Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г. Челябинска в составе:
Председательствующего Лычагиной С.В.
При секретаре Галеевой И.И.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ УПФР в Ленинском районе г. Челябинска о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО1 обратился в суд с иском о признании недействительным протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа о включении в специальный стаж периода военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, решения об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ года, обязывании включить указанный период в специальный стаж, а также период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование своих доводов указал, что пенсионным органом ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, с данным решением он не согласен, поскольку в указанный период он проходил срочную и сверхсрочную службу в рядах Советской Армии, работал артистом оркестра, играющим на духовых инструментах.
В судебном заседании ФИО1 и его представитель настаивали на своих требованиях, уточнили исковые требования, указав, что согласно Постановления Совета Министров СССР от 28.08.1991 года № 447 включается в стаж творческой работы артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов время их военной службы по специальности, истец имел высшее музыкальное образование, играл на духовом инструменте в профессиональном духовом оркестре ЧВКТУ (Челябинское Высшее командное танковое училище).
Представитель ГУ УПФР в Ленинском районе г. Челябинска, пояснила, что ФИО1 было обоснованно отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием специального стажа требуемой продолжительности, должность музыкант не предусмотрена п. 3 Списка № и Общероссийским классификатором.
Суд, выслушав пояснения истца, представителя ГУ УПФР в Ленинском районе г. Челябинска исследовав материалы пенсионного отказного дела, письменные материалы дела, считает возможным удовлетворить требования истца.
Согласно военного билета и справки из военкомата № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходил военную службу по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкант в оркестре, исполняющем на духовом инструменте «тромбон». В уточняющей справке военкомата № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходил военную службу в указанный период в должности артист оркестра, играющий на духовых инструментах.
ФИО1 обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 27 данного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет и достигшим возраста 50 - 55 лет либо независимо от возраста. Согласно пункту 2 вышеуказанной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 27 названного Федерального закона применяется Список профессий и должностей работников театров и театрально-зрелищных предприятий и коллективов, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 28 августа 1991 года N 447. В силу п. 3 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года N 447, артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах имеют право на пенсию по старости при стаже творческой работы не менее 25 лет.
Согласно общероссийскому классификатору занятий (Ж 010-93 (ОКЗ), утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 декабря 1993 года N 298, музыканты относятся к базовой группе 2453. В данную базовую группу входят артисты оркестра и артисты симфонического оркестра.
Действие Положения об условиях и оплате труда работников концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов, утвержденным заместителем Министра культуры СССР от 29 декабря 1976 года, согласованным с Госкомтруда СССР, ВЦСПС и Министерством финансов СССР, распространяется на работников всех профессиональных концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов независимо от их ведомственной подчиненности и наименования.
В стаж творческой работы артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов в соответствии с абз. 2 п. 2 Постановления Совета Министров СССР от 28 августа 1991 года N 447 включается время их военной службы по специальности.
Обстоятельства того, что в периоды прохождения истцом срочной службы в рядах Советской Армии в указанных должностях носила профессиональный характер, проходила в духовом оркестре, предусмотренных Списками от 28 августа 1991 года N 447, объективно подтверждаются представленными документами: военным билетом, архивными справками, фотографиями.
В период прохождения истцом службы в рядах Советской Армии действовал Перечень квалификационных характеристик артистов театров, утвержденный Министром культуры СССР 16.09.1977 года, которым были установлены должностные обязанности и квалификационные требования, в том числе, артиста оркестра. К должностным обязанностям отнесено привлечение артиста, как музыканта-инструменталиста к выступлению на сцене. Согласно Типовой инструкции штатных военных оркестров вооруженных сил Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны от 22.10.1993 года N 489 "О мерах по совершенствованию деятельности штатных военных оркестров вооруженных сил Российской Федерации" были включены как должности артистов, так и должности музыкантов. В примечании к Типовой структуре указано, что должности музыканта подлежат замещению только военнослужащими сверхсрочной службы, проходящими службу по контракту или призыву, но не лицами гражданского персонала. "Инструкцией о порядке определения квалификации для замещения штатных должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и призыву, и гражданского персонала штатных военных оркестров вооруженных сил Российской Федерации", утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22.11.1996 года N 417, установлены единые квалификационные требования для артистов и музыкантов 2 категории.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22.11.1996 N 417 утверждено "Положение о военно-оркестровой службе Министерства обороны Российской Федерации", пунктом 2 которого предусмотрено, что в состав военно-оркестровой службы Министерства обороны входят оркестры соединений, воинских частей и военно-учебных заведений. Руководством по организации деятельности штатных военных оркестров Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным тем же Приказом N 417, установлено, что военные оркестры являются профессионально-творческими коллективами, содержатся согласно утвержденным штатам и комплектуются военнослужащими, гражданским персоналом и воспитанниками военного оркестра.
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 г. N 251н установлены должностные обязанности для должности "артист симфонического, камерного, эстрадно-симфонического, духового оркестра, оркестра народных инструментов", а также квалификационные требования: высшее профессиональное или среднее профессиональное образование (музыкальное). К числу духовых инструментов относятся тромбон. Должность "музыкант духового оркестра" не предусмотрены вышеуказанным Единым квалификационным справочником, Постановлением Минтруда РФ от 01.02.1995 г., Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих, утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 27.08.1986 г. N 016, а также Общеотраслевыми квалификационными характеристиками руководителей, специалистов и служащих, утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27.03.1986 г.
Анализируя цели, задачи и структуру военного оркестра, направления деятельности и функций, предусмотренных "Положением о военно-оркестровой службе в Вооруженных Силах СССР", утв. Приказом МО СССР от 26.07.1963 г. N 182 и Приказом МО СССР от 10.06.1988 г. N 222, действующих в спорные периоды, а также должностные обязанности музыканта военного оркестра, предусмотренные вышеуказанными нормативными актами и должностные характеристики артиста духового оркестра, предусмотренные Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, суд приходит к выводу, что военный оркестр является профессиональным творческих коллективом и подпадает под понятие профессионального художественного коллектива.
Учитывая, что действующее в настоящее время Положение о военно-оркестровой службе Министерства обороны Российской Федерации и Руководство по организации деятельности штатных военных оркестров Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденные приказом Министра обороны Российской Федерации от 22.11.1996 г. N 417 прямо предусматривают, что военный оркестр является профессионально-творческим коллективом.
Истец имел среднее и высшее специальное музыкальное образование, окончил музыкальную школу, музыкальное училище и Челябинский институт искусства и культуры, о чем представлены дипломы и свидетельство об окончании.
Учитывая изложенные выше доказательства того, что в спорные периоды военной службы истец осуществлял творческую деятельность артиста, играющего на духовом музыкальном инструменте, в оркестре ЧВКТУ, являющемся профессиональным художественным коллективом, суд считает возможным включить периоды службы истца рядах Вооруженных Сил в должности музыканта оркестра в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Учитывая, что занятость истца в должности музыканта военного оркестра (музыкальный инструмент-тромбон) в ЧВКТУ носила профессиональный характер, имела место в течение полного рабочего времени и проходила в профессионально-творческом коллективе, суд считает возможным включить спорный период в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Исходя из вышеизложенного, суд считает, что отказ УПФ РФ в Ленинском районе г. Челябинска об отказе о включении в специальный стаж периодов службы в рядах Советской Армии ФИО1 в качестве музыканта является незаконным, данный спорный период его работы подлежит включению для исчисления стажа работы, носившего льготный характер.
Учитывая, что в специальный стаж ответчиком учтен период по ДД.ММ.ГГГГ года, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчиком при рассмотрении заявления ФИО1 не учитывался, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал и работает по настоящее время артистом оркестра, играющего на духовых инструментах в Областном государственном бюджетном учреждении культуры «Челябинский государственный академический Театр оперы и балета им. М.И. Глинки», работа до ДД.ММ.ГГГГ ответчиком включен в специальный стаж, работа в указанной должности включается в специальный стаж, Следовательно, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста оркестра также должен быть включен в специальный стаж.
Творческая деятельность истца составляет № года № мес. + № год № мес.№ дней + № мес. № дня= № лет № мес. № дней. Следовательно, истец имеет право на досрочную пенсию, следовательно, имеются основания для назначения досрочной трудовой пенсии по старости с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ года.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Истец просит взыскать судебные расходы в размере <данные изъяты> руб. на услуги представителя, суд считает возможным взыскать с учетом разумности расходы на услуги представителя в сумме <данные изъяты> руб. и госпошлину в сумме <данные изъяты> руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО1 удовлетворить.
Обязать ГУ УПФР в Ленинском районе г. Челябинска назначить ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ досрочную трудовую пенсию по старости, включив в специальный стаж период военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
Признать незаконными решение об отказе в установлении пенсии ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФР в Ленинском районе г. Челябинска, протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО1 о включении в специальный стаж периода военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
Взыскать с ГУ УПФР в Ленинском районе г. Челябинска в пользу ФИО1 судебные расходы на услуги представителя в сумме <данные изъяты> руб. и госпошлину в сумме <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд г. Челябинска.
Председательствующий Лычагина С.В.