ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3024/2023 от 27.06.2023 Северодвинского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2-3024/2023

29RS0023-01-2023-001589-96

Решение

именем Российской Федерации

г. Северодвинск 27 июня 2023 г.

Северодвинский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Ноздрина В.В.,

при ведении протокола помощником судьи Личутиной М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северодвинского городского суда Архангельской области гражданское дело по иску заместителя прокурора города Северодвинска в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск», муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная шкода № 30» о возложении обязанности по выделению денежных средств на мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения, обеспечению охраны объектов (территории) общеобразовательного учреждения,

установил:

заместитель прокурора города Северодвинска обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск», муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная шкода № 30» о возложении обязанности по выделению денежных средств на мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения, обеспечению охраны объектов (территории) общеобразовательного учреждения.

В обоснование требований указано, что прокуратурой города Северодвинска проведена проверка муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная шкода № 30», а именно структурного подразделения образовательного учреждения – детского сада № 84 «АБВГДейка» (далее – Детский сад № 84, образовательная организация) относительно исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов. В ходе проведения проверки установлено, что Детский сад № 84 охранной сигнализацией не оснащено, учреждение не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, здание не оборудовано помещением для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны); основной вход контрольно-пропускным пунктом (постом охраны) не произведено; оснащение корпуса Детского сада № 84 стационарным или ручным металлоискателем не произведено.

Поскольку МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30», в том числе ее структурное подразделение Детский сад № 84 является бюджетным учреждением и не имеет денежных средств для выполнения работ по устранению выявленных нарушений, в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязанность по обеспечению охраны данного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны, должна быть возложена на учредителя, функции и полномочия которого осуществляются Администрацией Северодвинска.

Просит обязать Администрацию Северодвинска в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения; обязать МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30»: оснастить корпус Детского сада № 84, расположенный по адресу: <...> «а» охранной сигнализацией;

- обеспечить охрану корпуса Детского сада № 84 сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

- оборудовать на 1-м этаже корпуса Детского сад № 84 помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

- оборудовать основной вход в корпус Детского сада № 84 контрольно-пропускным пунктом (постом охраны)

- оснастить корпус Детского сада № 84 стационарным или ручным металлоискателем.

В судебном заседании представитель прокуратуры города Северодвинска Коньшин Е.И. настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Северодвинска ФИО1 указала на отсутствие в настоящее время бюджетных средств на обеспечение безопасности Детский сад № 84.

Представитель МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» ФИО2 в суде пояснил, что финансирование учреждения осуществляется Администрацией Северодвинска.

Иные лица в суд не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, изучив материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой города Северодвинска проведена проверка МАОУ «Средняя общеобразовательная шкода № 30», а именно - структурного подразделения образовательного учреждения – Детского сада № 84 «АБВГДейка» относительно исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов. В ходе проведения проверки установлено, что Детский сад № 84 не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, здания не отвечают требованиям антитеррористической защищенности и безопасности.

Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма. В силу ст. 2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно п.п. «а» и «б» п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 ФЗ «О противодействии терроризму»).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», которое вступило в силу с 17.08.2019 и которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), создается комиссия по обследованию и категорированию правообладателем объекта (территории) (п. 8 Требований № 1006).

Работа комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории) осуществляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня создания комиссии(п. 8 Требований № 1006).

Из п.п. «е» п. 11 Требований № 1006 следует, что комиссия в ходе своей деятельности, помимо прочего, определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.

Судом установлено, что вопреки указанным требованиям, в установленный законом срок мероприятия по обеспечению антитеррористической безопасности применительно к Детский сад № 84 не профинансированы и не выполнены.

В материалы дела ответчиком представлены документы по приобретению досмотрового металлоискателя в количестве 1 шт. Вместе с тем, отсутствуют доказательства постановки металлоискателя на учет в образовательном учреждении, доказательства ввода его в эксплуатацию и работу.

Ссылка стороны ответчиков о том, что бюджет городского округа на плановый период 2023 и 2024 годов утвержден с дефицитом и финансирование мероприятий антитеррористической направленности по всем образовательным учреждениям в полном объеме невозможен, судом отклоняется, так как заявленное требование относится к обеспечению безопасности детского дошкольного учреждения.

С учетом изложенного суд полагает исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования заместителя прокурора города Северодвинска в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского округа Архангельской области «Северодвинск», муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная шкода № 30» о возложении обязанности по выделению денежных средств на мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения, обеспечению охраны объектов (территории) общеобразовательного учреждения, удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа Архангельской области «Северодвинск» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения – муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная шкода № 30».

Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная шкода № 30» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу оснастить корпус Детского сада № 84 «АБВГДейка», расположенный по адресу: <...> «а», охранной сигнализацией;

- обеспечить охрану корпуса Детского сада № 84 «АБВГДейка», расположенного по адресу: <...> «а», сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

- оборудовать на 1-м этаже корпуса Детского сад № 84 «АБВГДейка», расположенного по адресу: <...> «а», помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

- оборудовать основной вход в корпус Детского сада № 84 «АБВГДейка», расположенного по адресу: <...> «а», контрольно-пропускным пунктом (постом охраны);

- оснастить корпус Детского сада № 84 «АБВГДейка», расположенного по адресу: <...> «а», стационарным или ручным металлоискателем.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Северодвинский городской суд Архангельской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 4 июля 2023 г.

Председательствующий В.В. Ноздрин