ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3028/2018 от 14.06.2018 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июня 2018 года Центральный районный суд г. Тольятти, Самарской области, в составе:

председательствующего Соболевой Ж.В.

при секретаре Ирлица И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Тольятти о признании распоряжения о приеме на работу незаконным, расторжении трудового договора с муниципальным служащим,

установил:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконными распоряжение руководителя аппарата мэрии г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ-р-а/6 «О назначении на должность муниципальной службы ФИО1», распоряжение главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ-р-р/1 о переводе ФИО1 на должность муниципальной службы <данные изъяты>, обязать Администрацию г.о. Тольятти расторгнуть трудовой договор, заключенный с ФИО1, по основаниям, предусмотренным п. 11 ст. 77, ст. 84 Трудового кодекса РФ. В обоснование требований указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства о муниципальной службе установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г.о. Тольятти и ФИО1 заключен трудовой договор с работником мэрии, замещающим должность муниципальной службы, согласно которому ФИО1 была принята на работу в мэрию г.о. Тольятти <данные изъяты> в связи с чем было издано распоряжение руководителя аппарата мэрии г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ-р-р/6. Распоряжением главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была переведена должность <данные изъяты>. До назначения на должность начальника отдела по ведению реестра муниципальной собственности ДУМИ и последующем переводе на должность помощника главы г.о.Тольятти ФИО1 стажа муниципальной (государственной) службы или стажа работы по специальности в соответствии с муниципальными нормативными актами, регулирующими квалификационные требования муниципальных служащих, не имела, что в данном случае является основанием для расторжения трудового договора по п.11 ст.77, 84 ТК РФ.

В судебном заседании помощник прокурора г. Тольятти Шиндяпин Д.О., действующий по удостоверению, исковые требования поддержал. Суду пояснил, что прокуратурой города была проведена проверка по обращению гражданина ФИО3, в котором было указано, что на муниципальной службе состоит ФИО1 и приведены доводы, что она не соответствует занимаемой должности <данные изъяты> В ходе проверки было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ распоряжением руководителем аппарата мэрии ФИО1 была назначена на должность начальник отдела по ведению реестра муниципальной собственности департамента по управлению муниципальным имуществом мэрии с ДД.ММ.ГГГГ на условиях срочного трудового договора, в последующем ДД.ММ.ГГГГ на должность помощник главы г.о. Тольятти. Требования для должности начальника отдела - стаж не менее трех лет по специальности или не менее двух лет стажа муниципальной службы; для помощника главы необходимо высшее профессиональное образование и не менее четырех лет стажа муниципальной службы или пяти лет опыта работы по специальности. ФИО1 не соответствовала названным критериям, для занимаемой должности. До назначения на должность начальника отдела и на дату последующего перевода на должность помощника главы ФИО1 необходимого стажа муниципальной (государственной) службы или стажа работы по специальности «филология» по квалификации «учитель английского и немецкого языков», не имела. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель администрации г.о. Тольятти ФИО2, действующий по доверенности, исковые требования не признал. Суду пояснил, что ФИО1 с 2004-2012г.г. работала в ОАО «ТЕВИС» в должностях: <данные изъяты>. Согласно пункту 4 должностной инструкции секретаря (референта) ОАО «ТЕВИС» от 2006 года в должностные обязанности секретаря (референта) входила подготовка документов и материалов, необходимых для работы директора по маркетингу и директора по вспомогательному производству, в том числе при необходимости осуществление перевода технической и товаросопроводительной документации, материалов переписки с зарубежными организациями. То есть, ФИО1 с 2006 г. по 2012 г., до приема на работу в мэрию г.о. Тольятти, осуществляла, в том числе, переводческую деятельность, которая засчитывается ей в стаж работы по специальности. Таким образом, на дату назначения ФИО1 на должность <данные изъяты> она имела необходимый стаж работы по специальности не менее трех и не менее пяти лет соответственно, что соответствует предъявляемым квалификационным требованиям к указанным должностям муниципальной службы. Более того, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдан диплом о высшем образовании, полученном в ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», присуждена квалификация «учитель английского и немецкого языков» по специальности «филология». Одновременно с дипломом о высшем образовании ФИО1 был выдан диплом о профессиональной переподготовке, полученной в ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», после освоения дополнительной профессиональной программы «документоведение и документационное обеспечение управления» параллельно с получением высшего образования с 06.10.2000г. по 18.06.2001г., количеством 535 часов, который предоставляет право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Делопроизводства, секретарского дела, офисного менеджмента, референтской деятельности». В удовлетворении иска просит отказать.

Третье лицо ФИО1 в судебном заседании с иском не согласилась. Суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ ей был выдан диплом о высшем образовании, полученном в ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», присуждена квалификация «учитель английского и немецкого языков» по специальности «филология». Одновременно с дипломом о высшем образовании был выдан диплом о квалификации и профессиональной переподготовке, полученной в ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», после освоения дополнительной профессиональной программы «документоведение и документационное обеспечение управления» параллельно с получением высшего образования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который предоставляет право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Делопроизводства, секретарского дела, офисного менеджмента, референтской деятельности». Согласно записям в ее трудовой книжке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты> мэрии г.о. Тольятти, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности начальника отдела <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты> Соответственно на момент приёма ДД.ММ.ГГГГ в мэрию г.о. Тольятти на должность муниципальной службы начальника отдела по ведению реестра муниципальной собственности департамента по управлению муниципальным имуществом мэрии г.о. Тольятти и на дату последующего перевода ДД.ММ.ГГГГ на должность помощника главы г.о. Тольятти она имела стаж работы по специальности более пяти лет и соответствовала квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы. В удовлетворении иска просит отказать.

Выслушав пояснения сторон, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает иск прокурора г.Тольятти не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В силу части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.11 ст.77 ТК РФ основаниями прекращения трудового договора являются: нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).

В соответствии со ст. 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в следующих случаях: отсутствие соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Исходя из положений приведенных правовых норм, прекращение трудового договора по указанному основанию возможно, если выполнение конкретной трудовой функции требует обязательного наличия документа об образовании, подтверждающего получение лицом квалификации, которая позволяет ему выполнять данную работу. Такую правовую позицию высказал и Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2013 N 26-КГ12-12.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между мэрией г.о. Тольятти и ФИО1 заключен трудовой договор года с работником мэрии, замещающим должность муниципальной службы. ДД.ММ.ГГГГ мэрией г.о. Тольятти вынесено распоряжение -р-а/6, в соответствии с которым ФИО1 назначена на должность <данные изъяты> на условиях трудового договора с испытательным сроком три месяца. Распоряжением главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ-р-р/1 ФИО1 переведена на должность муниципальной службы – <данные изъяты> Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.

Требования прокурора г.Тольятти основаны на том, до назначения на должность начальника отдела, а затем на должность помощника главы администрации г.о. Тольятти, ФИО1 стажа муниципальной (государственной) службы не имела. ДД.ММ.ГГГГ ей выдан диплом о высшем образовании, полученном в ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет»», присуждена квалификация «учитель английского и немецкого языка» по специальности «филология» После получения высшего образования ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности секретаря-машинистки в ОАО «ТЕВИС», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты> с 05.08.2016г. по 05.09.2016г. работала в должности помощника руководителя в ЗАО «ППСО АО «АВИАКОР». При этом замещение ФИО1 должностей в <данные изъяты> не было связано с работой по полученной в ГОУ ВПО «ТГУ» специальности «филология». Таким образом, на момент назначения на должность начальника отдела, а затем на должность помощника главы администрации г.о. Тольятти, ФИО1 педагогической деятельностью не занималась, не имела стажа муниципальной службы.

Суд с названными доводами не может согласиться. Базовым законодательным актом для всей муниципальной службы является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии со ст.42 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Муниципальным служащим в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Из статьи 1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" следует, что муниципальные служащие приобретают правовой статус муниципального служащего с момента назначения на должность муниципальной службы.

Предметом регулирования Закона являются порядок поступления на муниципальную службу, особенности ее прохождения, а также условия прекращения служебных отношений.

Статья 4 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" закрепляет принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, отражающий сущность муниципальной службы как профессиональной деятельности.

В соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе Российской Федерации" (п. 1 ст. 2) муниципальная служба признается профессиональной деятельностью, что предполагает наличие высокой квалификации у муниципальных служащих и требует от них особого мастерства, приобретаемого и поддерживаемого в результате систематического и непрерывного образования. Закрепляя принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, указанный Закон признает необходимым условием прохождения муниципальной службы наличие у муниципального служащего или гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, необходимой квалификации.

Согласно ст.9 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

В силу ст.13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "О муниципальной службе в Российской Федерации" гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае: представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу.

Согласно ст.8 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 18.04.2018) "О муниципальной службе в Российской Федерации" должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности муниципальной службы;

2) главные должности муниципальной службы;

3) ведущие должности муниципальной службы;

4) старшие должности муниципальной службы;

5) младшие должности муниципальной службы.

Соотношение должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом квалификационных требований к соответствующим должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с разделом I Закона Самарской области от 30.12.2005 N 254-ГД (ред. от 11.01.2016) "О Реестре должностей муниципальной службы в Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 27.12.2005) к высшим должностям муниципальной службы относятся помощник, советник главы городского округа, мэра городского округа, главы муниципального района, главы района. К главным должностям должности муниципальной службы относятся: начальник отдела, инспекции, дирекции, комиссии, службы, председатель комиссии.

В соответствии со ст.6 Закона Самарской области от 09.10.2007 N 96-ГД (ред. от 12.02.2018) "О муниципальной службе в Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 25.09.2007) для замещения должностей муниципальной службы в Самарской области требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки.

Для категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" высшей и главной групп должностей муниципальной службы обязательным условием является наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры.

К стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности устанавливаются следующие требования: для высших должностей муниципальной службы в Самарской области - не менее четырех лет стажа муниципальной службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности, для главных должностей муниципальной службы в Самарской области - не менее двух лет стажа муниципальной службы или не менее трех лет стажа работы по специальности.

Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются в настоящем Законе в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы, с учетом задач и функций органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, лица, замещающего муниципальную должность. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

Анализируя вышеуказанные нормы, суд приходит к выводу, что необходимость для работодателя принимать на муниципальную службу лицо, соответствующее квалификационным требованиям, и возможность для работника быть принятым на такую службу исключительно при наличии у него соответствующего образования и стажа установлена федеральным законодательством. Законодательство субъекта федерации и муниципальные правовые акты устанавливают лишь конкретные требования к стажу и образованию. Поэтому заключение трудового договора с лицом, не имеющим достаточного стажа или необходимого образования, противоречит федеральному закону (ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"), и как следствие влечет за собой прекращение таких трудовых правоотношений.

Из материалов дела видно, что ФИО1 с 1998 года по 2003 год обучалась в ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» по специальности «филология», ДД.ММ.ГГГГ был выдан диплом о высшем образовании, о присуждении квалификация «учитель английского и немецкого языков» по специальности «филология». Одновременно с дипломом о высшем образовании ФИО1 был выдан диплом о профессиональной переподготовке в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которую ФИО1 прошла в ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет», после освоения дополнительной профессиональной программы «Документоведение и документационное обеспечение управления» параллельно с получением высшего образования с ДД.ММ.ГГГГ по 18.06.2001г., количеством 535 часов, который предоставляет право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Делопроизводства, секретарского дела, офисного менеджмента, референтской деятельности».

Таким образом, стаж работы ФИО1 по специальности «филология» и ведения профессиональной деятельности «Делопроизводства, секретарского дела, офисного менеджмента, референтской деятельности» может исчисляться только после получения специальности «филология», то есть с момента решения государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о присуждении ФИО1 квалификации «учитель английского и немецкого языков» поскольку ранее никакой специальности ФИО1 не имела.

Стажем по специальности, согласно трудовой книжки ФИО1 является работа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности <данные изъяты> с 15.06.2012г. по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> с 25.03.2015г. по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника отдела корреспонденции и общего делопроизводства ОАО «ТЕВИС», с 05.08.2016г. по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>

Как пояснял суду представитель ответчика, полученная ФИО1 специальность относится к укрупненной группе специальностей (направлений подготовки) «Гуманитарные науки» по направлению «Языкознание и литературоведение», присваемая квалификация: филолог, преподаватель, лингвист, переводчик в настоящее время наиболее соответствуют Федеральный государственный стандарт высшего образования по специальности 45.05.01 - Перевод и переводоведение (программа специалитета), утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2016 № 1290 (зарегистрировано в Минюсте России 03.11.2016 № 44245), Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 - Филология (уровень магистратуры), утвержденный Приказом Минобрнауки России от 03.11.2015 № 1299 (зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2015 N 3981, и Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.04.02 -Лингвистика (уровень магистратуры), утвержденный Приказом Минобрнауки России от 01.07.2016 № 783 (зарегистрировано в Минюсте России 18.07.2016 N 42896). В соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего образования по специальности 45.05.01 - Перевод и переводоведение (уровень специалитета) объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются, в том числе, иностранные языки и культуры; теория изучаемых иностранных языков и перевода. К видам профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившим программу специалитета, относятся организационно-коммуникационная; информационно-аналитическая; научно-исследовательская и специализация «Специальный перевод».

В соответствии с пунктом 4.4 указанного образовательного стандарта выпускник, освоивший программу специалитета, должен быть готов решать профессиональные задачи, в том числе, осуществление письменного и устного последовательного перевода по заданию заказчика; редактирование письменных переводов.

б) в соответствии с пунктом 4.1 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 - Филология (уровень магистратуры) область профессиональной деятельности выпускников, освоивших указанную программу магистратуры, включает решение комплексных задач, связанных с использованием филологических знаний и умений, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в организациях культуры, в средствах массовой коммуникации (далее - СМИ), в области межкультурной коммуникации и других областях социально-гуманитарной деятельности.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, являются, в том числе, языки (государственный язык Российской Федерации и иностранные языки) в их теоретическом и практическом, синхроническом, диахроническом, социокультурном и диалектологическом аспектах; различные типы текстов - письменных, устных и виртуальных (включая гипертексты и текстовые элементы мультимедийных объектов); устная, письменная и виртуальная коммуникация.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники; освоившие программу магистратуры: научно-исследовательская; педагогическая; прикладная; проектная и организационно-управленческая.

Выпускник, освоивший программу магистратуры, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры, готов решать следующие профессиональные задачи: педагогическая деятельность; прикладная деятельность (в том числе квалифицированный перевод различных типов текстов со снабжением их необходимым редакторским комментарием; квалифицированное синхронное или последовательное сопровождение международных форумов и переговоров, обеспечение приема делегаций из зарубежных стран; переводческое обеспечение различных форм совещаний, консультаций, переговоров; процесс редактирования, комментирования, распространения различных типов текстов).

в) согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 45.04.02 - Лингвистика (уровень магистратуры) объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры по указанному направлению, являются, в том числе: теория изучаемых иностранных языков; иностранные языки и культуры стран изучаемых языков; перевод и переводоведение. К видам профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие указанную программу магистратуры, относится, в том числе переводческая и организационно-управленческая деятельность.

Выпускник, освоивший программу магистратуры по направлению подготовки Лингвистика, готов решать профессиональные задачи, в том числе, осуществлять переводческую деятельность (использование видов, приемов и технологий перевода с учетом характера переводимого текста и условий перевода для достижения максимального коммуникативного эффекта; обработка русскоязычных и иноязычных текстов в производственно-практических целях).

В соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в сфере переводческой деятельности», утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 16.05.2012 № 547н (зарегистрирован в Минюсте России 31.05.2012 N 24410), к должностным обязанностям переводчика относятся: перевод научной, технической, общественно-политической, экономической и другой специальной литературы, патентные описания, нормативно-техническую и товаросопроводительную документацию, материалы переписки с зарубежными учреждениями и предприятиями, а также материалы конференций, совещаний, семинаров; выполнение в установленные сроки устных и письменных, полных и сокращенных переводов, обеспечивая при этом точное соответствие переводов лексическому, стилистическому и смысловому содержанию оригиналов, соблюдение установленных требований в отношении научных и технических терминов и определений. Осуществление редактирования переводов.

Относительно освоения ФИО1 профессиональной переподготовки по дополнительной профессиональной программе «документоведение и документационное обеспечение управления», которая предоставляет право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Делопроизводства, секретарского дела, офисного менеджмента, референтской деятельности», с выдачей дипломов о высшем образовании и профессиональной переподготовке, то как следует из пояснений свидетеля ФИО5, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ параллельно с получением высшего образования проходила обучение в ГОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет» (Тольяттинский филиал Самарского государственного педагогического университета) по программе «документоведение и документационное обеспечение управления». Основной задачей факультета непрерывного образования, на котором обучилась ФИО1, являлась: содействие повышению качества труда населения РФ путем совершенствования профессионализма и повышения уровня компетентности, работников через обучение в системе непрерывного профессионального образования. Дисциплины образовательной программы профессиональной переподготовки «Документоведение и документационное обеспечение управления» имели смежный характер с дисциплинами по программе высшего образования направления «Филология», которые изучала ФИО1, полученные в результате обучения профессиональные компетенции функционально взаимосвязаны. Профессиональная переподготовка предусматривала обучение по следующим дисциплинам: психология делового общения в количестве 15 часов; имидж и деловой этикет – 30 часов; корреспонденция на иностранном языке – 70 часов; менеджмент – 30 часов; управление офисом – 35 часов; стилистика деловой речи и редактирование документов – 80 часов; начальный курс пользователя ПК – 100 часов; основы трудового законодательства – 20 часов; основы экономики – 20 часов; документационное обеспечение управления – 100 часов; секретарское дело и референтская деятельность – 35 часов. Общее количество часов 535. После успешного освоения программы и сдачи зачетов и экзаменов с положительными оценками по указанным выше дисциплинам ФИО1 приказом от 18.06.2001г. № 262 была отчислена с факультета непрерывного образования. По завершению обучения одновременно с дипломом о высшем образовании 30.06.2003г. ФИО1 был выдан диплом о прохождении профессиональной переподготовки, который является документом о квалификации, предоставляющим право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Делопроизводства, секретарского дела, офисного менеджмента, референтской деятельности».

Таким образом, полученные ФИО1 в 2003 году специальность «филология» и квалификация, предоставляющая право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Делопроизводства, секретарского дела, офисного менеджмента, референтской деятельности» позволяла ФИО1 занимать не только должность «учителя английского и немецкого языков», но и другие должности в различных областях деятельности, в том числе в области экономики и управления, связанных с работой секретаря – референта и с переводом научной, технической, общественно-политической, экономической и другой специальной литературы, нормативно-технической и товаросопроводительной документации, материалы переписки с зарубежными учреждениями и предприятиями, а также материалы конференций, совещаний, семинаров; выполнение в установленные сроки устных и письменных, полных и сокращенных переводов.

Как указано судом ранее, ФИО1 с <данные изъяты> входила подготовка документов и материалов, необходимых для работы директора по маркетингу и директора по вспомогательному производству, в том числе осуществление перевода технической и товаросопроводительной документации, материалов переписки с зарубежными организациями.

В соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 требованиями к квалификации по должности секретарь руководителя (секретарь-референт) являются наличие высшего профессионального образования без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет.

Согласно характеристики, представленной в материалы дела <данные изъяты> требуется начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и специальная подготовка по установленной программе без предъявления требований к стажу работы, должности секретаря-референта (секретаря руководителя) высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет. Замещение должностей в ОАО «ТЕВИС» в соответствии с должностными инструкциями и установленными квалификационными требованиями по должностным категориям работников требовало от ФИО1 ведения делопроизводства, осуществления организационно-технического обеспечения административно-распорядительной деятельности директора по маркетингу (директора по сбыту энергоресурсов) и директора по вспомогательному производству, знания иностранного языка и осуществления перевода технической и товаросопроводительной документации, подготовки материалов переписки (корреспонденции) с зарубежными организациями в рамках секретарского дела, документационного обеспечения управления руководителей, документирования, организацию приёма посетителей, осуществления работы по подготовке заседаний и совещаний, проводимых директорами, в рамках референтской деятельности. В 2005г. и 2008г. ФИО1 проходила аттестацию с оценкой и подтверждением результатов трудовой деятельности на соответствие занимаемым должностям с учётом сведений об образовании и повышении квалификации, профессиональных, деловых и личных качеств. В 2011 г. ФИО1 прошла повышение квалификации в Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна по программе «Эффективная работа службы документационного обеспечения управления».

Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО1 с 2006 г. по 2012 г. выполнялась работа соответствующая полученной специальности «филология» и профессиональной переподготовки, которая должна быть засчитана в стаж работы по специальности. Следовательно, на дату назначения на должность начальника отдела и должность помощника главы городского округа, ФИО1 имела необходимый стаж работы по специальности, что соответствует предъявляемым квалификационным требованиям для замещения высшей должности муниципальной службы.

На момент принятие ФИО1 на муниципальную службу действовало постановление Мэра городского округа Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ N 1003-1/п (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Перечня квалификационных требований к должностям муниципальной службы в городском округе Тольятти", которое в настоящее время утратило свою силу, тем не менее, разделом 1 которого установлено, что высшие должности муниципальной службы: категория "помощники (советники)" - помощник мэра, советник мэра, по уровню профессионального образования: стаж муниципальной службы (государственной службы) или стаж (опыт) работы по специальности (лет); по опыту (стажу) работы - не менее четырех лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее пяти лет стажа (опыта) работы по специальности.

Главные должности муниципальной службы: категория специалист - начальник отдела, по уровню профессионального образования: стаж муниципальной службы (государственной службы) или стаж (опыт) работы по специальности (лет); по опыту (стажу) работы - не менее двух лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее трех лет стажа (опыта) работы по специальности.

Профессиональное образование признается соответствующим направлению деятельности муниципального служащего, если позволяет качественно и в полном объеме исполнять должностные обязанности по соответствующей должности муниципальной службы.

Исходя из вышеназванного на момент заключения трудового договора ФИО1 соответствовала квалификационным требованиям, предъявляемым к стажу работы по специальности, необходимому для замещения должности муниципальной службы, поэтому оснований для признания распоряжений незаконными, и прекращении трудовых отношений с ФИО1, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56,45,192-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Прокурора г.Тольятти к Администрации г.о. Тольятти о признании распоряжение руководителя аппарата мэрии г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ-р-а/6 «О назначении на должность муниципальной службы ФИО1», распоряжение главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ-р-р/1 о переводе ФИО1 на должность <данные изъяты> незаконными, расторжении трудового договора, заключенного с ФИО1, по основаниям, предусмотренным п. 11 ст. 77, ст. 84 Трудового кодекса РФ, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский облсуд через Центральный райсуд г.Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий подпись Соболева Ж.В.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты>