Дело 2- 3025/2021
УИД 27RS0003-01-2020-006704-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Читы в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Д.П.,
при секретаре судебного заседания Ботевой А.И.,
с участием представителя истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Читинского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России о понуждении к действиям,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Читинского гарнизона обратился в суд с названным с иском, указав в обоснование заявленных требований на следующие обстоятельства.
Военной прокуратурой Читинского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами жилищно-коммунальной службы № 8 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному военному округу требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при предоставлении коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил России.
Установлено, что на территории военного городка №, (<адрес>) расположена котельная инв. №, работающая на угольном топливе и ее тепловые сети, 1976 года постройки, введенная в эксплуатацию в 1976 году, обеспечивающая тепловой энергией объекты военной инфраструктуры Минобороны России, дислоцированные в названном военном городке, в том числе и в/часть №.
Согласно результатам осмотра котельной инв. № 41, проведённого в 2020 году, данная котельная и ее тепловые сети требует проведения капитального и текущего ремонтов. Результаты осмотра отражены в акте и ведомости дефекации от 11.09.2020.
Однако, при подготовке к отопительному сезону 2020-2021 годов необходимые ремонтные работы, отраженные в вышеуказанном акте осмотра и ведомости дефектов, не проводились и до настоящего времени не проведены.
При этом котельной № в соответствии с вышеуказанным актом осмотра и ведомостью дефектов необходимо выполнение капитального и текущего ремонта по следующим видам работ: капитальный ремонт в части обустройства забора: замена более 80% конструкций забора; в части ремонта кровли крыши: замена 155 м2 кровельного покрытия; в части котлового оборудования: замена котла в сборе с форсункой - 1 шт.; в части дымовой трубы: провести экспертизу промышленной безопасности, произвести очистку внутренней поверхности - 1 шт.; в части теплообменного оборудования: замена водоподогревателя - 1 шт.; в части оборудования водоподготовки: замена блочной установки для подогрева воды - 2 шт.; текущий ремонт в части ограждающих конструкций, оконных, дверных проемов: окраска и ремонт стеновых панелей, дверных, оконных проемов, частичная штукатурка стен; в части пола: масляная покраска пола; в части инженерных систем (водоснабжения, теплоснабжения): частичная замена трубопроводов, запорной арматуры; в части оборудования топливного хозяйства: замена мазутного рукава; в части котлового оборудования: ремонт обмуровки котла, покраска, ремонт экранных труб, запорной арматуры, замена водомерных стекол, предохранительных клапанов, топливных форсунок; в части насосного оборудования: замена подшипников, пускателя, насоса; в части тягодутьевого оборудования: замена подшипников, дымососа; в части электрооборудования и электрических кабелей: частичная замена и ремонт; в части наружного трубопровода и арматуры: частичное восстановление теплоизоляции. Выявленные дефекты, связанные с не проведением ремонтных работ в объеме, определенном актом осмотра и ведомости дефектов, в настоящее время создают угрозу возникновения частых аварийных ситуаций, что в свою очередь повлечет прекращение поставки тепловой энергии на объекты Минобороны России и инфраструктуры военного городка №
В соответствии с приказом Минобороны России от 30.04.2009 № 355 «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Минобороны России», создан Департамент имущественных отношений Минобороны России, предназначенный для реализации прав Минобороны России по управлению федеральным недвижимым имуществом, находящимся в Вооруженных Силах России.
Приказом Минобороны России от 17.12.2010 № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Минобороны России», федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Минобороны России реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений Минобороны России, с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.
Во исполнение указанных нормативных документов объекты федерального недвижимого имущества, в том числе угольная котельная инв. № 41 и ее тепловые сети, переданы ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
Вместе с тем, приказом Минобороны России от 02.03.2017 № 155, создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России на которое возложены обязанности по содержанию объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил России, что закреплено в Уставе Учреждения.
В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 12.04.2017 № 1140, объекты теплового хозяйства, в том числе угольная котельная инв. № и ее тепловые сети, закреплены на праве оперативного управления за Учреждением и в соответствии с передаточным актом №/ТХ, переданы Учреждению СибТУИО в эксплуатацию.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ№ в Устав Учреждения внесены изменения, связанные с расширением перечня видов деятельности, а именно включением мероприятий по выполнению работ по капитальному ремонту объектов, находящихся в оперативном управлении или предоставленных в безвозмездное пользование.
Исходя из требований по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих организаций, изложенных в разделе III Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№, одним из критериев оценки является обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергией, выражающихся, в том числе, в отсутствии фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации; выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии; обеспечение качества теплоносителей.
Из вышеизложенного следует, что здание котельной и ее оборудование к отопительным сезонам в полном объеме не подготавливались, что создает угрозу возникновения частых аварийных ситуаций, в связи с чем указанному объекту необходимо выполнение ремонта, определенного ведомостями дефектов и актами осмотров.
На основании изложенного заместитель военного прокурора Читинского гарнизона просил суд возложить на Минобороны России обязанность выделить лимиты бюджетных средств на 2021 год на капитальный и текущий ремонт котельной инв. № и ее тепловых сетей, расположенных в военном городке № (<адрес>). Возложить на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить капитальный и текущий ремонты на котельной № и ее тепловых сетях, в объеме, определенном актом осеннего осмотра от 11.09.2020 и ведомостью дефекации от 11.09.2020, оформленными должностными лицами производственного участка № службы №, утверждёнными командованием в/ч №, а именно (капитальный ремонт): замена более 80% конструкций забора; замена 155 м2 кровельного покрытия; замена котла в сборе с форсункой; проведение экспертизы промышленной безопасности дымовой трубы; очистка внутренней поверхности дымовой трубы; замена водоподогревателя - 1 шт.; замена блочной установки для подогрева воды - 2 шт.; (текущий ремонт): окраска и ремонт стеновых панелей, дверных, оконных проемов, частичная штукатурка стен; масляная покраска пола; частичная замена трубопроводов, запорной арматуры; ремонт обмуровки котла, покраска, ремонт экранных труб, запорной арматуры, замена мазутного рукава, водомерных стекол, предохранительных клапанов, топливных форсунок, насоса, подшипников, пускателя, дымососа; частичная замена и ремонт электрических кабелей; частичное восстановление теплоизоляции.
В судебном заседании представитель истца помощник военного прокуратура Читинского гарнизона ФИО1, действующий на основании прав по должности, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Ответчик ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному военному округу, надлежаще извещенный судом времени и месте слушания дела, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, причин не явки суду не сообщил.
Представитель ответчика Минобороны России в судебное заседание не явился, согласно представленным письменным возражениям относительно искового заявления просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства обороны Российской Федерации.
Заслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Военной прокуратурой Читинского гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами жилищно-коммунальной службы № 8 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному военному округу требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при предоставлении коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил России.
Установлено, что на территории военного городка №, (<адрес>) расположена котельная инв. №, работающая на угольном топливе и ее тепловые сети, 1976 года постройки, введенная в эксплуатацию в 1976 году, обеспечивающая тепловой энергией объекты военной инфраструктуры Минобороны России, дислоцированные в названном военном городке, в том числе и в/часть №.
Согласно результатам осмотра котельной инв. №, проведённого в 2020 году, данная котельная и ее тепловые сети требует проведения капитального и текущего ремонтов. Результаты осмотра отражены в акте и ведомости дефекации от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, при подготовке к отопительному сезону 2020-2021 годов необходимые ремонтные работы, отраженные в вышеуказанном акте осмотра и ведомости дефектов, не проводились и до настоящего времени не проведены.
При этом котельной № в соответствии с вышеуказанным актом осмотра и ведомостью дефектов необходимо выполнение капитального и текущего ремонта по следующим видам работ: капитальный ремонт в части обустройства забора: замена более 80% конструкций забора; в части ремонта кровли крыши: замена 155 м2 кровельного покрытия; в части котлового оборудования: замена котла в сборе с форсункой - 1 шт.; в части дымовой трубы: провести экспертизу промышленной безопасности, произвести очистку внутренней поверхности - 1 шт.; в части теплообменного оборудования: замена водоподогревателя - 1 шт.; в части оборудования водоподготовки: замена блочной установки для подогрева воды - 2 шт.; текущий ремонт в части ограждающих конструкций, оконных, дверных проемов: окраска и ремонт стеновых панелей, дверных, оконных проемов, частичная штукатурка стен; в части пола: масляная покраска пола; в части инженерных систем (водоснабжения, теплоснабжения): частичная замена трубопроводов, запорной арматуры; в части оборудования топливного хозяйства: замена мазутного рукава; в части котлового оборудования: ремонт обмуровки котла, покраска, ремонт экранных труб, запорной арматуры, замена водомерных стекол, предохранительных клапанов, топливных форсунок; в части насосного оборудования: замена подшипников, пускателя, насоса; в части тягодутьевого оборудования: замена подшипников, дымососа; в части электрооборудования и электрических кабелей: частичная замена и ремонт; в части наружного трубопровода и арматуры: частичное восстановление теплоизоляции. Выявленные дефекты, связанные с не проведением ремонтных работ в объеме, определенном актом осмотра и ведомости дефектов, в настоящее время создают угрозу возникновения частых аварийных ситуаций, что в свою очередь повлечет прекращение поставки тепловой энергии на объекты Минобороны России и инфраструктуры военного городка №..
Приведенные выше обстоятельства подтверждаются материалами проверки.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с приказом Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Минобороны России», создан Департамент имущественных отношений Минобороны России, предназначенный для реализации прав Минобороны России по управлению федеральным недвижимым имуществом, находящимся в Вооруженных Силах России.
Приказом Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О реорганизации федеральных государственных учреждений Минобороны России», федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Минобороны России реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений Минобороны России, с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.
Во исполнение указанных нормативных документов объекты федерального недвижимого имущества, в том числе угольная котельная инв. № и ее тепловые сети, переданы ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
Вместе с тем, приказом Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ№, создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России на которое возложены обязанности по содержанию объектов военной и социальной инфраструктуры, предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил России, что закреплено в Уставе Учреждения.
В соответствии с приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ№, объекты теплового хозяйства, в том числе угольная котельная инв. № и ее тепловые сети, закреплены на праве оперативного управления за Учреждением и в соответствии с передаточным актом №/ТХ, переданы Учреждению СибТУИО в эксплуатацию.
Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ№ в Устав Учреждения внесены изменения, связанные с расширением перечня видов деятельности, а именно включением мероприятий по выполнению работ по капитальному ремонту объектов, находящихся в оперативном управлении или предоставленных в безвозмездное пользование.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 3 Федерального закона «О теплоснабжении» (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) одним из принципов теплоснабжения, является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
Частью 5 ст. 20 Закона № предусмотрено, что проверка готовности теплоснабжающих организаций к отопительному периоду осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности к выполнению графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.
Исходя из требований по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих организаций, изложенных в разделе III Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ год №, одним из критериев оценки является обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей тепловой энергией, выражающихся, в том числе, в отсутствии фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации; выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии; обеспечение качества теплоносителей.
Ответчиками не оспорено наличие дефектов, указанных в акте осмотра и ведомости дефектов.
Таким образом, на собственника здания - Министерство обороны Российской Федерации выделить лимиты бюджетных средств на 2021 год на капитальный и текущий ремонт котельной инв. № и ее тепловых сетей, расположенных в военном городке № (<адрес>).
Бездействие собственника является незаконным и создает предпосылки к чрезвычайным ситуациям, угрозу возникновения частых аварийных ситуаций и, как следствие, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Одновременно суд приходит к выводу, что на ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России обязанность выполнить капитальный и текущий ремонты на котельной № и ее тепловых сетях, в объеме, определенном актом осеннего осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и ведомостью дефекации от ДД.ММ.ГГГГ, оформленными должностными лицами производственного участка № службы №, утверждёнными командованием в/ч №, а именно (капитальный ремонт): замена более 80% конструкций забора; замена 155 м2 кровельного покрытия; замена котла в сборе с форсункой; проведение экспертизы промышленной безопасности дымовой трубы; очистка внутренней поверхности дымовой трубы; замена водоподогревателя - 1 шт.; замена блочной установки для подогрева воды - 2 шт.; (текущий ремонт): окраска и ремонт стеновых панелей, дверных, оконных проемов, частичная штукатурка стен; масляная покраска пола; частичная замена трубопроводов, запорной арматуры; ремонт обмуровки котла, покраска, ремонт экранных труб, запорной арматуры, замена мазутного рукава, водомерных стекол, предохранительных клапанов, топливных форсунок, насоса, подшипников, пускателя, дымососа; частичная замена и ремонт электрических кабелей; частичное восстановление теплоизоляции.
В соответствие со ст. 206 ГПК РФ с учетом мнения сторон, суд приходит к выводу, что решение суда в части выделения лимитов бюджетных средств подлежит исполнению в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу, в части осуществления текущего и капитального ремонта здания в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск заместителя военного прокурора Читинского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России о понуждении к действиям удовлетворить.
Возложить на Минобороны России в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязанность выделить лимиты бюджетных средств на 2021 год на капитальный и текущий ремонт котельной инв. № и ее тепловых сетей, расположенных в военном городке № (<адрес>).
Возложить на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить капитальный и текущий ремонты на котельной № и ее тепловых сетях, в объеме, определенном актом осеннего осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и ведомостью дефекации от ДД.ММ.ГГГГ, оформленными должностными лицами производственного участка № службы №, утверждёнными командованием в/ч №, а именно (капитальный ремонт): замена более 80% конструкций забора; замена 155 м2 кровельного покрытия; замена котла в сборе с форсункой; проведение экспертизы промышленной безопасности дымовой трубы; очистка внутренней поверхности дымовой трубы; замена водоподогревателя - 1 шт.; замена блочной установки для подогрева воды - 2 шт.; (текущий ремонт): окраска и ремонт стеновых панелей, дверных, оконных проемов, частичная штукатурка стен; масляная покраска пола; частичная замена трубопроводов, запорной арматуры; ремонт обмуровки котла, покраска, ремонт экранных труб, запорной арматуры, замена мазутного рукава, водомерных стекол, предохранительных клапанов, топливных форсунок, насоса, подшипников, пускателя, дымососа; частичная замена и ремонт электрических кабелей; частичное восстановление теплоизоляции.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня изготовления в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.
Судья Д.П. Сергеева
Мотивированное решение изготовлено 19.05.2021 года.