Дело № 2-3028/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области в составе судьи Огородниковой М.С.,
при секретаре Темеревой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО1 к Администрации Омского муниципального района Омской области о признании незаконными бездействия органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с требованиями к Администрации Омского муниципального района Омской области о признании незаконными бездействия органа местного самоуправления, работников и должностных лиц, принимающих участие в предоставлении муниципальной услуги, указав, что ФИО1 по праву собственности принадлежит жилой дом, общей площадью <данные изъяты>.м., инвентарный номер <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>. Указанный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в границах <данные изъяты>, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к Заинтересованному лицу с просьбой предоставить указанный земельный участок ей в собственность. Однако до настоящего времени обязанности, предусмотренные п. 6 ст. 36 ЗК РФ Заинтересованным лицом не исполнены, причины по которым последний, уклоняется от совершения действий направленных на оформление и передачу ей в собственность земельного участка до настоящего времени ей не известно. Заинтересованным лицом в срок, установленный действующим законодательством: двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка, не принято решение о предоставлении указанного земельного участка ФИО1, и не направило ей копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Заинтересованным лицом в срок, установленный действующим законодательством: один месяц не осуществлена подготовка проекта договора купли-продажи земельного участка и не направлено в ее адрес предложение о заключении договора купли-продажи земельного участка. Конституционный Суд РФ в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 187-O "Об отказе в принятии жалобы гражданина Г. на нарушение его конституционных прав положением пункта б ст. 36 Земельного кодекса РФ" указал, что из п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными названными его нормами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения. Если указанное лицо обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора купли-продажи, а исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи, либо предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными. ДД.ММ.ГГГГ в ходе судебного заседания по гражданскому делу № 2-2752/2013, ФИО1 стало известно о принятом Заинтересованным лицом ДД.ММ.ГГГГ решения, о предоставлении ей в собственность за плату земельного участка площадью 1 500 кв. м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в границах Иртышского сельского поселения Омского муниципального района, <адрес>, _ <адрес>, оформленного Постановлением № П-13/ОМС-1304. О нарушении ее прав ей стало известно с указанной выше даты. На основании изложенного, просит суд признать бездействия Администрации Омского муниципального района <адрес>, выразившиеся в несвоевременном принятии решения по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственности земельного участка площадью 1 500 кв. м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в границах Иртышского сельского поселения Омского муниципального района, <адрес>; не осуществлении подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 1 500 кв. м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в границах Иртышского сельского поселения Омского муниципального района, <адрес>; не осуществлении подготовки проекта Акта приема-передачи земельного участка земельного участка площадью 1 500 кв. м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в границах Иртышского сельского поселения Омского муниципального района, <адрес>; не направление в ее адрес с предложением о заключении подписанного проекта договора купли-продажи земельного участка земельного участка площадью 1 500 кв. м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в границах Иртышского сельского поселения Омского муниципального района, <адрес>, незаконными; обязать Администрацию Омского муниципального района <адрес> в срок не позднее трех рабочих с дней с даты вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу направить в ее адрес оригиналы документов: Постановление № П-13/ОМС-1304 от ДД.ММ.ГГГГ; подписанный проект договора купли-продажи земельного участка площадью 1 500 кв. м., с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного в границах Иртышского сельского поселения Омского муниципального района, <адрес>; Акт приема-передачи земельного участка площадью 1 500 кв. м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в границах Иртышского сельского поселения Омского муниципального района, <адрес>; предложение о заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 1 500 кв. м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в границах Иртышского сельского поселения Омского муниципального района, <адрес>.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования просил признать бездействия Администрации Омского муниципального района <адрес>, выразившиеся в несвоевременном принятии решения по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственности земельного участка площадью 1 500 кв. м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в границах Иртышского сельского поселения Омского муниципального района, <адрес>; не осуществлении подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 1 500 кв. м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в границах Иртышского сельского поселения Омского муниципального района, <адрес>; не осуществлении подготовки проекта Акта приема-передачи земельного участка земельного участка площадью 1 500 кв. м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в границах Иртышского сельского поселения Омского муниципального района, <адрес>; не направление в ее адрес с предложением о заключении подписанного проекта договора купли-продажи земельного участка земельного участка площадью 1 500 кв. м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в границах Иртышского сельского поселения Омского муниципального района, <адрес>, незаконными; обязать Администрацию Омского муниципального района <адрес> в срок не позднее трех рабочих с дней с даты вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу направить в ее адрес предложение о заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 1 500 кв. м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного в границах Иртышского сельского поселения Омского муниципального района, <адрес>.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержала уточненные требования по основаниям, изложенным в заявлении, считает бездействие Администрации Омского муниципального района <адрес> незаконным.
В судебном заседании представитель истца по устному ходатайству ФИО2, поддержала уточненные требования по основаниям, изложенным в заявлении, считает бездействие Администрации Омского муниципального района <адрес> незаконным.
В судебном заседании представитель Администрации Омского муниципального района <адрес> ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., требования не признал, суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ заявителем было подано заявление о расторжении договора аренды земельного участка № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и предоставления земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в собственность за плату. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ. Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок». Однако при подаче заявления заявителем небыли предоставлены документы, предусмотренные Приказом 475, в связи с чем, рассмотрение заявления о расторжении договора аренды земельного участка в установленные сроки было невозможным. В дальнейшем недостающие документы были предоставлены и заявление было рассмотрено по существу с момента получения необходимых ответов из государственных органов. ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании заявитель и его представитель неоднократно говорили о том, что право заявителя на обращение в органы местного самоуправления было нарушено по истечению месяца с даты подачи заявления о расторжении договора аренды земельного участка, т.е. заявитель считает, что право было нарушено еще в марте 2012 года. Заявление об оспаривании бездействия органа местного самоуправления было подано в порядке главы 25 ГПК РФ. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ оспариванию подлежат решения, действия (бездействия) органов государственной власти, нарушающие права и свободы гражданина и несоответствующие требованиям закона. Для обращения в суд с заявлением о возбуждении производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих ГПК РФ устанавливает специальные сроки исковой давности. Часть 1 ст. 256 ГПК РФ указывает, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. В судебном заседании, состоявшемся 25.12.2013, заявитель не заявлял о наличии каких-либо уважительных причин для восстановления срока для обращения в суд. Таким образом, в судебном заседании установлено, что право заявителя на обращение в органы местного самоуправления было нарушено в марте 2012 года, трехмесячный срок для подачи соответствующего заявления в суд следует считать с 09.03.2012. В соответствии с п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №15, Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске. В судебном заседании, состоявшемся 25.12.2013, Администрацией Омского муниципального района <адрес> было подано заявление о пропуске срока исковой давности в отношении требований ФИО1 обоспаривании бездействия органа местного самоуправления. На основании вышеизложенного прошу: применить срок исковой давности в отношении требований ФИО1 об оспаривании бездействия органа местного самоуправления; отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истцу по праву собственности принадлежит жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., инвентарный номер <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>. Указанный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенным в границах Иртышского сельского поселения Омского муниципального района, <адрес>. (л.д. )
Согласно договора аренды земельного участка № <данные изъяты>., заключенного между ФИО1 («Арендатор») и Администрацией Омского муниципального района <адрес> («Арендодатель»), Арендодатель передал, а Арендатор принял в аренду сроком на три года земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, в границах Иртышского сельского поселения Омского муниципального района <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, стр. поз. 57, участок площадью 1500 кв.м, кадастровый номер <данные изъяты>, для индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию Омского муниципального района <адрес> с просьбой предоставить указанный земельный участок ей в собственность.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе судебного заседания по гражданскому делу № 2-2752/2013, ФИО1 стало известно о принятом Администрацией Омского муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ решении, о предоставлении ей в собственность за плату земельного участка площадью 1 500 кв. м., с кадастровым номером <данные изъяты>.
Согласно телефонограмме от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Омского муниципального района <адрес> уведомила ФИО1 о принятии постановления № П-13/ОМС-1304 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ей земельного участка и о наличии подготовленного договора купли-продажи земельного участка.
На основании п. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме. В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
В соответствии со статьями 2, 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги. При получении муниципальных услуг заявители имеют право на получение муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
Статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Решения об образовании указанных земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков необходимы следующие документы:
1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Иные документы гражданами не предоставляются. Кроме того для принятия решения об образовании земельного участка органы местного самоуправления запрашивают документы, указанные в подпункте 1 пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них).
Изложенные выше нормы федерального законодательства свидетельствуют о том, что решение о предоставлении земельных участков в собственность за плату является муниципальной услугой, обязанность предоставления которой возложена законодателем на органы местного самоуправления Омского муниципального района в лице Администрации Омского муниципального района. Оказание данной муниципальной услуги осуществляется по запросам заявителей путем принятия Администрацией Омского муниципального района соответствующего муниципального правового акта. Данный факт не оспаривается ответчиком, в том числе в представленных возражениях на исковое заявление ФИО1
При этом судом установлено, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ письменно обращалась в Администрацию Омского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, занимаемого ей на основании договора аренды, в собственность за плату.
Таким образом, заявитель извещен Администрацией Омского муниципального района о предоставлении соответствующей муниципальной услуги, вместе с тем до ДД.ММ.ГГГГ соответствующий правовой акт Администрации Омского муниципального района по данному вопросу не был принят, то есть отсутствует предусмотренный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" результат предоставления муниципальной услуги.
Представленные ответчиком доводы о том, что истцом пропущен 3-х месячный срок исковой давности суд не принимает во внимание, поскольку заявителю ФИО1 стало известно о намерении заключить с ней договор купли-продажи земельного участка лишь ДД.ММ.ГГГГ из телефонограммы Администрации Омского муниципального района <адрес>. Таким образом, суд полагает, что срок для обращения в суд заявителем не пропущен.
Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление муниципальной услуги является не правом, а обязанностью органа местного самоуправления при условии соответствия требования заявителя нормам законодательства.
Статьями 12, 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что предоставление муниципальных услуг должно производиться в соответствии с административными регламентами предоставления муниципальных услуг, которыми устанавливаются сроки предоставления муниципальных услуг.
Согласно п. 2.7 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Омского муниципального района, на которых расположены здания, строения, сооружения» (далее - Регламент), утв. Постановлением Администрации Омского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 770-п: решение о предоставлении земельного участка в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование принимается:
- в месячный срок со дня регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в Администрации Омского муниципального района Омской
области при наличии кадастрового паспорта земельного участка;
- в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка в случае его отсутствия при первичном обращении.
2.7.2. Подготовка договора купли-продажи, аренды, безвозмездного срочного пользования земельного участка осуществляется в месячный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 2.7.1 Регламента.
В силу п.3.4.3 Регламента после того как договор согласован, подписан и скреплен печатью Администрации Омского муниципального района <адрес>, специалист сектора по работе с населением Управления в течение 7 рабочих дней направляет заявителю договор с предложением о его заключении.
Кроме того, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Продление срока рассмотрения обращения допускается лишь в исключительных случаях, не более чем на 30 дней, согласно ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии с данными положениями Административного регламента, учитывая, что заявитель обращался в Администрацию Омского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ г., однако решение было принято ДД.ММ.ГГГГ г., а предложение о заключении договора купли-продажи до настоящего времени не направлено ФИО1, судом устанавливается факт нарушения Администрацией Омского муниципального района установленного срока и порядка предоставления муниципальной услуги.
На основании вышеизложенного суд приходит к мнению, что требования истца о признания незаконным бездействия Администрации Омского муниципального района <адрес>, выразившееся в несвоевременном принятии решения по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка, с кадастровым номером 55:20:050101:336, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, не осуществлении подготовки проекта договора купли-продажи, акта приема-передачи, не направлении предложения о заключении подписанного проекта договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка подлежат удовлетворению
Согласно ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная истцом государственная пошлина в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, ст.ст. 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района <адрес>, выразившееся в несвоевременном принятии решения по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, не осуществлении подготовки проекта договора купли-продажи, акта приема-передачи, не направлении предложения о заключении подписанного проекта договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка.
Обязать Администрацию Омского муниципального района <адрес> в 5-ти дневный срок с момента вступления решения в законную силу направить в адрес ФИО1 предложение о заключении договора купли-продажи земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>.
Взыскать с Администрации Омского муниципального района <адрес> в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд <адрес> в течение 30 дней с момента изготовления мотивированного текста решения.
Судья: М.С. Огородникова
Мотивированный текст решения изготовлен: 31.12.2013г.