнения им иных обязанностей помимо ведения приема один раз в неделю. Как указано в акте (л.д.40) на основании должностной инструкции охотоведа к должностным обязанностям охотоведа относится: разработка планов мероприятий по рациональному использованию государственного охотничьего фонда, водных биологических ресурсов и их воспроизводству; оказание организациям, ведущим охотничье и рыбное хозяйство, организационную и консультативную помощь в проведении ими воспроизводственных и охотохозяйственных мероприятий; проводит мероприятия по борьбе с вредными для охотничьего хозяйства животными; ведет оперативный учет и составляет установленную отчетность; проводит разъяснительную работу среди охотников-любителей и местного населения по вопросам бережного отношения к природным ресурсам; передача охотникам в районах области документов от Управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира области и т.д.

Кроме того, по результатам проверки установлено, что рабочее место истца, расположено в с. Петровское, в здании администрации района без заключения договора аренды. Последнее не может являться основанием для отсутствия подтверждения работы истца именно в этом административном здании, расположенном, как указано в справке №102 от 21.01.2016 г. Администрации Петровского района, в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Обстоятельства, изложенные в обоснование отказа в назначении пенсии опровергаются, в том числе, представленными в дело истцом и ответчиком следующими документами:

письмом администрации Петровского района от 29.02.2016 г. (л.д.43) о том, что Васнев И.Б. осуществляет свою деятельность в качестве охотоведа на территории Петровского района Тамбовской области в помещении общей площадью 9,6 кв.м, расположенном по адресу: ***, ***, *** на безвозмездной основе с 2011 года, договором №2 безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 15.03.2016 г. (л.д.28), что, по мнению суда, исключает требование ответчика о заключении договора аренды; справкой ТОГКУ «Тамбовохота» от 21.10.2016 г. № 240 (л.д.53), подтверждающей работу истца в указанной должности на территории Петровского района в с. ******, *** с 06.02.2008 г.; трудовым договором №17 от 06.02.2008 г. и дополнительным соглашением к нему от 01.02.2011 г. (л.д.47-51), из которых следует, что рабочее место Васнева расположено в с. Петровское; справкой от 27.10.2016 г. №543, выданной Администрацией Рахманинского сельсовета Петровского района (л.д.52) и справкой, выданной Администрацией Шехманского сельсовета Петровского района от 16.11.2016 г. № 500 (л.д.148), подтверждающими, что с 01.01.2012 г. по настоящее время Васнев И.Б. постоянно проживает в Петровском районе ( *** и ***). Кроме того, истцом предоставлены служебные документы – протоколы об административном правонарушении (л.д.63-87), составленные им, в том, числе, по адресу: ***, ***, ***, а также представлены отчеты о проведении биотехнических мероприятий за период 2014-2016 г. (л.д.54-62), а также отчеты о движении бланков (л.д.92-146, что также свидетельствует об исполнении различных должностных обязанностях на территории Петровского района в течение полного рабочего дня и деятельность истца не ограничивается ведением приема одни раз в неделю.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что истцом доказан факт его проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 01.02.2011 г. по 18.01.2016 г., что дает основание для назначения досрочной страховой пенсии с понижением возраста на один год.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить исковые требования Васнева И.Б..

Включить Васневу И.Б. в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии период работы с 01.02.2011 г. по 18.01.2016 г. в должности охотоведа организующего работу на территории Петровского района.

Обязать ГУ УПФ РФ в г. Тамбове и Тамбовском районе назначить Васневу И.Б. досрочную страховую пенсию с 07.02.2016 года.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья С. П. Шелуханова

Мотивированное решение составлено 22 ноября 2016 года.

Судья С.П.Шелуханова