ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3027/2013 от 21.01.2014 Октябрьского районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

  Дело № 2-78/14

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 21 января 2014 года г. Барнаул

 Суд Октябрьского района г. Барнаула Алтайского края в составе:

 Председательствующего судьи Козловой Н.П.

 при секретаре Шелковниковой А.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шахториной В.Е. к Открытому Акционерному Обществу «Барнаульская горэлетросеть» о возложении обязанности произвести перерасчет за электроэнергию,

У С Т А Н О В И Л:

 Истец обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику ОАО «Барнаульская горэлектросеть» о возложении обязанности произвести перерасчет за электроэнергию.

 В обоснование заявленного указала, что зарегистрирована и проживает по адресу <адрес>. С 1983 года в квартире была установлена стационарная электроплита, о чем имеется запись в техническом паспорте на многоквартирный дом, расположенный по адресу <адрес>. Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 года № 1444 установлено, что для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами применяется понижающий коэффициент 0,7.

 Истцу стало известно, что ОАО «Барнаульская горэлектросеть» применяет тарифы по оплате электроэнергии без учета понижающего коэффициента. ДД.ММ.ГГГГ. истец направил ответчику письмо о применении коэффициента 0,7. Ответчик отказался в добровольном порядке произвести перерасчет оплаты за потребленную электроэнергию с учетом понижающего коэффициента. На основании изложенного, в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» истец Шахторина В.Е. просит обязать ответчика ОАО «Барнаульская горэлектросеть» произвести перерасчет начисленной суммы за потребленную электрическую энергию с применением понижающего коэффициента 0,7 за период с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время.

 В судебном заседании истец и его представитель полностью поддержали свой иск по основаниям, изложенным в нем.

 Представитель ОАО «Барнаульская горэлектросеть» в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежаще, ранее представил возражения, в которых просил в иске отказать в полном объеме, т.к. полагает, что требования истца незаконны. Техническая документация на установку электроплит в доме, где проживает истец, отсутствует. Осмотр и приемка электрических плит по вышеуказанному адресу не осуществлялась из-за отсутствия обращения по данному вопросу. Ввод в эксплуатацию допускается только с разрешения энергоснабжающей организации.

 Суд, выслушав стороны, письменный отзыв по иску ООО «Барнаульская сетевая компания», исследовав представленные доказательства, материалы гражданского дела, считает, что требования истца Шахториной В.Е. подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

 В судебном заседании установлено, что собственником квартиры, расположенной по адресу <адрес> является истец Шахторина В.Е.

 Истцом заявлено требование к ответчику ОАО «Барнаульская горэлектросеть» о возложении обязанности произвести перерасчет начисленной суммы за потребленную электрическую энергию с применением понижающего коэффициента 0,7 за период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

 Данный факт не оспаривается ответчиком, который считает, что расчет правильный.

 Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского Кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

 Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 07.07.2003 года N 125-ФЗ), статьей 5 которого предусмотрено, что Правительство Российской Федерации устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, в том числе порядок определения цены на электрическую энергию, продаваемую на оптовом рынке электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам, с учетом региональных особенностей формирования тарифов на оптовом рынке.

 Правительство Российской Федерации приняло во исполнение возложенного на него законом полномочия Постановление от 7 декабря 1998 года N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением", которым непосредственно осуществило правовое регулирование в сфере отношений, связанных с установлением тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.

 Абзацем 1 пункта 2 настоящего Постановления предусмотрено применение понижающего коэффициента 0,7 для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками.

 Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" определяет экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность).

 Согласно статье 5 настоящего Федерального закона в области государственного регулирования тарифов Правительство Российской Федерации устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации.

 В соответствии со статьей 2 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ своим ОПРЕДЕЛЕНИЕМ от 21 октября 2008 года N 649-О-О «ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ИВАНОВА СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 ДЕКАБРЯ 1998 ГОДА N 1444 "ОБ ОСНОВАХ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ПОТРЕБЛЯЕМОЙ НАСЕЛЕНИЕМ" установил, что во исполнение Конституции Российской Федерации и в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливает основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации.

 Таким образом, издавая Постановление от 7 декабря 1998 года N 1444, Правительство Российской Федерации действовало в пределах своих полномочий.

 Как неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления различных правовых условий для разных категорий, если такая дифференциация не является произвольной и основывается на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов права.

 Положение пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1998 года N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением", предусматривающее применение понижающего коэффициента 0,7 к тарифам на электрическую энергию на основании такого критерия, как наличие у абонента стационарной электроплиты или электроотопительной установки, не является произвольным и направлено на снижение размера тарифов на электрическую энергию, а потому не нарушает ни статью 19 Конституции Российской Федерации, закрепляющую принцип равенства, ни другие ее статьи, на которые ссылается заявитель в обоснование своей позиции.

 Постановлением Правительства РФ N 1231 от 26.09.1997 года установлено, что региональным энергетическим комиссиям при установлении тарифов на электроэнергию для населения также предписано обязательное применение понижающего коэффициента 0,7.

 В силу ст. 115 Конституции РФ постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

 Ни данными нормативными актами, ни какими-либо другими законами не установлены ограничения или возложении обязанности на установку стационарных электрических плит с обязательными определенными техническими условиями.

 Суд отвергает доводы ответчика о том, что электроплита в данной квартире установлена с нарушениями и поэтому нельзя применить понижающий коэффициент.

 Эта же плита не мешает ответчику брать плату за электричество без понижающего коэффициента на данный момент.

 Как установлено в судебном заседании квартира Шахториной В.Е. по адресу <адрес> оборудована стационарной электроплитой. Но в то же время у сторон отсутствуют необходимые документы на установку электроплит, в связи с этим, судом была назначена и проведена судебная строительная экспертиза, из заключения которой следует, что данная квартира оборудована стационарной электроплитой, и её замена или перепланировка с данного времени не производилась. Наличие электрической плиты улучшает условия проживания жильцов данной квартиры, т.к. иное оборудование (газовое или др.) для приготовления пищи в квартире отсутствует. Доводы ответчика о самовольном переустройстве истцом принадлежащего ему жилого помещения опровергается данной экспертизой.

 Из показаний истца, не опровергнутых другими доказательствами по делу, данная электроплита была установлена в 1983 году.

 Сведения об оборудовании жилого помещения электрической плитой и отсутствии в квартире газоснабжения, содержатся в технической документации на квартиру истца, а так же в проведенной по данному делу судебной строительно-технической экспертизы. Доказательств незаконного переустройства истцом жилого помещения ответчик вопреки требованиям ст. 56 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации не представил.

 Суд не принимает довод ответчика, что в соответствии с Правилами пользования электрической электроэнергией, утвержденных приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 06.12.1981 г. № 310, которые действовали на момент установки электроплит в 1983 году, и являлись основным правоустанавливающим документом в области энергоснабжения, нормами закона предусмотрена обязанность по выполнению технических условий при переустройстве жилья и подключении дополнительных мощностей (установка стационарных электроплит).

 Вышеуказанными Правилами для разрешения данных вопросов для физических лиц установлен обязательный заявительный характер, обязательное предоставление предусмотренных сведений и обязательное выполнение сетевой организацией действий, определенных вышеуказанной Инструкцией и вышеуказанными Правилами.

 Только выполнение установленной процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств указывает на то, что энергопринимающее устройство установлено в установленном порядке.

 Применение установленных тарифов по оплате потребленной электроэнергии, установленных понижающих коэффициентов по ее оплате, возможно лишь при условии, что стационарные электроплиты и электроотопительные установки оборудованы и установлены в определенном порядке.

 Данный вывод основан на неправильном толковании действующего законодательства и его расширительном применении по данным правоотношениям.

 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ своим ПОСТАНОВЛЕНИЕМ от 27 декабря 2004 года N 861 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ НЕДИСКРИМИНАЦИОННОГО ДОСТУПА К УСЛУГАМ ПО ПЕРЕДАЧЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ И ОКАЗАНИЯ ЭТИХ УСЛУГ, ПРАВИЛ НЕДИСКРИМИНАЦИОННОГО ДОСТУПА К УСЛУГАМ ПО ОПЕРАТИВНО-ДИСПЕТЧЕРСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ И ОКАЗАНИЯ ЭТИХ УСЛУГ, ПРАВИЛ НЕДИСКРИМИНАЦИОННОГО ДОСТУПА К УСЛУГАМ АДМИНИСТРАТОРА ТОРГОВОЙ СИСТЕМЫ ОПТОВОГО РЫНКА И ОКАЗАНИЯ ЭТИХ УСЛУГ И ПРАВИЛ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ ЭНЕРГОПРИНИМАЮЩИХ УСТРОЙСТВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ОБЪЕКТОВ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, А ТАКЖЕ ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ СЕТЕВЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ И ИНЫМ ЛИЦАМ, К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ» (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 года N 530, от 21.03.2007 года N 168, от 26.07.2007 года N 484, от 14.02.2009 года N 114, от 14.02.2009 года N 118, от 21.04.2009 года N 334, от 15.06.2009 года N 492, от 02.10.2009 года N 785, от 03.03.2010 года N 117, от 15.05.2010 года N 341, от 09.06.2010 года N 416, от 24.09.2010 года N 759, от 01.03.2011 года N 129, от 29.12.2011 года N 1178), утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 168) «ПРАВИЛА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ ЭНЕРГОПРИНИМАЮЩИХ УСТРОЙСТВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, ОБЪЕКТОВ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ, А ТАКЖЕ ОБЪЕКТОВ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ СЕТЕВЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ И ИНЫМ ЛИЦАМ, К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ» (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 года N 168, от 14.02.2009 года N 118, от 21.04.2009 года N 334, от 24.09.2010 года N 759, от 01.03.2011 года N 129, от 29.12.2011 года N 1178), которые не привязывают применение понижающего коэффициента к установке электроплиты.

 Кроме того, данные правовые акты были приняты после её установки и не могут применяться к данным правоотношениям.

 В судебном заседании установлено, что истец Шахторина В.Е. ДД.ММ.ГГГГ обращалась с письменным заявлением к ответчику ОАО «Барнаульская горэлектросеть» по спорному вопросу.

 ДД.ММ.ГГГГ за исходящим № ответчик ОАО «Барнаульская горэлектросеть» направил истцу письменное сообщение, в котором указали, что Шахториной В.Е. не представлено документов, подтверждающих оборудование дома в установленном порядке стационарными плитами; разъяснили порядок подключения электроплиты, разъяснили, что отсутствуют правовые основания для применения понижающего коэффициента.

 Руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

 Исковые требования Шахториной В.Е. удовлетворить.

 Обязать Открытое Акционерное Общество «Барнаульская горэлектросеть» произвести перерасчет платы за электроэнергию в жилом помещении по адресу <адрес>, занимаемое Шахториной В.Е. с ДД.ММ.ГГГГ включительно с применением понижающего коэффициента 0,7 при ценообразовании в отношении электрической энергии.

 Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда, через Октябрьский районный суд <адрес>.

 Мотивированное решение составлено – ДД.ММ.ГГГГ года.

СУДЬЯ: